МОСКВА. Пробег кино-глаза

Полнометражный фильм, 1927 год

Фильм:
МОСКВА. Пробег кино-глаза
(год выпуска – 1927)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:59:54)

Правообладатель:
Фильм перешел в разряд "Общественной достояние"

Категории:
город, история, кино, общество

Ссылка на РГАКФД (2746)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фильм о Москве, снятый в лучших традициях советского киноавангарда конца 20-х годов прошлого века. В фильме показаны архитектурные памятники, работа городских предприятий, быт и отдых горожан. Авторы фильма (М. КауфманИ. Копалин, И. Беляков) вдохновленные фактурой и натурой Москвы, показывают жизнь города, еще не тронутого грандиозной сталинской реконструкцией

Страстная площадь (ныне Пушкинская площадь). Вид на Страстной монастырь. 1927 год. Фото: Общественное достояние.

В фильм вошли кадры

1-я часть: Красная площадь. Кинокамера оператора показывает урну с надписью М.К.Х., поливальщик поливает улицу, коты и голуби мирно соседствуют в мусорном баке, пытаясь найти что-то съедобное, однако приезжают рабочие и баки, тоже с надписью М.К.Х., увозят. Проезжает поливальная машина, вероятно, иностанного производства. На ней крупными буквами М.К.Х (можно предположить, что М.К.Х. - Московское коммунальное хозяйство и авторы рекламируют работу коммунальных служб города; — прим. ред.). Площадь Белорусского вокзала (в 1927 - Белорусско-Балтийский вокзал (бывш. Александровский), с 1936 г. ставшего Белорусским). Общественный транспорт. На Москва-реке. На Окружной ж/д. Железнодорожный мост в районе Комсомольской площади. На (трех) вокзалах. Беспризорники и др. Прибытие поезда. От вокзалов  идут трамваи. Проезд по улицам. Красные ворота (Красные ворота на одноименной площади были снесены в июне 1927 г.). По Мясницкой. Лубянская площадь. От Тверской заставы. По Тверской. Страстная площадь (историческое название — Страстная площадь (по Страстному монастырю), иначе площадь Тверских ворот (по Тверским воротам Белого города). Современное название получила в 1931 году). Памятник Пушкину (первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов). Страстной монастырь (в 1919 году Страстной монастырь был закрыт. В 1928 года в нём был открыт антирелигиозный музей. Годом раньше рядом было построено многоэтажное здание в стиле конструктивизма — редакция газеты «Известия» (архитектор Г. Б. Бархин, при участии М. Г. Бархина); Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  предложил рассмотреть установление памятного знака в виде часовни или малого храма – это первые реальные шаги по восстановлению Страстного монастыря). Никитские ворота. Памятник Тимирязеву. Арбатская площадь. Крымский мост. Москворецкий мост. Из Замоскворечья через Москва-реку по мостам. На Красную площадь. Памятник Минину и Пожарскому. На площади Свердлова. Большой театр. В Китай-городе. На площади Свердлова. В магазине Мосторга (ЦУМ).

2-я часть: На Петровке. На Кузнецком. На Сухаревском рынке. На Почтамте. Пневматическая почта. На Центральном телеграфе. На городской телефонной станции. Промышленные предприятия. На фабрике "Ява". На фабрике "Моссукно". На Трехгорной мануфактуре. На заводе "Серп и Молот". На заводе АМО. На заводе "Электролампа". На заводе "Проводник". Первый советский электровоз.

3-я часть: Рабочие поселки. Новые дома для рабочих на Стромынке. В Музее изящных искусств. В Зоопарке. За город (общественный и личный транспорт). В Петровском парке. На Ипподроме. В Сокольниках. На стенде спортивной стрельбы. На Москва-реке (заплыв). На спортивных стадионах. В Нескучном саду.

4-я часть: Закат солнца. Ночной город. В магазине Коммунар ("Елисеевский"). Детский дом. Беспризорники. Театры (иллюминация). В ночных ресторанах. В рабочем клубе. Японский посол г-н Танака. Польский посланник г-п Патек. Французское посольство. Французский посол г-н Эрбет. Турецкое посольство. Турецкий посол г-н Зекиа-Бей. Персидское посольство. Поверенный в делах Персии г. Нурзау. Миссия Великобритании. Поверенный в делах Великобритании г-н Ходжсон. Памятник Воровскому. Народный комиссариат иностранных дел. Тов. Литвинов. Граф Ранцау. Иностранцы в Главконцесскоме. Иностранные делегации ученых. Иностранные рабочие делегации. 

5-я часть: Коммунистический университет трудящихся Востока им. тов. Сталина. Центральный дом крестьянина. В Кремле. Сухаревская башня (выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 годы на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира)). Вид на Храм Христа Спасителя. Храм Василия Блаженного. Храмы Кремля. БКД. Детские ясли. Детские дома. Пролеткульт (Морозовский особняк). Административный отдел Моссовета (особняк князя Щербатова). Московский Совет Профсоюзов (Дворянское собрание). Дом Крестьянина (бывшей ресторан Эрмитаж). Московский университет. Памятник генералу Скобелеву. Обелиск Свободы (Монумент советской конституции). Моссовет (бывший дом губернатора). На Красной площади. 

6-я часть: Мавзолей Ленина. Захоронения борцов революции у Кремлевской стены. Колокольня Ивана Великого. Царь-колокол. Царь-пушка. Центральный Исполнительный Комитет СССР. Калинин М.И.. Енукидзе. Кутузов. Цурюпа. Шуховская башня (Радиостанция "Большой Коминтерн").

Производство: «Совкино» (Всероссийское акционерное общество) 

Над фильмом работали:
Кауфман М., Копалин И., Беляков И., Зотов П.

Создатели

режиссёр:
Илья КОПАЛИН
оператор:
Михаил КАУФМАН

Цитаты

Это первая самостоятельная работа Кауфмана и Копалина, учеников Дзиги Вертова, отчаянного экспериментатора, постоянно обвиняемого в формализме. В то время они себя ещё называли «Киноками». Казалось бы, они должны были идти за своим учителем (отсюда подзаголовок: «Пробег киноглаза»), и преобразовать конкретный город в монтажную кинопоэму. Но произошло нечто иное, и очень важное. Кауфман и Копалин, вдохновленные фактурой и натурой Москвы, буквально влюбились в город. И показать жизнь патриархальной Москвы, еще мало тронутой грандиозной реконструкцией, — строительство идет в основном на окраинах, хотя в центре привычные здания меняют старые вывески на советские.
Они не столько конструируют свой фильм, хотя и делают его внешним сюжетом движение от периферии, с вокзалов, к центру, куда съезжается чуть ли не весь мир, — ученые, крестьяне, рабочие, и где буквально на глазах у зрителей, как гласит титр, пишутся «законы страны», сколько наблюдают за внутренним движением будущего мегаполиса, пытаются уловить его атмосферу, уже догадываясь, что Москвы, которую они снимают, больше не будет. Например, они снимают храм Христа Спасителя, не предполагая, что через 5 лет этот храм взорвут. Это равновесие между неизбежным в те годы идеологическим сюжетом, и пленительным вглядыванием в обычную жизнь людей, каждый из которых занят своим делом, составляет тайну этого фильма.
Уникальность этой ленты, однако, заключается ещё и в том, что здесь мы можем видеть хроникальные кадры старой доброй Москвы, сегодня уже почти не существующей: Сухареву башню, Красные ворота, Обелиск Свободы. Что-то только строится, но ломают ещё мало. Самое интересное, что эта внутренняя сбалансированность картины, её естественный повествовательный ритм, позволит авторам соединять то, что партийным курсом разъединялось. Они скорее сопоставляют, чем противопоставляют.
Мы побываем и в бывшем Елисеевском магазине, на Сухаревском рынке, посмотрим на развратных нэпманов, глянем в спину людям в хороших пальто и шляпах, сопровождаемых ироничным титром «Тоже — «на работу». И в то же время увидим точно такой же, но уже рабочий кооператив. Нам покажут вечерние рабочие кружки, где люди учатся, но с таким же вниманием и теплым юмором увиден отдых москвичей загородом — в Петровском парке и на Москве-реке, и это именно москвичи, а не «обыватели». Мы, зрители, побываем с авторами на отливке стали на «Серпе и Молоте», фабрике электроламп и табачной фабрике «Ява». И вместе с тем — окажемся но городском ипподроме.
Лишь к концу фильма проявится определённая тенденция — представить Москву местом, куда стремятся все: и немецкие рабочие, и послы Персии, Англии, Франции. И станет понятно: подлинный сюжет в картины, открывающийся в результате «пробега кино-глаза», — это весна молодого советского государства — только оправившегося от гражданской, НЭП еще не свернут, череда голодных годов и коллективизаций только впереди. Но авторы об этом не знают, и — счастливы.

Шемякин А.М., вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, Источник