Михаил БЕССМЕРТНЫЙ

директор картины, директор киностудии, директор Производственно-творческого объединения, зам. начальника фронтовых киногрупп, организатор кинопроизводства

Полное имя:
Михаил Самсонович БЕССМЕРТНЫЙ

Дата рождения:
03 ноября 1904
г. Самара, Самарская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 июня 1980 (75 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
директор картины, директор киностудии, директор Производственно-творческого объединения, зам. начальника фронтовых киногрупп, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Бессмертный Михаил Самсонович (23 октября (03 ноября) 1904, Самара — 26 июня 1980, Москва) — организатор кинопроизводства. Заслуженный работник культуры РСФСР (1967). Член ВКП(б) с 1932 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1918 году работал курьером в красноармейском клубе в Самаре. 
В 1918 — 1921 — копировщик Райконефти (Самара).
В 1921 — 1922 — работал на складе в Самаре. 
В 1922 — 1924 — сортировщик на фабрике в Москве.
С декабря 1924 — упаковщик, агент отдела снабжения, контролёр Московской фабрики «Госкино», «Совкино».
С декабря 1928 — администратор Московской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
С ноября 1931 — администратор, с 1934 — директор фильмов Московской кинофабрики «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.

На съемках фильма «А. М. Горький на даче» (1932 год). На фото (стоят слева направо): организатор кинопроизводства В. Иосилевич, режиссер А. Роом, А. Гейнц (?), оператор И. Беляков, организатор кинопроизводства М. Бессмертный; сидят (слева направо): оператор М. Ошурков, писатель Максим Горький с внучками. Кадр из фильма «25 ЛЕТ» (ЦСДФ). Предположительно - лето 1931 года.

В 1939 — октябре 1941 — директор Каунасской киностудии в Литве (в 1940 году на базе Каунасской к/ст (акционерное общество) была создна студия кинохроники; в годы Великой Отечественной войны вся аппаратуpa была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию; после освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 году киностудия восстановлена; в 1949 переведена в Вильнюс[1]). 

С декабря 1941 до августа 1942 — директор Центральной студии кинохроники.
С сентября 1942 до мая 1943  — заместитель директора Центральной студии кинохроники.

На фото: режиссёр Владимир Бойков (стоит на фото), организаторы кинопроизводства Виктор Иосилевич (сидит третий слева), Михаил Бессмертный (на первом плане). 1942-1944 гг., Алма-Ата (Казахстан). Фото из семейного архива Е.В. Бойковой.

Во время Великой Отечественной войны — заместитель начальника фронтовых киногрупп. В РККА с 22 июня 1941 года. Звание: техник-лейтенант. 

  • С 22 мая 1943 — зам. начальника фронтовых киногрупп Воронежского, 1-го Украинского фронтов.

В качестве зам. начальника фонтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях 1-го Украинского фронта (1УкрФ):

— Букринская наступательная операция. Период: c 12.10.1943 по 24.10.1943 г.. Страница боевой операции;
— Киевская наступательная операция. Период:  c 03.11.1943 по 13.11.1943 г.. Страница боевой операции;
— Оборонительная операция на Киевском направлении. Период: c 13.11.1943 по 23.12.1943 г.. Страница боевой операции;
— Житомир-Бердичевская наступательная операция. Период: c 24.12.1943 по 15.01.1944 г.. Страница боевой операции;
— Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Период: c 24.01.1944 по 17.02.1944 г. (Операция 2-го удара). Страница боевой операции;
— 2-й удар. Разгром на правобережной Украине. февраль-март 1944 г.. Период: c 01.02.1944 по 31.03.1944 г.. Страница боевой операции;
— Проскурово-Жмеринская наступательная операция. Период: c 04.03.1944 по 17.04.1944 г. (Операция 2-го удара). Страница боевой операции;
— 6-й удар. Разгром немцев в Западной Украине. Июль-август 1944 г.. Период: 
c 01.07.1944 по 31.08.1944 г.. Страница боевой операции;
— Львовско-Сандомирская наступательная операция. Период: c 13.07.1944 по 30.08.1944 г. (Операция 6-го удара). Страница боевой операции и других.

«т. Бессмертный М.С. является одним из первых организаторов фронтовых киногрупп. Работая в качестве заместителя начальника кино­группы 1-го Украинского фронта, т. Бессмертный показал себя как отличный администра­тивный и хозяйственный руководитель группы, успешно заменяя во время частого отсут­ствия оператора – начальника группы т. Ошуркова М.Ф.

В своей повседневной работе т. Бессмертный умело контактирует свою работу с пред­ставителями командования, точно и оперативно выполняет сложные задачи по съемкам боевых операций фронта.

В период съемок боевых действий фронта последнего этапа Отечественной войны (соедине­ние с союзниками, бои за Берлин) т. Бессмертный успешно обеспечивал в сложной обстановке бесперебойное снабжение операторов, находящихся в боевых порядках войск, горючим, плен­кой, поддерживая бесперебойную связь и быстро доставляя снятый материал в Москву.

Отзывчивость, внимательность к нуждам операторов и обслуживающего состава ки­ногруппы, повседневная забота о бесперебойном обеспечении всем необходимым для работы, высокая дисциплинированность и точность дала основание хорошей оценке его работы со стороны командования фронта и руководства студии.

В дальнейшем т. Бессмертный М.С. может выполнять подобную работу в значительно большем масштабе и, безусловно, является ценным работником военных киногрупп.

За отличную работу по обеспечению съемок т. Бессмертный награжден командовани­ем фронта орденом Отечественной войны II степени.

Начальник военных киногрупп Л. Сааков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 164.)[2]

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени (оба 1944 года) и медалями.

После войны был представителем комитета по делам Кинематографии СССР в Берлине, откуда  вывез со студии «УФА» (будущей «ДЕФА») все оборудование на киностудии Москвы — в качестве репараций[3].

С февраля 1947 — директор фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С апреля 1960  — директор ПТО-2 (производственно-творческое объединение) ЦСДФ (01 января 1960 года на ЦСДФ были созданы четыре ПТО и экспортная группа).

После выхода на пенсию работал в бытовой комиссии Союза кинематографистов СССР.

СЕМЬЯ

Жена — Екатерина Кузьминична Елизарова (дочь купца Кузьмы Егорыча Елизарова), работала на студии «Детфильм»; с октября 1941 по 1944 год находилась с дочерью в эвакуации в Сталинабаде (Таджикистан); в  октябре 1941 года в Салинабад была эвакуирована киностудия «Детфильм» (художественный руководитель киностудии — Сергей Юткевич).
Падчерица — Кира Михайловна (Львовна) Бессмертная-Анзимирова (11 декабря 1926, Казань — 25 октября 2008, Арлингтон, США), переводчик, окончила МГПИИЯ; внучка издателя газеты "Копейка", дореволюционного председателя Всероссийского комитета работников печати журналиста, литератора и агронома Владимира Александровича Анзимирова (1859 – 1921) и дочь Льва Владимировича Анзимирова (1887 — 1938), выпускника факультета инженеров транспорта Санкт-Петербургского Университета (был начальником, технического отдела службы пути); была женой Григорьева Романа Григорьевича (30 сентября (13 октября) 1911 — 03 сентября 1972), дважды лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР (1949, 1951). 
Внуки
 — Бессмертный-Анзимиров Андрей Романович  (род. в 1951 году), окончил переводческий факультет Московского института иностранных языков, работал в Институте Теории и Истории Кино, в настоящее время проживает в США; Михаил Романович (1960 — 2001), православный художник; работал в звукоцехе  к/с "Мосфильм".
Двоюродные братья — Борис Савельевич и Марк Савельевич Ласкины.

________________________________
1. Справочник-каталог "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я" (Автор-составитель В. Горбатский; Изд: — М.; "Материк" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и НИИ киноискусства; 2005 год) — КИНОСТУДИИ.
2. Из книги  «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 670).
3. Из воспоминаний Киры Бессмертной-Анзимировой.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

На фото (слева направо): режиссёр Михаил Слуцкий (предположительно), организатор производства Михаил Бессмертный, режиссёр Владимир Бойков, советский военачальник К. Е. Ворошилов. 30-е годы. Фото из личного архива Е. В. Бойковой.

1934 — Дома (приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР); реж.-оператор: Р. Кармен; организатор съемок
1934 — Привет храбрым (приезд Димитрова, Попова, Танева из Германии в СССР); реж.-оператор: М. Кауфман; организатор съемок
1934 — Челюскин (Общий вид ледокола "Челюскин". Ледокол пробивается сквозь льды. Повреждения на ледоколе. Погружение ледокола в море. Команда на льду, продвигается на собаках, ремонтирует ледокол, скалывает лед. Высадка части команды на остров "Уединение". Быт команды на борту ледокола. О. Ю. Шмидт у приборов, на палубе. Капитан В. И. Воронин на капитанском мостике.); (учетный № РГАКФД: 14049); режиссер: Посельский; операторы: М.Трояновский, А.М. Шафран; директор фильма
1935 — Счастливая юность (физкультурный парад на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссеры: С. ГуровМ. КауфманИ. ПосельскийИ. Сеткина; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, С. ГусевБ. МакасеевБ. НебылицкийМ. ОшурковД. РымаревВ. Соловьев, С. Фомин; асс. режиссера: М. Славинская, С. Каплун; звукооператор: Н. Бертран; директор фильма
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; реж.: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман; звукооператор: А. Камионский
1939 — Парад молодости (спортивный парад советской молодежи на Красной площади); полнометражный; реж.: М. Слуцкий, Ф. Киселев; оператор: И. Беляков; директор фильма
1939 — С.М. Киров; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссёр: В. Ерофеев; операторы: М. Глидер, А. Лебедев; автор сценария: М. Цейтлин; асс. режиссера: Г. Дик, В. Полякова; асс. оператора Ф. Короткевич, М. Сухова; музоформитель: В. Мурадели; звукооператор: Д. Овсянников; директор фильма
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директора фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1946 — Молодость нашей страны (физкультурный парад на стадионе "Динамо" в Москве); полнометражный; режиссеры: С. Юткевич, И. Венжер; главные операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский; директор картины
1947 — День победившей страны (фильм рассказывает об одном трудовом дне жизни СССР — 14 августа 1947 года; 50 операторов, в разных частях Советского Союза снимали различные аспекты трудовой жизни советского народа — возрождение разрушенных войной городов, восстановление промышленности, строительство, сельское хозяйство, культурную жизнь, науку); полнометражный; реж.: Ильи Копалин, Ирина Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Г. Бунимович; операторы: Мухин, Никифоров, Посельский, Бобров, Доброницкий, Мазрухо, Фроленко, Вихирев, Никифоров, Силенко, Ошурко, Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, Широнин, Беров и др.
1948 — Новая Албания (СССР — Албания); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Комитет культуры и искусства Народной Республики Албании; режиссер И. Копалин; операторы: Ю. Монгловский, Р Халушаков; директор фильма
1950 — На озере Рица; директор фильма
1950 — Новый Пекин; совместное производство ЦСДФ и Пекинская студия (КНР); режиссеры: С. Герасимов, И. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б.Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин; диктор Л. Хмара; музоформитель А. Ройтман; ассистенты режиссера: Т. Лиознова, О. Артюнова; звукооператор В. Нестеров; директор фильма

На фото (слева направо): операторы П. Касаткин, Н. Лыткин, В. Микоша, директор киногруппы М. Бессмертный. 1949 год, КНР. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.1950 — Победа китайского народа; полнометражный; Совместное производство ЦСДФ и Пекинской киностудии Народной Республики Китай; автор-режиссеры: Леонид Варламов; автор текста: Константин Симонов; режиссёр: И. Лукинский; операторы: А. ВоронцовС. Гусев, Л. Зайцев, П. КасаткинА. КрыловН. ЛыткинВ. МикошаД. РымаревА. СеминВ. Цитрон; операторы Пекинской студии: У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй; асс. режиссёра: Чжоу Фэнь, К. Эггерс, Л. Залкинд; музыкальное оформление: В. Смирнова; звукооператоры: В. НестеровИ. Гунгер; тест читает: Л. Хмара; директор картины: М. Бессмертный
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; совместное производство  ЦСДФ и Монголкино; режиссёр-оператор М. Трояновский; операторы: Д. Ганжур, С. Гусев, В. Дэмбэрэл, Е. Яцун, Д. Жигжид, Л. Котляренко, А. Сологубов; директор картины
1951 — Москва голосует за пакт мира (Московская областная конференция сторонников мира, посвященная проведению кампании по сбору подписей под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта мира между пятью великими державами); полнометражный; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Хавчин, Д. Рымарев, И. Беляков, К. Пискань, Сокольников, Гусев, Г. Епифанов, В. Ходяков, К. Пискарев; директор фильма
1952 — Зарубежные гости в СССР (пребывание делегаций иностранных государств в Москве); полнометражный; режиссер  И. Венжер; директор фильма 
1952 — По Хабаровскому краю; полнометражный; режиссер И. Посельский; операторы: А. Левитан, А. Зенякин, Г. Епифанов, В. Тулин; директор фильма
1952 — Конгресс Народов Мира (Конгресс Народов Мира в Вене, Австрия); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и киностудии Венфильм; режиссер Ф. Киселев; операторы: Д. Каспий, А. Колошин, Ю. Монгловский, А. Хавчин, Вилли Сом, Фриц Коллер, Ханнес Фуке; директор фильма
1953 — За мир и дружбу (III Всемирный конгресс молодежи в Бухаресте, Румыния); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Студия документальных фильмов им. Александру Сахия (Румыния); режиссеры: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев; директор фильма
1953 — Советское Приморье (фильм о Приморском крае, о промышленности, сельском хозяйстве, городах, учебных и культурных заведениях, полезных ископаемых, о таежных пейзажах, растительности, обитателях тайги, морских пейзажах, о китобойном промысле на флотилии "Алеут"); полнометражный; режиссер:  И. Посельский; операторы: О. Рейзман, Е. Яцун, Г. Епифанов, А. Зенякин; директор фильма
1954 — Гости Московского университета; режиссер И. Посельский; асс. режиссера К. Кирюхина; директор фильма
1954 — Международный концерт (IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте, Румыния); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Родин; советские и румынские кинооператоры; директор фильма
1954 — На международной ярмарке в Лионе (о проведении  36-й Международной ярмарки); режиссер  И. Сеткина; операторы: П. Русанов, А. Семин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; автор текста С. Зенина; звукооператор Д. Овсяников; директор фильма
1954 — Париж; авторы-операторы: П. Русанов, А. Семин; директор фильма
1954 — Праздник нашей молодости (Всесоюзный парад физкультурников на стадионе "Динамо" в Москве)директор фильма
1955 — Варшавские встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак, И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: А. Левитан, С. Спрудин; директор фильма
1955 — Дружба великих народов (фильм о пребывании в Индии Н. С. Хрущева, Н. А. Булганина); режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман; директор фильма
1955 — Мелодии фестиваля (фильм о V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве); широкоэкранный; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак. И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: С. Воль, И. Гутман, Е. Ефремов, А. Семин; директор фильма
1955 —  Митинг в Дели в честь Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева (спецвыпуск); (митинг на площади Рамлила 15 ноября 1955 года); режиссер И. Сеткина; ассистент режиссера И. Егорова; директор фильма
1955 — Песни над Вислой (концерт участников V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак; операторы: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов; директор фильма
1955 — Праздник албанского народа (торжества в честь 10-ой годовщины освобождения Албании от фашизма); режиссер И. Копалин; операторы: А. Семин, Р. Халушаков, И. Филатов; директор фильма
1955 — Пребывание советской правительственной делегации в Югославии; режиссер И. Сеткина; операторы: П. Касаткин, Р. Халушаков; директор фильма
1956 — В древней Агре; режиссер-оператор Д. Каспий; композитор В. Гевиксман; автор текста В. Яковлев; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Лагутин; директор картины
1956 — В дружественном Афганистане (пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и члена Президиума ВС СССР Н. С. Хрущева в Афганистане); режиссер М. Славинская; операторы: И. Сокольников, Н. Соловьев, М. Ошурков; автор текста Л. Браславский; диктор А. Задачин,;редактор Э. Марьямов; композитор С. Баласанян; звукооператор В. Котов; асс. режиссера С. Пумпянская; директор фильма
1956 — На гостеприимной земле Бирмы; полнометражный; режиссёры: Р. Кармен, И. Венжер; операторы: Р. Кармен, П. Касаткин, Д. Каспий, В. Киселев, М. Ошурков; диктор Р. Выгодский; музоформление: Л. Степанов, А. Зоров; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, редактор Ю. Каравкин; директор фильма
1956 — Праздник индийского народа (празднование шестой годовщины образования республики Индии. Военный парад и демонстрация в г. Дели. Присутствуют: Р. Прасад, Д. Неру и др.); режиссер: К. Льянос; операторы: Р. Кармен, М. Каюмов, В. Киселев, Е. Мухин, С. Медынский, Е. Аккуратов, Н. Генералов; директор картины
1957 — Утро Индии; Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор: В. Гевиксман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара; директор картины

_____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога
РГАКФД
; Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 108-110) со ссылкой на учетную карточку члена СК СССР (отдел учета творческих кадров СК России);  Воспоминания Киры Бессмертной-Анзимировой. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 670 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания МАММ).

Звания

1967 — Заслуженный работник культуры РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1944 — Орден Красной Звезды (Президиум ВС СССР. Дата документа: 14.04.1944. Архив: ЦАМО)
1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 132/н от 22.09.1944 г.; Издан: ВС 1 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Орден Свободы (Urdhëri i Lirisë) II степени (Албания)
1952 — Орден Полярной звезды (Монголия)