Филь Федор Селиверстович (02 (15) ноября 1902, Киев, Киевская губерния, Российская империя — 18 июля 1952, Москва[1]). Член ВКП(б) с 1927 года.
В 1915 году окончил церковно-приходскую школу (г. Нежин, Черниговской губернии).
В 1915 — 1917 — учился в Высшем начальном училище (г. Нежин).
В 1917 — 1918 — посыльный в Совете рабочих и солдатских депутатов (г. Нежин).
В 1918 — сельхозрабочий Носовского сахарного завода (местечке Носовка, Черниговской губернии).
С сентября 1918 по октябрь 1919 — подсобный рабочий на макаронной фабрике братьев Поповых; в литейной мастерской Петрова (г. Нежин).
С ноября 1919 по март 1922 — помощник киномеханика, затем киномеханик 1-го Госкинотеатра (г. Нежин).
С 1919 — член профсоюза киноработников.
С декабря 1923 по сентябрь 1925 — служба в РККА: начальник телефонно-телеграфного склада и мастерских.
С ноября 1925 по январь 1933 — подборщик позитива, старший мастер склада цеха, начальник ОТК, секретарь фабкома, заведующий кинолабораторией, секретарь базовой ячейки ВКП(б) 1-й фабрики «Госкино» / 1-й фабрики «Совкино» / 1-й фабрики «Союзкино» (ныне «Мосфильм»).
В 1930 — 1932 — учился на экономическом факультете в Комвузе (г. Москва).
В 1932 — 1934 — зав. сектором Фрунзенского районного комитета ВКП(б).
В 1934 — 1936 — секретарь парткома 2-го Авторемзавода — Киевский районный комитет ВКП(б).
В 1936 — 1937 — инструктор Киевского РК ВКП(б).
С 1937 по 1941 — начальник мультцеха (одновременно секретарь партбюро) Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.
Во время Великой Отечественной войны командовал киногруппами Калининского, а позднее 1-го и 3-го Прибалтийского фронтов. С июня 1941 — в Красной Армии. Воинское звание: капитан. Воинская часть 1 ПрибФ (1 ПрибФ); орс 45 сд (45 сд).
Совещание начальников фронтовых киногрупп в Кинокомитете. Москва, 15-16 апреля 1943 года. На фото на первом плане (сидят слева направо): А.Г. Кузнецов, зам. председателя комитета по делам кинематографии (КДК) при СНК СССР И. И. Лукашев, первый зам. пред. КДК М.И. Хрипунов, председатель КДК И.Г. Большаков, В.С. Ешурин, И.В. Хмельницкий; во втором ряду (слева направо): Р.Г. Кацман, Г.Н. Терезников, М. Трояновский, Ф.С. Филь, С.Е. Гусев, В. Каштелян, Ф.М. Васильченко, Борис Тимофеев-Рясовский, С. Уралов; в третьем ряду (слева направо): Н.А. Ким, З.М. Рогозовский, Р.Б. Гиков, Н.И. Левченко, Брикер, Н.Д. Мельников, И.П. Копалин, С.М. Гробер. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
«За плечами у этого человека, – вспоминал Семен Школьников,
была большая и трудная судьба. С юных лет он начал работать в кино. Сначала проявлял негативы в кинолаборатории студии кинохроники, затем стал начальником отдела кадров. За принципиальность, преданность своему делу коммунисты студии избрали его секретарем партийной организации.
Имея немалый опыт руководства людьми, Федор Селиверстович стал незаменимым командиром фронтовой киногруппы».(Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 822)
В качестве начальника фронтовой киногруппы принимал участие в боевых операциях в составе 1 ПрибФ. в том числе:
— Полоцко-Витебская наступательная операция. Период: 1.11-21.11.43 г.; Страница боевой операции;
— Городокская наступательная операция. Период: 13.12-31.12.43 г.; Страница боевой операции;
— Витебская наступательная операция. Период: 3.2-13.3.44 г.; Страница боевой операции;
— 5-й удар. Разгром немцев в Белоруссии. Июнь-июль 1944 г.; Страница боевой операции
и других.
<...> На фронте с 1941 года. Является образцом начальника фронтовой киногруппы. Непосредственно сам в боевой обстановке руководил съемками кинооператоров, чем добивался высококачественных съемок кинооператоров, руководимой им фронтовой киногруппы. Обеспечил высококачественные съемки выпуска в 1943-44 гг.: "Духовщина, "Южнее Ревеля", "Взятие Городка", "На Смоленском направлении", "Остров", "Псков", "Взятие Риги", и фильма "Восьмой удар" и "Освобождение Белоруссии".<...>
(Из характеристики. Ист.: ГЦМК)
Награжден орденами Отечественной войны II степени (1943) и Красной Звезды (1944), а также медалями.
С 30 октября 1944 — помощник директора, с 05 ноября 1944 — заместитель директора по кадрам Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Приказом министра кинематографии от 21 марта 1946 года Филь Ф.С. назначен исполняющим обязанности начальника Главного управления массовой печати кинофильмов Министерства кинематографии СССР.
В 1948 году за достигнутые успехи в деле развития и усовершенствования цветной кинематографии награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Был женат. Имел сына и дочь.
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: И. Гутман, И. Бессарабов, К. Широнин, С. Школьников, З. Фельдман, А. Шило, М. Прудников, Г. Хнкоян, Ю. Монгловский и другие; начальник фронтовой киногруппы Ф. Филь
1945 — Освобождение Советской Белоруссии; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк и др. операторы; начальник фронтовой киногруппы Ф. Филь
______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 855-856; источник: ГЦМК. — Ф. 56.).
[...]24. VII.[1941] По пути обстрел два раза. В Калинине остановка. Немного спали, здесь тихо, уютно.
Роман Кацман, режиссер, Источник
Через три часа — Москва.
Вот он наш родной, великий, святой город. Да, святой. Только теперь это чувствуешь. Чувствуешь как он бесконечно дорог.
Ленинградское шоссе... Корпуса заводов. Сотни людей у метро. Развалины театра Вахтангова.
Студия. Филь, не спавший много ночей. Все родные. Возбужденные. Рады мне. Просят спешить — скоро тревога...[...]
[...На фронтовые задания кинооператоров отправляли обычно парами. Работа парами, как показал опыт, имела много преимуществ перед работой в одиночку. В тех случаях, когда оба кинооператора снимали одно и то же событие, это позволяло увидеть его с разных точек, в разных ракурсах и представить более полно и многогранно в фильме. Когда на участке фронта, отведенном паре кинематографистов, происходило одновременно несколько интересных событий, можно было, разделившись, снимать их одновременно, ничего не упуская. К тому же, война есть война. Один из операторов мог быть ранен, контужен, убит, другой в этом случае продолжал бы работу.
Семен Школьников, кинооператор, Источник
Конечно, объединение операторов в пару было делом не простым и отнюдь не механическим. Тут приходилось учитывать и характеры людей (их психологическую совместимость), и опыт, и творческое своеобразие, и вкусы, Надо сказать, что Федор Селивёрстович Филь и Александр Георгиевич Кузнецов, действуя осторожно и тактично, в подборе пар, как правило, не ошибались.[...]]