Полное имя:
Михаил Моисеевич ГЛИДЕР

Дата рождения:
05 января 1900
г. Геническ, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 декабря 1967 (67 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Фото баннера: "Михаил Глидер снимает первомайскую демонстрацию с верхней точки Кремля — Спасской башни. Кинокамера «Дебри»". Автор фото: Георгий Завьялов.

Глидер Михаил Моисеевич (24 декабря 1899 (05 января 1900), Геническ — 11 декабря 1967, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1961). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1946, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1913 — ученик киномеханика в кинотеатре «Гигант» (Геническ, Мелитопольского уезда, Таврической губернии).
С 1913 — 1917 — ученик киномеханика в кинотеатре «Ренессанс» (Геническ).
В январе 1918 года вступил добровольцем в отряд Гина, затем в ряды Красной Армии, где находился до декабря 1923 года[1].
После демобилизации работал киномехаником в одном из кинотеатров Харькова, затем фотографом в одном из ателье Киева.
С 1926 года в работал в Московском представительство ВУФКУ. 
В 1928 — 1931 — асс. оператора, оператор на Одесской кинофабрике ВУФКУ.
С июня 1931 — оператор Киевской кинофабрике «Украинфильм».
С апреля 1933 — оператор студии «Союзкинохроника» / Центральной студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. Звание: инженер-капитан. Воинская часть: АмВФл; 2 партизан. бр. 4 УкрФ (2 партизан. бр.4 УкрФ).
  • С сентября 1942 года — оператор киногруппы Дальневосточного военного округа.
  • С 12 апреля 1943 года участник партизанского движения в СССР и Словакии. Снимал в партизанских отрядах.
  • В 1944 снимал на 1-м Украинском фронте.
  • 30 октября 1944 года назначен комиссаром 2-й Чехословацкой партизанской бригады

Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944), орденом Красной Звезды (8.5.1945), медалями «Партизану Отечественной войны» 1 степени и 2 степени, Военным Крестом (Чехословакия) и другими наградами.

Съемки Михаила Глидера вошли в фильмы «Наша Москва», «Народные мстители», «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобожденная Чехословакия» и др.

Признавался одним из лучших операторов по мастерству съемки.

На фото в верхнем ряду стоят (слева направо): оператор Вадим Горбатский, звукооператор Юрий Оганджанов, осветитель Анатолий Кирпиченков, мастера по свету Василий Литвинов (?) и бригадир осветителей Марк Хатаевич. Сидят (слева направо):  супертехник Вячеслав Топорков, (?), генерал-майор, дважды Герой Советского Союза (во время Великой Отечественной войны — командир партизанского соединения) Сидор Артемьевич Ковпак; кинооператор Михаил Глидер. Фото из личного архива Галины Ивановны Горбатской.

После окончания войны работал оператором на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

10 февраля 1953 года уволен со студии с лишением права работать в кино, так как картина «По Краснодарскому краю» не понравилась Сталину[2]. Как позже вспоминал режиссер Василий Катанян, "за Глидера вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили". Позже, в 1958 году, Василий Катанян снимал с Михаилом Глидером фильм «Сергей Эйзенштейн». 

C 1953 по апрель 1955 — на Ашхабадской киностудии художественных и документальных фильмов.
В 1955 — 1965 — оператор Центральной студии докуменальных фильмов (ЦСДФ).

Автор книги «С киноаппаратом в тылу врага» (история партизан Украины и Словакии).

___________________________
1. Из книги "Создатели фронтовой кинолетописи"  (Изд.: —М.; Госфильмофонд России; стр. 193).
2.  
Освобожден от работы на студии с 10 февраля 1953 года с формулировкой "за безответственное и недобросовестное отношение к работе" (Приказ № 31 от 10.02.1953 г.). Основная часть творческой группы фильма «По Краснодарскому краю» (1952; 4 части; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Степанова и автор сценария совместно с В. Капитановским; операторы: З. Фельдман, А. ШафранМ. Глидербыла уволена со студии без права дальнейшей работы в системе кинематографии; директорам киностудий было запрещено привлекать В.Е. Капитановского к авторской работе. (Основание: Приказ Министра кинематографии СССР т. БОЛЬШАКОВА И.Г. от  6/II-1953 г. № 52/М  "О грубых идейно-художественных ошибках цветного документального фильма "Пo Краснодарскому краю" производства Центральной студии документальных фильмов")

СЕМЬЯ

Дочь — Галина Михайловна Глидер, работала ассистентом режиссера ЦСДФ.
Внучка — Александра Данилова.
Правнук — Александр Данилов (10 января 1990, Москва — 11 февраля 2021, Ленинградская область).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1928 — Музыкальная олимпиада; оператор
1928 — По Ойротии; режиссер М. Слуцкий; оператор
1932 — Иван
1932 — Дворец Советов; режиссер Л. Степанова; оператор 
1933 — Жить зажиточно; режиссер М. Слуцкий; операторы: Б. Макасеев, М. Глидер
1933 — Ленин с нами; режиссер М. Слуцкий; оператор
1932 — О нанайце с реки Тунгуски; режиссер М. Слуцкий; оператор
1934 — Комсомольск (строительство города Комсомольска, Амурского завода); режиссер М. Слуцкий; оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); режиссер Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин 
1934 — Лю-фу (фильм рассказывает о члене коммунистической партии, колхознике колхоза им. Кантонской коммуны Лю Фу)режиссер М. Слуцкий; оператор
1934 — Биробиджан; режиссер М. Слуцкий; оператор
1935 — Кавалеристы (конноспортивные соревнования в присутствии С.М. Буденного на московском ипподроме); режиссер В. Бойков; операторы: М. Глидер, Д. Рымарев, Н. Степанов, В. Соловьев, С. Гусев, Н. Вихирев
1935 — Славное пополнение; режиссер Б. Небылицкий; оператор
1935 — С Новым годом (Итоги 1935 года); режиссёр М. Слуцкий; оператор М. Глидер; композитор З. Дунаевский; текст песни В. Лебедев-Кумач; звукооператор Н. Бертран; дирижер А. Цфасман   
1936 — Рабоче-крестьянская; режиссер М. Слуцкий; оператор
1936 — Х съезд комсомола; оператор (в соавторстве)
1936 — Рабоче-крестьянская; оператор
1937 — Здравствуй Новый год! (Итоги 1937 года); режиссер М. Слуцкий; асс. режиссера И. Генина; оператор М. Глидер; композитор Даниил Покрасс; слова песни: В.И. Лебедева-Кумача; диктор: Клавдия Новикова (появляется в начале фильма в кадре); ркестр Александра Цфасмана; звукооператор: Д. Овсянников
1937 — Московская орденоносная (работа промышленных предприятий: завод "Электросталь", фабрика граммофонных пластинок, Дулевский фарфоровый завод, фабрика "Октябрьская революция". Сельхозработы в совхозе "Гигант", колхозе им. Тельмана. Экспонаты сельскохозяйственной выставки в Москве); режиссер В. Гейман; операторы: М. Глидер, М. Ошурков, Э. Тросман, П. Лампрехт
1937 — Обыкновенная женщина; оператор
1937 — Приятного аппетита; оператор
1937 — С.М. Киров; оператор
1937 — Чудесный костер; реж.иссер А. Ованесова; оператор
1938 — С Новым годом!; оператор 
1938 — В советских субтропиках; оператор
1938 — Горняки (фильм рассказывает о массовом движении передовиков производства угольной промышленности Донбасса по освоению циклического метода работы в лавах); полнометражный; режиссер В. Гейман; операторы: М. Глидер, Э. Гросман, С. Семенов, П. Лампрехт
1938 — Наша Москва (фильм о реконструкции г. Москвы); реж. М. Кауфман, Б. Небылицкий
1939 — Дворец Советов; оператор
1939 — Будем как Ленин; режиссер М. Слуцкий; операторы: М. Глидер, Б. Макасеев, Б. Шер
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; реж.:  В. Ерофеев, Н. Кармазинский ; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940); режиссер Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — По Казахстану; полнометражный; режиссеры: И. Венжер, Я. Посельский; операторы: М. Глидер, Я. Славин, В. Доброницкий

1941 — Полный вперед! (фильм рассказывает о предвоенном Сталинграде); режиссер М. Слуцкий; оператор 
1941 — После работы (участники художественной самодеятельности исполняют концертные номера на сцене Дворца культуры автозавода им. Сталина); режиссер М. Слуцкий; оператор
1941 — Слово большевика (производственные процессы на Южно-Уральском металлургическом заводе, Киевском станкостроительном заводе, заводе "Серп и Молот", ткацкой фабрике "Рижская мануфактура"); режиссер М. Слуцкий; оператор
1941 — Победа за нами! Боевой киносборник № 5 (единственный документальный киносборник; всего было выпущено 12 киносборников (11 из них - игровые) в период 1941-1942 гг. ); полнометражный; производство: Мосфильм, Центральная студия кинохроники; «Лондон на сдается!» (киноочерк смонтирован из английской хроники) — режиссер П. Аташева; автор текста Борис Агапов; текст читает В. Яхонтов«Наша Москва» (вошли съемки периода июля-августа 1941 года) — режиссер  М. Слуцкий; главный оператор И. Беляков; операторы: И. ВейнеровичМ. ГлидерК. Кутуб-ЗадеО. РейзманВ. СоловьевВ. Фроленко; текст читает Ю. Левитан
1941 — Мы с вами, боевые товарищи (фильм рассказывает о работе женщин в тылу в самом начале Великой Отечественной войны); режиссеры: М. Варейкис, М. Славинская; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Глидер
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1943 — Народные мстители; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы. Во главе колонны следовали девятнадцать генералов); спецвыпуск; операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Глидер, Р. Кармен, А. Кричевский, Ф. Короткевич, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. Семенов, Р. Халушаков, М. Цирульников, Б. Эйберг; асс. оператора: Г. Монгловская, звукооператор: В. Котов
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, П. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. киногруппы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Парад Победы; полнометражный (чёрно-белый вариант); операторы: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв, Е.Н. Андриканис, Ф.А. Леонтович, С. Гусев, М. Глидер и другие операторы
1945 — XXVIII Октябрь; режиссер Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев
1946 — Земля родная; полнометражный; режиссер: Ф. Киселев, И. Беляков
1946 — 1 Мая
1946 — Румыния; полнометражный; режиссер В. Беляев

1947 — День победившей страны (путешествие по СССР снимали 48 операторов в один день — 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); полнометражный;автор сценарного плана и текста Борис Агапов; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, В. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, Никифоров, М. Силенко, М. Ошурко, А. Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, К. Широнин, М. Беров, Петросов и др.; композитор В. Шебалин; текст песни А. Сурков; звукооператоры: В. Нестеров, К. Никитин; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Штильман; текст читает Л. Хмара
1948 — День воздушного флота СССР; полнометражный: режиссеры: В. Бойков, Л. Кристи; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1949 — 1– Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Обновленная земля; полнометражный; операторы: М. Глидер, С. Киселев, С. Уралов, З. Фельдман, В. Штатланд; Сталинская премия (1949) 
1949 — Полярная звезда; Производство: Ташкентская к/студия худож. и хроникальных фильмов; реж.: Н. Долинский; операторы: М. Глидер, Н. Рядов
1949 — Мастера шелковых тканей; режиссер З. Тулубьева
1951 — 1-ое Мая 1951года; полнометражный; режиссер: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан и другие.
1952 — Советская Якутия; полнометражный; режиссер: Р. Григорьев; операторы: М. Глидер, Е. Мухин, Н. Соловьев
1952 — По Краснодарскому краю; режиссер Л. Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер
1955 — Международные соревнования легкоатлетов; режиссер Б. Вейланд; операторы: И. Беляков, М. Глидер, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, А. Крылов, Ф. Леонтович, Л. Максимов, М. Ошурков, К. Пискарев, Н. Соловьев, В. Фроленко
1955 — Мургабский оазис
1956 — Посланцы великого народа; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, И. Сеткина; операторы: Н. Вихирев, А. Кричевский, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Попова, К. Пискарев, М. Глидер
1957 — Встречи с солнцем; режиссер Беляев В.; операторы: Глидер М., Прудников М., Киселев С., Истомин А.
1958 — Сергей Эйзенштейн; полнометражный; режиссер Катанян В.
1959 — Пора большого новоселья; операторы: Глидер М., Медынский С., Небылицкий Б., Прудников М., Рымарев Д.
1959 — Раскопки в Кремле
1959 — Больше квартир
1959 — Академия им. Ленина
1959 — День нашей жизни; полнометражный
1959 — Салом, Москва
1959 — Строительство Дворца Советов
1959 — Шагай, семилетка!; полнометражный; режиссеры: Ф. Киселев, И. Посельский, К. Рушницкая (Кулагина); операторы: А. Кричевский, А. Семин, М. Глидер 
1960 — 43-й Октябрь
1960 — Кино для детей
1960 — Программа КПСС
1963 — Москва первомайская
1963 — 1965 съёмки Москвы (объекты строительства и реконструкции)
1964 — Медведково

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинопериодики: «Союзкиножурнал», «Пионерия», «Боевой киносборник» (совместное производство киностудий — Мосфильм и ЦСДФ), «На страже СССР», «Новости дня», «Искусство», «Наука и техника» и другие.

Библиография

1946 — С киноаппаратом в тылу врага [Текст] : [В партизан. соединениях А. Федорова и С. Ковпака] / Михаил Глидер ; Лит. обработка О. Савича ; [Предисл. А. Федорова и С. Ковпака, с. 4] (изд.: — М.; Госкиноиздат (Рига: тип. № 2 Латполиграфтреста))

Звания

1961 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1939 — Военный крест (Чехословакия)
1943 — Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
1944 — Орден Отечественной войны I степени
1944 — Сталинская премия (за фильм "Народные мстители" (1943))
1945 — Военный крест (Чехословакия)
1945 — Военный крест (Чехословакия)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За храбрость» (ЧССР)
1945 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 95/н от: 08.05.1945 г.; Издан: ВС 4 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1947 — Орден Труда (Румыния)
1949 — Военный крест (Чехословакия)
1949 — Сталинская премия (за фильм «Обновленная земля»)
1955 — Военный крест (Чехословакия)
1962 — Партизанская звезда ЧССР
1964 — Партизанская звезда ЧССР
1965 — Орден Словацкого национального восстания I степени

Цитаты

Во время войны Михаил Глидер в качестве кинооператора попал в знаменитый партизанский отряд под руководством Сидора Ковпака. Снимал-снимал, снимал-снимал, а потом у этого отряда что-то сильно не заладилось. Боевых рук не хватало. И тогда Михаил Моисеевич, в те годы просто Миша, закопал свою камеру под ближайшей березой, взял в руки винтовку и пошел воевать как рядовой партизан... И Глидер прошел всю войну с автоматом вместо кинокамеры в руках. Их дружба с Ковпаком продолжалась всю оставшуюся жизнь.[...]
В последние годы своей деятельности в качестве кинооператора Михаил Моисеевич нашел своеобразную нишу. Он снимал кадры московской иллюминации в предпраздничные и праздничные дни. Представьте себе — в какие-нибудь лохматые 50-ые годы сколько нужно было кадров, ну, например, первомайской Москвы? Для «Новостей дня», это раз, для «Пионерии», это два, для парочки спецвыпусков – это уже три и четыре, для полнометражного отчета о параде и демонстрации трудящихся — это пять (а то и шесть, семь, восемь...), так далее и тому подобное. А как их снять эти самые кадры? Техника была «на гране фантастики», чувствительность пленки вообще не позволяла качественно снять скудное украшение Москвы. Это ведь не сегодняшнее видео и не сегодняшнее рассвечивание улиц, площадей и подворотен во все мыслимые и немыслимые цвета! И вот Михаил Моисеевич брал камеру, штатив и, как он говАривал, «два кила терпения» и снимал две, три, а то и четыре экспозиции, чтобы жалкие московские лампочки сверкали и лучились «как у больших». Каким-то образом он проявлял и печатал этот материал, минуя официальные каналы. Держал коробку у себя в кабинке и выдавал просителям по одному-два плана, отрывая «на глазок».[...]

Екатерина Андриканис, режиссер, Источник

Я снимал лесной бой, и снова испытал большую досаду. В глазок аппарата я видел то, что мог увидеть будущий зритель. Однако это было очень мало. Верхушки деревьев падали как бы сами по себе. Полета пуль, конечно, видно не было. Я мог запечатлеть только отдельные перебежки. Впечатления боя, который я наблюдал глазами, отрываясь от аппарата, не получалось.

Михаил Глидер. Из книги «С киноаппаратом в тылу врага»

[…]Картина («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952 год) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать. Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно![…]
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом.[…]

Василий Катанян, режиссер, Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, фотографии из личного архива Галины Ивановны Горбатской (жена кинооператора Вадима Горбатского). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».