Имя при рождении:
Давид Абелевич Кауфман

Дата рождения:
02 января 1896
Белосток, Гродненская губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 февраля 1954 (58 лет)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Является одним из основателей и теоретиков документального кино. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (по-польски «дзига» — «волчок», «юла», «Вертов» от слова «вертеться»)Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). 

Отец Абель Кушелиович Кауфман, букинист, занимался книготорговлей: владел книжными магазинами в Белостоке и Киеве. Мать —  Фейга Гальперн. Братья  Михаил Кауфман режиссер и оператор (СССР),  Борис Кауфман, оператор (США). Первая жена — пианистка Ольга Тоом. Вторая жена — Елизавета Свилова, монтажер и режиссер документального кино.

Окончил реальное училище в Белостоке. В 1914 — 1916 гг. учился в Петроградском психоневрологическом институте, в 1916 – 1918 гг. — на юридическом факультете Московского университета, одновременно посещая лекции на математическом факультете. В 1918 году, вскоре после начала революции, Давид оставил юрфак. В Москве встретил своего земляка и одноклассника, будущего главного редактора «Крокодила», «Огонька» и «Известий» Михаила Кольцова, который привел его в Московский кинокомитет Наркомпроса.

В 1918 — 1919 гг. работал в отделе хроники Московского кинокомитета Наркомпроса РСФСР. Был составителем-монтажером ряда выпусков первого советского киножурнала «Кино-Неделя» (1918 – 1919). 
В годы гражданской войны принимал участие в рейсах агитпоездов (в 1918 г. в военном отделе издательства ВЦИК было решено вместо отправки агитационной литературы на фронт и в прифронтовые районы в обычных поездах организовать особые, специально оборудованные агитпоезда. В 1919 году Президиум ВЦИК рассмотрел два положения: об организации литературно-инструкторских поездов ВЦИК и об инструкторах на агитпоездах. . В 1919-21 в стране действовало 5 таких поездов, условно именовались «ВЦИК на колесах». Вслед за агитпоездом имени Ленина были организованы агитпоезда "Октябрьская революция", "Красный казак", "Красный Восток", "Советский Кавказ", агитационно-инструкторский пароход "Красная звезда" и др. На Аагитпоездах имелись книжные склады, киноустановки, типографии и магазины. В работе агитпоездов активно участвовали видные деятели коммунистической партии и Советского государства: М. И. Калинин, Н.. Крупская, В. М. Молотов, среди агитаторов и инструкторов были представители ЦК партии и многих центральных правительственных учреждений и общественных организаций; — прим. ред.), в 1920 году сопровождал председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина на агитпоезде "Октябрьская революция", руководил съемками фильмов: «Бой под Царицыном» (1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История гражданской войны» (1922).

Впервые Вертов женился в 1918 году на пианистке Ольге Тоом. Ольга работала в газете «Правда» и в секретариатах Надежды Крупской и Марии Ульяновой, часто сопровождала их в агитпоездах.

В 1919 году Вертов из единомышленников создал группу новаторов – документалистов — «киноки» («Кино-око»  совершеннее человеческого глаза) с целью поиска новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки. 
В 1919 — 1922 гг. работал в ВФКО, с 1922 г. на Московской кинофабрике «Госкино», кинофабрике «Культкино», Московской кинофабрике «Совкино». 
 В 1922 — 1925 годах «киноки» выпускают ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера) и «Госкино календарь» (1923 – 1925 — 57 номеров).
Используя разнообразные съемки и различные технические возможности киноаппарата, старался показать жизненные процессы, скрытые от человеческого зрения. В статьях: Мы, Он и я, Киноки, Переворот, Кино-глаз Вертов отрицал право художника на вымысел, видя задачу искусства в документировании действительности.
Интереснейшим творческим экспериментом в этот период стал фильм "Кино-глаз" (Жизнь врасплох), который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. Он стал родоначальником нового вида публицистики - поэтического документального кино.

 В 1927 — 1930 гг. на Киевской кинофабрике ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). С 1932 г. на кинофабрике «Межрабпомфильм», с 1936 г. на Московской студии «Союзкинохроника», в 1939 г. на киностудии «Мостехфильм», в 1939 — 1941 гг. на киностудии «Союздетфильм».
Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Были записаны не только подлинные шумы и звуки, она впервые им проведена серия синхронных съемок (одновременная съемка изображения с записью звука). Он стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. 

В 1941 — 1953 гг. — режиссёр Центральной студии кинохроники (c 1944 — ЦСДФ).
Во время Великой Отечественной войны студия была эвакуирована в Алма-Ату. В этот период  монтировал киножурналы, военные очерки. Из кадров, снятых фронтовыми кинооператорами, смонтировал фильмы: «В районе высоты», «На линии огня - операторы кинохроники»  «Кровь за кровь, смерть за смерть» о злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории СССР (все — 1941), «Тебе, фронт!» (1941; совм. с Е. И. Свиловой), «Клятва молодых» (совм. с Е. И. Свиловой) и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. В 1944 вернулся из эвакуации в Москву, руководил работой фронтовых кинооператоров. в 1944 — 1953 гг. монтировал киножурнал «Новости дня».


Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории  кинематографа. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён.

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года в Москве. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

ФЕСТИВАЛИ И ПРЕМИИ

  • 1985 МКФ в Берлине
    Участие в Программе «Retrospective», «Человек с киноаппаратом» (1929) 
  • 1934 МКФ в Венеции 
    Специальный приз жюри за фильм «Три песни о Ленине» (1934) 
  • 1925 Международная выставка декоративных искусств в Париже 
    Серебряная медаль и диплом за фильм «Кино-Глаз» (1924)

В 1966 году на ЦСДФ выходит полнометражный документальный фильм режиссёра Леонида Махнача  «Мир без игры» (6 частей) о Дзиге Вертове. В фильм вошли кадры хроники 20-х годов о работе кинодеятелей тех лет. Фрагменты из кинофильмов режиссера Д. Вертова. Режиссеры и соратники по объёдинению КИНОКИ: Е. Вертова-Свилова (жена Дзиги Вертова), И. Копалин, оператор М. Кауфман (родной брат Вертова) , а также зарубежные деятели искусства: Ф. Россиф, Ж. Садуль, Ж. Руш, А. Англуа рассказывают  о жизни и творчестве Дзиги Вертова.

1-я часть (просмотровка)

 Источник: www.net-film.ru

В 1986 году к 90-летию кинорежиссёра на здании ЦСДФ (Лихов переулок, дом 6) установлена мемориальная доска с надписью: «Выдающийся режиссер документального кино Дзига Вертов работал на киностудии с 1932 по 1954 год».

В связи с передачей РПЦ здания в Лиховом переулке, где с 1940 по 2006 год находилась главная студия страны - Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ), мемориальная доска была утрачена.

Об открытии мемориальной доски Дзиги Вертова в сюжете киножурнала «Хроника наших дней» 1986 № 35; сюжет «Памяти выдающегося мастера».

 

Об утраченной мемориальной доске Дзиги Вертова на карте Wikimapia


 В 2002 в России вышли два документальных фильма о братьях Кауфман: «Дзига и его братья» Евгения Цымбала и «Все Вертовы» Владимира Непевного (оператором обоих был Александр Буров).


 В 2015 году к 120-летию со дня рождения Вертова вышел документальный фильм "Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи" режиссеров Галины и Анны Евтушенко, снятого по сценарию Виктора Листова. Фильм выстроен как параллельное движение творческих устремлений, взглядов и биографий двух великих художников.


В 2016 году исполнилось 120 лет со дня рождения Дзиги Вертова. В разговоре о наследии мастера в студии программы "Наблюдатель" принимают участие — киновед, историк кино Александр Дерябин; киновед, историк кино Николай Изволов; автор документального фильма "Дзига и его братья", сценарист, режиссер, публицист Евгений Цымбал. Ведущая — Фёкла Толстая.  Смотрите программу на ТК "Культура". Эфир 31 марта 2016 года.


ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1938 — Слава советским героиням

1937 — Три героини; режиссёр и автор сценария совместно с Е. Свиловой

1941 —  СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 87 "В районе высоты А"

1941 — Кровь за кровь, смерть за смерть! (Злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории СССР) 

1941 — На линии огня — операторы кинохроники

1942 — Тебе, фронт!; совм. с Е. И. Свиловой

1944 — В горах Ала-Тау

1944 — Клятва молодых; совм. с Е. И. Свиловой

При подготовке материала использована информация из открытых источников, а также электронного каталога
РГАКФД
.

Фильмография ЦСДФ

1929 — Человек с киноаппаратом (режиссёр)
1934 — Колыбельная (режиссёр)
1934 — Три песни о Ленине (режиссёр)

Фильмография других студий

1918 — "Годовщина революции" (совм. с А. Савельевым) (режиссёр, сценарист)
1918 — "Мозг Советской России" (режиссёр)
1919 — "VII съезд Советов" (режиссёр, монтажёр, сценарист)
1919 — "Бой под Царицыным" (Оборона Царицына; Царицынский фронт)
1919 — "Вскрытие мощей Сергия Радонежского" (режиссёр)
1919 — "Литературно-инструкторский агитпароход ВЦИК "Красная звезда"
1919 — "Процесс Миронова" (Дело Миронова)
1921 — "Агитпоезд ВЦИК"
1921 — "История Гражданской войны"
1922 — "Процесс эсеров" (Процесс правых эсеров) (режиссёр) — "Зодиак-Восток, "Дикси-ТВ"
1923 — "Всесоюзная выставка"
1923 — "ГУМ" (Универмаг; Автомобиль); совм. с М. И. Дорониным (режиссёр, сценарист)
1923 — "Даешь воздух!" (3 выпуска) (режиссёр)
1923 — "Пять лет борьбы и побед"
1923 — "Сегодня" (сценарист)
1924 — "Кино-Глаз" (серия 1-я Жизнь врасплох) — "Зодиак-Восток, "Дикси-ТВ"
1924 — "Советские игрушки" (сценарист)
1924 — "Юморески" (сценарист)
1925 — "Первый Октябрь без Ильича" (Празднование седьмой годовщины Октября) — "Зодиак-Восток, "Дикси-ТВ"
1926 — "Кино-Глаз в Мосторге" (режиссёр)
1926 — "Шагай, Совет!" (Моссовет; Моссовет в настоящем, прошлом и будущем) (режиссёр)
1926 — "Шестая часть мира" (Пробег Кино-Глаза по СССР; для Экспорт и импорт Госторга СССР) (режиссёр) — Московская кинофабрика "Совкино"
1928 — "Одиннадцатый" (режиссёр) — Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм")
1929 — "Человек с киноаппаратом" (режиссёр, сценарист) — Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм")
1930 — "Симфония Донбасса" — Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм")
1934 — Три песни о Ленине (к 10-летию смерти В.И. Ленина) — Кинофабрика "Межрабпомфильм"

Библиография

1962 — Абрамов Н.П. Дзига Вертов. (изд.: — М.: Издательство Академии наук СССР)
1966 — Дзига Вертов: Статьи. Дневники. Замыслы.; Дзига Вертов. Творческая карточка: 1917-1947; «Кинокам Юга»; Рождение «киноглаза»; От «киноглаза» к «радиоглазу». (изд.: — М.: Искусство,)
1967 — Листов В.С. Советское кино 1917-1919 гг. как источник для исторического исследования: От Октября до национализации кинематографа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (на правах рукописи) (изд.: — М.: МГИАИ)
1968 — ИК, 1968. № 5; Листов В.С. Первый фильм Дзиги Вертова (изд.: — М.)
1969 — Прометей (Историко-биографический альманах; Т. 7.,; Листов В.С. О хронике, с которой все начиналось. (изд.: — М.; Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»)
1971 — Археографический ежегодник за 1969 год; В.С. Листов. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917-1920 гг.) (изд.: — М., Наука)
1972 — Рошаль Л.М. Мир без игры. (изд.: — М.: Искусство)
1973 — Магидов В.М. Кинохроника Москинокомитета — кинофотоотдела Наркомпроса как исторический источник: На примере выпусков "Кинонедели" 1918-1919 гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (на правах рукописи). (изд.: — М.: МГУ (ист. фак.))
1974 — Листов В.С. История смотрит в объектив. (изд.: — М.: Искусство)
1976 — ИК, 1975. № 1; Дзига Вертов в воспоминаниях современников. (изд.: — М.: Искусство)
1982 — Рошаль Л.М. Дзига Вертов. (изд.: — М.: Искусство)
1984 — Магидов В.М. Зримая память истории. (изд.: — М.: Советская Россия)
1987 — Летописцы нашего времени: Режиссеры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.: "Искусство")
1991 — Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России (1896-1930). Глава "Рецепция как расшифровка: "Человек с киноаппаратом"". (изд.: — Рига: Зинатне)
1992 — ИК, 1992. № 11; Листов В.С. Вертов — однажды и всегда. (изд.: — М.)
1994 — "Новый Мир" 1994, 1; В. М. Магидов. Из архива Вертова. (изд.: — М.; «Известия Советов народных депутатов СССР»)
1996 — КЗ, 1996. № 30; Рошаль Л.М. Стенограмма одного заседания. (изд.: — М.)
1997 — ИК, 1997. № 12; Рошаль Л.М. Дзига Вертов в зеркале критики: 1918-1954: Хронограф прижизненных публикаций. (изд.: — М.)
1997 — Кинограф, 1997. № 4; Дерябин А.С. "Плод созрел и его надо снять...": К истокам вертовского шедевра. (изд.: — М.)
2000 — КЗ № 49; К ИСТОРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛЬМА. Александр ДЕРЯБИН «Плод созрел и его надо снять…» К истокам вертовского шедевра. Из истории рождения «Человека с киноаппаратом». Новые документы. (Публикация А.С.Дерябина); Зигфрид КРАКАУЭР «Человек с киноаппарат (изд.: М.)
2001 — КЗ, 2001. № 51; Дерябин А.С. Вертов и анимация: роман, которого не было.; «Мы поняли, что наступил период актерского кино...» Обсуждение «Песни о счастье» в ленинградском АРРКе, 1934 г. (Публикация, предисловие и комментарии А.С.Дерябина). (изд.: — М.)
2002 — Рошаль Л. НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ: ФАКТ НА ЭКРАНЕ И КИНОМЫСЛЬ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА”. (изд.: — М.: Материк)
2003 — "Киноведческие записки" № 62; Семирамида Пумпянская: "Я мечтала работать на киностудии"Беседу ведет Евгений Цымбал. (изд.: М.)
2004 — Дзига Вертов. Из наследия: Т. 1 : Драматургические опыты (Сост., предисл., комм., именн. указат. А.С. Дерябин) (изд.: — М.: Эйзенштейн-центр)

Звания

1955 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1925 — Международная выставка декоративных искусств в Париже (Серебряная медаль и диплом (1924 — "Кино-Глаз" (серия 1-я "Жизнь врасплох"))
1934 — МКФ в Венеции (Специальный приз жюри (1934 — "Три песни о Ленине"))
1935 — Орден Красной Звезды
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Медаль «В память 800-летия Москвы»

Цитаты

МЫ называем себя киноками в отличие от «кинематографистов» — стада старьевщиков, недурно торгующих своим тряпьем.
Мы не видим связи между лукавством и расчетом торгашей и подлинным киночеством.
Психологическую русско-германскую кинодраму, отяжелевшую видениями и воспоминаниями детства, мы считаем нелепостью.
Американской фильме авантюры, фильме с показным динамизмом, инсценировкам американской пинкертоновщины — спасибо кинока за быстроту смен изображений и крупные планы. Хорошо, но беспорядочно, не основано на точном изучении движения. Ступенью выше психологической драмы, но все же бесфундаментно. Шаблон. Копия с копии[…]...
МЫ утверждаем будущее киноискусства отрицанием его настоящего.
Смерть «кинематографии» необходима для жизни киноискусства. — МЫ призываем ускорить смерть ее.
Мы протестуем против смешения искусств, которое многие называют синтезом. Смешение плохих красок, даже идеально подобранных под цвета спектра, даст не белый цвет, а грязь.[…]
МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями.
Наш путь — от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку...
Метр, темп, род движения, его точное расположение по отношению к осям координат кадра, а может, и к мировым осям координат (три измерения + четвертое — время), должны быть учтены и изучены каждым творящим в области кино.[…]
Да здравствует динамическая геометрия, пробеги точек, линий, плоскостей, объемов,
да здравствует поэзия двигающей и двигающейся машины, поэзия рычагов, колес и стальных крыльев, железный крик движений, ослепительные гримасы раскаленных струй.[…]

Цитируется по: Дзига Вертов. Из наследия. Т. 2: Статьи и выступления. М.: Эйзенштейн-центр, 2008., Источник

[…] начало 1920 года открывает особую, длившуюся около трех лет, страницу в биографии раннего Вертова, связанную с так называемым передвижным кино.
Стационарных киноустановок в стране в первые годы после революции имелось очень мало. Кинематограф же являлся одной из самых наглядных, доходчивых (особенно в почти безграмотной России) и убедительных форм пропаганды — политической, культурной, научно-технической и т. п.
Недостаток стационарных киноустановок в какой-то степени компенсировала сеть кинопередвижек, прежде всего тех, которые сопровождали агитационные поезда и агитационные пароходы.
Участвовавшие в рейсах кинематографисты занимались не только демонстрацией фильмов. Они вели съемку рейса, и им также вменялась в обязанность покупка, если встретится случай, киноаппаратуры и пленки.
Вертов, заведовавший в одном из рейсов киноотделением, вскоре становится заведующим всей киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов (агитпарпоездов) ВЦИК.
Из материала, снятого в поездках разными операторами, Вертов смонтировал несколько небольших картин, в том числе своего рода киноотчет о деятельности агитпоездов ВЦИК «На бескровном военном фронте». Им был написан сценарий полуигровой-полудокументальной картины, которую предполагалось снять во время поездки агитпоезда «Северный Кавказ» (вскоре переименованного в «Советский Кавказ»). А в одном из августовских номеров нового журнала «Кино-Правда», который начнет выпускаться с лета 1922 года под руководством Вертова, будет помещен сюжет о том, как передвижное кино развертывает экран и устанавливает передвижку на Страстной площади в Москве в течение восьми минут.
Учась кино, Вертов изъездил почти всю страну.
Он учился кинематографу не только у кинематографа, но и у самой жизни.
Революцию он узнавал не по рассказам и не по кинокадрам, снятым другими.
Она сама открывалась перед ним во множестве живых, осязаемых деталей.
— Работы киноков, — говорил впоследствии Вертов, — рождались не в ателье, а в боевой фронтовой обстановке.
Вертов находился в водовороте событии, в гуще действительности.
Сам слушал революцию, ее время.
Он не оставался простым зрителем событий.
Был среди тех, кто делал все возможное в это, казалось бы, невозможно трудное время, чтобы облик переломных минут истории показать современникам и передать идущим вслед.
Позже Вертов писал, что годы своей работы от 1918 до середины 1922 года он мог бы назвать периодом «ДХК» — «Даешь хорошую кинохронику».[…]

Рошаль Л.М. Дзига Вертов. (изд.: — М.: Искусство, 1982), Источник

Он первый понял, какая глубокая связь должна быть между режиссером хроники и оператором — воплотителем его идей. Он, как никто, понимал, что удовлетворяющий режиссера материал не сваливается с неба, не является результатом длинных, в большей или меньшей степени умозрительных разговоров режиссера с оператором. Надо действовать — надо быть с оператором на месте съемки. Надо стоять с оператором у объектива аппарата. Надо уметь давать тут же, на месте съемки, мгновенные задания.

ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. М., 1972.

Дзига Вертов каждым свои кадром, каждой своей мыслью шел вперед, и он не прошел мимо нас — мы продолжаем у него учиться. И когда он делала ошибки, это не было правилом. Нельзя забывать, что то искусство, к которому мы пришли, создано и его усилиями.

ШКЛОВСКИЙ В. О Дзиге Вертове. "Дзига Вертов в воспоминаниях современников". М., 1976.

Заслуга Вертова далее в том, что он внес в кинохронику активное творческое начало, развив заложенные в ней потенции и включив в арсенал ее выразительных средств много новых приемов, частью открытых самостоятельно, частью заимствованных из игровой художественной кинематографии: крупный план, деталь, ракурс, метод монтажной съемки, публицистические надписи и т. д. Эти приемы прочно вошли в практику кинохроники, превратив ее из несложного средства информации в образную публицистику.

Н.А. Лебедев, советский киновед и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР

[…] Денис Аркадьевич умер от рака, который вспыхнул после космополитической экзекуции. А потом все пошло своим чередом: замелькали фестивали, фильмы и книги о нем, призы его имени, международные семинары, а на студии, где его унижали и вогнали в гроб, установили мемориальную доску. Правда, это сделали уже другие люди, после перестройки.[…]

Василий Катанян, режиссёр-документалист, Источник

[…] Вертов был принципиальным анархистом и принципиальным любителем. Он говорил: сейчас фильмы делаем мы, потому что только у нас есть камера, химия и деньги. Но со временем всё изменится, и мы отдадим камеру в руки любителей. Вертов создавал специальные кружки для кинолюбителей. Это была армия, которая должна была взять в свои руки документальное кино и кинематографию в целом.[…]
«Человек с киноаппаратом» — это фильм, который был адресован любителям. Это своеобразное приглашение делать фильмы.
В начале фильма показан кинозал, который заполняется публикой. Что там написано на коробке с плёнкой, которую достаёт киномеханик? Я смотрел этот фильм на тридцати пяти миллиметровой монтажной ленте, где видно, что написано там «Людина з аппаратом». То есть название этого же фильма, только по-украински. Так создаётся петля: мы видим фильм о фильме, который снимается на наших глазах. Создаётся некая квазиодновременность, как сейчас на телевидении во время прямых эфиров. Только что мы видели киномеханика, потом видели человека, который снимает, теперь мы видим человека, который этот фильм монтирует. Фильм и о монтаже, и о съёмке, и о показе. Фильм, объясняющий любителю процесс рождения этого фильма.[…]
Ещё одна задача Вертова — узнать, как человек реагирует, вдруг столкнувшись лицом к лицу с киноглазом. Для этого Вертов и его оператор поехали на вокзал, где выбрали случайных пассажиров, которые садятся на извозчика. Это настоящий любительский трюк. Как отреагирует человек на то, что его снимают? Он не предупреждён и не знает, почему его снимают. Кто-то закрывает лицо, кто-то притворяется, что не видит. А вот чудесная находка. Провокация выдаёт результат гораздо более важный, чем просто случайная реакция прохожего. Этот прохожий начинает повторять движения за оператором, передразнивать его. Так Вертов вдруг опять выходит на уровень метафильма, фильма о фильме.[…]
Сейчас, когда каждый снимает каждого на видео, мы выходим на этот рубеж. И можно сказать, что депрофессионализация кино — это возвращение кино к своим истокам, к принципиальному и единственно возможному любительству Люмьеров.[…]

Юрий Цивьян, Источник

Дзига Вертов, революционер, сделавший киножурналистику искусством, в то время прозябал на задворках Центральной студии документальных фильмов. Все его теории были выброшены на свалку, а сам он, после многочисленных проработок, чудом уцелевший от бесчинств энкаведешников, превратился в старика с испуганными глазами и доброй, застенчивой улыбкой. Он исправно ходил на якобы добровольные занятия в общественном университете марксизма-ленинизма, посещение которого являлось неким свидетельством благонадежности. Иногда дирекция студии бросала Вертову подачку в виде очередного еженедельного выпуска «Новостей дня», и бывший новатор очень старался, чтобы его продукция ничем не отличалась от официозного, серого потока. Очень милый, интеллигентный, добрый, покорный, уничтоженный властью художник. Как всем тогда казалось, ненужный осколок позавчерашнего. Но только он и остался в истории документального кино, а многократные лауреаты с допуском к съемкам секретных объектов (это была высшая мера доверия со стороны органов) канули в Лету. Никто не помнит ни их имен, ни их фильмов.

Эльдар Рязанов (из воспоминаний кинорежиссёр о работе в документальном кино), Источник