Виктор ИОСИЛЕВИЧ

директор киностудии, начальник съёмочной группы, организатор кинопроизводства, редактор

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью В. Л. Степанова, предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О.И. Капчинским (автор книг о советских органах госбезопасности). Цитаты в тексте приведены в соответствии с источниками: РГВА, РГАСПИ и РГАЛИ

Иосилевич (до другим данным Иоселевич) Виктор Соломонович (10 (23) августа 1901, Санкт-Петербург [1] — не ранее 1949) — организатор кинопроизводства. Участник Великой Отечественной войны. Награды: орден Трудового Красного Знамени (1935), медаль «За оборону Москвы» (1944).

Окончил 6 классов реального училища в Петрограде.
1 сентября 1918 года поступил на службу в СевзапоблЧК в Петрограде на должность пом. зав. общей канцелярией, где проработал до 10 апреля 1919 года.
12 апреля 1919 года по мобилизации ЦК партии отправлен на Востфронт, где проработал секретарем активной части ОО Востфронта до 3 октября 1919 года.
3 октября 1919 года с Востфронта с выделившейся частью ОО отправлен в ООО Туркфронта, сначала в Самару, а затем в Ташкент. Работал на должности зав. секретной частью и секретаря до 11 сентября 1920 года.
29 октября 1920 года из ОО Туркфронта откомандирован в распоряжение ВЧК, откуда по предложению ЦК партии направлен в Комуниверситет им. Свердлова, где был до 3 августа 1921 года.
В августе был мобилизован ЦК партии на борьбу с голодом в Симбирскую губернию:
с 5 августа до 28 октября 1921 — замсекретаря губэкономсовещания, а затем работал врид. Управделами губкожи. О
тозван ЦК и направлен в ПУР.
5 ноября 1921 года прибыл в распоряжение ПУРа и прикомандирован к секретариату.
С 13 декабря 1921 года работал секретарем управделами ПУРа.
С 1 января 1922 года  работал старшим секретарем там же. 
С 1 марта 1922 года работал старшим секретарем управления, а с 1 ноября 1922 нач. канцелярии административно-хозяйственной части (АХЧ).
С 1 декабря 1922 года работал помощником нач. административно-хозяйственного отдела (АХО).
(РГВА. Ф. 37976. Оп. 1. Д. 28106. Л. 2.)

В июля 1921 года Симбирской парторганизациией переведен в члены партии (кандидат с декабря 1918 года по рекомендации председателя ЧК Бокия и Стасовой). (ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 183-184)

C августа 1918 по апрель 1919 — в ПетроЧК. С апреля 1919 по сентябрь 1920 — на Восточном и Туркестанском фронтах. В 1920-1921— учился в Екатеринбурге (с 1924 по 1991 — Свердловск).
В январе — июле 1936 года тяжело болел. С 15 июля 1936 — в управлении строительства киногорода — начальник проектно-изыскательского Бюро.
(ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 178.)

Редактор, заведовал отделом хроники 3-й фабрики «Совкино», занимал руководящие посты в тресте «Союзкинохроника» и на ЦСДФ. Был начальником съемочной группы черно-белого варианта фильма «Парад Победы» (Источник: журнал "Киноведческие записки" № 72, 2005 год).

На съемках фильма «А. М. Горький на даче» (1932 год). На фото (стоят слева направо): организатор кинопроизводства В. Иосилевич, режиссер А. Роом, А. Гейнц (?), оператор И. Беляков, организатор кинопроизводства М. Бессмертный; сидят (слева направо): оператор М. Ошурков, писатель Максим Горький с внучками. Кадр из фильма «25 ЛЕТ» (ЦСДФ). Предположительно — лето 1931 года.

25 декабря 1932 года началось семидневное совещание по вопросам документального кино, на открытии выступил начальник Главного управления кинематографии Борис Шумяцкий. С большим обзором советского документального кино выступил В. С. Иосилевич.

«Еще Многие творческие работники не усвоили, что кинохроника, как и художественная кинематография, должна быть средством не только политического Воспитания миллионных масс трудящихся, а также средством мобилизации их вокруг генеральной линии партии, наши творческие работники не поняли и не осознали, что кинохроника, кроме этого, является и средством развлечения, и средством отдыха этих миллионных масс».
(В. С. Иосилевич. Тезисы на Всесоюзном совещании)

II Всесоюзный Съезд колхозников-ударников. На фото в центре сидят (справа налево): председатель СНК СССР В.М. Молотов, Народный комиссар обороны СССР М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов,  Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Председатель Комиссии партийного контроля ВКП(б) Лазарь Каганович с группой фотокорреспондентов и кинооператоров «Союзкинохроники» (в третьем ряду сидят слева направо): Борис Цейтлин, Михаил Ошурков (слева от Кагановича), Петр Новицкий (с фотоаппаратом, сидит второй во втором ряду); звукооператор и оператор Сергей Семенов (стоит за Молотовым [второй справа]); стоят на фото (в верхнем ряду слева): оператор Владимир Фроленко (второй слева), организатор кинопроизводства Виктор Иосилевич (четвертый слева); в центре (с фотоаппаратом, стоит между Сталиным и Ворошиловым) фотокор газеты «Правда» Михаил Калашников; фотокор газеты «Комсомольскоая правда» Иван Шагин (с фотоаппаратом в центре в нижнем ряду). 11–12  февраля1935 года. Источник: www.russiainphoto.ru.

27 февраля 1935 года состоялась встреча И. В. Сталина и других руководителей партии с работниками кинематографии, награжденными орденами по случаю 15-летия советской кинематографии. 

На заседании Президиума ЦИК СССР 27.02.1935 г.. На фото (слева направо) сидят: Межлаук, Чубарь, Молотов, Уншлихт, Калинин, Енукидзе, Акулов, Шверник, Смидович; стоят: Хацкевич, Чигинский, Вейнберг, Борисов, Козлов, Вертов, Бек-Назаров, Кавалеридзе, Киселев, Шведчиков, С. Васильев, Трофимов, Груз, Сталин, Александров, Довженко, Каганович, Блиох, Тагер, Шумяцкий, Л.Трауберг, Эрмлер, Иоселевич, Кацнельсон, Дмитриева, Коротич, Плетнев, Галкин, Ворошилов, Чужин, Козинцев, Уваров, Пудовкин, Чибисов, Голдовский, Г. Васильев, Чиаурели, Шапошникова, Кринкин, Левин, Цыпкин, Винокуров. Москва,1935 год. 

В октябре 1937 года В.С. Иосилевич был осужден на три года лишения свободы (без поражения в правах) по ст.152 УК РСФСР[2]. По некоторым данным дело было сфабриковано. Помимо Иосилевича по указанному делу проходили работники «Союзкинохроники»: оператор, орденоносец (в 1937 году был награжден орденом «Знак Почёта») Борис Цейтлин (осужден на пять лет тюремного заключения с поражением в правах на три года) и оператор Абрам Кричевский, который был осужден на два года (без поражения в правах)[3].

В письме Калинину из Москвы 20 мая 1942 Иосилевич пишет:

"23 октября 37 осужден Мосгорсудом на 3 года по 152 ст. В феврале 1939 досрочно освобожден, и с апреля 39 стал зам. нач. пр-ва киностудии Мостехфильм. В июле 41 призван в армию, уч. в боях в пехотном полку под Черниговом и Гомелем. Серьезно заболел и 3.9. отправлен в Москву, где комиссован. С октября и по сие время нач. про-ва Центр. студии кинохроники."

(ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 185-187)

"През[идиум] Верховного суда снял с него судимость 16.4.42."

(ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 187)

На фото: Виктор Иосилевич (предположительно второй слева), оператор Николай Самгин (второй справа). Предположительно июнь 1941 года. Центральная студия кинохроники на Брянке. Фото из личного архива дочери Н.А. Самгина — Ольги Николаевны.

В 1942 году характеристику на Иосилевича подписали: директор Центральной студии кинохроники М. Бессмертный, секретарь Парткома И. Копалин, председатель фабкома В. Беляев. В  начале 1945 года характеристику на Иосилевича подписали: директор ЦСДФ С. Герасимов, парторг И. Копалин и председатель фабкома С. Каплун. (ГАРФ. Ф.Р 753. Оп. 44. Д. 75. Л. 189)[4]

На фото: режиссёр Владимир Бойков (стоит на фото), организаторы кинопроизводства Виктор Иосилевич (сидит третий слева), Михаил Бессмертный (на первом плане). 1942-1944 гг.. Фото из семейного архива Е.В. Бойковой.

С 1942 года — нач. семочной базы по руководству правительственными и событийными съемками Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). (данные на 28 декабря 1944 года. ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. Л. 190-191)

Фронтовые кинооператоры ЦСДФ в своих воспоминаниях отзываются о Викторе Иосилевиче с теплотой, подчёркивая его высокие профессиональные качества. Воспоминания о  нём оставили фронтовые кинооператоры: Борис Небылицкий в книге «Репортаж о кинорепортаже» (Изд.: —М.; «Искусство», 1962, с. 115–121), Роман Кармен в книге «Но пасаран!» (— М.: «Сов. Россия», 1972), Владислав Микоша в книге «Я останавливаю время» (Изд.: — М.; «Алгоритм», 2005; с. 62-67).

___________________________
1. Дата рождения указана в соответствии с информацией справочника «Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник» (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 338; со ссылкой на РГАСПИ (Отдел организационно-партийной работы. Сектор учета. Личные дела на руководящих работников номенклатуры ЦК КПСС: – Ф. 17, – Опись 100, – Ед. хранения 134, 207, – л. 16-17); РГАЛИ (– Ф. 2456, – Опись 10, – Д. 574); там же (– Ф. 2498, – Опись 1, – Ед. хранения 3, – Л. 13)). Написание фамилии ИосИлевич — в соответствии с титрами документальных фильмов. По другим данным родился 28 июля 1901 года (РГВА. Ф. 37976. Оп. 1. Д. 28106. Л. 2.).
2. В октябре 1937 года В.С. Иосилевич был осужден на три года лишения свободы (без поражения в правах) по ст.152 УК РСФСР (ст. 152 УК РСФСР от 1929 года "Развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их, - лишение свободы на срок до пяти лет"; — прим. ред. #МузейЦСДФ) 
3. В Справочнике "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 339) об Иосилевиче сказано следубщее: "29 октября 1937 года осуждён на три года лишения свободы по ст.152 УК РСФСР по обвинению в растлении малолетних". Необходимо отметить, что биография В. Иосилевича в справочнике А. Дерябина частично совпадает с информацией некоего сайта www.pseudology.org  (ссылки на первоисточники на данном сайте отсутствуют). Информация данного ресурса (в части биографии В. Иосилевича) также совпадает с информацией, использованной в статье Евгения Жирнова, опубликованной в Журнале "Коммерсантъ Деньги" № 43 от , стр. 59.
Необходимо отметить, что в феврале 1939 г. В. Иосилевич был досрочно освобожден, и с апреля 1939 стал зам. начальника производства киностудии Мостехфильм (ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 175-187). Президиум Верховного суда снял с Иосилевича судимость 16 апреля 42 года (ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 187). 
4. Данная информация важна для понимания производственных процессов, происходившин на киностудии, учитывая руководство Иосилевича правительственными и событийными съемками, для участия в которых был необходим специальный допуск. Для получения дапуска также было необходимо предоставить характеристику, которую Иосилевичу бесприпятственно давали руководители киностудии, а также руководители партийной и профсоюзной организаций. 

СЕМЬЯ

Отец — рабочий-литограф, мать — акушерка. 
Братья — ГригорийАлександр и Алексей Кордовские.
(ГАРФ. Ф.Р 753.  Оп. 44. Д. 75. Л. 178)

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1932 — А. М. Горький на даче; (ссылка на РГАКФД (10619)); операторы: Р. КарменМ. ОшурковИ. Беляков

1945 — Парад Победы (чёрно-белый; редакция 1984 года); руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов,  Е. АндриканисИ. БеляковВ. БеляевТ. БунимовичА. Брантман,  Я. Берлинер, М. ГлидерГ. ГиберГ. ГолубовС. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. ЛебедевА. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. ЛыткинА. ЛевитанЕ. Лозовский,  Ф.А. ЛеонтовичЮ. МонгловскийГ. МонгловскаяБ. МакасеевВ.В. МикошаЕ. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. СеменовВ.В. СоловьёвБ. СоколовМ. Трояновский,  З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, В. ШтатландБ. ШерС. ШейнинС. Школьников, А. ЩекутьевР. Халушаков  и другие; режиссеры монтажа: В. БеляевИ. ВенжерИ. Посельский; ассистенты: К. Кулагина, А. Кирюхина, Е. Козина; музоформление: Д.С. Блок, С. Чернецкий; звукооператоры: И. ГунгерВ. КотовВ. Нестеров;  текст: В. Агатов; диктор: Л. Хмара; начальник съёмочной группы: В. Иосилевич; директоры картины: Н. БитманМ. Кафиева

1946 —  1-е Мая; реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков; звук: Л. Зайцев; нач. съемочных групп: В. Иосилевич; асс. режиссера: З. Дембовская, Е. Залкинд, К. Кулагина, С. Пумпянская

1947 — Всесоюзный парад физкультурниковполнометражный; цветной; режиссеры:  С. Бубрик, И. Венжер; главные операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Трояновский; операторы:  Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер,  А. КазаковП. КасаткинС. КоганБ. МакасеевВ. МикошаЮ. МонгловскийМ. ОшурковС. СеменовА. ХавчинВ. ЦитронА. ШафранА. Щекутьев; Г. Асатиани, А. БрантманГ. ГиберГ. ЗахароваС. Киселев, Ю. Кун, А. Левитан, Я. Марченко, Г. МонгловскаяМ. ПосельскийО. РейзманА. СеминМ. СиленкоР. ХалушаковБ. Шер; главный звукооператор: В. Нестеров; звукооператоры: ..., К. Никитин, Д. Овсянников; начальник съемочных групп: В. Иосилевич

______________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога
РГАКФД
. Материалы биографии (со ссылкой на РГВА, РГАСПИ и РГАЛИ) любезно предоставлены историком О. И. Капчинским
Фотографии из частных архивов, а также кадры из фильма «25 ЛЕТ» (ЦСДФ). 

Библиография

1933 — Пути советской кинохроники [Текст] : [Материалы совещаний] / Под ред. В. С. Иосилевича; Обл.: Ю. В. Разумовская; Союзкинохроника.- 104 с. : ил.; 25х18 см. (изд.: - Москва : Журн.-газ. объединение (тип. "Искра революции"))

Награды

1932 — Орден Трудового Красного Знамени (присвоен в ознаменование 15-летия советского кино)
1944 — Медаль «За оборону Москвы»

Цитаты

[...]Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши, который снимал разрушение Храма Христа Спасителя: «В конце лета меня вызвал наш строгий, но очень нами уважаемый и любимый директор студии Кинохроники на Брянке — Виктор Иосилевич: «Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьёзную работу. Только будет лучше об этом меньше болтать. Помалкивать, понял?»— И он поднял выше головы указательный палец. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал: «Есть указание снести Храм Христа! Будешь снимать!» Мне казалось, что он сам не верит в это «указание». Я, сам не знаю почему, вдруг задал ему вопрос: «А что, Исаакиевский собор в Ленинграде тоже будут сносить?» - «Не думаю. А впрочем, не знаю... Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести наблюдение за его разборкой, снимая как можно подробнее и детальнее всю работу, с ограждения его до самого конца, понял? «Патронов» не жалеть. Как понимаешь, это надолго и всерьёз, я на тебя надеюсь...»[...]

Источник

[...]Молодость Центральной студии документальных фильмов это — невзрачный с виду домик в Брянском переулке близ нынешнего Киевского вокзала, где была киностудия «Культурфильм». Сектор кинохроники этой студии занимал на втором этаже всего лишь две комнаты. Со временем фабрикой кинохроники стал весь дом. Родная, милая наша «Брянка»! Там мужали, набирались опыта и мастерства юные романтики, пришедшие в кино с неистребимой жаждой быть в гуще жизни, те, кому суждено было стать создателями бесценных кинодокументов нашей эпохи.
Начинала группа энтузиастов — операторов, режиссеров, организаторов производства — Виктор Иосилевич, Ирина Сеткина, Сергей Гуров, Николай Кармазинский, Илья Копалин, Самуил Бубрик, Михаил Ошурков, Владимир Ешурин, Сергей Гусев, Алексей Лебедев, Александр Медведкин, Борис Макасеев, Михаил Бессмертный, Роман Григорьев, Александр Щекутьев. Студия шаг за шагом выходила из кустарных форм производства, обзаводилась кое-какой аппаратурой. На съемки зачастую ездили на трамвае, на извозчике, пленку проявляли вручную, наматывая ее в темном подвале на деревянные рамы.
Но первым законом была оперативность. Регулярно, трижды в неделю выходил «Совкиножурнал», выходили короткометражные фильмы.[...]

Роман Кармен, режиссер-документалист, Источник

[...]Весь победный май 1945-го проходил в стране в приподнятом настроении. Особенно это чувствовалось в Москве, на Красной площади. Сюда приходили все, кто был в это время в столице.
И вот он пришел —День Победы! И стал главным праздником страны. Первый послевоенный праздник Победы состоялся 24-го июня 1945-го года.
Вспоминаю, как в этот день в 8 часов утра я вошел в здание фотохроники ТАСС. Здесь рядом с Красной площадью, рядом с ГУМом, представитель госбезопасности должен был познакомить меня с человеком, который станет моей «тенью» во время работы на параде. Даже в туалет я мог пойти только с его разрешения. Таков был порядок. Майор госбезопасности попросил предъявить пропуск на Красную площадь. Он долго рассматривал документ, затем его взгляд остановился на кобуре, висевшей у меня на поясе. Я понял, что-то не понравилось майору.
Накануне праздника операторам, допущенным к съемке парада Победы, было приказано сдать личное оружие в спецотдел студии. Грустно было расставаться с пистолетом, который в трудные минуты на войне вселял в меня уверенность. На память о нем я оставил кобуру, а пистолет и 8 патронов сдал, о чем получил справку из спецотдела.
Майор долго смотрел на пустую кобуру, затем встал, бросил в ящик своего письменного стола мой пропуск и сказал:
— Можете идти домой, на этом работа для вас закончена.
Объяснять причины своего решения и отвечать на вопросы «бдительный» майор отказался.
На улице «25 октября» меня поджидал Виктор Иоселевич, любимец и наставник операторов, один из основателей советской кинохроники.
— Почему ты не выполнил приказ и не сдал свой пистолет? — спросил он. К счастью, справка о сдаче оружия была при мне, и я отдал ее Виктору. Вскоре он вышел из дома с тем самым сотрудником. Тот вернул мне пропуск, и мы отправились на мою точку съемки к Спасской башне Кремля.[...]

Михаил Посельский, фронтовой кинооператор, Источник

[...]Наступила весна 1931 года. Пришла пора студенческой практики. Сокурсников Микоши в качестве ассистентов операторов распределили по разным студиям. Микоша с несколькими товарищами попал на студию «Союзкино» на Потылихе. Ежедневно по утрам ходили ребята на Потылиху. Ходили полмесяца. И за полмесяца скуки угасли самые радужные ожидания. В обстановке безделья не то что оператором, ассистентом оператора не станешь. И Микоша решил попытать счастья на студии кинохроники – в Брянском переулке, около вокзала, откуда отправляются поезда в Киев и Одессу… И здесь состоялся ещё один диалог, который определил судьбу Микоши на полвека вперёд.
Собеседником его был директор студии Виктор Соломонович Иоселевич. Он внимательно прочёл предписание студенту В.В. Микоше – «явиться для прохождения практики на Студию художественных фильмов» и вернул ему эту бумагу:
— Вы ошиблись, молодой человек. Наша студия совсем не то, куда вас послали. Вам туда – подальше в гору, по берегу Москва-реки…
— А я знаю… Я уже оттуда….
— Ну, и как вас там принимали – плохо?
— Просто никак. Две недели прошатался по коридорам без толку.
Иоселевич внимательно и цепко посмотрел на молодого человека и сказал:
— Хорошо. Приглядитесь. Давайте договоримся так. И совершенно откровенно. Иначе – не стоит. Дело наше трудное. Чтобы у нас работать, надо любить наше дело. Это – раз. В-вторых, после практики вы должны будете дать обязательство – конечно, если вам понравитесь и подойдёте, – остаться у нас навсегда. И – последнее! – учтите, что равнодушные люди нам не нужны. Равнодушные нам не подходят. Идите – оформляйтесь!..
С тех пор Микоша на Союзкинохронике – пошёл бродить по земле…[...]

Лев Данилов, режиссёр, Источник

[ Страница дополняется материалами ]