Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909, Саратов — 12 декабря 2004, Москва) — оператор, режиссер документального кино. Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Член СК СССР с 1957 года и СК России с 1991 года. Член Союза журналистов. Беспартийный.
1927 —1929 — ученик киномеханика (кинотеатр "Искара" в Саратове).
В 1930-е годы Микоша сотрудничал с газетой «Известия», снимал фоторепортажи.
В 1929 году поступил на операторское отделение кинотехникума (ГТК; в 1930 году переименован в ГИК — Государственный институт кинематографии). Сокурсниками Владислава Микоши по киноинституту были — Николай Лыткин, Василий Дульцев, Андрей Болтянский, Борис Горбачёв, Завен Бабасьев.
Студенты 1-го курса операторского факультета Государственного института кинематографии. 1930 год. На фото (стоят в верхнем ряду): Николай Лыткин (предположительно - стоит справа), Владислав Микоша (третий слева); в третьем ряду: Борис Горбачёв (второй слева), Завен Бабасьев (предположительно - шестой слева). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 16305977 / МДФ КП-2007/43).
В 1934 году окончил операторский факультет ГИКа (с 1938 — ВГИК).
В 1931 — 1936 — оператор Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» / Московской студии «Союзкинохроники»:
В 1933 году принимал участие в Первой Альпиниаде Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В Мультимедийном комплексе актуальных искусств (ГБУ КиДО города Москвы) хранится серия фотографий Первой Альпиниады РККА, снятых В. Микошей.
Весной 1934 года принимал участие (совместно с операторами Николаем Самгиным и Николаем Вихиревым) в съемках экспедиции по спасению «челюскинцев».
В 1936 — 1940 — фоторепортёр редакции газеты «Известия» (Москва).
В 1941 — оператор киностудии «Мостехфильм».
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Кинооператор Главного Политического управления РКВМФ (с прикреплением к Центральной студии кинохроники; 20 июня 1941 года присвоена первая операторская категория), спецкор газеты «Правда» и ряда других газет. Воинское звание — интендант третьего ранга. Воинская часть: ГлавПУ РКВМФ ЧФ; Черноморский флот, 2 Дальневосточный фронт.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За освобождение Варшавы».
Кадры, снятые В.В. Микошей, вошли в документальные фильмы — «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944), «Парад Победы» (1945), «Разгром Японии» (1945).
С 1945 по 1992 гг. — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
30 июня 1953 года присвоена высшая операторская категория. 20 марта 1970 года присвоена высшая режиссёрская категория.
В 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
За время работы в кинохронике (с 1942 года) посетил страны: Англия, Исландия, США, Япония, Китай, Индонезия, Малая Бирма, Тайланд, Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Египет, Италия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Германия, Финляндия, Щвейцария, ЧССР, Дания, Голландия, Бурунди, Кения, Судан, Эфиопия, Уганда, Руанда, ФРГ.
Социальное происхождение: дед из мелкопоместных дворян.
Дед — Юлиан-Казимир Микоша. 22 марта 1864 года получил дворянское звание. Участник Польского восстания 1863 —1864 годов. После подавления восстания был сослан на Волгу в г. Астрахань.
Отец — Владислав Юлианович Микоша (1872 — 1913 / 1914), работал грузчиком в Одессе и в Крыму; 14 лет поступил в керченскую мореходку; по окончании учебы стал штурманом дальнего плавания.
Мать — Вера Ивановна Микоша (в девичестве Мордвинкина), портниха, затем работала монтажницей.
Родные братья:
— Юлиан (Юлий) Владиславович Микоша (родился 11 октября 1904 года) — служил в конармии Буденного. Позже работал в Карлаге (Карагандинский лагерь, село Долинка) начальником почтово-посылочного отдела.
— Витольд Владиславович Микоша (родился в 1913 году) — работад на заводе «Динамо» в Москве. Перед войной был призван в подводный флот и оттуда ушел добровольцем на фронт. Участник Сталинградской битвы, был тяжело ранен.
Племянница (дочь Юлия Владиславовича) — Валерия Юльевна Соколова (в девичестве Микоша).
Племянник (сын Витольда Влидиславовича) — Владислав Витольдович Микоша, оператор кино и ТВ.
Внучатые племянники (по линии младшего брата Витольда) — Олег Владиславович и Вадим Владиславович Микоши (братья близнецы).
Внучатая племянница (по линии брата Юлия) — Анна Борисовна Маркова (в девичестве Соколова), сценарист.
Первая жена Зоя Матвеевна Микоша (род. в 1915 году) — работала бильдредактором в газете «Известия».
Сын (от брака с Зоей Матвеевной Микошей) — Владислав Владиславович Микоша (22 июня 1946, Москва — 15 августа 1989, Москва) — снимающий ассистент оператора ЦСДФ; учился на операторском факультете ВГИКа (заочное отделение); был одним из первых добровольцев-операторов, принимавших участие в съемках катастрофы на ЧАЭС в 1986 году.
Жена — Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Обычно в титрах фильмов указана фамилия — Фирсова.
1931 — Одиночная смена шпал по способу Коцур
1931 — Сборка и испытание опытного гидросамолета
1932 — Пролетарской столице образцовые дома; совместно с К. Соломахой
1931 — Конец Охотному (За образцовое жилищное строительство)
1931 — Летающая лодка
1933 — На штурм Эльбруса (альпинисты перед восхождением на Эльбрус, на маршруте, в лагере после спуска с вершины, в походе к Черному морю через Сванетию; операторы: В. Микоша, М. Беров
12 марта 1934 года. Источник: Электронекрасовка.
1934 — Челюскин. Герои Арктики (арктическая экспедиция 1933-1934 гг. на полуледокольном грузовом пароходе «Челюскин» под руководством начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта и капитана Владимира Воронина — проводы «Челюскина» в морском порту Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), ледокол у причала Копенгагенского порта, дрейф «Челюскина» вместе с экипажем в течение пяти месяцев, гибель «Челюскин» 13 февраля 1934 года (раздавлен льдами), авиационная экспедиция по спасению экипажа «Челюскина», прибытие членов экспедиции на ледоколе «Смоленск» в Петропавловск-на-Камчатке (ныне Петропавловск-Камчатский) , а затем в порт Владивостока, встреча участников экспедиции и героев-летчиков во Владивостоке, Хабаровске, в Чите и на Белорусском вокзале в Москве, челюскинцы на красной площади, на трибуне Мавзолея В.И. Ленина, руководители партии и государства (И. В. Сталин, В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин и др.) приветствуют героев, выступление В.С. Молокова (синхронно), В. И. Воронина (синхронно), проходят колонны физкультурников); полнометражный (учетный № РГАКФД: 4981); режиссер: Яков Посельский; операторы-члены экспедиции «Челюскина»: Марк Трояновский, Аркадий Шафран; операторы съемок экспедиции по спасению «челюскинцев» , в том числе: съемок воздушной экспедиции, двигающейся к лагерю Шмидта, Николай Вихирев, Николай Самгин; оператор съемок на «Смоленске» и прибытия участников экспедиции во Владивосток: Владислав Микоша
1935 — Спасение рыбаков Каспия
1941 — Героический Севастополь (Союзкиножурнал № 91 — Улицы обороняющегося г. Одессы: баррикады, уличные заграждения. Одесситы на рынке, строительстве баррикад, у газетного киоска. Автомобили с красноармейцами. Отплытие военных кораблей из г. Севастополя. Самолеты в воздухе); операторы: М. Трояновский, С. Коган, В. Микоша
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка; Сталинская премия
1942 — День войны (фильм об одном из дней 13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны, героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер М. Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей Каплер; оператор в соавторстве с другими операторами; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Донец, Мишенко, Овсянников, Ошурков, Урусевский, Микоша (в титрах не указан)
1943 — Возрождение Сталинграда (съемки для кинолетописи)
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе, Г. Голубов, И. Аронс, С. Стояновский, В. Микоша
1943 — Зверства немецко-фашистских захватчиков в Прохладном (съемки для кинолетописи)
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1944 — Померания; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов
1945 — Освобождение Варшавы
1945 — От Вислы до Одера; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Микоша В.
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг; режиссер Ф. Киселев; операторы: 3-го Белорусского фронта
1945 — В танковом прорыве к морю / Восточная Пруссия; кинолетопись
1945 — Парад Победы; цветной; руководитель съёмок режиссёр: Н. Соловьёв; монтировали режиссёры: И.В. Венжер, И.М. Посельский; операторы: Ш. Гегелашвили, В. Домбровский, Г. Кобалов, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, В. Соловьёв
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; режиссер С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Город Грауденц (кинолетопись)
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1947 — В день выборов; режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, , В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман
1948 — Польша; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Фильм польский; режиссер Л. Варламов; операторы: В. Микоша, В. Цитрон, А. Семин
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); реж. Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1949 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; режиссеры: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1949 — Пушкин; полнометражный; реж.: Бубрик С., Николаи В.; операторы: Бобров Г., Долгов Н., Левитан А., Микоша В., Семин А., Хавчин А., Шафран А.
1949 — Слава труду (восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссеры: Р. Григорьев, А. Медведкин, М. Славинская; операторы: Б. Небылицкий, К. Широнин, А. Крылов, О. Рейзман, Е. Мухин, В. Микоша, Л. Качурьян, В. Придорогин, А. Левитан, И. Запорожский, Э. Савельева, В. Штатланд, Н. Долгов, А. Сологубов
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; режиссеры: Л. Варламов, И. Лукинский; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон
1950 — На кубок СССР по футболу (соревнования на Кубок СССР по футболу на киевском стадионе "Динамо", московском стадионе "Динамо", на Лиепайском и Куйбышевском стадионах); режиссер Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, С. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Ципорин
1951 — 1-е Мая 1951 года; режиссеры: И. Копалин, В. Беляев; главные операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский; операторы: И. Беляев, Г. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951 — Мы за мир (III Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине); Производство: Мосфильм, ДЕФА; полнометражный; реж.: И. Пырьев, И. Ивенс, А. Фролов, А. Торндайк; операторы ДЕФА (ГДР): Эрвин Андерс, Вернер Бергманн, Гёц Нойман; операторы СССР: В. Павлов, В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Панов, Г. Монгловская, Т. Лебешев, И. Сокольников, К. Вровин, П. Касаткин, И. Бессарабов, Н. Большаков, В. Масленников, А. Крылов
1952 — Пионерское лето; полнометражный; режиссер Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 — Счастливое детство; полнометражный; режиссер Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников
1953 — Встреча футболистов СССР — Румыния; режиссер М. Ошурков; операторы: Ю. Бородяев, А. Воронцов, С. Коган, В. Микоша, В. Мищенко, Н. Соловьев, В. Фроленко, Р. Халушаков
1953 — За мир и дружбу (III Всемирный конгресс молодежи в Бухаресте); Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов им. Александру Сахия (Румыния); реж.: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова ; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев и др.
1953 — Товарищеские встречи советских и шведских футболистов; Товарищеское состязание сборной команды Чехословакии и Москвы по футболу; режиссеры: А. Гаврилова, А. Рыбакова; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Б. Макасеев, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Помкин, А. Хавчин, А. Щекутьев
1954 — Дворец науки (фильм посвящен МГУ); полнометражный; режиссер Р. Григорьев; операторы: Е. Мухин, А. Щекутьев, В. Микоша
1954 — Международные соревнования лыжников (съемки проходили в Уктусских горах близ Свердловска (ныне — Екатеринбург); режиссер М. Ошурков; операторы: О. Арцеулов, А. Воронцов, С. Коган, А. Крылов, Ю. Леонгард, В. Микоша, М. Ошурков, Е. Федяев, Б. Шер
1954 — Соревнования конькобежцев СССР — Норвегия; режиссер М. Ошурков; операторы: Ю. Леонгардт, В. Микоша, М. Ошурков, Р. Халушаков
1954 — Сильнейшие в мире (соревнования на первенство мира по конькобежному спорту среди женщин в шведском городе Эстерсунд); режиссер М. Гаврилова; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков
1954 — Первая весна (фильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье; собрание комсомольцев в Георгиевском зале Кремля; вручение комсомольских путевоук на целину 22 февраля 1954 года); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин
1954 — Международная ярмарка в Джакарте; режиссер Т. Лаврова; опеарторы: В. Микоша, И. Сокольников
1954 — Жиронда (Франция) — Динамо (Москва); реж.: Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев; звукооператор З. Уздин
1954 — Кронштадту 250 лет (военно-морской и сухопутный парад по случаю 250-летия крепости; вручение городу ордена Красного Знамени); Производство: ЦСДФ, Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: И. Кравчуновский, Е. Учитель; операторы: В. Микоша, Г. Трофимов, О. Иванов, Я. Блюмберг, О. Арцеулов, Е. Федяев
1954 — По Индонезии; полнометражный; оператор В. Микоша
1955 — Варшавские встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; реж.: И. Копалин, Е. Боссак, И. Посельский, Р. Григорьев; главыне операторы: А. Левитан, С. Спрудин; оператор в группе
1955 — Международные соревнования по лёгкой атлетике; режиссер А. Рыбакова; операторы: Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Епифанов, Г. Захарова, В. Микоша, О. Рейзман, Б. Шер, В. Штатланд; автор текста: И. Прок
1955 — В гостях у птиц и зверей (фильм о Московском зоопарке); цветной; 35 мм, ш/э (широкий экран), стерео; режиссеры-операторы: В. Микоша, А. Зенякин; выпущен на экран 15 декабря 1955 года
1955 — Песни над Вислой (концерт участников 5-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; режиссёры: Копалин И., Григорьев Р., Боссак Е., И. Посельский; операторы: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов
1956 — Чемпионы спартакиады советской России (финальные соревнования Спартакиады РСФСР в г. Ростове: состязания конников. Открытие финальных соревнований Спартакиады в г. Москве на стадионе "Динамо": соревнования по легкой атлетике, теннису, тяжелой атлетике, плаванию, стрельбе, боксу, вольной борьбе; велогонки; выступления гимнастов)
1955 — В гостях у птиц и зверей (видовой фильм о Московском зоопарке); авторы: В. Микоша, А. Зенякин
1955 — Югославские футболисты в Советском Союзе; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Е. Аккуратов, И. Грачев, А. Грек, А. Зенякин, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Е. Мухин; комментатор В. Синявский
1956 — Моды сезона; реж.: И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша; асс. режиссера М. Гаврилова; звукооператор: С. Ключевский
1956 — Дружба навечно (пребывание Президента Югославии И.Б. Тито в СССР); полнометражный; Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина; операторы: Д. Каспий, Б. Макасеев, В. Микоша, А. Сологубов, Р. Халушаков; асс. режиссера И. Егорова, Т. Ширман; авторы текста: Е. Кригер, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара; редактор: Э. Марьямов; композитор В. Гевиксман; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: И. Гунгер, С. Ключевский, Д. Овсяников, Е. Уманский
1956 — Олимпийский матч (Москва. Стадион "Динамо". Отборочный матч по футболу между сборными командами СССР и Израиля); реж.: А. Рыбакова; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, В. Микоша, И. Гутман, А. Зенякин
1956 — Москва реконструируется; реж.: Г. Бобров, И. Кравчуновский; оператор: А. Зенякин, Д. Каспий, В. Микоша; звукооператор: И. Гунгер
1957 — Балет на льду (гастроли в Москве артистов венской труппы балета на льду "Айсревью"); реж.: А. Ованесова; операторы: И. Грек, А. Левитан, В. Микоша; автор текста: Н. Канин; асс. режиссера: В. Окунева
1957 — 100 дней в Бирме; полнометражный; реж.: Л. Варламов; операторы: Г. Асатиани, Б. Макасеев, Д. Мамедов, В. Микоша; автор текста: А. Марьямов; звукооператор И. Гунгер; композитор: В. Гевиксман; асс. режиссера: М. Панкина
1957 — Над нами одно небо; полнометражный; реж.: А. Ованесова; операторы: И. Гутман, А. Семин, В. Воронцов, А. Зенякин, В. Микоша, В. Копалин; авторы сценария: В. Комиссаржевский, С. Гарбузов; композитор: Э. Колмановский
1957 — Ленинградская осень; широкоэкранный
1957 — Мастера фигурного катания (Международные товарищеские соревнования фигуристов Европы в Москве); реж.: Б. Вейланд; операторы: Ю. Леонградт, В. Микоша, Н. Соловьев; звукооператор: Д. Овсянников
1957 — Пою моё отечество (фрагменты торжественного концерта, в честь 40-летия Октября); полнометражный; реж.: А. Рыбакова; операторы: Л. Котляренко, В. Микоша, И. Гутман, О. Арцеулов, И. Бессарабов, Г. Захарова, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, Ю. Монгловский, М. Ошурков, А. Семин, Л. Хавчин, В. Ходяков; автор текста: Т. Тэсс; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Котов; первый советский панорамный фильм
1958 — На ледяном поле Дворца спорта (Международные товарищеские встречи фигуристов во Дворце Спорта в Москве; выступления фигуристов СССР, Австрии, Венгрии, Чехословакии); реж.: . Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, Н. Соловьев, О. Сугинт, В. Микоша; звукооператор В. Нестеров
1958 — Весна большой дружбы (фильм о международном сотрудничестве Египта и СССР); полнометржный; реж.: И. Сеткина; главный оператор: В. Микоша; операторы: Ю. Бородяев, И. Грек, А. Истомин, М. Трояновский, В. Киселев, С. Киселев, Е. Лозовский, Л. Михайлов, М. Ошурков, А. Савин, В. Ходяков, В. Цитрон, Е. Яцун
1958 — Памятники Бирмы; реж.-операторы: Б. Макасеев, В. Микоша; звукооператоры: И. Гунгер
1958 — Международная ярмарка в Джакарте
1958 — Звени наша юность; полнометражный; реж.: В. Бойков; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников, Д. Рымарев, И. Филатов
1958 — Необыкновенные встречи (фильм о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); полнометражный; режиссер и автор сценария: А. Ованесова; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский
1958 — На кубок Европы по футболу (матч между сборными командами СССР и Венгрии); реж.: Б. Вейланд; операторы: В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Ходяков, В. Копалин
1958 — Бокс (Международная встреча боксеров СССР и ФРГ); реж.: Б. Вейланд; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1958 — Двойная победа "Спартака" (финал Кубка Советского Союза по футболу); реж.: Б. Вейланд; операторы: Ю. Буслаев, В. Копалин, Л. Максимов, В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Ходяков; звукооператор: С. Ключевский
1959 — Среди птиц и зверей; широкоэкранный
1959 — Это видел Нью-Йорк (фильм о советской выставке достижений в области техники, науки и культуры в г. Нью-Йорке); реж.: Н. Соловьева; операторы: Б. Макасеев, В. Микоша, Л. Панкин
1959 — Над нами синее небо
1959 — На советской выставке в Нью-Йорке; реж.: И. Сеткина; операторы: С. Киселев, Б. Макасеев, В. Микоша
1959 — На льду и на воде (группа девушек-спортсменок по фигурному плаванию выполняют упражнения на воде); широкоэкранный; реж.: А. Зенякин; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1959 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза — 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный, реж.: Р. Кармен;
главные оператоы: Д. Каспий, В. Микоша
1959 — Встреча на ледяной арене (специальный выпуск о совместном выступлении американского балета на льду "Холидей он айс" и советского балетно-циркового коллектива "Зимняя фантазия"); реж.: А. Зенякин; операторы: А. Зенякин, В. Микоша, А. Грек
1959 — Два дня на стадионе "Франклин-Филд"; реж.: М. Гаврилова; операторы: Б. Макасеев, В. Микоша
1960 — Город большой судьбы; полнометражный
1960 — Зимняя фантазия (театрализованное представление "Зимняя фантазия" в исполнении ансамбля "Балет на льду"); полнометражный; И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша; музыка Ю. Левитин; звукооператор: К. Никитин
1961 — На реке; реж.: А. Зенякин; оператор; звукооператор: В. Нестеров
1961 — Город большой судьбы (фильм о Москве; использованы материалы ЦГАКФД (РГАКФД)); полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бганцев; автор сценария: Ю. Каравкин; асс. режиссера: С. Пумпянская; звукооператор: И. Гунгер
1961 — Венская встреча (фильм о встрече Н. С. Хрущева с Президентом США Д. Кеннеди в г. Вена (Австрия) летом 1961 года); реж.: И. Сеткина; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Ошурков
1961 — Набат мира
1961 — Матч столетия (фильм о матче по лёгкой атлетике между сборными командами СССР и США в г. Москве на Центральном стадионе имени Ленина); реж.: Ф. Киселев; операторы: О. Арцеулов, Г. Асланов, Л. Кокошвили, Ю. Леонгардт, В. Микоша, Е. Мухин, М. Ошурков
1961 — Президент Республики Куба в СССР; реж.: Р. Григорьев; операторы: И. Бганцев, И. Грачев, В. Киселев, В. Микоша, Р. Халушаков; звукооператор И. Гунгер
1961 — Рассказ о дружбе (фильм о политических, экономических, научных, культурных связях СССР и Финляндии); режиссер З. Тузова; операторы: А. Кочетков, В. Микоша, К. Ряшенцев; звукооператор: В. Георгиевская
1961 — Художники Узбекистана; полнометражный
1961— Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнацчфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д. (ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е., Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушном параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; авторы сценария: А. Маркуша, Е. Рябчиков; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемкив воздухе): А. Воронцов, И. Горчилин, А. Истомин, Ю. Леонрагдт, Л. Михайлов, Е. Яцун; операторы: И. Грек, Д. Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, Н. Соловьев, А. Сологубов, А. Хавчин, Б. Шер; асс. режиссера: М. Гаврилова; текст читает: Л. Хмара; муз. оформление: И. Щвейцер; художники: М. Артамонов, М. Морозова
1962 — В гостях у Бидструпа (фильм о датском художнике-карикатуристе и общественном деятеле Херлуфе Биструпе); режиссёр: Л. Данилов: оператор; звукооператор: Овсянников
1962 — Русская песня о Скандинавии (фильм о гастролях Русского народного хора имени Пятницкого в Швеции, Дании); режиссёр: Л. Данилов: оператор
1963 — Мой Ташкент; Производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; реж.: Р. Григорьев; оператор; музыка: В. Гевиксман; диктор: Л. Хмара
1964 — Новосёлы; полнометражный
1965 — Осенние мелодии (видовой фильм-репортаж об осенней Москве); режиссёр-оператор
1966 — Когда в город приходит весна (видовой фильм-репортаж о весенней Москве; автор-оператор; звукооператор: И. Гунгер
1966 — У истоков древней реки (фильм снят при содействии министерства информации Королевства Бурунди); режиссер; оператор: Л. Панкин
1966 — Москва приветствует вас; режиссёр-оператор
1966 — Республика солнца (фильм об одном дне жизни пионеров в "Артеке"); режиссёр-оператор; звукооператор: И. Гунгер
1967 — Страна моя; цветной; широкоформатный; полнометражный; авторы сценария: Ю. Каравкин, И. Копалин; режиссер-руководитель творческой группы И. Копалин; режиссер С. Пумпянская; операторы: Е. Аккуратов, В. Воронцов, И. Галин, Н. Генералов, В. Микоша; звукооператор И. Гунгер, композитор Р. Бунин
1967 — Москва, Москва! (в фильме позаканы достопримечательности города, промышленные предприятия, учреждения науки и культуры); полнометражный; режиссер и автор сценария: А. Колошин; операторы: А. Колошин, В. Киселев, А. Кочетков, В. Микоша
1967 — Мороз и солнце (видовой фильм о предновогодней Москве); режиссёр; оператор соместно с В. Комарденковым
1967 — Антей
1968 — За Вашу и нашу свободу (фильм об общей борьбе, которую вели советские и польские воины на фронтах Великой Отечественной войны); Производство: ЦСДФ, Фильм Польски; режиссер: В. Казмерчак; операторы: И. Гутман, В. Микоша
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин В., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; авторы сценария: Д. Фирсова, В. Семенов; операторы: В. Микоша, Н. Лыткин
1970 — Мой первый стадион (фильм рассказывает о стадион "Юных пионеров" в Москве на Ленинградском проспекте; старейший спортсмен и тренер Я. Я. Томм рассказывает об истории стадиона (синхронно); в фильм включены кадры кинохроники тренировок спортсменов 30-ых годов; выступления воспитанницы стадиона "Юных пионеров", мастера спорта СССР, гимнастки С. Муратовой в 1946 г. , вручения наград членам советской футбольной команды на олимпиаде в Мельбурне 1956 г. (капитан команды И. Нетто - воспитанник стадиона "Юных пионеров"), выступление двукратных чемпионов мира и Европы фигуристов И. Родниной и А. Уланова, которые начинали свои занятия спортом на стадионе "Юных пионеров" и других спортсменов; ребята играют в шахматы с чемпионом мира по шахматам В. В. Смысловым; воспитанники стадиона "Юных пионеров" занимаются спортом в летнем спортивном лагере); режиссер: А. Рыбакова; оператор
1971 — Чайковскому посвящается (фильм посвящен Четвертому Международному конкурсу имени П. И. Чайковского в Москве); полнометражный; режиссеры: В. Коновалов, В. Раменский; операторы: П. Касаткин, В. Микоша
1972 — Зима и весна сорок пятого; 4 фильма; Производство: ТО «Экран»
1972 — Встреча с Дагомеей (фильм рассказывает об одной из стран Западной Африки –Дагомее); режиссер; автор сценария: Фирсова Д.; оператор: Мякишев Г.
1974 — Трудные дороги мира; режиссер: Колошин А.; авторы сценария: Колошин А., Лавров В.; операторы: Колошин А., Кочетков А., Микоша В., Серов Г.; диктор: Копелян Е.
1975 — Память навсегда (фильм посвящен одному из решающих периодов Великой Отечественной войны — битве за Кавказ; вошли съемки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер и автор сценария Д. Фирсова; в фильм вошли съемки фронтовых операторов; консультанты: В. Голиков, В. Морозов, В. Муратов; звукооператор И. Гунгер; текст читает А. Хлебников; редактор С. Суркова; редактор кинолетописи С.Притуляк; музоформители: Б. Егорова, З. Алимова; графическое формление Б. Федосова; асс. режиссера: Л. Капралова, В. Соловьева; дир. картины: К. Иванов, Р. Агаджанян
1975 — Город-герой Новороссийск (прибытие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Новороссийск, посещение «Малой земли»); автор сценария и режиссер Д. Микоша (Фирсова); оператор В. Микоша; звукооператор И. Гунгер; текст читате М. Глузский; редактор С. Суркова; асс. оператора Г. Завьялов; диретор картины К. Иванов
1975 — Встреча с Джокондой (фильм рассказывает о выставке картины Леонардо да Винчи "Джоконда" в музее им. А. С. Пушкина); режиссер: Д. Фирсова; автор сценария: В. Горохова; оператор; звукооператор: В. Нестеров; диреткор карины: Е. Карпов
1976 — На переднем крае мира (фильм о внешней политике СССР, направленной на претворение в жизнь Программы мира, принятой на 24-ом съезде КПСС); полнометражный; режиссер: Колошин А.; операторы: Колошин А., Кочетков А.С., Микоша В.; Государственная премия СССР
1976 — Покой нам только снится (фильм-портрет о кинопублицисте, народном артисте РСФСР А. И. Медведкине, созданный к 75-летию со дня его рождения); режиссер: Легат Е.; операторы: Микоша В., Легат Е.
1976 — С веком наравне (фильм к 50-летию Академии художеств. О становлении советского изобразительного искусства); полнометражный; режиссер: Зенякин А.; авторы сценария: Зенякин А., Иванова О.; оператор
1977 — Художник Илья Глазунов
1977 — Я сын твой, Москва; полнометражный; режиссер: Кочетков А. С., Бессарабов И.; авторы сценария: Игнатенко В., Бессарабов И., Кочетков А.; операторы: Кочетков А., Ловков В., Лебедев О., Микоша В., Оржеховский Ю., Орлов Ю., Филатов И.
1978 — Четыре дня в мае; режиссер: Колошин А.; операторы: Истомин А., Колошин А., Кочетков А., Микоша В.
1979 — ФРГ — урок немецкого; полнометражный; режиссер: Колошин А.; авторы сценария: Колошин А., Ломейко В.; операторы: Колошин А., Микоша В.
1979 — Из искр великого почина (фильм рассказывает о юбилейном коммунистическом субботнике); режиссер: Лаврова Т.; операторы: Авербух М., Бабаджанов Т., Бойков В., Григорьев Н., Дурандин В., Егоров Ю., Епифанов Г., Карпов А., Кулиджанов А., Микоша В., Орлов Ю., Русанов А., Скачков И., Соловьев Н., Яцун Е.
1980 — Сионизм-стрит (фильм о расистской сущности идеологии сионизма, о преступной деятельности Израиля на оккупированных территориях); режиссер: Уралов О.; операторы: Микоша В., Фрез И.
1980 — Иерусалим (фильм посвящен проблеме Иерусалима, возникшей в результате политики правительства Израиля); режиссер: Уралов О.; автор сценария: Давыдков Р.; оператор
1980 — Баллада о спорте
1981 — О спорт, ты — мир! (фильм о XXII Летних олимпийских играх в Москве, которые проходили в период с 19 июля по 3 августа 1980 года); полнометражный; Производство: "Мосфильм" (ТО "Олимпиада-80"); документальный съемки Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); реж.: Юрий Озеров; авторы сценария: Юрий Озеров, Борис Рычков (ЦСДФ); главный оператор документальный съёмок: Лев Максимов (ЦСДФ); главный оператор-координатор: Михаил Ошурков (ЦСДФ); оператор (всего снимали 89 операторов)
1981 — Земля художника Шилова; режиссер: Раздорский С.; операторы: Зайцев А., Микоша В.
1982 — Культурно-бытовому строительству — индустриальную основу; режиссер: Киселев С.; операторы: Микоша В., Цитрон В.
1983 — Голос советских женщин; По заказу ССОД; режиссер: Тузова З.; автор сценария: Карпова Т.; операторы: Маев В., Микоша В., Мякишев Г.
1983 — Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения) (фильм посвящен проблемам разоружения; на уникальном материале зарубежной хроники и документах фильм исследует проблему войны и мира в 80-е годы 20 века); ЦСДФ; оператор; авторы сценария: Г. Гурков, Д. Фирсова; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984)
1984 — Поверьте музыке; режиссер: Данилов Л.; операторы: Дурандин В., Микоша В.
1985 — Покушение на будущее (об истории возникновения и наращивания запасов химоружия на Западе)
1986 — Московский Кремль; режиссер: Гутман И.; авторы сценария: Гутман И., Кузнецов В.; операторы: Доброницкий В., Микоша В.; композиторы: Каспаров Ю.
1988 — Пробуждение; полнометражный
1988 — СПИД: тень над планетой (Планета сегодня №7); режиссер: Мирумян А.; операторы: Микоша В., Мирумян А.
1989 — Княгиня Милосердия; режиссер: Осипов И.; операторы: Микоша В.
1991 — Прозрение; полнометражный
Снял более 600 сюжетов для кинопериодики, в т.ч.:
1931— Храм Христа Спасителя; сюжет для кинолетописи
1954— Новости дня № 2; реж.: Варламов Л.; операторы: Колошин А., Леонгардт Ю., Лозовский Е., Микоша В., Федяев Е.
1954 — Новости дня № 15; режиссер: Подгорецкая О.; операторы: Голубов Г., Истомин А., Макасеев Б., Микоша В., Мищенко А., Семин А., Халушаков Р., Щекутьев А.
1954 — Новости дня № 24; режиссер: Кравчуновский И.; операторы: Ошурков М., Макасеев Б., Беляков В., Горчилин И., Каспий Д., Микоша В., Островский, Петров В., Асатиани Г., Арзуманов Л.
1954 — Новости дня № 38; режиссер: Кутузова О.; операторы: Захарова Г., Макасеев Б., Хавчин А., Щекутьев А., Колесников А., Киселев Н., Киселев В., Лебедев А., Микоша В., Федяев Е., Ходяков В.
1954 — Новости дня 1954 № 53; режиссер: Кутузова О.; операторы: Ибрагимов Д., Лавыгин К., Фролов М., Зайцев В., Бессарабов И., Михеев И., Хмелев С., Асатиани Г., Микоша В., Сокольников И.
1955 — Новости дня 1955 № 13; режиссер: Сеткина И.; операторы: Гутман А., Епифанов Г., Зенякин А., Микоша В., Цитрон В., Сологубов А., Воронцов В., Киселев В., Комаров В., Федяев Е., Богоров А., Беров М., Бадалов С.
1955 — Новости дня 1955 № 36; режиссер: Бабушкин Я.; операторы: Кармен Р., Микоша В., Мищенко В., Гольдштейн И., Попова М.
1955 — Новости дня 1955 № 41; режиссер: Соловьева Н.; операторы: Аккуратов Е., Коган С., Микоша В., Мухин Е., Ходяков В., Ешурин В., Макасеев Б., Савин А.
1955 — Новости дня 1955 № 54; режиссер: Лаврова Т.; операторы: Макасеев Б., Шер Б., Савин А., Штатланд В., Комаров В., Микоша В., Беляков И., Шлыков П.
1956 — Новости дня 1956 № 21; режиссер: Трояновский М.; операторы: Микоша В., Сокольников И., Халушаков Р., Каспий Д., Зайцев Л., Захарова Г., Шер Б., Ходяков В., Киселев С.
1956 — Советский спорт № 3; режиссер: Вейланд Б.; операторы: Воронцов А., Захарова Г., Микоша В., Ряшенцев К., Федяев Е.
1958 — Советский спорт № 1; режиссер: Эггерс К.; операторы: Васильченко В., Гринберг Л., Истомин А., Максимов Л., Микоша В., Погорелый А., Фомин Г., Ходяков В.
1959 — Советский спорт № 4; режиссер: Венжер И.; операторы: Бородяев Ю., Гибов Ю., Зайцев В., Киселев С., Коган С., Кушешвили А., Микоша В., Соловьев Н.
1959 — Новости дня № 21; режиссер: Сеткина И.; операторы: Захарова Г., Шер Б., Макасеев Б., Опрышко П., Пискарев К., Шлыков П., Каспий Д., Микоша В., Голубов Г., Чешев И., Филатов И., Чернятин Ю., Масленников С., Блюмберг Я., Павлов А., Мухин Е.
1959 — Новости дня № 30; режиссер: Кулагина К.; операторы: Киселев В., Ходяков В., Земцов Г., Усанов В., Макеев Б., Микоша В., Панкин Л., Максимов Л., Соловьев Н., Федяев Е., Аккуратов Е.
1961 — Новости дня № 34; режиссер: Катанян В.; операторы: Захарова Г., Хавчин А., Ткаченко Ю, Мильков Е., Ибрагимов Д., Микоша В., Роозипуу Х.
1961 — Новости дня № 37; режиссер: Лаврова Т.; операторы: Киселев В., Микоша В., Попова М., Федяев Е., Дупленский К., Захарова Г., Озолин Д., Хавчин А.
1961 — Новости дня № 20; режиссер: Сеткина И.; операторы: Зенякин А., Микоша В., Брут Б., Хавчин А., Туптуев Ю., Кричевский А., Крылов А., Михайлов Л.
1961 — Новости дня № 23; режиссер: Фомина З.; операторы: Каспий А., Микоша В., Ошурков М., Попова М., Опрышко П., Скраливецкий С., Воронцов А., Семин А., Захарова Г., Серов Г., Ряшенцев К., Гусев С., Голубов Г., Епифанов Г.
1963 — Новости дня № 52; режиссер: Соловьева Н.; операторы: Петров П., Коган С., Гибов Ю., Каспий Д., Михайлов Л., Погосов А., Арзуманов Л., Даньшин Н., Аккуратов Е., Арцеулов О., Вакурова В., Кричевский А., Микоша В., Серов Г., Скоробогатова В.
1966 — Новости дня № 10; режиссер: Трояновский М.; операторы: Савин А., Панов И., Шлыков П., Придорогин В., Сокольников И., Штатланд В., Маак В., Познанский И., Микоша В., Леонгардт Ю.
1968 — Новости дня № 21; режиссер: Венжер И.; операторы: Вакурова А., Вилесова Р., Леонгардт Ю., Макасеев Б., Микоша В., Опрышко П., Ошурков М., Панкин А., Панов И., Серов Г., Сокольников И., Шер Б.
1968 — Советский спорт № 6; режиссер: Гаврилова М.; операторы: Даньшин Н., Микоша В., Мухин Е., Панкин Л., Петров В., Трошкин В., Федяев Е., Местечкин Я., Киселев В.
1971 — Новости дня № 5; режиссер: Фомина З.; операторы: Даньшин Н., Микоша В., Филатов И., Михайлов Л., Крылов А., Сокольников И., Коган С., Опрышко П., Семенов Ф., Вилесова Р., Леонгардт Ю., Серов Г., Лебедев О.
1971 — Новости дня № 7; режиссер: Плотникова В.; операторы: Захарова Г., Бабаджан А., Смекаев Д., Алекперов А., Михайлов Л., Крылов А., Мухин Е., Лягинсков Р., Вилесова Р., Байков В., Микоша В., Федяев Е.
1971 — Новости дня № 41; режиссер: Коновалова В.; операторы: Истомин А., Филатов И., Галин И., Максимов Л., Киселев С., Лебедев О., Микоша В., Осипов И., Рымарев Д., Новицкий В., Бабаджанов Т., Захарова Г., Макасеев Б.
1972 — Новости дня № 20; режиссер: Дербышева Л.; операторы: Бганцев И., Киселев В., Киселев С., Кузин Е., Лаптий А., Микоша В., Мякишев Г., Опрышко П., Троценко Н., Шер Б.
1974 — Новости дня № 16; режиссер: Павлов А.; операторы: Рыжов М., Бабушкин А., Бялик А., Монгловская Г., Грезин В., Максимов Л., Микоша В., Сумбатов
1974 — Новости дня № 22; режиссер: Катанян В.; операторы: Байков В., Бганцев И., Филатов И., Ходяков В., Хавчин А., Епифанов Г., Извеков В., Коган С., Микоша В., Мухин Е., Попова М., Шер Б.
1974 — Новости дня № 24; режиссер: Раменский В.; операторы: Бганцев И., Грезин В., Микоша В., Филатов И., Мамаев Б., Троценко Н., Епифанов Г., Ошурков М., Левитан А.
1974 — Новости дня № 34; режиссер: Рыбакова А.; операторы: Аккуратов Е., Запорожский И., Леонгардт Ю., Микоша В.,Киселев В.
1976 — Новости дня № 38; режиссер: Коновалов В.; операторы: Монгловская Г., Ходяков В., Мезенцев В., Урбанович К., Широнин К., Гутман А., Микоша В.
1976 — Новости дня № 41; режиссер: Катанян В.; операторы: Епифанов Г., Извеков В., Монгловская Г., Кокошвили, В. Фроленко, В. Копалин, М. Прудников, Г. Захарова, Г. Завьялов, А. Скоба, Н. Шмаков, Ю. Леонгардт, Хавчин А., Гутман А., Голубев Ю., Микоша В.
1976 — Новости дня № 44; режиссер: Катанян В.; операторы: Бганцев И., Ходяков В., Филатов И., Епифанов Г., Монастырская Г., Хавчин А., Копалин В., Соловьев Н., Мирумян А., Ибрагимов Д., Грек И., Голубев Ю., Микоша В., Захарова Г., Крылов А.
1976 — Советский спорт № 12 ГТО; режиссер: Киселев С.; операторы: Забабурин В., Левенберг М., Голубев А., Микоша В., Леонгардт Ю.
1976 — Советское кино № 47; режиссер: Гелейн И.; операторы: Микоша В., Киселев В., Кряквин Е.
1976 — Москва № 26 Москва - город музеев; режиссер: Зенякин А.; автор сценария: Епишева Е.; оператор: Микоша В.
1976 — По СССР № 140; режиссер: Гаврилова М.; операторы: Осипов И., Микоша В., Киселев С.
1980 — Советский спорт № 5; режиссер: Воронцов А.; операторы: Горбатский В., Русанов А., Егоров Ю., Леонгардт Ю., Микоша В., Авербух М., Соловьев Н.
1980 — Москва № 47 Святая Родина моя; режиссер: Раздорский С.; операторы: Микоша В., Ловков В.
1981 — Москва № 50 Фрунзенский район; режиссер: Бурашова Г.; операторы: Микоша В.
1982 — Пионерия № 2; режиссер: Данилов Л.; оператор: Микоша В.; автор текста: Слуцкая Г.
1982 — Москва № 55 Старый Арбат; режиссер: Пумпянская С.; операторы: Микоша В., Цитрон В.
1985 — Новости дня № 16; режиссер: Рыбакова А.; операторы: Голубев Ю., Епифанов Г., Касаткин П., Ловков В., Микоша В., Мирумян А., Никонов В., Федяев Е., Филатов И., Тимофеев С., Виноградский Н., Петров И.; авторы текста: Майзенберг В., Сергеев В.
1986 — Хроника наших дней № 26; режиссер: Рыбакова А.; операторы: Кузминский С., Кусля Я., Микоша В., Мякишев Г., Пономарев С., Филатов И., Якубовский А.
1986 — Советское кино № 84 (кандидат искусствоведения Л. М. Рошаль рассказывает об истории документального кино; кинорежиссер Д. Вертов работает в монтажной; белорусский кинорежиссер-документалист В. Дашук рассказывает о своей работе в кино; фрагменты из фильмов "У войны не женское лицо", "Зима и весна 45-го года"; режиссер фильма "Зима и весна 45-го года" Д. Фирсова беседует с Л. М. Рошалем; Л. М. Рошаль беседует с латвийским режиссером-документалистом У. Брауном; кадры из фильмов У. Брауна); режиссер: Е. Геккер, оператор: В. Микоша
[...]С 32-го года начинается путешествие Микоши по нашей стране. Список пунктов, где он побывал, бесконечно долог. Начал с Дальнего Востока, затем Командорские острова, Владивосток. Буквально через год на его долю выпало удивительное операторское счастье – принять участие на пароходе «Смоленск» в спасении челюскинцев. Снимал он Каманина, Молокова, короче говоря, многих Героев Советского Союза.
Трошкин В.П., режиссер, Источник
Некоторое время спустя его жизнь, производственная деятельность изменилась в связи с какими-то трениями с руководством , и он вынужден был уйти из кино. И 1938, и 1939 годы он работал в редакции «Известия» фотокорреспондентом. [...]
В 1941 году В.В. Микоша возвращается в кинематограф, работает на студии Мостехфильм. Вместе с режиссёром Згуриди, как он говорит, снимал интересную картину «Крылатые путешественники». Фильм не был закончен – началась война.[...]
[...]В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. Лыткин, Р. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах — теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.
Источник
Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры — на советский фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован, а название фильма заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»); — прим. ред. #МузейЦСДФ), невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм «Черноморцы» и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...[]...
«Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий.
В. Микоша, «Правда», 7 апреля 1942 года
Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее. Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок...»
Лучшие кадры в фильме «Черноморцы» засняты Микошей в Севастополе. Среди операторов-фронтовиков Микоша без сомнения самый лучший мастер живописного кадра... Во фронтовых съемках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра, но, вместе с тем, для них характерна суровая простота, какой требует новый материал... Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кинорассказ о Севастопольской обороне...
В. Е. Вишневский, журналист, киновед (Статья «Люди фронтовой кинохроники» (газета «Литература и искусство», 22 августа 1942 года)
Владислав Микоша. Из воспоминаний об отступлении в июне 1941 года.
В.В. Микоша (из книги "Я останавливаю время"), Источник
[...]Сейчас я думаю: почему я не снимал всего, увиденного на этой страшной дороге смерти? Наверное, все-таки не потому, что там, впереди, меня ждала настоящая война. Скорее, потому, что это было для меня непонятное потрясение. Я потерял цель. В первые часы все казалось ничтожным по сравнению с тем, что открылось перед нами. Я даже не поднял «Аймо». Казалось, мир гибнет. Он не может, никак не может существовать после всех тех кошмаров и глупостей, которые принял на себя. Так наступило то самое ощущение пустоты. Это было в первые часы. Потом появилась ярость, появились сила и ненависть. Но это потом. А тогда было недоверие к реальности происходящего. Впрочем, и потом очень-очень долго я не снимал подобное. Не снимал дикой и бессмысленной гибели человека, удивительной силы всего живого — даже искалеченного, даже полумертвого, не снимал страдания людей, которыми был куплен будущий мир. Почему? Мы все были твердо уверены — надо снимать героизм. А героизм, по общепринятым нормам, не имел ничего общего со страданием: надо снимать врага, а враг — это солдат в кованых сапогах, офицер в бутылочного цвета форме. Только спустя много-много времени я понял, что героизм — это преодоление страха, страдания, боли, бессилия, преодоление обстоятельств, самого себя и что с врагом мы столкнулись задолго до того, как встретились с ним лицом к лицу.[...]
[...]И, пожалуй, неслучайно, что в кинолетопись обороны Севастополя вписал множество ярких страниц бесстрашный спецкор «Правды» с «ласковой» фамилией Микоша, производной от имени Миколай, Николай, ведь Святитель, носящий это имя, издавна считается покровителем моряков.
Ольга Германовна ЖУКОВА, Источник
Отец Владислава Владиславовича Микоши был капитаном дальнего плавания. Морские дали манили и сына, родившегося и выросшего в Саратове, десятилетним пацаном переплывавшего великую реку, увлекавшегося и воздушной акробатикой, и живописью, и музыкой, и кино. Он даже освоил ремесло киномеханика. А поступать решил волжанин в 1927 году всё же в Ленинградскую мореходку. Но не прошёл медицинскую комиссию, так как, к досаде своей, накануне сильно простудился.
Вернулся в родной Саратов, где его ждала прежняя должность в кинотеатре «Искра». А через два года Владислав стал учащимся Государственного кинотехникума [кинематографии] в Москве (ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии), который окончил в 1934 году. Это именно он снимал взрыв храма Христа Спасителя и открытие ВСХВ (ВДНХ), эпопею спасения челюскинцев и перелёты Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку, приезды в Москву мировых знаменитостей: Бернарда Шоу, Ромена Роллана, Анри Барбюса. Командированный на Черноморский флот, он смог надеть наконец чёрную морскую форму и снимал оборону Одессы, Севастополя, а потом и поверженный Берлин.[...]
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.