Полное имя:
Валерий Иванович ФОМИН

Дата рождения:
18 апреля 1940
д. Ново-Шешминск, Ново-Шешминский район,Татарская АССР, СССР

Возраст:
80 лет

Профессии:
историк кино, киновед

Краткая биография

Фомин Валерий Иванович (родился 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед, историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». 

Окончил два курса Казанского авиационного института. Работал на стройках Сибири.
В 1967 году окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. П. Тумановой).
В периодической печати публикуется с 1964 года. 
В 1965 — 1969 годах работал в Госфильмофонде СССР.
В 1971 году во ВГИКе защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Сюжет и композиция современного фильма».
С 1969 по 1976 — заместитель заведующего редакции кинолитературы издательства «Искусство».
С 1976 — старший научный сотрудник отдела теории и эстетики кино Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства).
Позже работал главным редактором в «Информационном бюллетене» Союза кинематографистов СССР. 
С 1989 по 2001 — заведующий отделом Отечественного кино, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.
В 1988 — 1994 — сопрезидент Гильдии киноведов и кинокритиков. Один из организаторов группы «Демократическая Россия» при СК СССР, фонда «Защита гласности», московского отделения «Саюдиса».

В 1993 году в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Кино и традиции фольклора» (специальность — «Кино-, теле-и другие экранные искусства»).
В 1997—1999 — редактор журнала «Киносценарии».
С 2000 — профессор, заместитель заведующего кафедрой менеджмента в кино и телевидении Государственного университета управления.   
С 1997 по 2004 год работал в составе комиссии по Государственным и Президентским премиям РФ (секция кино и телевидения). 
Дважды избирался секретарем правления Союза кинематографистов России.

В 1990-х годах Валерий Фомин стал организатором выставок, знакомящих зрителей с малоизвестными страницами отечественного кинематографа. Так, в рамках фестиваля «Кинотавр» (1995) прошла выставка «Свобода в клетке. Тайная история советского кино»; «Таланты и полковники. Выставка неизданной книги» (1995, ЦДК); «Мы и Они. Международные связи советского кино» (1996, ММКФ); «Ностальгия по Тарковскому» (1995, Каменск-Уральский); на Международном кинофестивале «Сталкер» (1996) демонстрировалась коллекция экспонатов «От камеры до камеры. Добро пожаловать в киноГУЛАГ»; «Кино в законе. Закон в загоне» (1996, ЦДК).

Автор книг по истории отечественного кино. Валерий Фомин одним из первых заговорил о наиболее драматичных моментах истории советского кино, которые длительное время были скрыты от широкой общественности. Его многолетние исследования, ставшие основой для книг «Полка» и «Кино и власть», без сомнения, являются не только научным, но и гражданским подвигом. 

Принимал участие в создание интернет-проектов и документальных фильмов: "«Из жизни планет». Музыкальное посвящение неснятым фильмам",«Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит» (онлайн-проект, посвященный памяти создателей фронтовой кинолетописи), «Экспозиция войны» (2018; фильм о боевом пути и судьбах фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны) и др.

Валерий Фомин является одним из инициаторов установки в Москве памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны. В течение последних 15-ти лет им издан ряд монографий по истории фронтовой кинохроники периода Великой Отечественной войны.

На фото (слева направо): режиссёр Сергей Горобцов, оператор Алексей Лебедев (внук фронтового кинооператора А.А. Лебедева), Алексей Трояновский (сын фронтового кинооператора М.А.Трояновского), доктор искусствоведения Валерий Фомин, историк кино Александр Дерябин. СК России, 24.06.2017

В 2018 году председатель жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, который проводится ежегодно на Алтае.

В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

В 2019 году Центральный государственным музеем кино издана книга Валерия Фомина «История российской кинематографии. 1941–1968», которая охватывают три периода — годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и эпоху «хрущевской оттепели». Каждый раздел книги дополняется подборкой архивных документов, публикуемых впервые.

Валерий Фомин принимает участие в создании серии короткометражных документальных фильмов «Как снимать войну» (фильмы создаются Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура»). Всего в 2020 году будет выпущено 20 короткометражных фильмов. Основу проекта составляет информация из монтажных листов фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.

Монтажный лист оператора кинохроники – официальный, строго обязательный вид отчетной документации. В этом документе давалось краткое содержание снятого события, называлось время и место съемки. В обязательном порядке фиксировались ее технические параметры – сорт пленки, на которой осуществлялась съемка, метраж, характер освещения и др. особенности.

Из книги Валерия Фомина «Плачьте, но снимайте!». Госфильмофонд России; издательство «Киновек» (2018)

8 мая на YouTube канале «Кино-Театр.Ру» вышел первый фильм проекта «Как снимать войну» — Эпизод # 1 «Аймо» – главная фронтовая камера.

___________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии: www.shukshinfest.ru и www.shukshin.org.

Библиография

1971 — Фомин В. И. Все краски сюжета (— 167 с.) (изд.: — М.: Искусство)
1975 — Фомин В. И. Кинопанорама. Сборник статей (— 310 с.) (изд.: — М.: Искусство)
1976 — Фомин В. И. Пересечение параллельных ( — 360 с.) (изд.: — М.: Искусство)
1979 — Фомин В. И. Жанры кино (— 320 с.) (изд.: — М.: Искусство)
1996 — Фомин В. И. Кино и власть. Документы, свидетельства, размышления; Отв. ред. А.А.Нуйкин. (— 372 с.; тираж — 1000 экз.) (изд.: — М.: Материк)
1998 — Фомин В. И. Кинематограф оттепели: документы и свидетельства. (— 458 с.) (изд.: — М.: Материк)
2005 — Кино на войне. Документы и свидетельства. Авт.-сост. Фомин В.И.; Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. (— 943 с. тираж — 1000 экз.) (изд.: — М.: Материк)
2006 — Валерий Фомин, Виктор Матизен, Евгений Марголит, Ирина Изволова. Полка. Документы. Свидетельства. Комментарии. Выпуск 3 / Валерий Фомин ( — 188 с.) (изд.: — М.: Материк)
2010 — Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства. (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства). (— с. 1048) (изд.: — М.; «Канон+», РООИ «Реабилитация»)
2012 — Фомин В. И. Правда сказки. Кино и традиции фольклора / Министерство культуры Российской Федерации, Научно-исследовательский институт киноискусства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова. (— 456 с. — 800 экз.) (изд.: — М.: Канон+РООИ "Реабилитация")
2014 — Фомин В. И. Пересечение параллельных-2 / Министерство культуры Российской Федерации, Научно-исследовательский институт киноискусства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (— 697 с.) (изд.: — М.: Канон+РООИ "Реабилитация")
2018 — «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. — с. 960) (изд.: — М.: «Киновек»)
2018 — Фомин В. И. "Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…". Кн. 1: Рождение СК СССР. 1957-1965 гг. Хроника событий. Свидетельства. Документы / Союз кинематографистов Российской Федерации (— 591 с.) (изд.: — М.: Канон-Плюс)
2019 — Фомин В. И. История российской кинематографии (1941-1968 гг.): управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров / Государственный центральный музей кин (изд.: — М.: Канон-Плюс)

Награды

1996 — Приз кинопрессы (За лучшую книгу года о кино ("Кино и власть. Советское кино: 1965-1985 годы"))
1997 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (В номинации "Книги по истории и теории кино" ("Кино и власть. Советское кино: 1965-1985 годы"))
1998 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (В номинации "Книги по истории и теории кино" (за составление и комментарий книги "Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства"))

Цитаты

[...]Работая редактором в издательстве "Искусство", а затем возглавляя сектор советского кино во ВНИИКе, критик Валерий Фомин шел к главному делу своей жизни — книгам "Полка" и "Кино и власть". Он начал собирать необходимый материал еще в семидесятые: на правах летописца присутствовал на съемочных площадках и, допущенный в "лабораторию", имел возможность непосредственно наблюдать в движении и саморазвитии тот или иной замысел — как правило, ключевой для автора. Дотошно расспрашивал своих героев-режиссеров; по-киноведчески концептуально осмысливал полученные ответы. Позднее наряду с архивными изысканиями собранный материал был систематизирован, откомментирован и опубликован — не только в книгах, подписанных В. Ф., но и в многочисленных научных сборниках. Результатом его многолетних исследований стал фундаментальный труд о советской киноцензуре: ее механизмах, ее заплечных дел мастерах, ее жертвах. Главная методологическая удача книги — реконструкция образа неродившегося кино по зарубленным заявкам, загубленным сценариям, кастрированным версиям уже готовых фильмов: так по костям восстанавливают облик динозавра.
Летописец и архивариус, глубокий знаток кинопроцесса шестидесятых—ранних восьмидесятых, В. Ф. мизантропически настроен по отношению к современному кино и склонен видеть в нем лишь тактические игры новых манипуляторов массовым сознанием: об отсутствии серьезного интереса говорит уже то обстоятельство, что набор фильмов, удостоенных в эти годы его критического анализа, очевидно случаен. Бескомпромиссно обличая цензуру, ломавшую хребет советскому кинематографу, В. Ф. еще ни разу не предпринял попытки ответить на вопрос, который, кажется, должен бы занимать его воображение: отчего же в людоедские, столь ненавистные ему времена были сделаны столь им любимые фильмы и отчего во времена прекрасно-бесцензурные делались фильмы, которые критик почти не удостаивает своим вниманием?[...]

Андрей Шемякин, Источник

[...]Я не сибиряк, но мою судьбу предопределила именно Сибирь… Родился и вырос на Волге, окончил школу, поступил в Казанский авиационный институт. Но на втором курсе мне стало вдруг так тошно и неинтересно, что я бросил самый престижный в городе институт и пошел работать на завод. Но и тут что-то меня заколдобило. Бросил завод, дом, родителей, друзей и покатил… в Сибирь.
Работал на стройке в Новосибирске, на макаронной фабрике в Красноярске, грузчиком был в привокзальном ресторане Иркутска… Исколесил берега Енисея и Ангары, пешком обошел весь южный берег Байкала. В этих странствиях по сибирским просторам у меня неожиданно прорезался острый интерес к искусству. Начал вести дневник, записывать впечатления. Вернувшись в Новосибирск и став рабочим завода «Сиблитмаш», запоем читал классику и новинки «оттепельной» прозы, зачастил в музеи и театр оперы и балета. Не пропускал ни одного нового фильма.
И вот как-то в «Комсомолке» увидел объявление, из которого узнал о существовании некоего ВГИКа. Зацепило загадочное словцо «киноведение»… Со второй попытки я во ВГИК таки поступил.[...]

Валерий Фомин, Источник

[...]Для нас, создателей интернет-проекта «Музей ЦСДФ», Валерий Фомин — ведущий эксперт и специалист по советской фронтовой кинохронике и фронтовым кинооператорам. В своей работе мы широко используем ту бесценную информацию, которая содержится в его книгах, посвященных данной тематике. Валерий Иванович охотно делится с нами своими знаниями и уникальными материалами, которые он в разные годы сумел найти в государственных и личных архивах. Щедрость, доброжелательность, умение радоваться чужим успехам — эти качества характера в полной мере дополняют его образ — образ неутомимого исследователя и первооткрывателя.[...]

Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник

«Киноведам большой поклон, без них никакой достоверной истории студии не создать!»

Татьяна Самгина (племянница фронтового кинооператора Николая Самгина), Источник

Статьи

Валерий Фомин: Мою судьбу предопределила именно Сибирь (Информационный портал Алтайская правда. 30 июня 2019 года)
Кремлевский кинотеатр (журнал «Москва», сентябрь 2010 года)
«Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…». Создание Союза Кинематографистов. Начало
«Плачьте, но снимайте». По итогам круглого стола «Памятник Известному Солдату» (памятник фронтовому кинооператору)
Поздравляем Валерия Фомина с юбилеем! (#МузейЦСДФ)
О МОНТАЖНЫХ ЛИСТАХ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ (из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»)
Клондайк в Белых Столбах. Время и место (Литературная газета № 47 (6199) от 19 ноября 2008 года)
Цена кадра. Это вечное кино! (из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»)
БЛОКАДА. «Слишком много покойников…» (из книги "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства")
НА ДВА ГОЛОСА. Предыстория выхода книги "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (2010).
1945. ПОБЕДА!!! (из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»)
Новости Музея кино. Открытие онлайн-проекта «Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит»

[ Страница дополняется материалами ]