Фельдман Зиновий Львович (10 августа 1919, с. Лугины (укр. Лугини; ныне поселок городского типа Житомирской области Украины) — октябрь 1989, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1951, 1953). Член СК СССР с 1958 года. Беспартийный.
В 1929 году семья переехала в г. Киев, где в 1936 году окончил школу-десятилетку. Не прекращая учебу в школе, поступил на работу в кинотеатр (3-й КСМ г. Киева), где работал в должности агитпропа.
В 1936 году поступил в Киевский киноинститут; в 1938 году переведен во ВГИК на операторский факультет, который окончил в 1940 году[1].
ВГИК. 1940 год. На фото сидят в первом ряду: преподаватель операторского ф-та Леонид Васильевич Косматов (второй слева), руководитель кафедры операторского ф-та, профессор Анатолий Дмитриевич Головня (третий слева), преподаватель операторского ф-та Евсей Михаилович Голдовский (четвертый слева), декан операторского ф-та Александр Карлович Крук (пятый слева), руководитель мастерской операторского ф-та Борис Волчек (второй справа); сидят во втором ряду: выпускники операторского ф-та Георгий Епифанов (четвертый слева), Аркадий Зенякин (четвертый справа), Леонид Котляренко (пятый справа); стоят в верхнем ряду: выпускник операторского ф-та Алексей Семин (третий справа), студент операторского ф-та Анатолий Колошин (десятый справа), выпускники операторского ф-та Зиновий Фельдман (третий (слева направо) во втором верхнем ряду) и Игорь Бессарабов (четвертый (слева направо) в третьем верхнем ряду); стоят (в третьем ряду): студент сценарного ф-та Леонид Браславский (второй справа), студенты операторского ф-та Илья Аронс ( третий справа), Валентина Скоробогатова (седьмая справа). Фото из личного архива Евгении Головня (внучки А. Головня).
В РККА с 1940 года. Призван Киевским РВК г. Москвы. Звание: инженер-капитан.
В Музее кино хранится письмо, которое выпускник операторского факультета ВГИКа Зиновий Фельдман направил заместителю начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Роману Григорьевичу Кацману с просьбой помочь служить по специальности — снимать кинохронику. К письму приложен конверт с резолюцией: «Отвечать пока не будем».
Участник Великой Отечественной войны. Звание: рядовой.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. 16 мая 1942 года откомандирован на Центральную студию кинохроники.
Работая в составе киногруппы 1-го Прибалтийского фронта, получил блестящую характеристику: «За период работы на фронте показал себя энергичным, растущим, смелым работником, работая
ассистентом кинооператора тов. Панова, снимал самостоятельно в боях действующих частей за Духовщину, в боях за Круглую рощу, где сняли материал о Михаиле Уварове. Снятый материал получил высокую оценку. Тов. Фельдман бесстрашный работник, за период Отечественной войны имеет ранение – будучи участником десантной операции в боях за Феодосию.
Сообщаю, что тов. Фельдмана необходимо снабдить съемочной камерой "Аймо", и он обеспечит съемку правдивых боевых операций частей.
Фельдман стремится работой доказать свою способность и полученную квалификацию в институте кинематографии.Начальник киногруппы Первого Прибалтийского фронта Филь».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 32.)[2]
В основном снимал самостоятельно, а также в паре с кинооператорами И. Гелейном, С. Школьниковым, И. Пановым.
Съемки З. Фельдмана вошли во фронтовые киновыпуски, киножурналы и фильмы. Съемка "Кенигсберг" был признана фронтовой рудакцией, режиссером выпуска и дирекцией студии лучшей из всего присланного материала Кёнигсбергской операции.
Снятые З. Фельдманом кадры вошли в полнометражный фильм «Парад Победы».
В 1945 — 1947 — асс. оператора; с 1947 — 1951 — оператор 3-й категории; с 05 ноября 1951 по 10 февраля 1953 — оператор 2-й категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). С апреля по сентябрь 1951 года находился в командировке на Тбилисской ордена Ленина киностудии художественных фильмов, где снимал цветной документальный фильм «Советская Грузия».
За участиев в создании цветных, полнометражных фильмов «Обновление замли» и «Советский Туркменистан» З. Фельдман дважды удостоен звания Лауреата Сталинской премии.
10 февраля 1953 года был уволен со студии (по личному указанию И.В. Сталина) вместе с основными членами съемочной группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; реж.: Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер) с лишением права работать в кино[3].
С июля 1953 по январь 1954 — оператор Рижской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
В 1955 — 1982 — режиссёр, оператор киностудии «Моснаучфильм» (с 06 апреля 1966 «Центрнаучфильм»).
Жена — Клобуцкая Ирина Константиновна, работала во ВГИКе.
Дочь — Татьяна Зиновьевна Фельдман (род. в 1945 году в Москве), работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте киноискусства (ВНИИК)..
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); режиссеры: Л. Степанова, Р. Гиков; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1944 — Освобождение г. Вильнюса (фронтовой выпуск № 4); режиссер Л. Варламов; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1944 — Освобождение Советской Белоруссии (боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, З. Фельдман и другие
1944 — Сражение за Витебск (фронтовой выпуск №1); режиссер И. Копалин; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1945 — Кенигсберг; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1945 — Парад Победы (чёрно-белый вариант); полнометражный; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов, Е. Андриканис, И. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман, Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин, А. Левитан, Е. Лозовский, Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В.В. Микоша, Е. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. Семенов, В.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, С. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков и другие
1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1946 — День авиации (спецвыпуск — праздник на Тушинском аэродроме 18 августа 1946 года); режиссер Л. Степанова; операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, З. Фельдман
1947 — Мастера высоких урожаев; полнометражный; оператор
1948 — 1-е Мая; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1948 — В. И. Ленин; полнометражный
1948 — Ко дню Военно-Морского флота; режиссер Н. Соловьев; операторы: А. Зенякин, А. Воронцов, М. Прудников, Л. Котляренко, З. Фельдман
1949 — Обновление земли; полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: М. Глидер, С. Киселев, С. Уралов, З. Фельдман, В. Штатланд
1949 — Матч чемпионов; режиссер Б. Вейланд; операторы: С. Коган, П. Оппенгейм, З. Фельдман 1949 — В честь семидесятилетия товарища И.В.Сталина. Спецвыпуск; операторы: Г. Ефимов, С. Киселев, Г. Цветков, З. Фельдман, П. Шлыков
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; реж.: Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов
1951 — Советская Грузия; полнометражный; Производство: Тбилисская ордена Ленина киностудия; режиссеры: С. Долидзе, Р. Кармен; операторы: Д. Канделаки, З. Фельдман, Ш. Гегелашвили, Р. Кармен
1952 — По Краснодарскому краю; производство: ЦСДФ; авторы сценария: Л. Степанова, В. Капитановский; режиссер Л. Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер
1953 — Даугава; производство: Рижская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Л. Лейманис; оператор
1955 — Большие резервы (о развитии теплично-парникового хозяйства в СССР); производство: Моснаучфильм; режиссеры: Б. Шубин, В. Попова; операторы: З. Фельдман, И. Талуев
1955 — Терентий Мальцев; производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1956 — Опыт одного колхоза (филь рассказывает о новом порядке планирования); производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1956 — Букет цветов; производство: Моснаучфильм; автор сценария Н. Шпиковский; реж.-оператор
1956 — Опыт одного колхоза (о новом порядке планирования); оператор (в соавторстве)
1957 — Широка страна моя; первый советский панорамный фильм; производство: Моснаучфильм; автор сценария и режиссер: Роман Кармен; композитор: Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный; премьерасостоялась в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года.
1958 — Хорошее начало; производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1959 — Хлеб семилетки; производство: Моснаучфильм; автор сценария Ю. Гурвич; реж.-оператор
1966 — Широка страна моя (панорама); оператор
1973 — Дерево мира; автор сценария
1984 — Парад Победы (новая редакция); полнометражный
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Новости дня", "Пионерия", "Советский спорт", "Новости сельского хозяйства", "Сельское хозяйство", "Строительство и архитектура", "Наука и техника".
____________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 209).
[...]Неожиданный гром грянул, когда после просмотра Сталин спросил у Большакова:
Михаил Посельский, кинооператор, Источник
—«Почему в картине о параде показаны не все командующие фронтами? Куда делись Баграмян и Еременко?»
Большаков не знал, что ответить «хозяину». Режиссеров на просмотр такого высокого уровня не приглашали. Министр кинематографии потребовал от режиссеров картины Ирины Венжер и Иосифа Посельского, моего дяди, исправить «политическую ошибку» и вставить в фильм кадры с генералами Баграмяном и Еременко. Все осложнилось, когда стало известно, что командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Баграмян со своим штабом находится в Риге, командующий 4-м Украинским фронтом генерал Еременко и его штаб — в Кракове. Итак, одному оператору надо было срочно вылетать в Ригу, другому—в Краков, и там сделать досъемки генералов для двух вариантов фильма—черно-белого и цветного.[...]
Жребий снимать Еременко в Кракове выпал мне. В дирекции студии меня попросили объяснить генералу, что его съемка на параде забракована из-за капель дождя, попавших в объектив.[...]
Прикрывая рукой камеру, чтобы в объектив не попала вода, я приготовился снимать. Несколько секунд Еременко постоял на фоне знамен и быстро укрылся от дождя под крышей автомобиля. Теперь мне предстояло перезарядить в аппарате черно-белую пленку и все повторить сначала. Пока я перезаряжал камеру, пошел проливной дождь. Я посмотрел на мокрый мундир генерала и с мольбой в голосе произнес: «Нужно постоять еще несколько секунд и все закончим». Еременко быстро выскочил из машины и на мгновение встал под знамена.
Когда машины тронулись в обратный путь, я посмотрел на счетчик киноаппарата: было снято три метра пленки, да и в первой цветной кассете было не больше. С таким мизерным материалом я возвращался в Москву. В лаборатории студии Зеленцов сообщил мне, что оператор Зиновий Фельдман пару часов назад тоже сдал свою пленку в проявку. Задание мы оба выполнили в срок, и вскоре фильм «Парад Победы» в черно-белом варианте был выпущен на экраны.
Иногда, когда по телевидению показывают эту ленту, и я вижу генералов Еременко и Баграмяна на Красной площади, то невольно вспоминаю историю той давней съемки, которая на экране длиться всего несколько секунд. Такое бывает, наверное, только в кино![...]
[...]Картина ("По Краснодарскому краю" (1952); 4 части; Производство: ЦСДФ; реж. Лидия Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; — прим. ред. #музейцсдф) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать.
Василий Катанян, режиссёр, Источник
Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно! Имя Степановой стали произносить шепотом, все у нее перестали бывать. Все терялись в догадках.
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом. У Зямы Фельдмана была семья, для которой он был единственным кормильцем. Через год с трудом устроился проявщиком в фотолабораторию. А Глидер обивал все пороги, чтобы доказать, что он снял всего два кадра и вообще ни при чем. Ему же резонно отвечали, что раз он первый в титрах, то при чем! К счастью, за него вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили. Я потом с ним снимал фильм «Сергей Эйзенштейн».
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме».[...]
[ Страница дополняется материалами ]