Яков ПОСЕЛЬСКИЙ

кинорежиссёр, оператор, педагог

Имя при рождении:
Яков-Ицхок Хилевич Посельский

Дата рождения:
10 октября 1892
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 июня 1951 (58 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, оператор, педагог

Краткая биография

Благодарим Наталию Яковлевну Венжер за предоставленную информацию и фотографии.

Последнее обновление: 31.10.2024.

Посельский Яков Михайлович (28 сентября (10 октября) 1892, Москва — 26 июня 1951, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Беспартийный.

В 1914 — 1916 — учился в Московском коммерческом институте; во время учёбы подрабатывал тапёром в кинотеатре.

В кино с 1914 года. Работал в кинофирме «Кинолента»[1] в качестве ассистента режиссера у В. Туржанского, А. Аркатова, А. Чаргонина. Некоторые фильмы снял под псевдонимом Ялик.

После Февральской революции работал с режиссером А. Разумным; ими был поставлен фильм «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта»[2].

Под влиянием происходящих событий, которые вызывали как изумление, так и восторг, и понимание правильности происходящего, снимает фильмы «Вставай, поднимайся рабочий народ», «Под Красным Знаменем»; совмещал работу режиссера и оператора[3].

В 20-е годы выпускает агит-фильмы с постоянным героем в исполнении актера  Якова Волкова: «Как мужик Пахом в столицу в небесах летал как птица», «Как Пахом в селе Несмелом занимался лётным делом», «Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим»[4],

С 1926 года работал в научно-популярном кино на кинофабрике «Культкино», фабрике культурфильмов «Совкино».

С 1930 года режиссёр Всесоюзной фабрики кинохроники «Союзкинохроника». Именно в кинохронике раскрылся его талант как режиссёра, организатора, теоретика и педагога. Это период наиболее важных картин в творчестве кинорежиссера —  «1-ое Мая в Москве (Пятнадцатый)» (впервые были проведены полномасштабные и четко организованные съемки (снимали 40 операторов) празднования 1 мая 1932 года, фильм был смонтирован в кротчайший срок), «Герои Арктики (Челюскин)» (1934), «На Северном полюсе» (1937), «Папанинцы» (1938).

С 1934 года Я. Посельский руководил кафедрой документального кино в ГИКе; с 01 июня 1937 — заведующий кафедрой кинохроники во ВГИКе[5].

В начале Великой Отечественной войны находился в эвакуации — режиссер Куйбышевской студии кинохроники, затем работал на Алма-Атинской студия кинохроники;  монтировал кинопериодику; режиссер фильмов «8-я Гвардейская стрелковая дивизия» (1942; совместно с М. Слуцким).

В период 1944 — 1945 гг. — режисеср фильмов «Минск наш (фронтовой выпуск № 2)» (1944), «Бобруйский котел (Фронтовой выпуск № 3)» (1944), «В логове зверя» (1945), «Вена» (1945).

После войны продолжил работу на ЦСДФ.

Скоропостижно скончался 26 июня 1951 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

__________________________________________
1. Фирма создана после ликвидации «Прокатной конторы X.К. Фаврикодороса». В начале 1914 года фирму возглавил Н. М. Посельский. В ноябре 1914 года приступили к съемке собственных игровых фильмов и выпустила в прокат: «Страсть безрассудная», «Кровавый Восток», «Великий Магараджа» и «Ставка князя Матвея». (Источник: сайт «Первые в кино»)
2. Рукописный фонд (Музей Москвы).
3. Там же.
4. Хроника кино. ФИЛЬМА ДОБРОЛЁТА / Журнал «Новый зритель» №36 от 16 сентября 1924 года (с. 16).
5. Приказ по Высшему государственному институту кинематографии № 62 от 01 июня 1937 года.
СЕМЬЯ

Дед —  Шлиом Хилевич Посельский.
Отец — Посельский Хил Шлюмов (1868 — ?), купец 2 гильдии; совладелец (совместно с младшим братом Михаилом Соломоновичем (Моисеем ШлиомовичемПосельским) магазина готового платья в Постниковском пассаже[1].
Мать — Сарра Моисеевна Посельская[2].
Братья (родные): Борис (Борух; род. в 1891 году в Москве), Семен (Симха; род. в 1892 году в Москве), режиссер «Севзапкино»; Александр (Исай; род. в 1896 году в Москве); Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899, Москва — 19 февраля 1970, Москва), кинорежиссер, один из зачинателей советского документального кино, лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946, 1952)[3].

Двоюродная сестра Степанова Лидия Ильинична (22 февраля 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
Первая жена — Имас Цецилия Яковлевна, врач (дома её звали Киля, отсюда возник псевдоним Якова Посельского — Ялик).
Сын (от брака с Имас Ц. Я.) — Посельский Михаил Яковлевич (03 января 1918, Москва — 17 мая 2008, Москва), оператор документального кино, фронтовой кинооператор.
Внук — Посельский Яков Михайлович (22 февраля 1948, Москва — 23 мая 2005, Москва),  советский, позже американский оператор и режиссёр. Трагически погиб на съемках фильма в Москве.

На фото: Яков Посельский с женой Ириной Венжер и дочерью Натальей, стоит (слева) жена писателя Льва Кассиля - Наташа. 1939 год (из личного архива Н.Я. Венжер).

Вторая жена — Венжер Ирина Владимировна, режиссер документального кино; лауреат Сталинской премии (1948); в содружестве с Иосифом Посельским смонтировала ряд фильмов.
Дочь (от брака с Венжер И. В.) —  Венжер Наталия Яковлевна  (род. 21 мая 1932 года в Москве), геолог (окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова); вторая профессия — киновед, социолог кино и телевидения; автор идеи и создатель базы данных (совместно с мужем Г. И. Рейснероманиматор.ru.
Внук — Рейснер Михаил Георгиевич (род. 22 августа 1959 года в Москве), окончил геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Правнучки — Наталья Рейснер, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель международного отдела БФМЮлия РейснерЕкатерина Рейснер, окончила Институт стран Востока.

___________________________________
1. Справочная книга о лицах, получивших на 1912 г. купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве. М., 1912. С. 83.
2. 
Вся Москва. Адресная и справочная книга... [по годам]. на 1916 год : 23-й год издания (45-й год издания). - М. : Т-во А. С. Суворина "Новое время", 1916. - 737, 2583 стб. разд. паг., 1 л. план. : ил.
3. Справочная книга о лицах, получивших на 1912 г. купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве. М., 1912. С. 83.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева «Судьба на киноплёнке Михаила Посельского» (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги фронтового кинооператора Михаила Посельского «Свидетельство очевидца», а также материалы государственных и частных архивов. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1915 — Когда мы, мертвые, воскреснем? кранизация одноименной пьесы Генрика Ибсена); производство: т-во "Литерфильм"; режиссер; оператор Г. Гибер; фильм не сохранился
1916 — Гануся (по Г. Сенкевичу)
1917 — Под Красным знаменем; Вставай, поднимайся рабочий народ! (оба фильма о первых днях Октябрьской революции)
1917 — Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта (Восстание Черноморского флота); совместно с А. Разумным
1918 — Над разбитой чашей счастья
1918 — Тамара Бендавид (игровой фильм (не сохранился) — экранизация одноименного романа Вс. Крестовского из его трилогии "Тьма египетская", "Тамара Бендавид" и "Торжество Ваала"); производство: т-во "Литерфильм"; режиссер; 
1923 — 5-летие Свердловского университета в Москве; Производство: Севзапкино; режиссер; оператор: Г. Гибер
1924 — Бедняку – впрок, кулаку – в бок (игровой фильм о защите крестьянина); производство: СЕВЗАПКИНО; режиссер; оператор Г. Гибер
1924 — Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице (Как мужик Пахом в столице в небесах летал как птица); производство: Киносекция ОДВФ (Добролет); режиссер; оператор А. Лемберг
1924 — Как Пахом в селе Несмелом занимался летным делом; производство: Киносекция ОДВФ (Добролет); режиссер; оператор А. Лемберг
1924 — Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим; производство: киноконтора "Красная звезда" (ПУР); режиссер; оператор А. Лемберг 
1924 — По Средней Азии
1925 — На все времена для всех народов
1925 — Преступление коновала Матова (игровой фильм о борьбе со знахарством на селе); производство: киноконтора "Красная звезда" (ПУР); режиссеры: А. Иванов, Я. Посельский; оператор С. Бендерский 
1926 — Звено энергетики
1926 — Кого нужно омолаживать (Кого и как нужно омолаживать)
1926 — Стекло – фарфор – фаянс
1926 — Тактические занятия БВО
1926 — Химики (От кустарничества к механизации химической промышленности)
1927 — Проблема питания
1928 — Всесоюзная спартакиада (1-я Всесоюзная спартакиада состоялась 12—24 августа 1928 года в Москве (некоторые соревнования прошли в более ранние или более поздние сроки; соревнования по гребле и парусному спорту прошли в Ленинграде); полнометражный; Производство: Совкино; режиссер; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1927 — 1928 — 10 лет борьбы за здоровье (медицинские работники проводят профилактические осмотры рабочих и служащих различных областей народного хозяйства); режиссер
1929 — Весенняя спартакиада; режиссер
1930 — 13 дней (Процесс по делу "Промпартии"); (Процесс "Промышленной партии" ("Союз инженерных организаций") проходил в Москве 13 дней, с 25 ноября по 7 декабря 1930 г. На скамье подсудимых восемь инженеров-выпускников МВТУ (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана), среди них — последний выборный ректор Училища И.А. Калинников, знаменитые в то время профессора Училища. Все они занимали высокие должности в руководстве промышленности в середине двадцатых. Пятеро "руководителей партии" были приговорены к расстрелу, трое — к 10 годам лишения свободы. Президиумом ЦИК СССР всем осужденным мера наказания была снижена. В 1936 г. "глава организации" Л. К. Рамзин амнистирован. Часть рядовых "участников организации" реабилитирована (1954 — 1991)); полнометражный; режиссер; сценарный план: М.З. Цейтлина; оператор: И. Беляков; асс. режиссера: И. Венжер; звукооператор С. Семенов; выпуск фильма 4 января 1931 года
1930 — Гиганты энергетики; совместно с А. Егоровым
1930 — Гигиена женщины; режиссер
1930 — Звено энергетики; Производство: Совкино; режиссер
1930 — Здравоохранение; режиссер
1930 — МТС; совместно с И. Венжер
1931 — Красный спорт (Готов к труду и обороне); полнометражный; режиссер; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, М. Лифшиц, М. Ошурков 
1932 — 1-ое Мая в Москве (Пятнадцатый); (военный парад на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссер: Я. Посельский; снимали 40 кинооператоров
1935 — Заем победы (образцы облигаций займов разных лет; подписка на государственный заем на промышленных предприятиях)
1934 — 1 Мая в Москве; совместно с И. Венжер, И. Сеткиной
1934 — Герои Арктики (Челюскин); полнометаржный; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский
1934 — Челюскин; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский

1934 — Люди (Баня); (в киноочерке показана жизнь новой социалистической деревни в конце авторы фильма рассказывают о быте и отношениях людей в Муровлянском колхозе «Новая жизнь» Горловского района — территориально-административная единица РСФСР, существовавшая с 1929 по 1959 год (Горловский район был образован 12 июля 1929 года в составе Тульского округа Московской области)) режиссер; оператор: Иван Беляков
1935 — Смотр красноармейской самодеятельности (Красноармейская самодеятельность); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский
1936 — Город всадников (киноочерк о тамбовской кавалерийской школе имени Первой Конной); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: Д. Рымарев; звукооператор: Д. Овсяников; ассистент режиссера: С. Каплун
1936 — Песнь лейтенантов (о дне английского языка в пехотном училише); режиссер совместно с И. Венжер
1936 — Ударом на удар (фильм о Белорусских маневрах РККА); автор сценария совместно с Б. Верховским; режиссер совместно с И. Венжер
1937 — Песня лейтенанта (выступление военного оркестра, хора); режиссеры:  Я. Посельский, И. Венжер; оператор Н. Степанов% музыка  Д. Гейнгнер, Н. Бертран; П. Харитонов
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (8 частей); автор-оператор и участник экспедиции: М. Трояновский; режиссёры монтажа: Я.М. Посельский, И.Н. Венжер
1937 — Боевые подруги (фильм о женах командиров и начальников Красной Армии); реж. Я. Посельский, И. Венжер
1937 — Встреча героев (Незабываемый день); (встреча участников перелета Москва-Николаевск-на-Амуре-Москва летчиков В. П. Чкалова, А. В. Белякова, Г. Ф. Байдукова на аэродроме в Москве); режиссер
1937 — Демократия счастливого народа; совместно с И. Венжер
1937 — К выборам в Верховный Совет СССР (спецвыпуск); режиссер; оператор:  В. Соловьев
1938 — "Мурман" и "Таймыр" в Мурманске; совместо с И. Венжер
1938 — Ленинград встречает папанинцев; совместно с И. Венжер
1938 — Папанинцы; полнометражный (6 частей); производство: Московская и Ленинградская студии "Союзкинохроники"; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, Г. Симонов, Я. Славин
1938 — Трехминутки о кандидатах в депутаты; полнометражный (36 частей); режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер
1938 — Повесть о завоеванном счастье (историко-публицистический фильм, посвящен 20-летию Ленинского комсомола); полнометражный; режиссер совместно с И. Венжер, Ф. Киселевым; художник Б. Беляев
1938 — Сталинские герои в Москве (встреча участников экспедиции "Северный полюс-1" в составе начальника экспедиции И. Д. Папанина, радиотехника Э. Т. Кренкеля, гидролога П. П. Ширшова, астронома-магнитолога Е. К. Федорова); Производство: Московская студия кинохроники, Ленинградская студия кинохроники; режиссер совместно с И. Венжер

Во время работы над фильмом «Ивановские текстильщики». На фото (слева направо): Марк Трояновский, режиссеры фильма Ирина Венжер и Яков Посельский, Тамара Шарапова (вторая жена М. Трояновского).
1939 — Ивановские текстильщики; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский; звукооператор: А. Камионский; асс. режиссера З. Тулубьева
1939 — По Крыму; режиссер; операторы: А. Ковальчук, В. Орлянкин
1939 — Памяти Н. К. Крупской
1940 — По Казахстану; полнометражный; режиссеры: И. Венжер, Я. Посельский; операторы: М. Глидер, Я. Славин, В. Доброницкий

На съемках фильма «Казахстан».1939 год  На фото (слева направо): операторы Марк Трояновский и Александр Брантман, режиссер Яков Посельский, оператор воздушных съемок Николай Теплухин (предположительно). Фото из архивап А.М. Трояновского.

1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, Н. Теплухин   
1941 — Письмо на фронт (колхозница М. Тельнова пишет письмо мужу на фронт); режиссер; оператор: Б. Шадронов
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; режиссер Я. Посельский; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1942 — 8-я Гвардейская стрелковая дивизия; Производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссеры: Я. ПосельскийМ. Слуцкий; операторы: И. Авербах, И. Касаткина
1944 — Земля родная (фильм рассказывает об Узбекистане); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Ташкентской киностудии; режиссеры: Я. Посельский, В. Василенко; оператор М. Каюмов; звукооператор В. Котов
1944 — Минск наш (боевые действия советских войск при освобождении г. Минска от немецких войск); режиссер Я. Посельский; операторы: М. Беров, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В Придорогин, В. Фроленко, Б. Шер; ассистент режиссера; С. Каплун, звукооператор: В. Котов, руководитель группы: А. Медведкин
1944 — Бобруйский котел (Фронтовой выпуск № 3); режиссер Я. Посельский; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, Я. Посельский; звукооператор В. Котов
1945 — В логове зверя (о разгроме немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер Я. Посельский; операторы:  А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов; нач. фронтовых киногрупп: А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара; художник П. Соколов; автор текста Р. Кацман; асс. режиссера З. Дембовская; консультанты: С. Платонов, К. Васильченко
1945 — Челси – Динамо (спецвыпуск) (футбольный матч между командами "Челси" (Лондон) и "Динамо" (Москва) на лондонском стадионе "Стамфорц-брижц"; советские футболисты: Карцев, В. Бобров, Хомич и другие во время игры); режиссер Я. Посельский; олператоры: В. Ешурин, А. Хавчин; автор текста С. Кантор; асс. режиссера: А. Кирюхина, Л. Залкинд, Н. Долинский; асс. оператора Л. Зайцев; музоформитель Д. Блок; звукооператор И. Гунгер
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); режиссер; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1946 — 1 Мая; режиссеры: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1946 — Кубок СССР ("Спартак" — "Динамо" (Тбилиси); режиссер
1947 — Спортивный день столицы (спецвыпуск  к/ж "Советский спорт"); режиссер
1948 — Кубок СССР (фрагменты матча столичных футбольных команд "Спартак" и ЦСКА); вручение кубка СССР команде победителей — ЦСКА); режиссер; операторы:  И. Беляков, Н. Вихирев, В. Ешурин, Г. Захарова, П. Касаткин, Е. Коган, Ю. Леонгардт, Г. Монгловская, С. Семёнов, Р. Халушаков, А. Хавчин, В. Ходяков
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1949 — Бокс (спецвыпуск); режиссер
1950 — Встреча легкоатлетов СССР — Венгрия; режиссер; операторы: В. Ешурин, Л. Зайцев, Б. Макасеев, М. Ошурков
1950 — Две победы; режиссер
1950 — Первенство мира по конькам; режиссер; операторы: М. Ошурков, Н. Вихирев, В. Ешурин, С. Коган, Р. Халушаков, Г. Захарова, С. Киселев
1951 — Присуждение международных сталинских премий мира; режиссер; операторы:  В. Ешурин, Г. Монгловская, М. Ошурков, А. Хавчин, В. Штатланд
1951 — Всесоюзные соревнования фигуристов; режиссер; операторы: И. Гутман, Д. Рымарев, С. Семенов

Сценарист

1936 — Ударом на удар; автор сценария совместно с Б. Верховским
1944 — Земля родная (об Узбекистане) (Узбекистан); автор сценария совместно с Г. Эль-Регистаном

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1935 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»

Цитаты

[...]Я. Посельский значителен прежде и больше всего монтажной изобретательностью, поднимающей событийный фильм типа «Пятнадцатый» (1932 год; «1-ое Мая в Москве» (Пятнадцатый); полнометражный; учетный № РГАКФД: 2817; — прим. ред. #МузейЦСДФ) до огромной эмоциональной заразительности, поднимающей, казалось бы, случайный материал до яркого, запоминающегося образного ряда. Знание техники кинематографа, умение «выжать из аппарата все таящиеся в нем возможности ставит Посельского в ряд не только с крупными мастерами хроникальной фильмы, но и кинематографии в целом. Кадры нарастающего темпа работ на Днепрострое в «Энергетике», двойная экспозиция затопленных украинских хат или мельницы, ритмически вздымающей и опускающей свои крылья под водой освобожденного Днепра,— эти кадры запоминались и доходили до зрителя с предельной ясностью и выразительностью. Качество приема определяется не его сложностью, а его логической необходимостью. Сейчас Посельский работает над новой физкультурной фильмой. Новой потому, что эта вещь должна быть первой попыткой создания так наз. художественной хроникальной фильмы. Вводя зрителя в фабульную завязку вещи и перенося все мотивировочные кадры на хрОнику, Я. Посельский излагает сюжет игровыми кусками и аргументирует кусками хроникальными. Я. Посельский пытается создать новый жанр хроникальной кинопродукции.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[...]Творчество Якова Михайловича Посельского было многообразным. Нельзя сказать, что он работал в одном жанре, в едином стиле, когда легче проследить за творческим мужанием художника. Его интересы были разнообразны: большой обзорный фильм «Советский Казахстан» и киноочерк «Ивановские текстильщицы», в его рукописях много заявок на очерки цикла «Люди нашей страны». Будучи признанным мастером, Я. Посельский любил работать над периодикой, киножурналами, спортивными выпусками, оттачивая профессиональное мастерство режиссёра-монтажёра.
А в годы Великой Отечественной войны сколько выпусков, фильмов вышло из его рук: «Бобруйский котёл», «Минск наш!», «В логове зверя», «Вена»…
Он любил хронику, не мыслил жизни без хроники, без документального кино, без хлопотливой, суматошной, многодорожной жизни кинохроникёра, участника и свидетеля интереснейших событий, происходящих на планете Земля. Мастерство и темперамент делали его таким.
Он ушёл рано из жизни, в 1951 году. Рано по летам. Рано по делам. Ушёл накануне интереснейших перемен в любимом им документальном кино, в котором он непременно сказал бы ещё своё слово, как в те беспокойные 30-е годы, когда он был молод и его уважительно звали «стариком».

Галина Копалина, киновед, Источник

[...]Яков Посельский оставил большое рукописное наследство. Его лекции, проекты, разработки, выступления порой категоричны, но всегда обоснованы, обоснованы огромным опытом мастера-практика. Это доказывают его проекты «Профиль операторов кинохроники» или «Профиль, права и обязанности режиссёров хроники», где практические рекомендации естественно вытекают из глубокого знания профессии. А его проект театра хроники «Экстра» – смел, экстравагантен, по-молодому задорен. Идея театра интересна и сегодня, некоторые элементы её осуществлены в немногочисленных кинотеатрах беспрерывного показа хроники, в некоторых видах телепередач.[...]

Галина Копалина, киновед, Источник

[...]Яков Михайлович Посельский часто бывал в доме своей двоюродной сестры - моей бабушки Лидии Ильиничны Степановой. Он, по его выражению, очень "любил с Санькой дружить". Однажды, осенью 1947 года, Яков Михайлович, проезжая на своём "Москвиче", увидел меня, гуляющего с няней на Тверском бульваре, посадил в машину, и мы поехали на стадион "Динамо". Так я первый раз побывал на футбольном матче.
Яков Михайлович Посельский умер от сердечного приступа, не дожив даже до 60 лет. Светлая память.

Александр Рацимор, режиссер, Источник

Статьи

Дзига Вертов, или долгие черные годы
В. Моргенштерн. На полях стенаграммы. Журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" (№1-2) 1933 год
Владимир Ерофее (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (1987))
В. Моргенштерн. Заметки о „Пятнадцатом“. Журнал «Пролетарское кино» № 17-18,1932 год
Яков Посельский (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (1987))
Музей ЦСДФ представляет серию подкастов «Наталия Венжер вспоминает» в новом проекте «Радио ЦСДФ»
Хроника кино. ФИЛЬМА «Добролёта» (журнал «Новый зритель» №36 от 16 сентября 1924 года)
Состоялся просмотр выпущенной Добролетом агитфильмы в 3 частях: «Как Пахом в селе Несмелом занимался лётным делом» (газета «ПРАВДА» № 245 от 26 октября 2024 года)
Бюро агитации О-ва Добролёт выпустило 24 экземпляра первой части новой агитационной картины («Кино-газета» № 33 (49) от 12 августа 1924 года)

Источники информации

При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФ. Фотографии и документы из семейного архива Н.Я. Венжер.