Последнее обновление: 13.07.2024.
Генрих Иосифович Гурков (13 июня 1933, Москва — 14 февраля 1994, Москва) — журналист, очеркист, кинодраматург, писатель. Лауреат журналистских премий и призов кинофестивалей. Член СК СССР — СК России. Член КПСС.
В 1957 году закончил Московский государственный институт международных отношений.
Работал в изданиях: «Советская Россия», «Огонёк», «Комсомольская правда». Заведовал отделом журнала «Смена». В течение 10 лет Г. Гурков был специальным корреспондентом «Комсомольской правды» в ГДР и ФРГ.
Его очерки и репортажи из Японии, Англии, Франции, Дании, Чехословакии, Голландии, Норвегии, Финляндии, Польши и других стран печатались в советских изданиях.
По сценариям Г. Гуркова снято более 50 документальных лент, среди них: «Страна гор и легенд» (1966), «Время жить» (1968, совместно с Криволаповыми и Л. Махначом), «Ташкент – землетрясение» (1968, совместно с М. Каюмовым) – почётный диплом на III ВКФ в Ленинграде в 1968 году; «Товарищ Берлин» (совместно с Р. Карменом) – Государственная премия ГДР; «Есть на Востоке добрый город» (1978, совместно с М. Каюмовым), «Солдаты народа, солдаты мира» (1980, совместно с А. Кочетковым), «Эхо прошедшей войны» (совместно с А. Кочетковым), «Предупреждение об опасности» (1983, сценарий совместно с Д. Фирсовой), «Литовский синдром» (1990, автор сценария и режиссер) и ряд других.
За документальный фильм «Товарищ Берлин» Генриху Гуркову в 1969 году присуждена Государственная премия искусств ГДР.
Автор книг:«Человек с Кап Аркон», «Наследники свастики», «Ярмарка идолов», «Что нового между Одером и Рейном?», «Беспокойные меридианы», «В Берлине и ещё где-то».
Данных нет.
1966 — Страна гор и легенд; полнометражный; Производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер: М. Каюмов; автор сценария: Г. Гурков
1968 — Ташкент, землетрясение; полнометражный; Производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер: М. Каюмов; операторы: Д. Салимов, Х. Файзиев, Э. Тиммун, Т. Надыров, Н. Азимов, Т. Рузнев; звукооператор: Ю. Сбоев; автор текста: Г. Гурков; музыка: Л. Гидравичус
1969 — Товарищ Берлин (фильм о столице ГДР — Берлине. Посвящён 20-летию образования Германской Демократической Республики; был создан при товарищеском содействии кинематографистов ГДР — студия ДЕФА); полнометражный; режиссер: Р. Кармен; авторы сценария: Г. Гурков, Р. Кармен
1979 — Слово о недобром юбилее (о НАТО в связи с 30-летием образования после подписания соглашения об Организации Североатлантического Договора); реж.: А. Кочетков, И. Бессарабов; авторы текста: Г. Гурков, А. Кочетков; консультант: В. Ежов; редактор: Н. Персидская; редактор кинолетописи: Л. Широкова; звукооператоры: В. Георгиевская, Ю. Игнатов; диктор: Ю. Колычев; диреткор картины: Т. Салеева
1980 — Храним мы землю от войны (фильм посвящен 25-летию образования Варшавского договора); По заказу Гостелерадио СССР; режиссер: Воронцов А.; авторы сценария: Гурков Г., Кочетков А.С.
1980 — Солдаты народа, солдаты мира (об истории Варшавского договора, целях и задачах этого военно-политического союза, призванного охранять завоевания стран социалистического содружества); полнометражный; режиссер: а. Кочетков; авторы сценария: Г. Гурков, А. Кочетков; операторы: Байков В., Горбатский В., Ловков В., Филатов И.; военные учения снимали: В. Байков, О. Воинов, Ю. Голубев, А. Гончаров, А. Истомин, А. Карпов, В. Ловков, В. Никонов, Ю. Орлов; звукооператор: В. Гиоргиевская; дир. картины: В. Гусева, Т. Салеева
1981 — Эхо прошедшей войны (фильм рассказывает о разгроме империалистической Японии во 2-ой Мировой войне); Производство: ЦСДФ; режиссер: Кочетков А.С.; авторы сценария: Гурков Г., Кочетков А.С.
1984 — Москва 1984 № 63 Волга впадает в Москву (о канале имени Москвы в связи с 50-летием его пуска, об истории строительства канала и его роли в жизни столицы); автор сценария: Г. Гурков; режиссер С. Пумпянская
1983 — Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль в СССР; режиссер: Бурашева Г.; автор текста: Гурков Г.
1983 — Парламентарии Филиппин в СССР; режиссер: Вермишева Е.; операторы: Филатов И., Ходяков В.; автор текста: Гурков Г.
1983 — Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения) (на уникальном материале зарубежной хроники и документах фильм исследует проблему войны и мира сегодня - в 80-ые годы 20 века); полнометражный; режиссер: Фирсова Д.; авторы сценария: Гурков Г., Фирсова Д.
1985 — Памятники живы (к 40-летию освобождения Белграда); авторы сценария: Гурков Г., Кочетков А.С.; реж.: Пумпянская С.
1986 — Гость из Швейцарии (визит заместителя председателя федерального совета, начальника федерального департамента (министра) иностранных дел Швейцарской конфедерации П. Обера в СССР); Производство: ЦСДФ; реж.: Н. Генералов; автор текста: Г. Гурков
1986 — Дело об украденной скрипке (первый советский видеофильм, посвящённый проблеме растущей в СССР контрабанды); полнометражный; авторы сценария: Генрих Гурков, Олег Уралов;
режиссёр: Олег Уралов; операторы: Виктор Доброницкий, Юрий Орлов, Илья Фрез
1986 — Взгляд в 21 век (о внеочередном 41-ом заседании СЭВ; была обсуждена и принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 года); автор текста: Г. Гурков; реж.: Ходяков В.
1986 — На 27 съезде КПСС. Спецвыпуск № 3 (третий день работы съезда. Обсуждение докладов ЦК КПСС, мандатной комиссии, краткий обзор выступлений советских и иностранных коммунистов, делегатов и гостей съезда); автор текста: Г. Гурков; реж.: Копалин В.
1987 — Диалоги в Прибалтике. Фильм 1. Встречи в Латвии (о пребывании М. С. Горбачёва в Латвии); режиссер: Трошкин В.; автор текста: Гурков Г.
1987 — Диалоги в Прибалтике. Фильм 2. На земле Эстонии (о пребывании М. С. Горбачёва в Эстонии); автор текста: Гурков Г.; режиссер: Трошкин В.
1987 — Рукопожатие через океан (ребывание Премьер-министра Австралии Роберта Джеймса ли Хоука в СССР); Производство: ЦСДФ; реж.: О. Арцеулов; автор текста: Г. Гурков
1988 — ... и Горбунова не забудьте (фрагменты одной судьбы); Производство: ЦСДФ; реж.: С. Пумпянская; автор сценария: Г. Гурков
1988 — Диалог. Хроника московской встречи в верхах; полнометражный; авторы сценария: А. Кочетков, Г. Гурков; режиссер: А. Кочетков; операторы: Ловков В., Орлов Ю., Кузминский С, Кочетков А., Аккуратов Е., Н. Григорьев, в. Доброницкий, Воинов О., В. Волков, С. Кондаков, И. Кузнецов, В. Муратов, Г. Серов, В. Ступин; диктор: В. Татарский; музыкальный редактор: Ю. Каспаров; редактор: Н. Петросова; редактор кинолетописи: Л. Широкова; звукооператоры: Ю. Оганджанов, В. Дорфман, Ю. Зорин, В. Зорин, И. Смирнов, М. Саламатин; монтажер: И. Лихачева; монтажницы: Е. Столыпко, М. Тараканова; художник: Е. Сгоннова; оператор комбинированных съемок: Ю. Страхов; звукооформитель: И. Цатурова; диреткор картины: Е. Тутубалин
1989 — Берлин. Послесловие к Юбилею; автор текста Г. Гурков; режиссер: В. Ходяков; операторы: В. Извеков, С. Кузминский; редактор: М. Рябова; звукооператор: В. Зорин; музоформитель: М. Браславская; диктор: В. Татарский; монтаж: Г. Галина; дир. картины: Е. Карпов, Е. Тутубалин
1990 — Литовский синдром (о тревожных временах в Литве после принятия акта Верховного Совета Литовской Республики о восстановлении независимости Литовского государства); полнометражный; Производство: ТО РИСК (ЦСДФ); режиссер и автор сценария: Г. Гурков; операторы: В. Горбатской, В. Головня; звукооператоры: М. Гапеев, П. Пивоваров; монтажер Л. Найденова; музоформитель П. Кутьин; звукооформитель Э. Котова; художник В. Саламатин; редактор З. Голофаева; текст читает Ю. Колычев; директор картины Т. Нечаева
1990 — Отречение от иллюзий (в начале января 1990 года в Софии состоялось 45-ое заседание сессии Совета Экономической взаимопомощи); автор сценария; режиссер: В. Ходяков
1990 — Совершенно секретно. Некоторые страницы из биографии С. П. Королева; полнометражный; производство: КВС "Человек и время" по заказу НПО "Энергия"; режиссер А. Берлин; оператор В. Доброницкий; звукооператор Ю. Зорин; автор текста Г. Гурков
Газета «Московские новости» № 3, 16 января 1983 года
Д. Фирсова, Г. Гурков, Источник
[...]Пушки, самолёты, бомбы… Они очень изменились на протяжении жизни одного лишь поколения. И у них стало много новых, недоступных прежде «тыловых» адресов – у всех этих тонн, килотонн, мегатонн смерти. Специалисты не без основания считают, что «карта» ядерной войны не имеет ничего общего с картой традиционной войны, даже такого масштаба, как вторая мировая. Кто-то из специалистов по современным видам оружия бросил примечательную фразу: самым безопасным местом в будущей войне станет район противостояния вооружённых сил, то есть то, что в прошлых войнах именовалось «линией фронта»…[...]
Всего же, по подсчётам учёных, начиная с 3600 года до нашей эры в истории человечества лишь 292 года были мирными. 14 513 больших и малых войн унесли 3 миллиарда 640 тысяч человек. Компьютеры вычислили материальный ущерб, понесённый человечеством: он выражается астрономической цифрой с 20 нулями. Столько, прикинули авторы подсчётов, мог бы стоить сегодня золотой браслет шириной 100 миль и толщиной 10 метров, опоясывающий земной шар по экватору…Но кто измерит потери, которые наносит война, увечащая жизнь многих людей и народов, через годы и десятилетия после того, как отгремят победные салюты?[...]
Инициатор нового витка гонки вооружений – Соединённые Штаты за всю свою историю, с 1776 года, участвовали в двухстах войнах. Их потери – 650 тысяч человек. Это меньше, чем потерял жителей Ленинград за 900 дней гитлеровской блокады. «Традиционная неуязвимость Соединённых Штатов приучила наше общественное мнение смотреть на войну скорее с точки зрения того ущерба, который мы можем причинить, чем с точки зрения потерь, которые мы можем понести», – писал Генри Киссинджер, бывший государственный секретарь США. Похоже на то. Но сегодня уже нет «неуязвимых» точек на планете. Нет гарантии победы. Всё изменилось. Стремительно и бесповоротно. И только человеческое мышление с трудом приспосабливается к новым «правилам игры», с трудом ломает прежние стереотипы.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Фотографии из семейного архива Ирины Кононовой.