Григорий ГИБЕР

Оператор, Фронтовой оператор

Полное имя:
Григорий Владимирович ГИБЕР

Дата рождения:
02 апреля 1891
Российская империя

Дата смерти:
20 марта 1951 (59 лет)
Москва, СССР

Профессии:
Оператор, Фронтовой оператор

Краткая биография

Русский и советский кинооператор. В кино с 1907 года. В 1913 — 1917 — оператор фирмы А. Ханжонкова и др. частных киностудий. В 1917 — 1920 снимал хронику на фронтах гражданской войны, запечатлел В. И. Ленина на III конгрессе Коминтерна, на X съезде партии, на Красной площади, на митингах. В 1920 — 1941 работал на разных киностудиях (снимал преимущественно игровые фильмы — всего 24). Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. В 1944 — 1951 —  оператор ЦСДФ.

В годы гражданской войны принимал участие в рейсах агитпоездов совместно с  Дзигой Вертовым (в 1918 г. в военном отделе издательства ВЦИК было решено вместо отправки агитационной литературы на фронт и в прифронтовые районы в обычных поездах организовать особые, специально оборудованные агитпоезда. В 1919 году Президиум ВЦИК рассмотрел два положения: об организации литературно-инструкторских поездов ВЦИК и об инструкторах на агитпоездах. . В 1919-21 в стране действовало 5 таких поездов, условно именовались «ВЦИК на колесах». Вслед за агитпоездом имени Ленина были организованы агитпоезда "Октябрьская революция", "Красный казак", "Красный Восток", "Советский Кавказ", агитационно-инструкторский пароход "Красная звезда" и др. На Аагитпоездах имелись книжные склады, киноустановки, типографии и магазины. В работе агитпоездов активно участвовали видные деятели коммунистической партии и Советского государства: М. И. Калинин, Н.. Крупская, В. М. Молотов, среди агитаторов и инструкторов были представители ЦК партии и многих центральных правительственных учреждений и общественных организаций; — прим. ред.), в 1920 году сопровождал председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина на агитпоезде "Октябрьская революция".

Съемки Гибера были включены в документальный фильм Михаила Ромма "Владимир Ильич Ленин" (1949; Сталинская премия, 1949). Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В 1944 — 1951 работал на ЦСДФ.

Портрет Г. Гибера выполнен режиссёром А. Разумным.

 ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1912 — Трагедия перепроизводства (предположительно)
1916 — Дочь Анны Карениной; игровой
1917 — Когда цветет сирень; игровой
1918 — Бог мести; игровой
1918 — Позор дома Орловых; игровой
1919 — Белое и черное (совм. с Ф. Бургасовым)
1919 — Железная пята (совм. с А. Левицким)
1923 — Беспризорные
1923 — Часовня святого Иоанна
1924 — Бедняку - впрок, кулаку - в бок (Защита крестьянина)
1925 — В тылу у белых; игровой
1925 — На верном следу
1926 — Каштанка
1927 — Булат-Батыр (совм. с В. Солодовниковым, Н. Соколовым); игровой
1927 — Третья Мещанская; игровой
1928 — Герои домны
1930 — Иуда (совм. с П. Безбородовым); игровой
1930 — Чайковский; Производство: Мостехфильм; полнометражный; реж.: Я. Миримов; операторы: Г. Гибер, М. Архангельский
1942 — Сибиряки фронту
1942 — Поезд идет на фронт; Производство: "Сибтехфильм" Новосибирская киностудия ; реж. В. Гейман
1945 — Берлин; полнометражный
1945 — Парад Победы
1945 — Повесть о наших детях
1945 — Физкультурный парад
1945 — XXVIII Октябрь; реж.: Я. Посельский; операторы: Вихирев,Глидер, ГиберДоброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, МакасеевМикошаМонгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — 1 Мая; реж. Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Г. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков и др. 
1947 — День Воздушного Флота
1947 — Советская Латвия; операторы: Ю. Монгловский, Г. Гибер
1947 — Мастера высоких урожаев; полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: В. Штатланд, А. Крылов, Л. Мазруха, Г. Гибер
1948 — Кинодокументы о В. И. Ленине; реж.: М. Ромм, М. Славинская; операторы: Э. Тиссе, Е. Славинский, А. Левицкий, Г. Гибер (оператор документальных съемок В. И. Ленина)), А. Желябужский, Н. Новицкий
1949 — 1 Мая (о Первомайском празднике 1949 год в Москве); полнометражный; И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; реж.: Михаил Ромм совместно с В. Беляевым; операторы: Б. Волчек; А. Левицкий и  Г. Гибер (операторы документальных съемок В. И. Ленина), Э. Тиссе, Е. Славинский, И. Голомб
1949 — 32-й Октябрь; полнометражный; реж.:  И. Венжер, И. Сеткина; операторы: И. Беляков, М. Трояновский, Г. Гибер и др.
1949 — Животноводы Подмосковья; реж.:  Кравчуновский; операторы: Г. Гибер, А. Кочетков
1949 — День Воздушного флота СССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Г. Гибер, Е. Ефимов, А. Казаков, Б. Макасеев, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин
1950 — Москва голосует; спецвыпуск; реж.: И. Сеткина
1969 — Живой Ленин  (Г. Гибер — оператор документальных съемок В. И. Ленина); реж.  М. Ромм, М. Славинская

 КИНОПЕРИОДИКА:

Снимал сюжеты для кинолетописи (Севзапкино) и киножурнала "Союзкиножурнал", в том числе:
1934 — Союзкиножурнал № 27/526
1944 — Пионерия №10; реж. М. Варейкис; операторы: Семенов, Монгловская, Цветков, Гибер  
1946 — Советский спорт № 7; реж.:  И. Посельский; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Г. Гибер, С. Коган, В. Микоша, С. Семенов, М. Трояновский, В. Доброницкий, Р. Халушаков, А. Шафран, А. Щекутьев
1947 — Советский спорт № 7; реж.: Я. Посельский; операторы: А. Воронцов, М. Лифшиц, В. Микоша, М. Посельский, И. Сокольников, А. Хавчин, Г. Гибер, М. Ошурков

Звания

1947 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1948 — Орден Трудового Красного Знамени
1949 — Сталинская премия (за фильм «Владимир Ильич Ленин» (1948))

Цитаты

Оператором этой картины («Слаще яда») был наш общий любимец, один из лучших дореволюционных операторов Г. Гибер, которого все мы по дружбе звали «Гришка-верти». Живой, жизнерадостный, «Гришка-верти» всегда ловко управлялся со страшными «юпитерами», помещая их так, чтобы свет не слепил актера. Гибер очень любил снимать крупные планы. Зная эту его страсть, мы то и дело подзадоривали его:
- Гриша, хочешь заработать пятьдесят копеек? Сними мой крупный план.
Его не приходилось упрашивать дважды. За съемочный день Гриша обычно набирал рубля два-три, и вечером мы все отправлялись на эти деньги лакомиться мороженым…

БЕК-НАЗАРОВ Амо. Записки актера и кинорежиссера М., 1965, Источник

В хронике я видел конкретное и нужное производство агитационных короткометражек.
У них предводительствовал старший инструктор Вертов.
Весь в кожаном, тип летчика, говорит по-военному: «Есть!»
Мне эта дисциплина очень понравилась.
- У нас операторы снимают по-старинке, без сценария, без предварительной закройки монтажа. Лишь бы отвертеть. Распорядитесь, чтобы перед каждой съемкой мне представлялись письменные соображения о том, что будут снимать и сколько будет истрачено пленки. Нельзя же без предварительного учета. Вы знаете, как мало у нас пленки!..
Вертов слушает и не моргнет глазом: «Есть!»
- Вертов, где Гибер? Почему он не едет в Лавру снимать мощи?
- У него «Эклер» в разборке.
- Узнайте, правда ли.
- Есть!
На следующий день я узнаю, что Гибер отказался ехать. […]
Худой, костлявый, он не поехал на съемку в Лавру, считая, что его профиль «не монтируется с мощами», но сразу почувствовал себя заправским кавалеристом в лихо заломленной папахе и в пунцовых галифе.

ГАРДИН Владимир. Воспоминания. Том 1 1912—1921. М., 1949, Источник

Режиссер Абрам Роом и оператор Григорий Гибер входят в декорацию. За ними — весьма юный и несколько смущенный, укутанный в широкий заграничный шарф, Сережа Юткевич — художник фильма. Сергей нездоров — у него ангина.
- Это декорация, — тихо, держась за горло, говорит он.
- А где я свет буду ставить? — раздраженно подхватывает Гибер.
- Не… знаю, — еще тише, обескуражено произносит Юткевич и начинает кашлять.
- Разве это декорация?! — гремит Роом. — коробка!!
- А почему коробка не может быть декорацией? — с неожиданным задором отвечает Юткевич.
- Ладно уж, — стихает Гибер, — придется раздвинуть стены.
Приходят рабочие. Стук, пыль. Грохочут передвигаемые юпитеры. Съемка откладывается на два часа, и нас, актеров, отпускают прогуляться.

СЕМЕНОВА Лидия. Жизнь сначала. // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах М., 1971, Источник