Полное имя:
Абрам Григорьевич КРИЧЕВСКИЙ

Дата рождения:
31 мая 1912
г. Харьков, Харьковский уезд, Харьковская губерния, Российская империя

Дата смерти:
08 января 1982 (69 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Последнее обновление: 25.07.2023.

Кричевский Абрам Григорьевич (18 (31) мая 1912, Харьков (ныне Украина) — 8 января 1982, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1948). Два ордена Красной Звезды (1934, 1944) и медали. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член СК СССР с 1957 года. Беспартийный.

В 1926 — 1928 гг. — учился в Ялтинском промышленно-экономическом техникуме. 
В 1928 — 1931 — рабочий, помощник оператора, ассистент оператора, затем с апреля 1931 — оператор, режиссер Киевской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм». 
В 1931 — 1935 — оператор Украинской студии кинохроники в Харькове.
В 1932 году участвовал в съемках нескольких фильмов кинопоезда «Союзкинохроники». 
Снимал первые хроникальные фельетоны «В доме было весело и оживленно», «Ваш сосед Митя Чепурной».

Съёмочные группа «Союзкинохроники» и «Союзтехфильма» на военных маневрах РККА. 1935 год. На фото в верхнем ряду (слева направо): операторы М. Ф. Ошурков и А. Г. Кричевский. Стоят на фото: оператор С. А. Семёнов (второй слева), оператор С. Е. Гусев (справа). Автор фото: Иван Шагин. Фото: МАММ / МДФ.

В 1935 — 1937 — оператор Московской кинофабрики «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники.
В 1936 году окончил заочные курсы ГИКа по повышению квалификации операторов.
В октябре 1937 года был осужден на два года (без поражения в правах) по ст. по ст.152 УК РСФСР.  В заключении находился до февраля1939 года [1]. По некоторым данным дело было сфабриковано. Помимо Кричевского по указанному делу проходили работники «Союзкинохроники»: оператор Б. Цейтлин, бывший управляющий трестом «Союзкинохроники» и директор ГУФКа В. С. Иосилевич.

С февраля 1939 — оператор Иркутской студии кинохроники.
В 1940 — 1941 — оператор Украинской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 22 июня 1941 года. Призван ГлавПУРККА. Звания: военинженер 3 ранга, инженер-капитан.

  • С 25 июня 1941 по 20 октября 1944 — оператор киногрупп Юго-Западного, Западного, Сталинградского, 2-го и 1-го Украинских фронтов, Черноморского флота (освобожден от работы во фронтовых киногруппах по состоянию здоровья);
  • С 20 октября 1944 по 19 ноября 1945 — в отделе фронтовых киногрупп Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Снятые Абрамом Кричевским кадры хроники вошли в полнометражные фильмы: «На Дунае» (1940), «День войны» (1942), «Черноморцы» (1942), «Сталинград» (1943), «Парад Победы» (1945).

С марта 1946 по ноябрь 1947 — на Украинской студии кинохроники.
С ноября 1947 по август 1948 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В августе 1948 по май 1950 — оператор Украинской студии кинохроники.
С мая 1950 по февраль 1951 — оператор Черноморской кинофабрики.
В феврале — августе 1951 — оператор Сталинабадской студии художественных фильмов (г. Сталинабад, Таджикская ССР).
С августа по ноябрь 1951 — оператор Украинской студии кинохроники.
С ноября 1951 года в течение 10 месяцев в кино не работал — в связи с компанией по борьбе с космополитизмом в СССР.
С 29 сентября 1952 по 24 марта 1953 — оператор киностудии «Моснаучфильм» (уволен по сокращению штатов)[2].
С апреля 1953 по март 1954 — оператор Черноморской кинофабрики.

Режиссер Роман Кармен и оператор Абрам Кричевский на съемках фильма ТОВАРИЩ БЕРЛИН. Берлин, 1968 год. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.

В апреля 1954 по май 1969 — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). С 1969 года работал на ЦСДФ по договору.

Сколько весит КОНВАС?.. Кинооператор Абрам Кричевский, актриса Татьяна Самойлова и американская киноактриса Элизабет Тейлор на ММКФ в кинотеатре Россия. 10 июля 1961 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (МДФ КП-590/21).

Оператор фильмов «Воскресный репортаж» (1957), «Поёт Ив Монтан» (1957; совместно с И. Бессарабовым), «Необыкновенные встречи» (1958; совместно с В. Микошей и О. Рейзман), «Таль – Ботвинник» (1961; режиссёр-оператор); «Ботвинник – Петросян» (1963), «Огни кинофестиваля» (1963; совместно с А. Левитаном), «Москва, ул. Горького»  (1966; совместно с И. Бганцевым), «Товарищ Берлин» (1969), «Планы и годы» (1971; режиссёр-оператор).

________________________________
1. 
В октябре 1937 года А.Г. Кричевский был осужден на два года лишения свободы (без поражения в правах) по ст.152 УК РСФСР (ст. 152 УК РСФСР от 1929 года "Развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их, - лишение свободы на срок до пяти лет"; — прим. ред. #МузейЦСДФ).
2. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 449).

Режиссер Ирина Венжер и кинооператор Абрам Кричевский на МКФ в Ницце. Фото из семейного архива Н.Я. Венжер.


СЕМЬЯ

Жена — Анна Мозговая (артистический псевдоним — Анна Мостовая) — танцовщица, выступала на эстраде.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Фрагманты воспоминаний Абрама Кричевского в онлайн-проекте Музея кино "Цена кадра". Текст читает артист Государственного академического Малого театра Кирилл Шварценберг.

 ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1930 —  Энтузиазм. Симфония Донбасса; полнометражный; производство: Киевская кинофабрика "Украинфильм"; режиссер Дзига Вертов; оператор Б. Цейтлин; помощник оператора
1932 — На вахте; оператор
1932 — Первый ход Вороновицкого маневра. Оперативная сводка № 1; оператор в соавторстве
1932 — Первый ход Вороновицкого маневра. Оперативная сводка № 2; оператор в соавторстве
1932 — Рапорт кинопоезда горнякам; оператор
1935 — Борьба за Киев (фильм из серии хроникально-документальных военно-популярных фильмов второй половины 30-х; о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; производство: Союзкинохроника и Союзтехфильм; режиссеры: Н. Кармазинский,  Л. Анци-ПоловскийС. БубрикП. Малахов; операторы: А. Лебедев, А. Кричевский и другие
1935 — Великая годовщина; оператор в соавторстве
1935 — Встреча четырех городов («Матч четырех городов»); оператор в соавторстве
1935 — Украинская детская спартакиада; авторы сценария: А. Кричевский, Б. Ляховицкий; операторы: А. Кричевский, Н. Кульчицкий
1936 — Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII съезде  Советов 25 ноября 1936 года (новая редакция 1937 года); монтаж режиссера С. Бубрика; оператор в соавторстве
1936 — Ударом на удар (военные маневры РККА в Белоруссии); полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: И. Посельский, И. Венжер; автор сценария Б. Верховский; оператор в соавторстве; ассистент режиссера С. Каплун; музоформитель Д. Блок; звукооператор И. Ренков
1937 — Богатыри Родины (фильм о становлении авиации в нашей стране. Герои его – легендарные лётчики, которые совершали рекордные перелёты в Арктике: это и покорение Северного полюса, и первый перелёт через Северный Ледовитый океан, это и спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин»; полнометражный; режиссёрыЛ. Варламов, Ф. Киселев; оператор в соавторстве
1939 — Летом в Арктике; режиссер А. Ованесова; операторы: А. Кричевский, В. Фроленко
1940 — На Дунае; производство: Украинская студия кинохроники и Центральная студия кинохроники; полнометражный; реж.: И. Копалин, И. Посельский; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд; Сталинская премия (1941)
1941 — Парад частей польской армии в СССР; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер И. Посельский; операторы: А. Кричевский, А. Хавчин; звукооператор Д. Овсяников; музоформитель: А. Ройтман
1942 — День войны; полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценария Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Абрам Кричевский и другие оператор 
1942 — К переговорам премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля с председателем Совнаркома СССР И. В. Сталиным (спецвыпуск); режиссер М. Фиделева; операторы: И. Беляков, Р. Кармен, А. Кричевский, И. Сокольников, М. Сухова, А. Шафран, А. Щекутьев; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1942 — Ратификация англо-советского союзного договора; режиссер Р. Кармен; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, Р. Кармен, А. Кричевский, Р. Халушаков; асс. оператора: М. Сухова; ассистент режиссера О. Артюнина; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1942 — Черноморцы; режиссер Беляев В.; операторы: Микоша В., Рымарев Д., Короткевич Ф., Кричевский А., Донец Г., Смолка А.
1943 — Авиация дальнего действия (подготовка самолетов к боевому вылету); режиссер М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, А. Шафран, Ф. Проворов
1943 — Крылья народа; полнометражный; режиссер И. Посельский; операторы: Т. Бунимович, Н. Быков, Д. Ибрагимов, В. Доброницкий, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, Б. Шер; авторы сценария: С. Михалков, Эль-Регистан; асс. режиссера А. Кирюхина
1943 — Трофеи великих битв (экспонаты и посетители выставки образцов трофейного вооружения, захваченного у немцев, в ЦПКиО им. Горького); режиссер И. Посельский; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, А. Кричевский, М. Оцеп; асс. режиссера А. Кирюхинаа; звукооператор В. Нестеров; музыкальное оформление Д. Астраданцев
1943 — Сталинград; полнометражный; операторы: Орлянкин В., Софьин А., Вакар Б., Ибрагимов А., Казаков А., Кричевский А., Мухин Е., Гольбрих М., Вихирев Н., Гольдштейн И., Посельский М., Шадронов Б., Кацман И., Островский Г., Малов И.
1944 — Победа на юге (фильм об окружении и разгроме Яссо-Кишиневской группировки немецких войск в период Второй мировой войны советскими войсками); режиссер Л. Варламов; операторы: Г. Асланов, В. Петров, А. Щекутьев, С. Коган, А. Сологубов, И. Грачев, Г. Амиров, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, А. Фролов, Я. Берлинер, А. Рубанович, А. Кричевский, Ю. Кун, Е. Яцун, Д. Рымарев
1944 — Вступление Красной Армии в Болгарию (Фронтовой выпуск № 8); режиссер М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, В. Микоша, Г. Асланов, Б. Рогачевский, А. Сологубов, Сокольников, И. Голомб, А. Смолко, К. Дупленский, С. Стояновский, И. Чикноверов
1944 — XXVII-й Октябрь; полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: И. Беляков, С. Семенов, В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон; асс. режиссера З. Дембовская; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров, И. Гунгер
1944 — К пребыванию в Москве генерала де Голя и Ж. Бидо (спецвыпуск); режиссер И. Посельский; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, Г. Монгловская, С. Семенов, А. Хачин, Р. Халушаков, М. Цирюльников, В. Цитрон; асс. режиссера О. Артюнина; асс. оператора: Л. Зайцев, А. Свинцов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1944 — Передача советским правительством французскому Комитету Освобождения
военнопленных французов-эльзасцев, сдавшихся в плен на русско-германском фронте; оператор
1944 — Передача пленных французов (французский вариант); оператор
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер Я. Посельский; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; музоформитель Д. Блок; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; дикторы: М. Лебедев, Синявский
1945 — Победа на правобережной Украине; полнометражный; Производство: ЦСДФ и Украинская студия кинохроники; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева, Ф. Филиппов; операторы: К. Богдан, В. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковльчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Д. Шоломович
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор Л. Хмара; художник Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Похороны маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова (Москва, 17-28 марта 1945 г. Колонный зал Дома Союзов); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, А. Кричевский, Б. Макасеев, Г. Монгловская, М. Оцеп, С. Семенов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон, В. Штатланд; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров, В. Котов

Встреча Глав Правительств (Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта) союзных держав в Ялте. Крым, 1945 год. Снимает кинооператор Абрам Кричевский. Автор фото: Самарий Гурарий. Источник: russiainphoto.ru.

1945 — Крымская конференция (Ялтинская конференция); полнометражный; руководитель съемок:С. Герасимов; режиссер И. Копалин; операторы:  И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Хавчин, Р. Халушаков
1945 — Парад Победы (чёрно-белый; редакция 1984 года); полнометражный; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторская группа: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв, Е.Н. Андриканис, Ф.А. Леонтович и другие операторы 
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров, Б. Агатов; диктор Л. Хмара; асс. режиссера: Е. Залкинд, А. Кирюхина, К. Кулагина

Маршал Советского Союза Георгий Жуков с кинематографистами ЦСДФ по время Потсдамской конференции. Июль - август 1945 года. На фото (слева направо): режиссёр Сергей Герасимов, кинооператор Абрам Кричевский, генерал-лейтенант Н.В. Славин, маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал армии А. И. Антонов. Автор фото: Самарий Гурарий. Источник: www.russiainphoto.ru

1945 — Берлинская конференция (Потсдамская конференция); полнометражный; руководитель съёмок Сергей Герасимов; режиссёр Илья Копалин; операторы: Б. Макасеев, А. Лебедев, А. Кричевский, И. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо; асс. режиссёра: З. Дембовская, И. Маркелова
1945 — Процесс Окулицкого и других; режиссер Р. Гиков; полнометражный; операторы: А. Кричевский, Б. Макасеев, С. Семенов, Р. Халушаков
1947 — В день выборов; режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман 
1947 — Советская Украина; полнометражный; производство: Украинская студия кинохроники; режиссеры: М. Слуцкий, Г. Тасин; гл. оператор А. Кричевский; операторы: Я. Авдеенко, К. Богдан, В. Войтенко; другие создатели: А. Штогаренко, Л. Первомайский, А. Кузнецов; диктор: Л. Хмара; звукооператоры: Д. Овсяников, И. Ренков, М. Израилев; композиторы: Дм. И Дан. Покрасс
1949 — Пушкинские дни (Празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина ); режиссер Л. Степанова; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, И. Грязнов, С. Гусев, В. Ешурин, Е. Ефимов, С. Киселев, А. Кричевский, А. Крылов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, П. Опрышко, А. Погорелый, М. Прудников, М. Силенко, С. Семенов, Г. Симонов, В. Страдин, А. Хавчин, А. Щекутьев  

1955 — Лорд-мэр г. Лондона в Москве (пребывание лорда-мэра г. Лондона сэра Сеймура Говарда в г. Москве); режиссер Н. Соловьева; оператор
1955 — Чемпионы мира по футболу в Москве (встреча футболистов Советского Союза с командой ФРГ в г. Москве на стадионе "Динамо"); режиссер А. Рыбакова; операторы:  М. Ошурков, О. Арцеулов, Г. Захарова, А. Зенякин, С. Коган, А. Кричевский, Л. Максимов, Б. Макасеев, В. Скоробогатова, Б. Фроленко, В. Ходяков, А. Хавчин, Р. Халушаков
1955 — Правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам в Советском Союзе; полнометражный; режиссер А. Ованесова; операторы: В. Ешурин, Н. Вихирев, Г. Захарова, А. Кочетков, С. Коган, А. Кричевский, О. Лебедев, Е. Легат, Б. Макасеев, Н. Мелихов, Н. Соловьев, А. Сухомлинов, Р. Халушаков, В. Цитрон 
1957 — Мы подружились в Москве (фильм посвящен VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве); полнометражный; режиссе М. Слуцкий; операторы: И. Бессарабов, Б. Небылицкий, М. Глидер, И. Грек, Г. Епифанов, Е. Ефимов, В. Киселев, С. Киселев, С. Коган, В. Комаров, Л. Котляренко, А. Кричевский, Г. Монгловская, Ю. Монгловский, М. Посельский, С. Эпштейн 
1957 — Воскресный репортаж (в фильме представлены различные сюжеты о воскресном отдыхе, досуге москвичей); режиссер-оператор
1957 — 250 лет Ленинграду; операторы: Кричевский А., Семин А., Чупин И.
1957 — Поёт Ив Монтаноператоры: Кричевский А., Бессарабов И.
1958 — Необыкновенные встречи (о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); режиссер Ованесова А.; операторы: Кричевский А., Микоша В., Рейзман О.
1959 — Великая победа человечества; производство: ЦСДФ и Моснаучфильм; режиссеры: Н. Соловьева, К. Домбровский; авторы сценария: С. Зенин, Ю. Каравкин, Ю. Баренштейн; операторы: П. Касаткин, П. Крашенинников, А. Кричевский, В. Трошкин, В. Ходяков, Н. Шумов
1959 — Шагай, семилетка! ильм-рассказ о семилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы); режиссеры: Ф. Киселев, И. Посельский, К. Рушницкая (Кулагина); операторы: А. Кричевский, А. Семин, М. Глидер
1961 — Под знаком дружбы (съемки проводились в Нигерии; Советская делегация, возглавляемая заместителем Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ш. М. Арушаняном на приеме у Премьер-министра Болевы); режиссер-оператор
1961 — Таль – Ботвинник (фильм о матче-реванше между чемпионами мира по шахматам М. Талем и экс-чемпионом М. Ботвинником); режиссер-оператор
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; реж.: М. Славинская; операторы: Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов 
1963 — Ботвинник – Петросян; реж.: М. Ошурков; оператор
1961 — Таль – Ботвинник (фильм о матче-реванше между чемпионами мира по шахматам М. Талем и экс-чемпионом М. Ботвинником); режиссер-оператор
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; режиссер М. Славинская; операторы: Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов 
1963 — Ботвинник – Петросян; реж.: М. Ошурков; оператор
1963 — Огни кинофестиваля (о 3-м Международном кинофестивале, проходившем в Москве; зарубежные кинодокументалисты в гостях на Центральной студии документальных фильмов); режиссёр: Катанян В.; операторы: Кричевский А., Левитан А.
1964 — Поливные земли — народное богатство
1965 — Артек – олимпийский
1966 — Москва, ул. Горького (фильм-наблюдение, рассказывающий о многообразной жизни центральной улицы Москвы — улицы Горького); полнометражный; режиссер Григорьев Р.; операторы: Бганцев И., Кричевский А.

Берлин, 1968 год. На фото (слева направо):режиссер  Р. Кармен, немецкий актёр и певец Эрнст Буш. оператор Абрам Кричевский, директор картины Татьяна Кононова (справа на фото). Фото из семейного архива Ирины Кононовой (дочери Т. Кононовой).
1969 — Товарищ Берлин; полнометражный; режиссер Р. Кармен; авторы сценария: Г. Гурков, Р. Кармен; оператор А. Кричевский; Национальная премия ГДР (1970)
1969 — Мне двадцать лет (празднование 20-летия Германской Демократической Республики); режиссер-оператор и автор сценария совместно с В. Ломейко  
1971 — Планы и годы (фильм рассказывает о Госплане СССР); режиссер-оператор
1975 — Наследники победы; оператор в соавторстве
1979 — Праздник братства и дружбы; режиссер

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал в качестве кинооператора сюжеты для киножурналов, в том числе: «Социалистическая деревня», «Совкиножурнал», «Пионерия», «Союзкиножурнал», «Железнодорожник», «Новости дня», «Советский воин». Режиссёр выпусков киножурнала «Советский спорт».

Фильмография других студий

1943 — Трофеи великих битв (Открытие выставки трофейного вооружения, захваченного у немцев в 1941-1943 гг. , в Парке культуры и отдыха им. Горького в г. Москве) (кинооператор) — Мосфильм
1947 — Советская Украина (Полнометражный; Режиссеры: М. Слуцкий, Г. Тасин; Операторы: Я. Авдеенко, К. Богдан, В. Войтенко) (главный оператор) — Украинская студия кинохроники
1951 — Советская Молдавия (в соавторстве с операторами: А. Шафраном, Д. Рымаревым; режиссер: Е. Арон) (кинооператор) — Черноморская кинофабрика
1951 — Советский Таджикистан (Полнометражный; Режиссер: Б. Кимягаров; Операторы: И. Барамыковым, М. Барбутлы, В. Кузининым) (главный оператор) — Сталинабадская студия кинохроники
1954 — На пути к изобилию (кинорежиссёр, кинооператор) — Северо-Кавказская студия кинохроники
1974 — Победа на Правобережной Украине (Полнометражный; Режиссер : А. Довженко, Ф. Филиппов Оператор(ы) : К. Богдан, В. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковльчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Д. Шоломович) (кинооператор) — Мосфильм

Библиография

1970 — Кричевский А.Г. Волжская твердыня [Текст]. Их оружие — кинокамера (Составители: В.И. Желтов, А.А. Лебедев; с. 133-139) (изд.: — М; «Искусство»)
1984 — Кричевский А.Г. Волжская твердыня [Текст]. Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное; с. 121-123) (изд.: — М; «Искусство»)

Звания

1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1941 — Сталинская премия (за полнометражный документальный фильм "На Дунае" (1940))
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 12/н от 29.03.1943 г.; Издан: ВС Центрального фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 137с от: 12.10.1944 г.; Издан: ЧФ. Архив: ЦВМА)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Сталинская премия (за полнометражный документальный фильм "Советская Украина" (1947))
1970 — Национальная премия ГДР (за полнометражный документальный фильм "Товарищ Берлин" (1969))

Цитаты

Мы уже имели некоторый опыт в съемке большого международного события, и поэтому нас, ту же пятерку операторов, направили для съемок предстоящей конференции руководителей трех держав в Потсдаме.
Мы расположились в доме какого-то уже несуществующего крупного нациста и быстро создали там подходящую базу для работы киногруппы. Конференция должна была происходить во дворце Сесилиан-Хоф, который был расположен в прекрасном Потсдамском парке, где даже сейчас сохранились олени, выходившие на рассвете к озеру на водопой, и которыми в эти ранние часы любовались только часовые, охранявшие дворец, предназначенный для конференции. Нам очень интересно было посмотреть на нового президента США, ведь Рузвельт произвел на всех очень хорошее впечатление. Американские операторы говорили, что его легко снимать, ибо он это обожает и прекрасно понимает значение для себя фото и кинорекламы.
Мы помним, как идеально была организована Советским правительством встреча президента Рузвельта в Крыму, как нам, операторам, помогали там работать. И мы были удивлены тем, что пришлось долго согласовывать вопрос о сегодняшней съемке с американскими военными властями. Им очень хотелось отказать нам и дать возможность только американским операторам заснять это событие.[...]

Абрам Кричевский, Источник

[...]Киногруппа в том же составе, в котором мы снимали на аэродроме — операторы Беляков, Кричевский и я, — была вызвана на съемку в Большой Кремлевский дворец, где происходил правительственный обед. Мы испытывали некоторое волнение, чувствуя, что в переговорах, которые идут в эти дни в Москве, решаются судьбы войны, решаются глобальных масштабов планы разгрома немецко-фашистских армий. Война бушевала на огромных территориях нашей страны.
По мраморной лестнице Большого Кремлевского дворца поднимались английские и американские офицеры, советские адмиралы, маршалы, боевые генералы. Среди проходивших по анфиладам дворцовых зал я узнал генералов Уэйвелла, Максвелла, маршала Тэддера, Брука. Приехали Ворошилов, Микоян, Шапошников, народные комиссары, члены Советского правительства.
Обед, начавшийся в восемь часов, продолжался до поздней ночи. В любую минуту мы могли получить команду о начале съемки. За столом, очевидно, снимать не будем, вероятно, снимем участников встречи после обеда, во время беседы. Томительно шли минуты, часы. Время уже приближалось к полуночи, мы продолжали находиться в состоянии минутной готовности, ожидая команды...
О том, что происходило в той комнате, я узнал только через двадцать лет, прочитав мемуары Черчилля...[...]

Роман Кармен, Источник

[...]…Вы слышали такое имя — Аба Кричевский? Оператор Центральной студии кинохроники Абрам Кричевский был необыкновенным человеком, он даже внешне отличался от остальных. Всегда ходил в хорошем таком пальто-реглане, в отличных туфлях, всегда гладко выбрит… интересный человек. Он был другом Романа Кармена… и я был потом другом Кармена, а Кармен был немного близок к Каплеру, а Каплер был близок к Мише Слуцкому. Вы слыхали имя такого режиссера Михаила Слуцкого, который получил Сталинскую премию за фильм «Песня о Киргизии»? Тогда я с ним и познакомился. Он к нам приехал прямо из лагеря, он там сидел без суда и следствия. Он, Каплер, еще кто-то из их компании вились вокруг Светланы Сталиной, за что и пострадали…
Аба Кричевский, когда я приезжал в Москву, говорил мне: «Юз, вы молодец, вы всем этим говнюкам воткнули, показали, как надо делать… (смеется). Он понимал. Там работали люди, которые не понимали, им важнее было съездить с Хрущевым куда-нибудь, еще с кем-то, привезти что-то из заграницы…
Так вот, до войны у Абы Кричевского была «Эмка», своя легковая машина. Он единственный в кино, кого я знал как владельца машины. К нему обратился мой однокурсник по ВГИКу Петя Сатуновский и сказал: «Здесь, в Киеве родители Юза остались, надо им помочь выехать. И они заскочили к родителям, Аба дал час на сборы. Через час они забросили их на вокзал в какую-то теплушку. Все…[...]

Юз Герштейн, Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 448-449). Фотографии из семейных архивов Н.Я. Венжер, Ирины Кононовой, а также МАММ / МДФ.