Николай ЛЫТКИН

кинооператор

Полное имя:
Николай Александрович ЛЫТКИН

Дата рождения:
19 августа 1910
с. Прилуки, Вологодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя

Дата смерти:
27 сентября 1991 (81 год)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Последнее обновление: 29.08.2024.

Лыткин Николай Александрович (6 (19) августа 1910, Прилуки — 27 сентября 1991, Москва) — оператор документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член ВКП(б)КПСС с 1944 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1927 — 1929 — строительный рабочий (г. Вологда); в 1929 году окончил среднюю школу.
В 1929 году поступил на операторский факультет кинотехникума (ГТК; в 1930 году переименован в ГИК — Государственный институт кинематографии), который окончил в 1933 году.

Сокурсники Николая Лыткина по киноинституту — Владислав Микоша, Василий ДульцевАндрей БолтянскийБорис ГорбачёвЗавен Бабасьев.
С 1933 — начал работать на Московской кинофабрике «Росфильм» (Москинокомбинат).
С 1935 по 1940 — оператор Дальневосточной студии кинохроники / Хабаровской студии хроникально-документальных фильмов.

Награждение деятелей культуры в Кремле. Предположительно конец 1936 или февраль 1937 года. На фото в центре (слева направо): Молотов Вячеслав Михайлович, Сталин Иосиф ВиссарионовичВорошилов Климент Ефремович, Будённый Семён Михайлович. Кинооператоры (в верхнем ряду слева направо): В.В. Соловьёв, Н.А. ЛыткинА.Г. Щекутьев, Б.Б. Цейтлин (с кинокамерой), фотограф Иван Шагин (в нижнем ряду третий справа) и другие. Фото из семейного архива Татьяны Степаевой (внучки оператора В.В. Соловьева).

С 1940 — оператор Московской студии «Союзкинохроники»  (с 1944 — ЦСДФ).

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 25 июня 1941 года. Звание: инженер-капитан. Военный кинооператор Центральной студии кинохроники.

Снимал на Северо-Западном (с 1941 года), Калининском (с 1943 года), 1-м Прибалтийском (ноябрь-декабрь 1943 года) фронтах. Работал в паре с кинооператором Евгением Ефимовым в период 1941 — 1942 гг.

Киногруппа Северо-Западного фронта. Ноябрь 1941 года. На фото (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Кацман, Я. Марченко, Р. Халушаков, Б. Шер, А. Рубанович. Фото из архива В.И. Фомина.

В ноябре 1942 — апреле 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Микоша, В. СоловьевР. Халушаков) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (открытие второго фронта состоялось через полтора года — в июне 1944). 

Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк, 1943 год. Фото из личного архива Татьяны Степаевой.

В конце 1943 года "тайным" Приказом Кинокомитета отстранён от должности кинооператора и отправлен рядовым на передовую. Приказ был мотивирован тем, что Лыткин не снял освобождение Смоленска от немецко-фашистских захватчиков, хотя в это время Лыткин находился в районе Витебска. Снятые им материалы "На Витебском направлении" вошли в "Союзкиножурнал" № 76 (журнал был выпущен без указания фамилии кинооператора).

За мужество и отвагу, проявленную в боях, был представлен к ордену Славы III степени (1944). Принимал участие в белорусской наступательной операции «Багратион».

Осень 1944 года назначен фотографом при политотделе дивизии. Позже возвращён в киногруппу (начальник — режиссёр А.И. Медведкин) в звании инженера-капитана и продолжил работу в качестве кинооператора. 

С ноября 1944 — оператор киногруппы 3-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов.

Капитан Николай Лыткин со своим спецотрядом, вооруженным советско–американским самодельным киноавтоматом.

В 1944 году  по инициативе режиссера А.И. Медведкина были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки.

По ленд-лизу в наши ВВС они (американцы) поставили более 500 портативных кинокамер фирмы "Белл-Хоуэлл" с 16-мм пленкой для установки их на самолеты в качестве кинопулеметов. Возникла идея "привинтить" американскую камеру к прикладу советского автомата ППШ и сделать советско-американский киноавтомат! В качестве источника питания — два десятикилограммовых аккумулятора на плечи и — в бой! Организатором первой сержантской группы из 16 киноавтоматчиков, которую бросили снимать бои за Кенигсберг, стал капитан Лыткин.
 Николай КАЧУК, Опубликовано: 01 июня 2017 года; СБ Беларусь сегодня

Лыткин под руководством А.И. Медведкина обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки непосредственно во время ведения боя. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев).

Награжден орденом Отечественной войны I степени (1945), а также медалями; был представлен к ордену Красного Знамени (06.04.1985).

После окончания Великой Отечественной войны, с июля 1945 года, в марте 1946 — декабре 1949 года — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

С марта 1946 по декабрь 1949 года работал представителем киноэкспорта в Индии и Китае (по приглашению управляющего «Союзинторгкино» Петра Гавриловича Бригаднова)

Кинооператоры В.В. Микоша и Н.А. Лыткин на съемках в Китае. 1949 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17235240).

С февраля 1952 года назначен представителем «Совэкспортфильма» в Осло, столице Норвегии[1].
В августе 1958 года назначен представителем «Совэкспортфильма» в Англии. Продолжал снимать в качестве кинооператора для телевидения.
После возвращения из Англии в октябре 1961 года работал заместителем председателя ВО «Совэкспортфильм» до 1964 года. 
В 1964 — 1970 — представитель «Совэкспортфильма» в Швеции[2].

Воспоминания Николая Алекандровича Лыткина, охватывающие весь период жизни, начиная с приезда в Москву, поступление в Государственный техникум кинематографии (с 1938 — ВГИК), годы Великой Отечественной войны и послевоенный период работы за рубежом, вошли в сборник «Незаконченное прошлое. Из жизни кинематографистов».

_______________________________
1. Источник: Николай Лыткин «Как в кино. Записки кинохроникера» (из сборника «Незаконченное прошлое. Из жизни кинематографистов» (Изд. —М; "Современник"; 1988).
2. Там же.

СЕМЬЯ

Жена — Лыткина Зоя Августиновна.

Две дочери — Татьяна Лыткина, работала в монтажном цехе (монтажница позитива) ЦСДФ и Наташа (муж — Дмитричев Тимур Федорович — дипломат, писатель и журналист; работал в МИДе. В 60-х годах работал в качестве сотрудника международного Секретариата Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке).
Внук —
Дмитричев Андрей Тимурович (род. 07 января 1964 года) — переводчик. Окончил МГИМО. Во время работы в МИДе занимался вопросами разоружения; участник двусторонних и многосторонних переговоров по разоружению. Позже работал в различных международных организациях. В частности, в Управлении Верховного Комиссара по делам беженцев и в Организации экономического сотрудничества и развития. С 2003 — переводчик в Организации Объединенных Наций в Женеве. Имеет степень бакалавра искусств Йельского Университета (США). Увлекается фотографией. 

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

25 июля 2020 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел шестой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) посвящен Николаю Лыткину

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1934 — Веселые ребята; пом. оператора
1934 — Хижина старого Лувена; асс. оператора

Документальные

1937 — Биробиджан (фильм о жизни евреев-переселенцев); реж.: М. Славинская
1938 — В Уссурийской тайге; Производство: Московская студия кинохроники, Хабаровская студия кинохроники: реж.: В. Ерофеев
1938 — Слава героям Хасана; полнометражный; Производство: Хабаровская студия кинохроники; реж.: И. Копалин: операторы: З. Бабасьев, П. Русанов, Н. Лыткин 
1939 — Тигроловы
1939 — Сахалин; Производство: Хабаровская студия кинохроники; реж.:Н. Лыткин 
1940 — День нового мира
1941 — Освобождение Тихвина
1941 — По следу зверя (охота на медведей в лесах Вологодской области зимой); реж.-операторы: Н. Лыткин, Н. Самгин
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; режиссёры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1945 — Кёнигсберг; реж.: Ф. Киселев; операторы: киногруппа 3-го Белорусского фронта
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); реж.: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский
1945 — Парад Победы; полнометражный; черно-белый вариант; реж. монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; руководитель съёмок: В. Беляев
1945 — Сан-Франциско (совместно с Р. Б. Халушаковым)
1949 — Шанхай

Встреча с китайскими детьми. На фото оператор Н. Лыткин. КНР. 1949 год. Номер в госкаталоге: 15590186.
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; Совместное производство ЦСДФ и Пекинской киностудии Народной Республики Китай; автор-режиссеры: Леонид Варламов; автор текста: Константин Симонов; режиссёр: И. Лукинский; операторы: А. ВоронцовС. Гусев, Л. Зайцев, П. КасаткинА. КрыловН. ЛыткинВ. МикошаД. РымаревА. СеминВ. Цитрон; операторы Пекинской студии: У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй; асс. режиссёра: Чжоу Фэнь, К. Эггерс, Л. Залкинд; музыкальное оформление: В. Смирнова; звукооператоры: В. НестеровИ. Гунгер; тест читает: Л. Хмара; директор картины: М. Бессмертный
1951 — 1-е Мая 1951 года; реж.: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан
1951 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков  (Н. Лыткин впервые снимали с реактивного самолета в воздухе, однаков в титрах фильма его фамилия не указана)
1951 — Международное соревнование легкоатлетов; реж.: Б. Вейланд; операторы: Г. Голубов, Н. Лыткин, Б. Макасеев, К. Пискарев, Д. Рымарев, Н. Соловьев, В. Фроленко
1951 — На первенство СССР по футболу (Спартак-ЦДСА);  реж.: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурик, Л. Хавчин, С. Киселев, Н. Лыткин, И. Михеев, М. Прудников, А. Сологубов, Б. Фроленко, И. Сокольников, С. Скраливецкий
1956 — Парламентарии Уругвая в СССР;  реж.: К. Льянос; операторы: И. Грачев, Н. Лыткин
1956 — На Международной машиностроительной выставке в Турине; полнометражный; реж.-оператор
1957 — В Турине (видовой фильм); реж.-оператор; автор сценария и текста: Л. Браславский (фильм не принят руководством Главка Министерства культуры СССР)
1957 — На острове Цейлон; полнометражный; реж.: З. Фомина; операторы: Е. Аккуратов, Н. Лыткин
1957 — Визит наших соседей; реж.: Р. Григорьев; операторы: Н. Лыткин, В. Трошкин, А. Хавчин
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в Росси был снят по авторской заявке Н. Лыткина); полнометражный; производство: ЦСДФ по заказу
 Центрального телевидения СССР; авторы фильма: В. Микоша, Д. Фирсова., П. Московский, операторы: НЛыткин, В. Микоша
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); производство: ЦСДФ по заказу  Центрального телевидения СССР; авторы фильма: Д. Микоша (Фирсова), В. Микоша, П. МосковскийНЛыткин, В. Семенов; консультанты фильма: М. Труш (СССР), В. Юннсон (Щвеция); редактор С. Суркова, композитор Г. Савельев; звукооператор К. Никитин; жиретор картины Е. Одинцова

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурналов: "Союзкиножурнал" (1936 — 1943), "Звёздочка" (1938), "Новости дня" (1956 — 1957), "Советский спорт" (1950 — 1951; 1956 — 1957).

КИНОЛЕТОПИСЬ (выборочно)

1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Лозовский, Крылов, Алексеевы, Минкевич
1945 — И.Г. Эренбург среди танкистов и кинооператоров-сержантов (сержанты-кинооператоры Емельянов и Василенко демонстрируют И.Г. Эренбургу узкоплёночные киноаппарат); операторы: Е. Лозовский, Н. Лыткин, Л. Дульцев
1945 — Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско; операторы: Н. Лыткин, Р. Халушаков
1950 — Н. Лыткин впервые снимали с реактивного самолета в воздухе для фильма "День Воздушного флота СССР" (1951; полнометражный; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков), однако, его фамилия в титрах фильма отсутствует.

____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых интернет-источников, а также автобиографической книги "Незаконченное прошлое. Из жизни кинематографистов" (Изд. —М; "Современник"; 1988). Наградные документы периода ВОВ: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из частных архивов.

Библиография

1977 — Лыткин Н. Записки кинохроникера. Рассказ о творческом пути (изд.: —М.; Союз Кинематографистов СССР (Бюро пропаганды советского киноискусства))
1984 — Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР) (изд.: — М; «Искусство»)
1988 — Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов (Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера") (изд.: – М.; Современник)

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Цитаты

Н. Лыткин: "Фронтовые кинооператоры и многие, кто меня знает, до сих пор убеждены, что я был в штрафной роте. Это не правда. В штрафные роты попадали по суду. Провинившихся судили в их присутствии, можно было оправдаться. Осуждённый имел определённый срок, который сокращался в случае ранения. По окончании срока штрафнику возвращалось завание, должность и всё остальное, снималась судимость. Меня же отправили на передовую, не задав ни одного вопроса. Тайным приказом. Только потом я узнал о той "рубке леса" в верхах, от которой полетели на передовую "щепки" — я и редактор фронтовой газеты. Нужно было отстранить командующего фронтом. Для этого и было подстроено моё назначение — а командующего обвинили в том, что он "окружил себя подхалимами, которые расхваливали его в газете и снимали в кино".

Николай Лыткин ("Как в кино. Записки кинохроникёра"; — М.; Изд. "Современник", 1988 год, стр. 136-137), Источник

«В конце 1942 года четыре фронтовых кинооператора — В. Соловьев, Н. Лыткин, Р. Халушаков и В. Микоша — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки (первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах — теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попадут уже в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном — прим. ред. #МузейЦСДФ). Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее.
Америка встретила их морем огней, очередями в кинотеатры - на советский фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", невиданным ни до, ни после Второй мировой интересом к России. Операторов встречали как героев. Они встречались с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен, король экрана Чарли Чаплин — все приглашали их на встречи, концерты, съемки. Чаплину на его студии Микоша показал свой фильм "Черноморцы" и уже по возвращении в Союз получил от Чаплина теплую телеграмму.
Потом был обратный путь — уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вёз "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом...»

Источник

[...]Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов. [109]
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.
А в тот день мы просто разговаривали о войне, о судьбах наших, о друзьях, которые далеко. Допоздна длилась беседа, и жаль было расставаться. Но дело есть дело. Оно прежде всего.[...]

Семён Школьников, Источник

[...]24 июня 1941 г. Третий день войны
Мы покидали Москву в ночь на 25 июня. По улицам затемненной столицы студийный автобус, груженный аппаратурой и пленкой, вез нас к Белорусскому вокзалу. Нас было четверо, уезжавших на фронт. Операторы Борис Шер и Николай Лыткин, администратор Александр Ешурин и я.[...]
Коля Лыткин был в нашей компании, пожалуй, самой штатской личностью. Голубоглазый романтик, окончив за несколько лет до войны Институт кинематографии, уехал на Дальний Восток, полюбил этот край и остался там корреспондентом кинохроники, как ему казалось, навсегда. Там, где шли по тайге геологи, строители, где рождались города и заводы, можно было видеть человека с кинокамерой, худощавого, долговязого, с доброй улыбкой. Колю Лыткина знали и любили таежные охотники, летчики, строители, партийные работники, капитаны кораблей, матерые тигроловы. Лыткин восторженно относился к своей профессии кинорепортера, гордился ею. И вот в трудный для страны час он в вагоне воинского эшелона одним из первых кинооператоров направляется на фронт. Он увлечен мыслью о предстоящей работе, расспрашивает меня об Испании, о киносъемке в боевой обстановке.[...]

Роман Кармен (из книги Но пасаран! — М.: «Сов. Россия», 1972), Источник

[...]Иван Иванович Чешев, или просто Ваня, как многие его называли, был человеком удивительным: веселый, жизнерадостный, на все случаи жизни у него имелся анекдот или смешная история. Со своей камерой он забирался в такие дебри, в такие Богом забытые уголки, куда не каждый отважится заглянуть. Строки о Чешеве есть в книге Николая Лыткина «Записки кинохроникера» (1977 г.), профессионального оператора, приехавшего в тридцатые годы на студию из Москвы: «Моим помощником стал демобилизованный матрос Иван Чешев, веселый, трудолюбивый, способный. Он вырастет в кинооператора высшей категории, станет заслуженным деятелем искусств РСФСР и не расстанется с Дальним Востоком...»
Наша студия (Дальневосточная студия кинохроники) постепенно прирастала профессиональными кадрами. В 1938 году здесь работали кинооператоры Шлыков, Кузьмин, Прок (Прокахин), кинорежиссеры Каштелян, Шер. Примерно в это же время начал выходить киножурнал «Советский Дальний Восток». Во всяком случае, его пятый номер датируется 22 февраля 1939 года. Вот цитата из статьи Игоря Валентиновича Мирного «Штрихи из истории Дальневосточной студии кинохроники в восприятии одного из ее операторов», опубликованной в журнале «Дальний Восток»: «Если в 1938 году было выпущено всего двенадцать немых, два звуковых журнала и два киноочерка на всесоюзный экран („Михеевский экипаж“ — режиссер Матусевич и „Биробиджан“ — автор-оператор Лыткин), то уже в 1939 году студия выпустила шестьдесят звуковых, двадцать два немых киножурнала, два киноочерка („Урожай“ и „Хабаровск“ — автор Каштелян) на местный экран и шесть очерков на всесоюзный экран („Хетагуровки“ — автор-оператор Лыткин, „Золото“ — режиссер Матусевич, оператор Кушешвили, „Сахалин“ — автор-оператор Лыткин, „Переселенцы“, „Советское Приморье“ — автор-оператор Русанов, „Уссурийский тигр“). За актуальность тематики и решение поставленных задач Хабаровская киностудия получила хорошую оценку»[...]

Елена Глебова, главный редактор регионального культурно-просветительского журнала «Словесница Искусств» (Хабаровск, Хабаровский край), Источник

[...]18 октября 1942 года по просьбе таких "стратегов" в Ногинске, под Москвой, для фильма, посвященного 25-летию Октября постановочной атакой "колонны врага" самолетами Ил-2 и Пе-2 руководил лично полковник Василий Сталин, известный любитель показухи. Были и среди "постановщиков" свои "короли воздушной съемки", но сегодня рассказ не о них.
"Нечего зря утюжить воздух — в поля, в окопы!" — звучало из московских кабинетов все настойчивее. Что самое удивительное, и к тем, кто работал в окопах, отношение главпуровцев было не лучше. Апофеозом чудовищной несправедливости и глупости стал случай с кинооператором капитаном Николаем Лыткиным, который по заданию начальника киногруппы снял комфронта генерала Еременко в быту — без карт, телефонов, разрывов снарядов, без передовой... Киносюжет привел политруков в неописуемую ярость. Николая Александровича разжаловали в рядовые и отправили в штрафбат! Отличился красноармеец Лыткин при освобождении Витебщины в 1944 году, был ранен (искупил кровью!) и награжден орденом Славы 3-й степени! Ему вернули звание капитана, и он вновь стал кинооператором. А полностью реабилитироваться ему помогли американцы. По лендлизу в наши ВВС они поставили более 500 портативных кинокамер фирмы "Белл-Хоуэлл" с 16-мм пленкой для установки их на самолеты в качестве кинопулеметов. Возникла идея "привинтить" американскую камеру к прикладу советского автомата ППШ и сделать советско-американский киноавтомат! В качестве источника питания — два десятикилограммовых аккумулятора на плечи и — в бой! Организатором первой сержантской группы из 16 киноавтоматчиков[3], которую бросили снимать бои за Кенигсберг, стал капитан Лыткин. За это его представили к ордену Красного Знамени, но с учетом недавнего "штрафа" вышестоящее начальство согласилось лишь на орден Отечественной войны 1-й степени.[...]

Николай КАЧУК, обозреватель СБ "Беларусь сегодня", Источник

Статьи

24 июня 1941 года. Третий день войны (Рядом с солдатом... Главы из книги Романа Кармена "Но пасаран! ")
Черно-белая лента памяти... к 75-летнему юбилею Дальневосточной студии кинохроники
Служили два товарища... Как кинооператоры снимали войну на самолетах
«Освобождение Вильнюса». Из воспоминаний фронтового кинооператора Семёна Школьникова
СНОВА ВОЙНА ."Как в кино. Записки кинохроникера" (1988)
Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лыткин Николай Александрович
«Плачьте, но снимайте». Эпизод #6. Николай Лыткин
Москва (из книги «Незаконченное прошлое: из жизни кинематографистов». Н. Лыткин "Как в кино. Записки кинохроникера" (1988))
ВОКРУГ СВЕТА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (из книги Н. Лыткина «Записки кинохроникёра» (1977)
НА ВОЙНЕ (из книги Н. Лыткина «Записки кинохроникёра» (1977)
«Кинопулемёт» (журнал "Советский воин" № 10, октябрь 1972 года)

[ Страница дополняется материалами ]