Зиновий ФЕЛЬДМАН

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Зиновий Львович ФЕЛЬДМАН

Дата рождения:
10 августа 1919
с. Лугины, Украинская Социалистическая Советская Республика

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Фельдман Зиновий Львович (10 августа 1919, с. Лугины (укр. Лугини; ныне поселок городского типа Житомирской области Украины) — октябрь 1989, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1951, 1953). Член СК СССР с 1958 года. Беспартийный.

В 1929 году семья переехала в г. Киев, где в 1936 году окончил школу-десятилетку. Не прекращая учебу в школе, поступил на работу в кинотеатр (3-й КСМ г. Киева), где работал в должности агитпропа.
В 1936 году поступил в Киевский киноинститут; в 1938 году переведен во ВГИК на операторский факультет, который окончил в 1940 году[1]. 

ВГИК. 1940 год. На фото сидят в первом ряду: преподаватель операторского ф-та Леонид Васильевич Косматов (второй слева), руководитель кафедры операторского ф-та, профессор Анатолий Дмитриевич Головня (третий слева), преподаватель операторского ф-та Евсей Михаилович Голдовский (четвертый слева), декан операторского ф-та Александр Карлович Крук (пятый слева), руководитель мастерской операторского ф-та  Борис Волчек (второй справа); сидят во втором ряду:  выпускники  операторского ф-та Георгий Епифанов (четвертый слева), Аркадий Зенякин (четвертый справа), Леонид Котляренко (пятый справа); стоят в верхнем ряду: выпускник  операторского ф-та Алексей Семин (третий справа), студент операторского ф-та  Анатолий Колошин (десятый справа), выпускники операторского ф-та Зиновий Фельдман (третий (слева направо) во втором верхнем ряду) и Игорь Бессарабов (четвертый (слева направо) в третьем верхнем ряду); стоят  (в третьем ряду): студент сценарного ф-та Леонид Браславский (второй справа), студенты операторского ф-та Илья Аронс ( третий справа), Валентина Скоробогатова (седьмая справа). Фото из личного архива Евгении Головня (внучки А. Головня).

В РККА с 1940 года. Призван Киевским РВК г. Москвы. Звание: инженер-капитан.

В Музее кино хранится письмо, которое выпускник операторского факультета ВГИКа Зиновий Фельдман направил заместителю начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Роману Григорьевичу Кацману с просьбой помочь служить по специальности — снимать кинохронику. К письму приложен конверт с резолюцией: «Отвечать пока не будем».

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17290527).

Участник Великой Отечественной войны. Звание: рядовой.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. 16 мая 1942 года откомандирован на Центральную студию кинохроники.

  • С 19 мая 1942 — ассистент оператора в киногруппе Калининского фронта (выполнял обязанности и задачи оператора, находясь при этом в должности ассистента).
  • С 1944 — специальный военный корреспонтент киногруппы 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусского фронтов. В августе 1944 года был контужен.

Работая в составе киногруппы 1-го Прибалтийского фронта, получил блестящую характеристику: «За период работы на фронте показал себя энергичным, растущим, смелым работником, работая
ассистентом кинооператора тов. Панова, снимал самостоятельно в боях действующих частей за Духовщину, в боях за Круглую рощу, где сняли материал о Михаиле Уварове. Снятый материал получил высокую оценку. Тов. Фельдман бесстрашный работник, за период Отечественной войны имеет ранение – будучи участником десантной операции в боях за Феодосию.
Сообщаю, что тов. Фельдмана необходимо снабдить съемочной камерой "Аймо", и он обеспечит съемку правдивых боевых операций частей.
Фельдман стремится работой доказать свою способность и полученную квалификацию в институте кинематографии.

Начальник киногруппы Первого Прибалтийского фронта Филь».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 32.)[2]

В основном снимал самостоятельно, а также в паре с кинооператорами И. Гелейном, С. Школьниковым, И. Пановым.

Съемки З. Фельдмана вошли во фронтовые киновыпуски, киножурналы и фильмы. Съемка "Кенигсберг" был признана фронтовой рудакцией, режиссером выпуска и дирекцией студии лучшей из всего присланного материала Кёнигсбергской операции.

Снятые З. Фельдманом кадры вошли в полнометражный фильм «Парад Победы».

В 1945 — 1947 — асс. оператора; с 1947 — 1951 — оператор 3-й категории; с 05 ноября 1951 по 10 февраля 1953  — оператор 2-й категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)С апреля по сентябрь 1951 года находился в командировке на Тбилисской ордена Ленина киностудии художественных фильмов, где снимал цветной документальный фильм «Советская Грузия».

За участиев в создании цветных, полнометражных фильмов «Обновление замли» и «Советский Туркменистан» З. Фельдман дважды удостоен звания Лауреата Сталинской премии.

10 февраля 1953 года был уволен со студии (по личному указанию И.В. Сталина) вместе с основными членами съемочной группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; реж.: Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер) с лишением права работать в кино[3].

С июля 1953 по январь 1954 — оператор Рижской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
В 1955 — 1982 — режиссёр, оператор киностудии
 «Моснаучфильм» (с 06 апреля 1966  «Центрнаучфильм»).

_________________________________
1. 
Киевский киноинститут располагался в знаменитом особняке миллионера Терещенко. В 1938 году пришло распоряжение о закрытии Киноинститута. Актеров и режиссеров перевели в театральный институ, а студентов операторского факультета (человек семнадцать) и одну аспирантку (Евгению Лисовскую) — в Москву, во ВГИК. (Источник: "Предвоенный выпуск. О ВГИКе 40-х годов" / журнал "ИСКУССТВО КИНО" № 3 за март 2002 года).
2. Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2019); автор: Валерий Фомин; с. 821-822).
3. 
Освобожден от работы на студии с 10 февраля 1953 года с формулировкой "за безответственное и недобросовестное отношение к работе" (Приказ № 31 от 10.02.1953 г.). Основная часть творческой группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. ШафранМ. Глидербыла уволена со студии без права дальнейшей работы в системе кинематографии; директорам киностудий было запрещено привлекать В.Е. Капитановского к авторской работе. (Основание: Приказ Министра кинематографии СССР т. БОЛЬШАКОВА И.Г. от  6/II-1953 г. № 52/М  "О грубых идейно-художественных ошибках цветного документального фильма "Пo Краснодарскому краю" производства Центральной студии документальных фильмов")

СЕМЬЯ

Жена — Клобуцкая Ирина Константиновна, работала во ВГИКе.
Дочь — Татьяна Зиновьевна Фельдман (род. в 1945 году в Москве), работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте киноискусства (ВНИИК)..

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); режиссеры: Л. Степанова, Р. Гиков; оператор (в соавторстве с другими операторами) 
1944 — Освобождение г. Вильнюса (фронтовой выпуск № 4); режиссер Л. Варламов; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1944 — Освобождение Советской Белоруссии (боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, З. Фельдман и другие
1944 — Сражение за Витебск (фронтовой выпуск №1); режиссер И. Копалин; оператор (в соавторстве с другими операторами) 
1945 —  Кенигсберг; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1945 — Парад Победы (чёрно-белый вариант); полнометражный; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы:  И. Аронс, М. Арабов,  Е. АндриканисИ. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман,  Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. ГолубовС. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин,  А. Левитан, Е. Лозовский,  Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. МакасеевВ.В. МикошаЕ. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. СеменовВ.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. ФельдманМ. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. ШейнинС. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков  и другие
1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; оператор (в соавторстве с другими операторами) 
1946 — День авиации (спецвыпуск — праздник на Тушинском аэродроме 18 августа 1946 года); режиссер Л. Степанова; операторы: Э. Тросман, М. Бунимович, Г. Голубов, И. Гутман, А. Казаков, С. Коган, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, М. Оцеп, С. Семенов, И. Сокольников, А. Хавчин, А. Шафран, Б. Шер, А. Щекутьев, А. Грек, Л. Зайцев, Г. Захарова, З. Фельдман
1947 — Мастера высоких урожаев; полнометражный; оператор
1948 — 1-е Мая; оператор (в соавторстве с другими операторами)
1948 — В. И. Ленин; полнометражный
1948 — Ко дню Военно-Морского флота; режиссер Н. Соловьев; операторы: А. Зенякин, А. Воронцов, М. Прудников, Л. Котляренко, З. Фельдман
1949 — Обновление земли; полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: М. Глидер, С. Киселев, С. Уралов, З. Фельдман, В. Штатланд
1949 — Матч чемпионов; режиссер  Б. Вейланд; операторы: С. Коган, П. Оппенгейм, З. Фельдман 1949 — В честь семидесятилетия товарища И.В.Сталина. Спецвыпуск; операторы: Г. Ефимов, С. Киселев, Г. Цветков, З. Фельдман, П. Шлыков
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; реж.:  Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов
1951 — Советская Грузия; полнометражный; Производство: Тбилисская ордена Ленина киностудия; режиссеры: С. Долидзе, Р. Кармен; операторы: Д. Канделаки, З. Фельдман, Ш. Гегелашвили, Р. Кармен
1952 — По Краснодарскому краю; производство: ЦСДФ; авторы сценария: Л. Степанова, В. Капитановский; режиссер Л. Степанова; операторы:  З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер
1953 — Даугава; производство: Рижская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Л. Лейманис; оператор
1955 — Большие резервы (о развитии теплично-парникового хозяйства в СССР); производство: Моснаучфильм; режиссеры: Б. Шубин, В. Попова; операторы: З. Фельдман, И. Талуев
1955 — Терентий Мальцев; производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1956 — Опыт одного колхоза (филь рассказывает о новом порядке планирования); производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1956 — Букет цветов; производство: Моснаучфильм; автор сценария Н. Шпиковский; реж.-оператор
1956 — Опыт одного колхоза (о новом порядке планирования); оператор (в соавторстве)
1957 — Широка страна моя; первый советский панорамный фильм; производство: Моснаучфильм; автор сценария и режиссер: Роман  Кармен; композитор: Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный; премьерасостоялась в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года.
1958 — Хорошее начало; производство: Моснаучфильм; реж.-оператор
1959 — Хлеб семилетки; производство: Моснаучфильм; автор сценария Ю. Гурвич; реж.-оператор
1966 — Широка страна моя (панорама); оператор
1973 — Дерево мира; автор сценария
1984 — Парад Победы (новая редакция); полнометражный

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Новости дня", "Пионерия", "Советский спорт", "Новости сельского хозяйства", "Сельское хозяйство", "Строительство и архитектура", "Наука и техника".
____________________________________________

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 209).

Награды

1944 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 1140 от 02.12.1944 г.; Издан: ВС 1 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО.)
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 160 от 29.05.1945 г.; Издан: 43 А 2 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 404 от 16.05.1945 г.; Издан: ВС 1 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО.)
1951 — Сталинская премия (за фильм «Обновление земли» (1950))
1952 — Сталинская премия (за фильм «Советский Туркменистан» (1951))
1985 — Орден Отечественной войны I степени (Автор документа: Министр обороны СССР. Номер документа: 72 Дата документа: 06.04.1985 г. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]Неожиданный гром грянул, когда после просмотра Сталин спросил у Большакова:
—«Почему в картине о параде показаны не все командующие фронтами? Куда делись Баграмян и Еременко?»
Большаков не знал, что ответить «хозяину». Режиссеров на просмотр такого высокого уровня не приглашали. Министр кинематографии потребовал от режиссеров картины Ирины Венжер и Иосифа Посельского, моего дяди, исправить «политическую ошибку» и вставить в фильм кадры с генералами Баграмяном и Еременко. Все осложнилось, когда стало известно, что командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Баграмян со своим штабом находится в Риге, командующий 4-м Украинским фронтом генерал Еременко и его штаб — в Кракове. Итак, одному оператору надо было срочно вылетать в Ригу, другому—в Краков, и там сделать досъемки генералов для двух вариантов фильма—черно-белого и цветного.[...]
Жребий снимать Еременко в Кракове выпал мне. В дирекции студии меня попросили объяснить генералу, что его съемка на параде забракована из-за капель дождя, попавших в объектив.[...]
Прикрывая рукой камеру, чтобы в объектив не попала вода, я приготовился снимать. Несколько секунд Еременко постоял на фоне знамен и быстро укрылся от дождя под крышей автомобиля. Теперь мне предстояло перезарядить в аппарате черно-белую пленку и все повторить сначала. Пока я перезаряжал камеру, пошел проливной дождь. Я посмотрел на мокрый мундир генерала и с мольбой в голосе произнес: «Нужно постоять еще несколько секунд и все закончим». Еременко быстро выскочил из машины и на мгновение встал под знамена.
Когда машины тронулись в обратный путь, я посмотрел на счетчик киноаппарата: было снято три метра пленки, да и в первой цветной кассете было не больше. С таким мизерным материалом я возвращался в Москву. В лаборатории студии Зеленцов сообщил мне, что оператор Зиновий Фельдман пару часов назад тоже сдал свою пленку в проявку. Задание мы оба выполнили в срок, и вскоре фильм «Парад Победы» в черно-белом варианте был выпущен на экраны.
Иногда, когда по телевидению показывают эту ленту, и я вижу генералов Еременко и Баграмяна на Красной площади, то невольно вспоминаю историю той давней съемки, которая на экране длиться всего несколько секунд. Такое бывает, наверное, только в кино![...]

Михаил Посельский, кинооператор, Источник

[...]Картина ("По Краснодарскому краю" (1952); 4 части; Производство: ЦСДФ; реж. Лидия Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; — прим. ред. #музейцсдф) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать.
Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно! Имя Степановой стали произносить шепотом, все у нее перестали бывать. Все терялись в догадках.
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом. У Зямы Фельдмана была семья, для которой он был единственным кормильцем. Через год с трудом устроился проявщиком в фотолабораторию. А Глидер обивал все пороги, чтобы доказать, что он снял всего два кадра и вообще ни при чем. Ему же резонно отвечали, что раз он первый в титрах, то при чем! К счастью, за него вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили. Я потом с ним снимал фильм «Сергей Эйзенштейн».
Лидию Ильиничну уволили в две секунды без разговоров — на радость недоброжелателям. Она попросила меня обойти все отделы с «бегунком» и получить ее трудовую книжку. Вела она себя достойно — никуда не писала, не жаловалась, ни о чем не просила. Никто за нее не вступался, ибо непонятна была вина. И время было такое — смрадное, 52 — 53-й годы. Но сразу же после смерти Сталина министр Пономаренко восстановил всех на работе, уже на «Моснаучфильме».[...]

Василий Катанян, режиссёр, Источник

[ Страница дополняется материалами ]