Марк ТРОЯНОВСКИЙ

оператор, режиссёр, сценарист, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Марк Антонович ТРОЯНОВСКИЙ

Дата рождения:
19 декабря 1907
Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:
22 октября 1967 (59 лет)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Брагодарим Алексея Марковича Трояновского (сына М.А. Трояновского) за предоставленную информацию и фотографии.

19 декабря 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения Марка Антоновича Трояновского,  Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1965), дважды лауреата Сталинской (Государственной) премии (1947, 1948), беспартийного.

Марк Антонович Трояновский прожил яркую, полную событий жизнь, порой экстремальных, порой трагических. 
Из 60-ти лет своей жизни сорок лет отдал документальному кинематографу. В качестве кинооператора, а позже режиссёра, фиксировал на плёнку величайшие события в истории нашей страны — строительство Магнитки, исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадку папанинцев на Северный полюс, первый полет советских лайнеров в Антарктиду, строительство Асуанской плотины, а также трагические страницы Великой Отечественной войны, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп. Помимо документальных фильмов он оставил большое литературное наследие — дневники, записки, письма. 

В 1972 году фрагменты рукописного архива вышли в издательстве "Искусство" под названием "Я хотел написать книгу...".

В 2004 году вышло дополненное и проиллюстрированное издание (около 140 фотографий). Пережитые автором и отражённые в дневниках события подсказали составителям книги (Е.Д. Уварова-Трояновская и Н.Я. Венжер) и само её название - "...С веком наравне" (Дневники. Письма. Записки), изданной в 2004 году.


В 20-е годы Марк Трояновский увлёкся кино и фотографией, посещал кинолекторий, московскую кинофабрику. Окончил Государственный Техникум Кинематографии (1929), мастерскую А.Л. Птушко.

В кино с 1927 года. Оператор Московской кинофабрики «Совкино». Работал в мультцехе кинофабрики у художника Ю. Меркулова, затем в мастерской художника А.Л. Птушко. 

В 1929 году снял свой первый полнометражный фильм (совместно с режиссёром Л. Мировичем) «Советский лён».

В 1930 
— оператор кинофабрики культурфильмов «Совкино».

В 1931 — 1933 — оператор кинофабрики «Межрабпомфильм».

Режиссер Лидия Ильинична Степанова и оператор Марк Трояновский. Магнитострой. 1931 год.

Снимал строительство Магнитогорского металлургического комбината (режиссёр Л. Степанова).

1932 — приглашен в киногруппу В.А. Шнейдерова для участия в походе ледокольного парохода «Сибиряков». Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, основной задачей похода было освоить проход по Северному Морскому пути за одну навигацию.  

На фото (слева направо): руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт и полномочный представитель СССР в Японии Александр Антонович Трояновский. Токио, Япония. 1932 год. Автор фото: Марк Антонович Трояновский.

В пути у ледокола льдами были разрушены гребные винты, практически под самодельными парусами корабль вышел в Тихий океан, для ремонта ледокол был направлен в Японию, где был снят полнометражный фильм «Большой Токио» (реж. В. Шнейдеров).
Из снятого материала во время похода «Сибирякова» в 1933 году был сделан полнометражный фильм «Два океана» (режиссеры: В. Шнейдеров, Я. Купер; научный консультант: О.Ю. Шмидт). Поход «Сибирякова» доказал в принципе возможность прохода по Северному морскому пути за одну навигацию. В 1933 году было решено повторить поход, но уже на обычном корабле, «Челюскине».
За работу в экспедиции ледокола «Сибиряков» награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С июня 1933 — оператор Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ).

Кинооператор М. Трояновский, кинорежиссер В. Шнейдеров, капитан В. Воронин. Дружеский шарж  художника Ф.Р. Решетникова. 1934 год.

1934 — участие в экспедиции (совместно с оператором А. Шафраном) на ледоколе «Челюскин» (руководитель киногруппы по приглашению О.Ю. Шмидта). Эпопея, прославившая на весь мир мужество советских людей. В группу также вошли: писатель Семенов, корреспондент "Известий" Громов, корреспондент "Комсомольской правды" — Муханов, художник Решетников, фотограф Пётр Новицкий, поэт Илья СельвинскийПосле того, как корабль был зажат льдами, вместе с небольшим отрядом («отряд Муханова») на собаках Марк Трояновский ушёл на материк для вывоза отснятого материала (сумел вывезти около 4000 метров кинопленки). Снял пеший переход первого отряда с «Челюскина».
В 1934 году вышел полнометражный документальный фильм «Герои Арктики» ("Челюскин"; реж. Я.М. Посельский; оператор совместно с А.М. Шафраном).

1936 — участие в экспедиции по Северному морскому пути в составе секретной экспедиции, названной ЭОН-3 (экспедиция особого назначения – 3). Это был реально первый успешный проход целой группы судов по Северному морскому пути за одну навигацию, успеху способствовала и организация похода, сопровождение каравана судов ледоколами. В походе участвовало до 14 кораблей, всей экспедицией руководил Отто Юльевич Шмидт, в то время возглавлявший Главсевморпуть. С военной стороны экспедицию возглавлял флагман флота 1-го ранга Михаил Владимирович Викторов, командующий Тихоокеанским флотом (офицер русской флота, расстрелян в 1938 г., реабилитирован в 1956 г.).

На фото (слева направо); Марк Трояновский, Отто Юльевич Шмидт. 1936 год.

Переход «ЭОН-3» положил начало формированию Тихоокеанского флота СССР.
За работу в экспедиции по Северному морскому пути в составе секретной экспедиции «ЭОН-3» награжден орденом «Знак Почёта».

1937 — съёмки первой экспедиции на Северный полюс (СП-1) высадка группы И.Д. ПапанинаЭкспедиция состояла из 4-х больших четырехмоторных туполевских самолетов и одного двухмоторного самолета-разведчика. В экспедицию Шмидтом был приглашен и Марк Трояновский (единственный кинооператор в группе). Трояновский вошел в состав флагманского самолета, который первый должен был совершить посадку в районе полюса. Командиром самолета был опытный летчик М. Водопьянов. Посадка на полюсе была проведена успешно. Марк Трояновский первым вышел на полюс. Оператору было необходимо зафиксировать выход первых людей на лед полюса.
За участие в экспедиции на Северный Полюс награжден орденом Красной Звезды
Полнометражный фильм «На Северном полюсе» (режиссер М. Трояновский совместно с режиссерами Я.М. Посельским и И.Н. Венжер) был куплен 32 странами.

1938съёмки встречи папанинцев на ледоколе "Ермак"Осенью 1937 года  во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот. В самом начале 1938 года после выполнения краткосрочного ремонта ледоколе "Ермак"вышел из Ленинграда в Гренландское море за папанинцами под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина. Встретив во льдах суда «Мурман» и «Таймыр», взял у них снятых со льдины участников станции «Северный полюс-1» и доставил их в Ленинград. Ранней весной ещё до начала арктической навигации ледокол пробился к Земле Франца-Иосифа и освободил из ледяного плена корабли «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль». В начале июля ледокол уже был у Диксона, доставив уголь зимовавшим там лесовозам, и помог выбраться им на чистую воду. 6 августа пробился к каравану ледокола «Литке» (зимовавшему у острова Большевик). Вывел их к острову Русскому. Вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и оказал помощь ледоколу «Красин» по выводу изо льдов каравана «Ленин». За два месяца прошёл всю Арктику с запада на восток.

1941— 1945 — съёмки на фронтах Великой Отечественной войны. Призван в РККа в 1941 году. Звание — капитан. Руководитель фронтовой киногруппы Кавказского фронта (1942 — 1943).

С 24 июня 1941 года — руководитель фронтовой киногруппы Южного фронта, фронтовой кинооператор Марк Трояновский проводит военные киносъемки в Одессе. 

27 ноября 1941 года пришлось переснимать выступление И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941 года  в построенных в Георгиевском зале Кремля декорациях. Съемку поручили Марку Трояновскому, имеющему как опыт работы со звуком в сложных условиях, так и опыт комбинированных съемок. 

В 1942 — 1943 — руководитель киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов.

На фото (слева направо): начальник политотдела полковник Л.И. Брежнев и начальник Политуправления 18-й Армии генерал А. Мамонов с кинооператором М. Трояновским. Весна 1943 года.

С декабря 1943 года до июня 1944 года — начальник Управления фронтовых киногрупп. На основе снятого материала киногруппы Трояновского в 1943 году был сделан полнометражный фильм «Битва за Кавказ» ( «Кавказ»; режиссёры: Леонид ВарламовШалва Чагунава), по неизвестным причинам упоминание о Малой земле было исключено из фильма, также не был выпущен подготовленный киноочерк «Малая Земля». Возможно, снятый материал попал в брак.

Снятые Трояновским киноматериалы использовались в выпусках "Союзкиножурнала", в числе первых съёмок — оборона Одессы. Награжден медалями — «За боевые заслуги» (1942) и «За оборону Одессы» (1943).

Июнь 1943 — в Краснодаре проходит судебный процесс над пособниками фашистов, убивших многих местных жителей. Руководство решает сделать фильм об этом процессе и в Краснодар направляют звукооператора (синхронные съемки были редкостью). Были записаны речи прокурора, защитника, последние слова подсудимых. 18-го приговор был приведен в исполнение. По материалам съемок был сделан фильм «Приговор народа» (реж.: И. Сеткина). Трояновский воспользовался присутствием звукооператора с аппаратурой (в то время – большая редкость) и реализует свой план – организует синхронные киносъемки (со звуком) в авиационных частях.

В конце 1943 года — возглавляет отдел фронтовых киногрупп на ЦСДФ в Москве и одновременно назначен заместителем главка по хроникальному кино в Госкино — «Главкинохроники». Через полгода сдает дела и добивается отправки на фронт. Заканчивает войну в Берлине в составе 2-го Белорусского фронта. За руководство фронтовыми киногруппами награжден орденом Ленина (1944) и орденом Отечественной Войны 1-й степени (1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).

В 1948, 1949, 1950, 1954, 1955 — снимал полярные экспедиции. Сначала это была секретная экспедиция «Север-2» – высокоширотная воздушная арктическая экспедиция Военного Министерства СССР и Главного управления Северного Морского пути под руководством генерала Кузнецова. Изучалась возможность базирования и действия во льдах и на побережье Ледовитого океана боевой авиации и сухопутных войск.

Марк Антонович Трояновский.

В 1955 году полнометражный документальный фильм «К центру Арктики» (авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенкореж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, А. Котляренко, О. Лебедев, Ю. Леонградт, А. Семин, М. Трояновский, В. Фроленко, Е. Яцун, Е. Лозовский, Н. Соловьев; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара, композитор: В. Гевиксман, звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский) получил 2-ю премию на фестивале в Венеции в категории «лучший документальный географический фильм»
За съемки в Арктике в 40х-50х годах награжден орденом Ленина.

В конце 40х годов Трояновскому дают задание сделать фильм о Сахалине, он едет на Сахалин с группой операторов, делает первые съемки, составляет план работы, пишет сценарий, но работу приходится прервать, его направляют на съемки фильма о строительства новой жизни в Монгольской Народной Республике. Завершил работу над фильмом о Сахалине молодой режиссер-документалист Эльдар Рязанов. Полнометражный документальный фильм «Остров Сахалин» (реж.: Эльдар Рязанов совместно с В.В. Катаняном; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов) вышел на экран в 1954. Фильм удостоен премии Международного кинофестиваля в Брюсселе в 1955 году.

В 1951 году вышел полнометражный документальный фильм «Монгольская Народная Республика» (режиссёр-оператор).

Марк Трояновской на съемках фильма «Монгольская Народная Республика» (1951).

За работу над фильмом Трояновский получает награду от монгольского правительства — орден Трудового
Красного Знамени
.

1952 — в Хельсинки проходят первые Олимпийские игры (Летние Олимпийские игры 1952 года) с участием советских спортсменов. Марк Трояновский возглавляет съемочную группу операторов ЦСДФ. Техническая вооруженность нашей киногруппы была настолько слабой по сравнению с зарубежными коллегами, что Трояновский после возвращения пишет письмо министру кинематографии И. Большакову о срочной необходимости выпуска новой техники. По итогам поездки в 1953 году выходит фильм  «Пятнадцатые олимпийские игры» (реж.: И. Венжер, М. Трояновский; операторы: Г. Монгловская, А. Сологубов, М. Трояновский, А. Хавчин).

1956 — 1961 — съёмки в Египте, съёмки закладки Асуанской плотины. В 1961 году вышли фильмы — «Город у подножья пирамид» (режиссёр; операторы: Г. Земцов, П. Панкин) и «В древнем Каире» (режиссёр; операторы: Г. Земцов, П. Панкин). Член СК СССР с 1956 года.

1961 — 1962 — участвовал в первой воздушной экспедиции в Антарктиду — трансконтинентальный перелет самолетов УПА (Управления Полярной Авиации) Ил-18В и Ан-10 в декабре 1961— феврале 1962 гг.. Маршрут, протяженностью 26 423 км, пролегал через четыре континента и два океана: Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак-Мёрдо (Антарктида) — Мирный (Антарктида).

В Антарктиде отряд посетил несколько станций, включая наш «Восток», «Мирный», американские станции «Мак-Мёрдо», «Эндерби», австралийскую и японскую станции, отряд побывал и на Южном полюсе. В 1962 году вышел документальный фильм «Москва-Антарктида» (режиссер-оператор).
За участие в перелете Москва-Антарктида-Москва награжден орденом «Знак Почёта».

1961 — работа над сценарным планом документального фильма «Сибирь» (совместно с К. Симоновым, А. Марьямовым). Проект не реализован.

1964 — съёмки пуска первой очереди Асуанской плотины. 

На фото: Г.А. Насер и Н.С. Хрущев в ОАЕ. Май 1964 года. Автор фото: Марк Трояновский.

Выходит полнометражный документальный фильм «Восьмое чудо света» (пребывание Н. С. Хрущева в Объединенной Арабской Республике по случаю торжественного пуска Асуанской гидроэлектростанции); реж.: М. Трояновский, И. Сеткина; операторы: В. Воронцов, Г. Земцов, В. Киселёв; звукооператор: В. Котов).

1965 — работа над сценарием просветительского фильма о реке Нил. Проект не реализован.

1964 — 1967 — работа над сценарием документального фильма об истории отечественной авиации «Ступени в небо» (совместно с В. Накаряковым, Л. Новиковым). Проект не реализован.


В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы М.А. Трояновского:

Единица хранения (Автор) (2)

Единица хранения (Персона) (1)

Листы (Автор) (1)


СЕМЬЯ

Родился Марк Антонович Трояновский в Петербурге в семье потомственных дворян Варшавской губернии, отец — Антон Антонович Трояновский был военным врачом, родной брат отца — Александр Антонович, революционер, впоследствии советский дипломат; первый посол СССР в США
Мать —
Фиерковская (Трояновская) Инна Леонидовна (1879 — 1963), дочь коллежского советника, за участие в студенческих беспорядках была выслана на два года из Петербурга, жали в Швейцарии, училась на филологическом факультете университета в Лозанне; после возвращения в Петербург, поступила и окончила в 1910 году Медицинский институт.
Первый брак во время учебы в ГТК.
Вторая жена — Тамара Августовна Шарапова (1914 — 1999), впоследствии стала женой советского полярного лётчика, Героя Советского Союза И.П. Мазурука.
Третья жена — Елизавета Дмитриевна Уварова (21 июля 1923, Москва — 13 июня 2015, Москва) — театровед, критик, историк театра, эстрады. Доктор искусствоведения (1985), профессор (1993). В 1941-1943, окончив медицинское училище, работала медицинской сестрой, одновременно училась в ГИТИС. Окончила театроведческий факультет (1946), там же аспирантуру (1951). Подготовленные три тома, охватывающие 60-летний период (1917-1978), изданы «Искусством» в 1976, 1977, 1981. В 1983 вышла монография Уваровой «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы», на основе которой защищена докторская диссертация; в 1986 — монография «Аркадий Райкин». Почетный член Президиума ЦДРИ, член Президиума Международного союза деятелей эстрады.  Cоставитель книги (совместно с  Н.Я. Венжер"...С веком наравне" (Дневники. Письма. Записки), изданной в 2004 году.
Сыновья-близнецы (род. 1956) — Сергей Маркович Трояновский, биолог, и Алексей Маркович Трояновский, кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН.

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров. На фото (слева направо): Игорь Шейнин с портретом отца, Виктор Доброницкий, Алексей Трояновский с портретом отца. Фото: http://mikosha.club/

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1927 — Пропавшая грамота; анимационный; оператор
1927 — Цеплят по очени считают; анимационный; оператор
1927 — Наш ответ Чемберлену;  анимационный; оператор
1927 — Руки прочь от Китая!;  анимационный; оператор
1928 — Шифрованный документ; анимационный; оператор
1928 — Сто приключений (Театральный абонемент);  анимационный; оператор
1928 — Случай на стадионе (рекламный фильм, посвящённый 1-й Всесоюзной спартакиаде; одна из первых отечественных попыток разработать технологию совмещения кукольного персонажа (популярного в те годы «Братишкина») с живыми актерами); оператор; режиссер: А. Птушко
1928 — Всесоюзная спартакиада (фильм о 1-й Всесоюзной спартакиаде СССР); реж. Я. Посельский; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1929 — Советский лён; полнометражный; режиссёр: Л. Мирович
1929 — Партизаны полей; режиссёр: Л. Мирович
1931 — Слово большевика; реж.: Л. Степанова
1932 — Большой Токио; полнометражный; реж. В. Шнейдеров
1933 — На страже СССР" № 9/21; к/ж; реж. В. Моргенштерн
1933 — Два океана (фильм о героическом походе ледокола «Сибиряков» через Арктику на восток, по северному морскому пути, из Белого моря в Тихий океан); полнометражный; производство: к/с Межрабпом-фильм; оператор; режиссеры: В. Шнейдеров, Я. Купер; научный консультант: О.Ю. Шмидт
1933 — Социалистическая деревня № 2; к/ж; реж. С. Репников

1934 — Герои Арктики ("Челюскин"); полнометражный; реж. Я.М. Посельский; оператор совместно с А.М. Шафраном
1934 — Челюскинцы (Одиссея "Челюскина")полнометражный; реж. совм. с А.М. Шафраном
1934 — Челюскин; реж.  Посельский; оператор совм. с А.М. Шафраном
1935 — Есть метро; полнометражный; режиссёр: Л. Степанова; операторы: А. Лебедев, Н. Степанов, М. Трояновский
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (6 частей); реж. Я. Посельский 
1937 — Северный полюс завоеван нами; киножурнал; реж. С. Гуров, В. Бойков
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (8 частей); автор-оператор и участник экспедиции: М. Трояновский; режиссёры монтажа: Я.М. Посельский, И.Н. Венжер

1938 — Три героини
1938 — Папанинцы; полнометражный (6 частей); производство: Московская и Ленинградская студии "Союзкинохроники"; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, Г. Симонов, Я. Славин
1938 — Песня молодости (фильм о физкультурном движении в СССР — Всесоюзный парад физкультурников в Москве на Красной площади 24 июля 1938 года); полнометражный; реж.: С. Гуров, Ф. Киселев, М. Слуцкий; гл. оператор; операторы:  В. Доброницкий, М. Ошурков, В. Беляев, И. Авербах; звукооператор: Д. Овсянников
1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, И. Теплухин
1940 — Наше кино; полнометражный; реж. Ф. Киселев; операторы: М. Трояновский, М. Ошурков, Е. Мухин
1941 — XXIV-й Октябрь. Речь И. В. Сталина
1941 — День в колхозе им. Ленина; реж. М. Трояновский
1941 — За чистоту (в фильме показаны производственные процессы в цехах Шарикоподшипникового завода; комсомольское собрание, посвященное борьбе за чистоту на заводе; выступление поэта А. Безыменского); реж.: И. Венжер
1943 — Приговор народа; реж.: И. Сеткина
1944 — Кавказ; полнометражный; Производство:  Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; реж.:  Л. Варламов, Ш. Чагунава
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — В Померании; реж. В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — XXVIII-ой Октябрь; реж. Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, И. Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев
1946 — Пребывание участников сессии Исполкома Всемирной Федерации в Москве; реж. Е. Свилов; операторы: М. Трояновский, Б. Шер, В. Штатланд

1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; реж. С. Юткевич, И. Венжер; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский
1947 — На всеармейских конно-спортивных соревнованиях; реж. М. Трояновский
1947 — Всесоюзный парад физкультурников; реж. С. Бубрик, И. Венжер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, М. Трояновский
1947 — Почин Василия Матросова; реж. И. Венжер, М.Трояновский

1948 — К центру Арктики (Север-2); полнометражный; реж. М. Трояновский; операторы: М. Трояновский. В. Фроленко, Е. Яцун
1949 — День Воздушного флота СССР; реж. С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1949 — XXXII-ой Октябрь; полнометражный; реж. И. Венжер, И. Сеткин; операторы: И. Беляков, М. Трояновский и др.
1949 — К центру Арктики; реж. М. Трояновский; операторы: Л. Котляренко, Е. Лозовский, Е. Яцун, В. Фроленко
1949 — Торжественное заседание в честь 70-летия И. В. Сталина
1950 — К высоким широтам  ("Енисей-1"; фильм о высокоширотной воздушной арктической экспедиции Военного министерства СССР и Главного управления Северного Морского пути при Совете Министров СССР под руководством генерала Кузнецова); реж. М. Трояновский; операторы: Л. Котляренко, М. Трояновский, Е. Яцун
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; режиссёр-оператор
1953 — Пятнадцатые олимпийские игры; реж.: И. Венжер, М. Трояновский; операторы: Г. Монгловская, А. Сологубов, М. Трояновский, А. Хавчин
1953 — XV Олимпиада (тяжелая атлетика); реж. И. Венжер, М. Трояновский
1954 — Во льдах Центральной Арктики; полнометражный; реж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, Ю. Коровкин, О. Лебедев и др.
1954 — Остров Сахалин; полнометражный; реж.: Эльдар РязановВ.В. Катанян; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов; фильм удостоен премии Международного кинофестиваля в Брюсселе в 1955 году
1955 — В центре Арктики; полнометражный; авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенко; реж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, А. Котляренко, О. Лебедев, Ю. Леонградт, А. Семин, М. Трояновский, В. Фроленко, Е. Яцун, Е. Лозовский, Н. Соловьев; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара, композитор: В. Гевиксман, звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский
1956 — Иранская парламентская делегация в Советском Союзе; полнометражный; реж. М. Трояновский
1957 — Советская промышленная выставка в Египте; реж. монт. И. Кравчуновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин, М. Трояновский

1957 — В Египте; полнометражный; реж. М. Трояновский; оператор: А. Зенякин
1958 — Памятники древнего Египта; реж. М. Трояновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1958 — Крепнет советско-египетская дружба; реж. М. Трояновский; операторы: А. Листвин, Е. Яцун
1958 — Грядущему навстречу; режиссёр; оператор: Л. Панкин, звукооператор: В. Георгиевская 
1959 — Большой праздник в Ираке; реж. М. Трояновский; операторы: Ялья Зеки, Г. Земцов, Мэджид Кмил и др.; режиссёр; операторы:  Ялья Зеки, Г. Земцов, Мэджид Кмил и др.
1959 — Гости из Ирака; режиссёр; операторы:  Л. Максимов, И. Михеев
1959 — Министр земледелия США в СССР; режиссёр; операторы: В. Комаров, А. Савин, Л. Михайлов

1960 — Мечта феллахов (фильм о начале строительства Асуанской плотины); режиссёр; оператор совместно с Г. Земцовым
1960 — Солидарность (фильм о Первой советской конференции солидарности народов Азии и Африк); производство; к/с Таджикфильм и ЦСДФ; режиссёр
1960 — На 5-ой сессии Верховного Совета СССР; режиссёр
1960 — На Всероссийском съезде учителей; режиссёр
1961 — Город у подножья пирамид; режиссёр; операторы:  Г. Земцов, П. Панкин
1961 — В древнем Каире; режиссёр; операторы:  Г. Земцов, П. Панкин

1962 — Континент мира (о строящемся поселке "Мирный" в Антарктиде); режиссёр-оператор
1962 — Москва-Антарктида (фильм о воздушной экспедиции в Антарктиду на самолетах ИЛ-18, АН-10); режиссёр-оператор
1963 — Ф. Кастро — гость Волгограда; режиссёр
1963 — Гнев народа Японии (о развёртывании американских военных бая в Японии в рамках Договора о безопасности, подписанным Премьер-министром Японии Киси и Президентом США Д. Эйзенхауэром; по материалам зарубежно кинохроники); режиссёр
1964 — Восьмое чудо света (пребывание Н. С. Хрущева в Объединенной Арабской Республике по случаю торжественного пуска Асуанской гидроэлектростанции); полнометражный; реж. М. Трояновский, И. Сеткина; операторы: В. Воронцов, Г. Земцов, В. Киселёв; звукооператор: В. Котов
1964 — Свет Асуана (строительство Асуанской плотины на реке Нил); режиссёр
1964 — Гости из Браззавиля (пребывание в СССР парламентской делегации Республики Конго во главе с Леоном Ангаром); режиссёр; операторы:  А. Саранцев, Б. Шер; звукооператор: В. Георгиевская
1964 — Утро древнего Йемена; режиссёр
1965 — Немецкие друзья — гости СССР (пребывание в СССР партийно-правительственной делегации Германской Демократической республики во главе с Первым секретарем ЦК СЕПГ В. Ульбрихтом); режиссёр; операторы: М. Попова, Б. Шер, Б. Макасеев
1966 — Страна советская N 6 (киножурнал); режиссёр; операторы: Т. Земцов, А. Бабаджанов, А. Погосов, С. Кушель, Г. Монгловская, Л. Панкин, Д. Смекаев
1966 — Сокровищница ленинизма (фильм рассказывает о подготовке 5-го издания полного собрания сочинений В. И. Ленина); режиссёры: И. Венжер, М. Трояновский
1967 — Асуан — символ дружбы! (пребывание советской правительственной делегации во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР М. Т. Ефремовым на празднование 7-й годовщины со дня начала строительства Асуанской плотины); режиссёр; операторы:  Г. Земцов, Л. Максимов

________________________________________________

При подготовке материала использована информация открытых источников, в т.ч. сайта художников Верхней Масловки www.maslovka.org; фильмография — электронный каталог РГАКФД.; фотографии из архива Алексея Марковича Трояновского.
_________________________________________________________________________________________________

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1960 № 15 (режиссёр)
НОВОСТИ ДНЯ 1963 № 29 (режиссёр)

Библиография

1934 — М.А. Трояновский «С киноаппаратом на «Челюскине» («Советское кино», №4) (изд.: — Москва)
1934 — М.А. Трояновский. «Киногруппа на «Челюскине» («Рабис», № 4)
1937 — На Северном полюсе. Записи из дневника (изд.: — М.; "Искусство кино")
1942 — В.Торин. «Курс на Запад» (о героях Отечественной войны) (изд.: — М.; Изд. Газеты «Во славу Родины»)
1952 — М.А. Трояновский. «Взгляд на Монголию» (Журнал «News»; на англ. языке)
1972 — "Я хотел написать книгу..." (изд.: — М.; "Искусство")
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")
2004 — "...С веком наравне. Дневники. Письма. Записки" (изд.: — М.; "Российская политическая энциклопедия")

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1932 — Орден Трудового Красного Знамени (за работу в экспедиции ледокола «Александр Сибиряков»)
1936 — Орден «Знак Почёта» (за работу в экспедиции по Северному морскому пути в составе секретной экспедиции «ЭОН-3»)
1937 — Орден Красной Звезды (участие в экспедиции на Северный Полюс)
1942 — Медаль «За боевые заслуги» (За оборону Одессы; Приказ от 10.02.1942; Издан: Президиум ВС СССР)
1943 — Медаль «За оборону Одессы»
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Орден Ленина (за руководство фронтовыми киногруппами в период 1941-1944 гг.)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени (За руководство фронтовыми киногруппами 2 Белорусского фронта; Приказ № 163 от 21.02.1945; Издан: ВС 2 Белорусского фронта)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Молодость нашей страны» (1946))
1948 — Сталинская премия (за фильм «Физкультурный парад» (1947))
1951 — Орден Трудового Красного Знамени Монголии
1955 — Орден Ленина (за съемки в Арктике в 40х-50х годах)
1962 — Орден «Знак Почёта» (участие в перелете Москва-Антарктида)

Цитаты

Марк Трояновский - известный кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Государственной премии, около сорока лет как оператор и режиссер отдал искусству кинопублицистики, зафиксировав на пленку многие события, вошедшие в историю нашей страны. Это и строительство Магнитки, и исторические походы "Сибирякова", "Челюскина", высадка папанинцев на Северный полюс, и первый полет наших лайнеров в Антарктиду, и первые культурные контакты со странами Ближнего Востока, и, наконец, Великая Отечественная война, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп...
...современному читателю имя Трояновского, как и имена многих его коллег, составлявших цвет советской документалистики, говорят мало. А ведь когда-то каждый сеанс в каждом кинотеатре огромной страны начинался обязательным показом киножурнала. "Новости дня" (хочется сравнить их со старым, доперестроечным "Временем" - бодрые марши и репортажи о победах), "Советский спорт", "Пионерия" (о счастливом детстве в стране Советов), "Новости сельского хозяйства", многочисленные региональные журналы - всё это обязательной "приправой" к любой картине - от эпохальной "Ленинианы" до слезливо-музыкальных индийских мелодрам.
Но было и другое. "Союзкиножурнал" (СКЖ) военных лет, когда замирало сердце от страха и надежды. Полярники, подводники, лётчики, альпинисты - их подвиги вселяли гордость за страну, а документальный рассказ об их приключениях казался тогда фантастической экзотикой, куда более более поразительной, чем путешествия Кусто или гонки Париж-Дакар. Было и документальное кино, были фильмы, в которых авторы не только показывали страну, но и пытались размышлять...
Двадцатилетний Марк Трояновский пришёл в кино на рубеже 20-х - 30-х годов вместе со вторым поколением кинодокументалистов - Романом Карменом, Леонидом Варламовым, Михаилом Слуцким и другими создателями кинолетописи своего времени. Вокруг документального кино кипели споры, многие видели в "документалистике" лишь простое фотографирование, не имеющее отношение к искусству...

Е. Уварова-Трояновская (из книги "...С веком наравне. Дневники. Письма. Записки" (составители: Е. Уварова-Трояновская, Н. Венжер))

[ Страница дополняется материалами ]