Михаил ГЛИДЕР

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Михаил Моисеевич ГЛИДЕР

Дата рождения:
05 января 1900
Геническ, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 декабря 1967 (67 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Глидер Михаил Моисеевич (24 декабря 1999 (05 января 1900) — 11 декабря 1967). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1961). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1946, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1913 — ученик киномеханика в кинотеатре «Гигант» (Геническ Мелитопольского уезда Таврической губернии).
С 1913 — 1917 — ученик киномеханика в кинотеатре «Ренессанс» (Геническ).
В январе 1918 года вступил добровольцем в отряд Гина, затем в ряды Красной Армии, где находился до декабря 1923 года ( (из книги А. Дерябина "Создатели фронтовой кинолетописи"; Изд.: —М.; Госфильмофонд России; стр. 193).
После демобилизации работал киномехаником в одном из кинотеатров Харькова, затем фотографом в одном из ателье Киева.
С 1926 года в работал в Московском представительство ВУФКУ. 
В 1928 — 1931 — асс. оператора, оператор на Одесской кинофабрике ВУФКУ.
С июня 1931 — оператор Кииевской кинофабрике «Украинфильм».
С апреля 1933 — оператор студии «Союзкинохроника» / Центральной студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны
С сентября 1942 года — оператор киногруппы Дальневосточного военного округа.
С 12 апреля 1943 года участник партизанского движения в СССР и Словакии. Снимал в партизанских отрядах. В 1944 снимал на 1-м Украинском фронте.
30 октября 1944 года назначен комиссаром 2-й Чехословацкой партизанской бригады. Награжден орденами и медалями.

На фото: генерал-майор, дважды Герой Советского Союза (во время Великой Отечественной войны — командир партизанского соединения) Сидор Артемьевич Ковпак (на фото третий слева), оператор Михаил Глидер (справа на фото); в верхнем ряду стоят (слева направо): оператор Вадим Горбатский, звукооператор Юрий Оганджанов. Фото из личного архива Галины Ивановны Горбатской.

После окончания войны работал оператором на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Автор книги «С киноаппаратом в тылу врага» (история партизан Украины и Словакии).

В 1952 году (по другим сведениям 10.02.1953) уволен со студии с лишением права работать в кино, так как картина «По Краснодарскому краю» на понравилась Сталину. Как позже вспоминал режиссер Василий Катанян, "за Глидера вступился Ковпак, и через несколько месяцев его восстановили". Позже, в 1958 году, Василий Катанян снимал с Михаилом Глидером фильм «Сергей Эйзенштейн». 

В 1953 — апрель 1955 — на Ашхабадской киностудии художественных и документальных фильмов.

В 1955 — 1965 — оператор ЦСДФ.

СЕМЬЯ

Был женат. Дочь — Галина Михайловна Глидер, работала ассистентом режиссера на ЦСДФ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1928 — Музыкальная олимпиада; оператор
1928 — По Ойротии; реж.: М. Слуцкий; оператор
1932 — Иван
1932 — Дворец Советов; Л. Степанова; оператор 
1933 — Жить зажиточно; реж.: М. Слуцкий; операторы: Б. Макасеев, М. Глидер
1933 — Ленин с нами; реж.: М. Слуцкий; оператор
1932 — О нанайце с реки Тунгуски; реж.: М. Слуцкий; оператор
1934 — Комсомольск (строительство города Комсомольска, Амурского завода); реж.: М. Слуцкий; оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин 
1934 — Лю-фу (фильм рассказывает о члене коммунистической партии, колхознике колхоза им. Кантонской коммуны Лю Фу)реж.: М. Слуцкий; оператор
1934 — Биробиджан; реж.: М. Слуцкий; оператор
1935 — Кавалеристы (конноспортивные соревнования в присутствии С.М. Буденного на московском ипподроме); реж.: В. Бойков; операторы: М. Глидер, А. Рымарев, Н. Степанов, В. Соловьев, С. Гусев, Н. Вихирев
1935 — Славное пополнение; реж.: Б. Небылицкий; оператор
1936 — Рабоче-крестьянская; реж.: М. Слуцкий; оператор
1936 — Х съезд комсомола; оператор (в соавторстве)
1936 — Рабоче-крестьянская; оператор
1936 — С Новым годом!; оператор (в соавторстве)
1937 — Здравствуй Новый год!; реж.: М. Слуцкий; оператор
1937 — Московская орденоносная (работа промышленных предприятий: завод "Электросталь", фабрика граммофонных пластинок, Дулевский фарфоровый завод, фабрика "Октябрьская революция". Сельхозработы в совхозе "Гигант", колхозе им. Тельмана. Экспонаты сельскохозяйственной выставки в Москве); реж.: В. Гейман; операторы: М. Глидер, М. Ошурков, Э. Тросман, П. Лампрехт
1937 — Обыкновенная женщина; оператор
1937 — Приятного аппетита; оператор
1937 — С.М. Киров; оператор
1937 — Чудесный костер; реж. А. Ованесова; оператор
1938 — С Новым годом!; оператор 
1938 — В советских субтропиках; оператор
1938 — Горняки (фильм рассказывает о массовом движении передовиков производства угольной промышленности Донбасса по освоению циклического метода работы в лавах); полнометражный; реж.: В. Гейман ; операторы: М. Глидер, Э. Гросман, С. Семенов, П. Лампрехт
1938 — Наша Москва (фильм о реконструкции г. Москвы); реж. М. Кауфман, Б. Небылицкий
1939 — Дворец Советов
1939 — Будем как Ленин; реж.: М. Слуцкий; операторы: М. Глидер, Б. Макасеев, Б. Шер
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; реж.:  В. Ерофеев, Н. Кармазинский ; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940); реж.:  Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — По Казахстану; полнометражный; реж.:  И. Венжер, Я. Посельский; операторы: М. Глидер, Славин, В. Доброницкий

1941 — Полный вперед! (фильм рассказывает о предвоенном Сталинграде); реж.: М. Слуцкий; оператор 
1941 — После работы (участники художественной самодеятельности исполняют концертные номера на сцене Дворца культуры автозавода им. Сталина); реж.: М. Слуцкий; оператор
1941 — Слово большевика (производственные процессы на Южно-Уральском металлургическом заводе, Киевском станкостроительном заводе, заводе "Серп и Молот", ткацкой фабрике "Рижская мануфактура"); реж.: М. Слуцкий; оператор
1941 — Мы с вами, боевые товарищи (фильм рассказывает о абота женщин в тылу в самом начале Великой Отечественной войны); реж.: М. Варейкис, М. Славинская; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Глидер
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1943 — Народные мстители; полнометражный; реж.: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву; реж.: И. Венжер; оператор (в соавторстве)
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин, М. Глидер
1945 — Парад Победы; полнометражный (серно-белый вариант); операторы: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв, Е.Н. Андриканис, Ф.А. Леонтович, С. Гусев, М. Глидер и другие операторы
1945 — XXVIII Октябрь; реж.:  Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев
1946 — Земля родная; полнометражный; реж.: Ф. Киселев, В. Беляков
1946 — 1 Мая
1946 — Румыния; полнометражный; реж. В. Беляев

1947 — День победившей страны; полнометражный; режиссёры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Г. Бунимович 
1948 — День воздушного флота СССР; полнометражный: режиссеры: В. Бойков, Л. Кристи; 
операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1949 — 1 — Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Обновленная земля; полнометражный; операторы: М. Глидер, С. Киселев, С. Уралов, З. Фельдман, В. Штатланд; Сталинская премия (1949) 
1949 — Полярная звезда; Производство: Ташкентская к/студия худож. и хроникальных фильмов; реж.: Н. Долинский; операторы: М. Глидер, Н. Рядов
1949 — Мастера шелковых тканей; реж.: З. Тулубьева
1951 — 1-ое Мая 1951года; полнометражный; реж.: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан и другие.
1952 — Советская Якутия; полнометражный; реж.: Р. Григорьев; М. Глидер, Е. Мухин, Н. Соловьев
1952 — По Краснодарскому краю; реж.: Л. Степанова; опеарторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер
1955 — Международные соревнования легкоатлетов; режиссер: Б. Вейланд; операторы: И. Беляков, М. Глидер, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, А. Крылов, Ф. Леонтович, Л. Максимов, М. Ошурков, К. Пискарев, Н. Соловьев, В. Фроленко
1955 — Мургабский оазис
1956 — Посланцы великого народа; полнометражный; реж.: В. Бойков, И. Сеткина; операторы: Н. Вихирев, А. Кричевский, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Попова, К. Пискарев, М. Глидер
1957 — Встречи с солнцем; режиссер: Беляев В.; операторы: Глидер М., Прудников М., Киселев С., Истомин А.
1958 — Сергей Эйзенштейн; полнометражный; режиссер: Катанян В.
1959 — Пора большого новоселья; операторы: Глидер М., Медынский С., Небылицкий Б., Прудников М., Рымарев Д.
1959 — Раскопки в Кремле
1959 — Больше квартир
1959 — Академия им. Ленина
1959 — День нашей жизни; полнометражный
1959 — Салом, Москва
1959 — Строительство Дворца Советов
1959 — Шагай, семилетка!; полнометражныйй; реж.: Ф. Киселев, И. Посельский; операторы: А. Кричевский, А. Семен, М. Глидер 
1960 — 43-й Октябрь
1960 — Кино для детей
1960 — Программа КПСС
1963 — Москва первомайская
1963 —  1965 съёмки Москвы (объекты строительства и реконструкции)
1964 — Медведково


КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинопериодики: «Союзкиножурнал», «Пионерия», «Боевой киносборник» (совместное производство киностудий — Мосфильм и ЦСДФ), «На страже СССР», «Новости дня», «Искусство», «Наука и техника» и другие.

При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, фотографии из личного архива Галины Ивановны Горбатской (жена кинооператора Вадима Горбатского).

Библиография

1947 — Михаил Глидер «С киноаппаратом в тылу врага» (изд.: — М.; Госкиноиздат)

Звания

1961 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1939 — Военный крест (Чехословакия)
1943 — Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
1944 — Орден Отечественной войны I степени
1944 — Сталинская премия (за фильм "Народные мстители" (1943))
1945 — Военный крест (Чехословакия)
1945 — Военный крест (Чехословакия)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За храбрость» (ЧССР)
1945 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1945 — Орден Красной Звезды
1947 — Орден Труда (Румыния)
1949 — Военный крест (Чехословакия)
1949 — Сталинская премия (за фильм «Обновленная земля»)
1955 — Военный крест (Чехословакия)
1962 — Партизанская звезда ЧССР
1964 — Партизанская звезда ЧССР
1965 — Орден Словацкого национального восстания I степени

Цитаты

Во время войны Михаил Глидер в качестве кинооператора попал в знаменитый партизанский отряд под руководством Сидора Ковпака. Снимал-снимал, снимал-снимал, а потом у этого отряда что-то сильно не заладилось. Боевых рук не хватало. И тогда Михаил Моисеевич, в те годы просто Миша, закопал свою камеру под ближайшей березой, взял в руки винтовку и пошел воевать как рядовой партизан... И Глидер прошел всю войну с автоматом вместо кинокамеры в руках. Их дружба с Ковпаком продолжалась всю оставшуюся жизнь.[...]
В последние годы своей деятельности в качестве кинооператора Михаил Моисеевич нашел своеобразную нишу. Он снимал кадры московской иллюминации в предпраздничные и праздничные дни. Представьте себе — в какие-нибудь лохматые 50-ые годы сколько нужно было кадров, ну, например, первомайской Москвы? Для «Новостей дня», это раз, для «Пионерии», это два, для парочки спецвыпусков – это уже три и четыре, для полнометражного отчета о параде и демонстрации трудящихся — это пять (а то и шесть, семь, восемь...), так далее и тому подобное. А как их снять эти самые кадры? Техника была «на гране фантастики», чувствительность пленки вообще не позволяла качественно снять скудное украшение Москвы. Это ведь не сегодняшнее видео и не сегодняшнее рассвечивание улиц, площадей и подворотен во все мыслимые и немыслимые цвета! И вот Михаил Моисеевич брал камеру, штатив и, как он говАривал, «два кила терпения» и снимал две, три, а то и четыре экспозиции, чтобы жалкие московские лампочки сверкали и лучились «как у больших». Каким-то образом он проявлял и печатал этот материал, минуя официальные каналы. Держал коробку у себя в кабинке и выдавал просителям по одному-два плана, отрывая «на глазок».[...]

Екатерина Андриканис, режиссер, Источник

Я снимал лесной бой, и снова испытал большую досаду. В глазок аппарата я видел то, что мог увидеть будущий зритель. Однако это было очень мало. Верхушки деревьев падали как бы сами по себе. Полета пуль, конечно, видно не было. Я мог запечатлеть только отдельные перебежки. Впечатления боя, который я наблюдал глазами, отрываясь от аппарата, не получалось.

Михаил Глидер. Из книги «С киноаппаратом в тылу врага»

[…]Картина («По Краснодарскому краю»; 4 части; ЦСДФ; 1952 год) не понравилась Сталину. Говорили, что он ожидал увидеть документальный вариант «Кубанских казаков» Пырьева, но толком никто ничего не мог сказать. Вышел приказ министерства, где картину признали искажающей действительность (читай — недостаточно украшательской и показушной). И там же страшные оргвыводы — всю съемочную группу (кроме ассистентов) уволить, без права работы в кинематографе!!!
Никто не мог понять, почему такие жестокости. Ведь среди уволенных четыре лауреата Сталинских премий, Шафран снимал спасение «Челюскина», Глидер — походы Ковпака… Все было так страшно![…]
Тогда пенсий практически не было, и все они остались без средств к существованию, с волчьим билетом.[…]

Василий Катанян, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]