Из книги «...С веком наравне» (Дневники. Письма. Записки); авторы-составители: Е.Д. Уварова-Трояновская и Н.Я. Венжер; (Изд.: — М.; 2004 год).
1960 год. Трояновский и Земцов вылетают в Каир, а затем в Асуан, где девятого января снимают торжественную закладку Асуанской плотины. По материалам съемок сделан цветной, двухчастевый фильм о жизни египетской деревни «Мечта феллахов» (режиссер Трояновский). Он демонстрировался как в наших, так и египетских кинотеатрах.
Во время этой командировки Трояновский вел переговоры о съемках большого документального фильма о реке Нил от истоков до дельты. Египетская сторона высказала заинтересованность и обещала финансировать работу.
1961 год. Руководство ЦСДФ (зам. директора Б.Н. Шумов) ведет переговоры с египтянами о съемках ряда фильмов, в том числе о строительстве Асуанской плотины, в котором принимают участие советские строители и инженеры. С этой целью кроме Трояновского, который еще надеялся на съемки Нила, в Египет (ОАР — Объединенная Арабская республика, 1959 — 1971) вылетел один из ведущих режиссеров студии Л.В. Варламов (с операторами В. Горчилиным и В. Копалиным он снимет фильм «Асуан — надежда Египта» и другие, 1961).
В итоге переговоров Шумова был намечен план производства ряда документальных фильмов о жизни Египта. Картина о реке Нил отложена до лучших времен. Трояновский — руководитель всех намеченных съемок и ответственный в большой группе отечественных кинематографистов (ведет все переговоры с египетским руководством, занимается финансовыми вопросами и т.д.).
Результатом пятимесячной утомительной командировки стали небольшие, по две части фильмы «В древнем Каире» и «Город у подножия пирамид» (Трояновский — режиссер и оператор в составе группы). Интересовавшие его съемки на Красном море так и не состоялись.
Судя по дневниковым записям сделаны «заготовки» для будущего фильма о строительстве Асуанской плотины. Л. Варламов и его группа сняли фильмы «Порт-Саид» и «Суэцкий канал» (две части каждый).
Весной 1964 за две недели до торжественного дня перекрытия плотины Трояновский с оператором Земцовым прилетели в Египет для завершения большого фильма о строительстве и пуске Асуанской плотины. Земцов сразу же улетел на стройку. Трояновский по организационным делам на несколько дней задержался в Каире, где встречал прилетевшего из Москвы писателя Георгия Ивановича Кублицкого, с которым он начал работать над фильмом «Восьмое чудо света» .
В своих книгах* Кублицкий рассказал о значении для Египта грандиозного строительства, в котором участвовали тридцать тысяч египтян и две тысячи русских; о торжестве 14 мая 1964 — дате, когда совершилось перекрытие старого русла Нила.
На этот праздник собрались тысячи гостей, укрывшихся от палящего солнца под шатрами вокруг пульта с кнопкой управления. Простые зрители облепили все остальное, доступное обозрению пространство.
Среди почетных гостей были главы правительств ряда стран, большая делегация из Советского Союза во главе с Н.С. Хрущевым. Встречу Хрущева в Каире и по дороге в Асуан снимали приехавшие с ним кинооператоры ЦСДФ В. Воронцов, В. Киселев и звукооператор В. Котов.
Съемки в Асуане проходили в условиях палящего африканского солнца, скалистой местности. «Часть киногруппы рискнула выдвинуться на скалы, поближе к перемычке, которую должны были взорвать», — писал Кублицкий. На одном из самых труднодоступных мест находился со своим аппаратом и Трояновский. Он заранее выбрал точки, на которых должны были находиться операторы. Не менее важным для Трояновского стала не только общая картина празднования, но и отдельные люди — строители плотины».
Рассказывает Кублицкий: «Еще в Москве нас заинтересовала карта Египта, которую мы увидели у одного крупного экономиста. На ней ... были обозначены места, где по приглашению египетского правительства наши люди строили, проектировали, консультировали. Я насчитал сто тридцать значков. значки сгущались возле Каира, Александрии и, конечно, вокруг Асуана. Нас же особенно привлекали одинокие кружки и треугольнички, нарисованные кое-где возле городков и селений нильской долины на протяжении всех девятисот километров, отделявших Каир от Асуана. Они обозначали небольшие группы наших специалистов: где человек двадцать, а вот в Асьюте, кажется, всего троих или четверых. Тогда же в Москве мы решили с Марком Антоновичем проехать в Асуан на машине, останавливаясь там, где работают наши. В самом деле, в Асуане около двух тысяч советских инженеров и рабочих, у них и клуб, и кино, и школа. А вот как живут наши одиночки среди людей с чужим языком, с незнакомыми обычаями, с другим укладом, с другой психологией?»
Встретив своего автора в каирском аэропорту, Трояновский сразу же задает вопрос: «Вы готовы? — То есть? — не понимает Кублицкий. — Да вот, думаю, завтра рано утром на этой машине в Асуан. — Марк Антонович, дайте хоть на Каир взглянуть одним глазком! Ведь нельзя же так! —Ладно, — вздыхает Трояновский. — Пусть завтрашний день Каир. Но послезавтра до рассвета — в дорогу». Этот краткий диалог характерен для Трояновского, не дававшего «спуску» другим, но прежде всего и себе самому: «Он ложится на землю. Чтобы снять несколько кинокадров с нижней точки, месит перекачиваемую со дня канала грязь, сгорает на солнце, обливается потом, покрывается густейшей пылью — одним словом, работает как обычно...» (Кублицкий Г. Восьмое чудо света. С. 156, 165).
Фильм был смонтирован за рекордно короткий срок. Десятого июля 1964 в кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма «Восьмое чудо света» (режиссер-оператор М. Трояновский, режиссер И. Сеткина, писатель Г. Кублицкий, операторы В. Киселев, В. Воронцов, Г. Земцов, звукооператор В. Котов).
Рецензии в газетах отмечали интересные операторские находки, наполнявшие картину ощущением воздуха, солнца, света, атмосферу радостного ликования. Синхронные записи бесед со строителями плотины, естественность и простота этих съемок (Г. 3емцов, Г. Кублицкий, В. Котов) обогатили фильм.
Осенью 1964 Пленум ЦК КПСС снял Н.С. Хрущева с руководящих постов. Картина «Восьмое чудо света» была закрыта и в широкий прокат не вышла.
________________________________
*Кублицкий Г. «Восьмое чудо света». М. 1966 год.