Михаил КАУФМАН

оператор, режиссёр, сценарист

Имя при рождении:
Моисей Абелевич Кауфман

Дата рождения:
04 сентября 1897
Белосток, Гродненская губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 марта 1980 (82 года)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Михаил Абрамович Кауфман, режиссер, оператор документального и научно-популярного кино. Один из основоположников советского документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). 
Брат кинорежиссёра Дзиги Вертова и американского кинооператора Бориса Кауфмана.

С 1922 г. ведущий оператор оператор в группе "киноков", руководимой Дзигой Вертовым; режиссер Московской кинофабрики "Госкино" — Центральной студии кинохроники; один из ведущих операторов в группе "киноков". Снимал сюжеты для киножурнала "Кино-Правда" (1922-1925), фильм "Шестая часть мира" (1926), "Одиннадцатый" (1928), "Человек с каноаппаратом" (1929), автор, режиссёр и оператор фильма "Москва" и "День в яслях" (1927), "Весной" (1929), "Небывалый поход" (1931), "Большая победа" (1933), "Авиамарш" (1936), "Наша Москва" (1939) и др.

В 1932 — 1941 гг. снимал сюжеты для кинопериодики ("Союзкиножурнал", "Пионерия", "Звездочка" и др.).

С 1941 года в научно-популярном кино. В 1941— 1977  — режиссер киностудии "Мостехфильм" — "Центрнаучфильм". Постановщик фильмов: "Так было — так будет" (1942), "История одной линии" (1946), "Рассказ о Гало" (1955), "В Третьяковской галерее" (1956), "Игорь Грабарь" (1957), "Борис Пророков" (1960), "Планета загадок" (1964), "Композитор Тихон Хренников" (1967), "Динамовцы" (1972), "Большая стирка" (1976) и др. 

 В 2002 в России вышли два документальных фильма о братьях Кауфман: «Дзига и его братья» Евгения Цымбала и «Все Вертовы» Владимира Непевного (оператором обоих был Александр Буров).

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

Оператор
1923 — Даешь воздух! (3 выпуска)
1923 — Пять лет борьбы и побед
1923  Сегодня
1924 — Аэросани
1924  Кино-Глаз (серия 1-я Жизнь врасплох)
1925 — Первый Октябрь без Ильича (Празднование седьмой годовщины Октября; Октябрь без Ильича)
1926 — Шестая часть мира (Пробег Кино-Глаза по СССР; Экспорт и импорт Госторга СССР)
1927 — День в яслях
1927 — Москва; совм. с Р. Карменом
1927 — Обработка кишок
1927 — Порт Новороссийск
1927 — Радио-художник
1928 — Жизнь ребенка в яслях (День в городских яслях; День в яслях; Ясли)
1928 — Одиннадцатый
1929 — Весной
1929 — Человек с киноаппаратом
1931 — Небывалый поход; совм. с Н. Быковым
1931 — Незабываемый поход
1931 — Эти не сдадут
1932 — СТЗ
1933 — Большая победа
1933 — Большевик
1933 — Никита Изотов
1934 — Авиамарш
1937 — Четыре виртуоза
1938 — Архитектор Мордвинов
1938 — Привет храбрым
1938 — Танцы народов СССР
1939 — На освобожденной земле
1939 — Наша Москва
1940 — На Дунае
1959 — Соперники металла
1960 — Народный художник СССР Иогансон
1960 — Художник Борис Пророков
1961 — Маяк свекловодов
1964 — Планета загадок
1967  Композитор Тихон Хренников
1968 — Где лучше отдыхать
1973 — Всегда в строю

Режиссер
1924 — Аэросани
1927 — День в яслях
1927— Москва; совм. с И. Копалиным (Москва 1927 год кинохроника - Moscow 1927 newsreel 
1927 — Порт Новороссийск
1927 — Радио-художник
1928 — Жизнь ребенка в яслях (День в городских яслях; День в яслях; Ясли)
1929 — Весной
1931 — Незабываемый поход
1931 — Эти не сдадут
1932  СТЗ
1933 — Большая победа
1933 — Никита Изотов
1934 — Авиамарш
1935 — Счастливая юность; совм. с С. Гуровым, И. Посельским, И. Сеткиной
1937 — Лебедев-Кумач
1937 — Четыре виртуоза
1938 — Архитектор Мордвинов
1938 — Привет храбрым
1938 — Танцы народов СССР
1939 — Наша Москва
1942 — Так было — так будет
1943 — Сибирь в дни войны
1945 — Земля в пространстве
1945 — Тень от Луны
1946 — История одной линии
1947 — В горном Крыму
1947  Неведомый Крым
1948 — Владимиро-Суздальская Русь
1950 — Советская электропромышленность
1954 — Изобразительное искусство Китая (Изобразительное искусство Китая в музеях СССР)
1955 — Рассказ о Гало
1955 — Советская сельскохозяйственная делегация в Англии
1956 — В Третьяковской галерее
1957  В гостях у трехгорцев
1958 — Поэма о жизни народа
1958 — Художник Грабарь
1960 — Борис Пророков
1960 — Народный художник СССР Иогансон
1960 — Художник Борис Пророков
1961 — Маяк свекловодов
1964 — Машины - садам
1964 — Планета загадок
1967 — Композитор Тихон Хренников
1968 — Где лучше отдыхать
1968 — Поет Иван Петров
1972 — Динамовцы
1973 — Всегда в строю
1976  Большая стирка

Сценарист
1932 — СТЗ
1938 — Привет храбрым
1968 — Поет Иван Петров; автор сценария совм. с В. Поповым

Фильмография ЦСДФ

1929 — Человек с киноаппаратом (оператор)

Кинопериодика

НАУКА И ТЕХНИКА 1933 № 11 (оператор)

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")

Награды

1931 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1967 — Бронзовая медаль ВДНХ

Цитаты

Оператор Кауфман осуществлял все с высоким мастерством. Работая маленьким портативным аппаратом «Кинамо» или даже громоздким статичным аппаратом того времени, он стремился всегда, в любых условиях съемки к подвижности. Он помог Вертову снимать жизнь, особенно людей, не нарушая их естественного поведения, врасплох.
ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. М., 1972.

Моей основной задачей было создание кадра, который бы особенно остро воспринимался с экрана. Иначе он оставался обычным явлением, мимо которого мы привыкли проходить в обыденной жизни. Я помню, впоследствии меня увлекла мысль С. Эйзенштейна о «монтаже аттракционов». Кадр должен иметь идейный замысел, вести к определенной цели – тогда он не может быть не замечен на экране. Поэтому деформация изображения (ракурс) играла большую роль при реализации наших замыслов. Но прием ради приема не должен существовать. Прием нужно уметь применять, а также предвидеть, каким приемом пользоваться (жизнь «врасплох», провокация, наблюдение). Оператор-документалист должен обладать молниеносной реакцией на события, должен в совершенстве владеть техникой, вырабатывать автоматизм в управлении кинокамерой, что освобождает его время для поисков кадров вокруг себя, в реальной жизни...

Михаил Кауфман:, Источник