Сергей Евтеевич ГУСЕВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Сергей Евтеевич ГУСЕВ

Дата рождения:
14 октября 1897
деревня Пяткино, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 сентября 1984 (86 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Гусев Сергей Евтеевич (02 (14) октября 1897 — 25 сентября 1984) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958); Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Член РКП(б) с 1918 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1909 году окончил сельскую школу.
С июля 1910 по июль 1911 гг. — ученик в магазине-пекарне Конькова в удельном селе Люберцы.
С июля 1911 по февраль 1913 гг. — ученик продавца в магазине Глухарева в Москве.
В кино с 1913 года. Работал рассыльным в киноконторе «А.С. Штерн и Кº» американского представительства фирмы «Сельуж эдженси».
С 1914 года работал в кинофирме А.О. Дранкова и А.Г. Талдыкина. Позже работал киномехаником, проявщиком кинооператора Николая Феофановича Козлоского.
В 1915 — 1916 — проявщик в лаборатории Наума Кагана.
Участник Первой Мировой войны. С мая 1916 по декабрь 1917 гг. на Западном фронте — рядовой 43-й отдельной телефонной роты.
С февраля 1918 по декабрь 1919 гг. — секретарь военкома Московских военных курсов. 
 В 1920 году окончил Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова
С октября 1920 по декабрь 1921 гг. — ответственный секретарь Новогородского райкома РКП(б) в Ташкенте.
С сентября 1922 по август 1923 гг. — инструктор Бауманского райкома РКП(б).
С августа 1923 г. — инспектор Госкино, затем заместитель заведующего конторой начных, производственных съемок и бюро хроники «Госкино».
С мая 1924 г. — помощник директора Первой кинофабрики «Госкино».
В 1925  — уполномоченный правления «Госкино» по съемкам в Крыму. 

Принимал участие в съёмках похорон В. И. Ленина.
С 1926 года — оператор кинохроники. Снимал хронику разгрома белокитайцев на КВЖД в 1929 году, автор фильма о боях на Халхин-Голе.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Руководил работой фронтовых киногрупп.

Съёмки С.Е. Гусева вошли в фильмы о первомайских парадах 1947 — 1949 годов.

СЕМЬЯ:

Жена — Ирина Фроловна Сеткина-Несторова (1900  1990), режиссёр-документалист; Лауреат трех Сталинских премий.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1927 — Казань
1927 — Иванов-Вознесенск
1927 — Страна Ленина
1928 — Шахтинский процесс
1929 — Особая дальневосточная
1931 — Прцесс промпартии
1932 — Коммунары наших крепостей
1935 — Седьмой Всесоюзный съезд Советов
1935 — Кавалеристы
1935 — Счастливая юность
1938 — Современная Монголия
1939 — Халхин-Гол
1941 — Навстречу солнцу
1942 — Конференция трёх министров
1942 — 25-й Октябрь
1943 — Монгольский народ — Красной Армии
1945 — Парад Победы
1945 — День танкистов
1945 — Парад молодости
1947 — Всесоюзный парад физкультурников
1949 — Пушкинские дни
1950 — Победа китайского народа
1950 — Торф
1950 — Мы видели лицо Европы
1950 — 33-й Октябрь
1950 — Спортсмены Советской Армии
1951 — Монгольская Народная Республика
1952 — Библиотека имени В. И. Ленина
1952 — Народные таланты
1953 — Праздник советской авиации
1954 — Праздник нашей молодости
1955 — Советская выставка в Буэнос-Айресе
1956 — Путешествие по Аргентине
1957 — Праздник нового мира
1960 — Люди смелых дерзаний 

Звания

1958 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1939 — Орден Красной Звезды
1939 — Орден Полярной звезды (Монголия)
1942 — Орден Красного Знамени
1951 — Сталинская премия (за фильм «Победа китайского народа» (1950))

Цитаты

[...]В 1942 году о делах 2-й бригады не раз упоминалось в сводках Совинформбюро, Васильев стал Героем Советского Союза, Орлов и многие другие партизаны награждены боевыми орденами, из бригады в осажденный Ленинград пробился знаменитый обоз с продовольствием. А тогда, в начале сентября, ее боевая история лишь начиналась: партизаны устраивали засады на дорогах, нарушали связь, сжигали деревянные мосты (взрывчатки еще не имелось), вели разведку.
В общем, писать было о чем, а снимать... Гусев, в свое время запечатлевший на пленке уникальные моменты кавалерийской атаки на КВЖД, сумевший под огнем заснять полную панораму завершающего сражения на Халхин-Голе — окружение и уничтожение японской группы войск, надеялся и здесь создать волнующие кадры. Но ночную засаду не снимешь. Я ему очень сочувствовал (и даже включил в свою книжку главу «Муки кинооператора»), но понимал, как и он, что мечта его не осуществится.Поговорили с Васильевым и Орловым. Они сообщили, что готовится крупная операция — налет на станцию Судома, разумеется ночной. После долгих переговоров условились, что, учитывая специфику работы Гусева и Лоскутова, будет подготовлено несколько дневных засад, я же отправился с отрядом Николая Рачкова на Судому. Налет прошел отлично — немцы подобной лихости не ожидали. Поначалу гарнизон отбивался, трассирующие пулеметные очереди пронизывали ночь. Но когда отряд ворвался на станцию, немцы отошли в один из пакгаузов, где их добивали гранатами. Уничтожив аппаратуру и устроив костер в помещениях, мы по команде стали отходить. И хотя немцы вскоре получили крупное подкрепление, нас не преследовали. Мы спокойно возвратились на базу. И тут я узнал, что товарищей моих снова постигла неудача. Из засад были уничтожены вражеская автомашина, повозки с продовольствием, несколько мотоциклистов. Но... заснять все это не удалось — помешал обложной дождь. На Гусева и Лоскутова больно было смотреть.[...]

Лазарь Плескачевский (Под Ленинградом...), Источник