Роман ГРИГОРЬЕВ

главный редактор, режиссёр

Имя при рождении:
Роман Григорьевич Кацман

Дата рождения:
13 октября 1911
Никитовка, Екатеринославская губерния, Российская империя

Дата смерти:
03 сентября 1972 (60 лет)
Москва, СССР

Профессии:
главный редактор, режиссёр

Краткая биография

Григорьев  Роман Григорьевич (30 сентября (13 октября) 1911 — 03 сентября 1972). Дважды лауреат Сталинской премии СССР (1949, 1951). Член Союза кинематографистов СССР и Болгарии, член Союза журналистов СССР. Член ВКП(б) с 1942 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)). Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года. За участие в Великой Отечественной войне награжден орденами и медалями.

В 1927 — окончил среднюю школу в Харькове. Публиковался в газетах — «Kiно», «Комсомолец Украины», «На Дунае», «Студент революции».
В 1929 — 1930 — один из организаторов и ответственный секретарь Общества друзей советского кино (ОДСК) в Харькове. 
Один из организаторов и руководителей Украинской фабрики кинохроники в Харькове (1931).
С ноября 1931 — заместитель главного редактора Украинской фабрики кинохроники в Харькове.
С 1932 — главлит, редактор и заместитель директора Украинской студии кинохроники в Харькове.
С декабря 1933 — редактор Московской кинофабрики «Союзкинохроники».
С 1934 — начальник цеха кинохроники Московской кинофабрики «Союзкинохроники».
С 1936 — ответственный секретарь главной редакции, руководитель отдела кинопереодики, главный редактор Московской студии кинохроники (Центральной студии кинохроники).

Февраль 1939 — старший редактор, с марта 1940 по май 1944 — заместитель начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии.

В годы Великой Отечественной войны — инженер-майор, руководил фронтовыми киногруппами. Призван в РККА в 1941 году Кинокомитетом при СНК ГлавПУРККА — начальник киногруппы Северо-Западного фронта, руководитель всех фронтовых киногрупп, начальник киногруппы 3-го Украинского фронта. Принимал участие в боевых действиях в составе 3 УкрФ: Днепропетровская наступательная операция, наступательная операция на криворожском направлении, Никопольско-Криворожская наступательная операция (30.1 – 22.2.44 г.; Операция 2-го удара), разгром немецко-румынских войск в районе Кишинев-Яссы (август 1944 г.), Ясско-Кишиневская наступательная операция (20.8 – 27.8.44 г.; операция 7-го удара), Белградская наступательная операция (28.9 – 20.10.44 г.; Операция 9-го удара), разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии (октябрь — декабрь 1944 г.), Будапештская наступательная операция (28.10.44 г. – 13.2.45 г.; Операция 9-го удара), форсирование реки Дунай и захват плацдармов у Батина и Апатин (7.11 – 29.11.44 г.; Операция 9-го удара), Балатонская оборонительная операция (2.1 – 15.3.45 г.), Венская наступательная операция (16.3 – 15.4.45 г.). 

На фото (слева направо): Главный редактор Московского студии кинохроники Р. Григорьев  и кинооператор П. Лампрехт. Москва, 1941 год.

В 1945 — 1972 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Среди самых известных его работ —  «Счастье трудных дорог» (1955; совместно с И. Посельским), «Люди голубого огня» (1961).

В сентябре 1972 года покончил жизнь самоубийством в результате тяжелой и продолжительной болезни.  

СЕМЬЯ

Первая жена — Мария (Марьяна) Яковлевна Фиделева (1907 — 1949), режиссёр-документалист.

Вторая жена — Кира Михайловна Бессмертная-Анзимирова (1926 — 2008), переводчик.

Двое сыновей — Андрей Романович Бессмертный-Анзимиров (род. в 1951 году), окончил
переводческий факультет Московского института иностранных языков, работал в Институте Теории и Истории Кино, в настоящее время проживает в США; Михаил Романович (1960 — 2001), работал в звукоцехе  к/с "Мосфильм".

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1938 — Серго Орджоникидзе (фильм  о похоронах наркома 20 — 21 февраля 1937 года); автор дикторского текста совместно с А. Рыклиным; реж.: Вертов Д., Блиох Я.М.
1940 — На Дунае; автор сценария и дикторского текста совместно с М. Ротлейдером; реж.: Илья Копалин
1945 — Вена (фронтовой спецвыпуск № 3); автор дикторского текста
1946 — Болгария; реж.
1948 — На страже мира (30 лет Советской Армии); автор сценарного плана совместно с Е. габриловичем; режиссёр совместно с М. Фиделёвой
1948 — 32 миллиона (советская потребительская кооперация); реж.
1949 — Слава труду! (фильм о восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны); полнометражный; автор сценария совместно с Е. Кригером; режиссёр совместно с А.И. Медведкиным и М.Е. Славинской
1950 — Знание в массы (фильм о  Всесоюзном обществае по распространению политических и научных знаний); реж.
1950 — Советский Дагестан; автор сценария совместно с Расулом Гамзатовым
1951 — По берегам Верхней Волги; полнометражный; реж. совместно с И. Копалиным
1952 —  Советская Якутия; полнометражный;  автор сценария с Н. Мординовым
1953 — По берегам Средней Волги (От Ульяновска до Куйбышева); полнометражный; автор сценария совместнос В. Полторацким; реж. совместно с И. Кравчуновским
1954 — Дворец науки (открытие нового здания МГУ на Ленинских горах в Москве); полнометражный; автор сценария и режиссёр
1954 — Дружба (о праздновании 10-летия возрождения Польши в городах Люблине, Москве, Киеве, Алма-Ате, Минске, пребывание польской делегации в СССР, советских делегатов в Польше); реж.
1955 — Счастье трудных дорог (Страницы жизни советской молодежи); полнометражный; реж. совместно с  И. Посельским 
1955 — На страже мираильм о советских вооруженных силах в годы Гражданской войны, Великой отечественной войны, в послевоенное время); полнометражный; реж. совместно с М. Фиделёвой
1955 — Варшавский встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; реж. совместно с И. Копалиным, Е. Боссаком, И. Посельским
1955 — Мелодии фестиваля ( о 5-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; реж. совместно с И. Копалиным, Е. Боссаком, И. Посельским
1956 — О Москве и москвичах; полнометражный; реж. совместно с И. Посельским
1956 — Мастера венгерской оперетты; реж.
1956 — Пребывание Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева в Англии (спецвыпуск № 1 "Новости дня")
1957 — Свет Октября (фильм создан в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, снимался на территории социалистических стран Восточной Европы, КНДР, КНР и СССР. Носит сильный пропагандистский оттенок и показывает влияние событий Октября 1917 г. на историю ХХ века); полнометражный; реж. совместно с И. Посельским
1957 — Солдаты Родины (совещание отличников Советской Армии и военно-морского флота в Кремле); автор сценария и режиссёр
1957 — Визит наших соседей (пребывание премьер-министра Финляндии К. А. Фагерхольма в СССР); реж.
1958 — Брюссель, 1958 (фильм рассказывает о Всемирной выставке в Брюсселе); полнометражный; автор сценария и режиссёр
1959 — Жить и творить для народа; реж.
1960 — Слово предоставляется студентам (открытие и работа Международного семинара студентов в Гурзуфе) _?
1961 — Люди голубого огня; автор сценария совместно с И. Рахимовым; реж.; Приз IV Международного кинофестиваля документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге
1961 — Президент республики Куба в СССР (фильм рассказывает о пребывании в СССР Президента республики Кубы доктора Освальдо Дортикоса Торрадо); реж.
1961 — По Советскому Союзу №№ 6,7,8
1961 — Великая программа построения коммунизма. Спецвыпуск (фильм о XXII съезде КПСС)
1961 — Торжество ленинского курс (выступление Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС)
1962 — На земле братской Болгарии; реж.
1963 — Мой Ташкент; Производство: Ташкентская ст. научно-популярных и документальных фильмов; реж.
1964 — Магистраль (фильм о строительстве нефтепровода "Дружба"); полнометражный; реж.
1965 — Москвичи в сорок первом; автор сценария и реж. с Б. Небылицким
1965 — Они киприоты (фильм о событиях, происходящих на Кипре в январе 1965 года); реж.
1965 — Товарищи по оружию (фильм о Международной встрече ветеранов войны, участников антифашистской освободительной борьбы); автор сценария и реж.
1966 — К новым победам коммунизма. Спецвыпуск № 9 (фильм о заключительном заседании XXIII съезда КПСС); реж.
1966 — Москва, улица Горького (в частности в фильме говорилось о людях, которые жили в подвалах коммунальных квартир домов на улице Горького (возвращено дореволюционное название — Тверская улица); в фильме использованы кадры хроники, запечатлевшей г. Москву 20-х, 30-х, 40-х годов); полнометражный; автор сценария и реж.
1968 — Люди в пути; Производство: Узбекская к/ст. научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария и реж.
1968 — Подвигом героя гордится Родина (встреча на Внуковском аэродроме космонавта Г. Т. Берегового); реж.
1969 — Содружество (фильм о Совете Экономической Взаимопомощи); полнометражный; реж.
1970 — Великий подвиг (в фильме использованы материалы ЦГАКФД СССР и Госфильмофонда СССР; Показаны героическая борьба и труд советских людей в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; реж. совместно с Б. Небылицким
1971 — На XXIV съезде КПСС. Под знаменами Ленина. Спецвыпуск № 2; реж.
1971 — На XXIV съезде КПСС. Высшая цель-благо народа. Спецвыпуск № 7; реж.
1971 — Голубое пламя мира (Открытие XI Международного газового конгресса в Колонном зале Дома союзов); реж. 
1972 — Советское кино № 29 (киноальманах)
1972Столицы социалистических стран Европы; реж.
1972Частица нашей жизни; реж.

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссёр киножурналов, в т.ч.: "Новости дня", "Московская кинохроника", "Иностранная кинохроника", "Советское кино",  и другие.

При подготовке материала использована информация из открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Звания

1964 — Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР
1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1943 — Орден Красной Звезды (IV.1943 — за образцовое выполнения задания правительства в области кино)
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ подразделения № 97/н от: 24.04.1945; Издан: ВС 3 Украинского фронта)
1946 — «За гражданские заслуги» III степени (НРБ)
1949 — Сталинская премия (За фильм «На страже мира» (1948))
1951 — Сталинская премия (За фильм «Слава труду!» (1949))
1961 — Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Главный приз за фильм «Люди голубого огня» (1961))
1961 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Люди голубого огня» (1961))
1971 — Орден Трудового Красного Знамени

Цитаты

Роман Григорьев был красивым, видным мужчиной и талантливым кинорежиссером-документалистом. Я его давно приметила в Доме Кино, он был так красив, что его фото висели в некоторых кинотеатрах среди фото киноактеров. Ко времени нашего знакомства он был уже известным кинорежиссером, только что сделанный им фильм об армии «На страже мира» получил Сталинскую премию. Он начинал, как редактор, но стал кинорежиссером, сценаристом, автором текстов. Он был руководителем киногруппы Юго-Западного фронта и дошел до Вены. Все мои мальчишки-студенты, естественно, проигрывали по сравнению с ним и тушевались. Я же была ошарашена его вниманием, его манерой со мной обращаться, как с фарфоровой, хрупкой очаровательной девушкой. Он меня пленил знаниями, надежностью, благоговением и восхищением[...]
У него было много обязательств: он был председателем документальной секции в Союзе кинематографистов, он возглавлял секцию документалистов в Союзе журналистов. Почти каждый день было что-то интересное, либо в одном клубе, либо в другом.[...]
В те времена люди искусства обладали большими возможностями, интересной интеллектуальной жизнью. Видеть заезжих западных кинозвезд можно было только в Домах творчества кино, писателей, журналистов или композиторов.
Во всех домах творчества были хорошие рестораны, западная музыка и ...почти всегда запрещенные для остального населения американские, английские и французские фильмы.[...]
Мне нравились Ромины знакомые, писатели, художники и журналисты (Кукрыниксы, Константин Паустовский, поэт Сергей Алымов, журналист и фронтовой корреспондент Александр Кривицкий, фотокорреспондент Олег Кноринг, писатели братья Тур, молодой дагестанский поэт Расул Гамзатов, очеркист Евгений Кригер и др.). Рядом с этими людьми я чувствовала себя даже красивее и значительнее, чем была. Во всяком случае, интереснее, поскольку они меня слушали.
[...]Настоящая фамилия мужа была Кацман, псевдоним он вынужден был взять по приказу Сталина после фильма «На страже мира». Дело было так. Когда он получил свою первую Сталинскую премию (всего у него их две) за фильм об армии «На страже мира», список кандидатов попал на стол Сталину, который лично проверял его. Фильм Ромы ему очень понравился. Согласно рассказу Ивана Григорьевича Большакова, который был в то время министром кинематографии, Сталин, заметив фамилию Кацман, проговорил со своим обычным акцентом:
«Пачэму фамилия Кацман? Нэпорядок! Нэлза!»
В то время начинался период борьбы с «безродными космополитами», готовилось фальшивое (как обычно) дело «врачей-убийц» и такая фамилия выглядела как красная тряпка для быка.
«Вычеркнуть, Иосиф Виссарионович?» - спросил Большаков.
«Нэт. Зачэм вичэркнуть? - возразил вождь. – Харашо снял! Маладэц! Как его отчэство?»
«Григорьевич», - подсказал Большаков.
«Отныне будэт Роман Григорьев!» - приказал Сталин.
С тех пор мой муж стал Романом Григорьевым и оставался им всю жизнь.

Кира Михайловна Бессмертная-Анзимирова, Источник