Благодарим Наталию Яковлевну Венжер за предоставленную информацию и фотографии из семейного архива.
Посельский Михаил Яковлевич (21 декабря 1917 (03 января 1918), Москва — 17 мая 2008, Москва). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Награжден орденами и медалями. Член КПСС с 1961 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1941 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Работал на Московской (Центральной) студии кинохроники:
— 09 июля 1941 года принят на должность ассистента оператора 1-ой категории Московской студии кинохроники.
— 01 февраля 1943 года переведен на должность оператора 3-й категории Центральной студии кинохроники (с 1944 года — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)).
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван ГлавПУРККА в декабре 1941 года. Звание: инженер-капитан.
Снимал первые бомбардировки столицы и битву под Москвой. Дошёл с советскими войсками до Берлина. Снимал с другими кинооператорами подписание 08 мая 1945 года Акта о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года, а также Акта о безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.
Съемки Михаила Посельского вошли в фильмы: «Сталинград», «Орловская битва» (оба — 1943), «Бобруйский котёл», «Освобождение советской Белоруссии», «Хелм-Люблин» (все — 1944), «Берлин», «Разгром Японии» и «Парад Победы» (все — 1945).
После окончания Великой Отечественной войны — оператор ЦСДФ:
— 27 июля 1948 года освобожден от работы в студии (ЦСДФ) и откомандирован в распоряжение Министерства Кинематографии РСФСР для использования на постоянной работе.
— 27 июля 1948 года — во изменение Приказа Министерства Кинематографии от 16 июля 1948 года уволен по личной просьбе.
Оператор, затем режиссер Рижской киностудии художественных и документальных фильмов:
— 12 мая 1949 года — принят на должность оператор второй категории цеха хроники Рижской киностудии художественных и документальных фильмов.
— 04 октября 1952 года тарифицирован оператором первой категории кинохроники на основании Приказа Министерства кинематографии СССР.
— 08 января 1957 года переведен кинооператором высшей категории хроники.
— 07 апреля 1962 года на основании приказа Министерства культуры Латвийской ССР от 10 апреля 1962 года установлена вторая профессия кинорежиссера первой категории хроники.
— 16 апреля 1965 года в соответствии с переходом на новые условия оплаты труда переведен на должность кинооператора высшей категории.
— 15 мая 1966 года освобожден от работы в студии по собственному желанию.
Работал в Московском телевизионном центре:
— 18 мая 1966 года зачислен временно на должность кинооператора 1-й категории в отдел производства фильмов.
— 18 июня 1966 года на основании решения конкурсной комиссии утвержден в должности кинооператора высшей категории отдела производства фильмов.
— 01 января 1968 года переведен в штат творческого объединения «Экран».
Кинооператор Творческого объединения «Экран»:
— 01 января 1968 года зачислен кинооператором высшей категории в операторский цех в порядке перевода из Московского телевизионного центра.
— 27 марта 1968 года переведен кинооператором высшей категории операторского цеха Студии документальных программ.
В 1984 — 1987 — режиссёр «Совэкспортфильма».
В 2005 году при содействии Союза кинематографистов России в издательстве "Эльф ИПР" вышла книга Михаила Посельского «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек».
Отец — Посельский Яков Михайлович (10 октября 1894 — 26 июня 1951), кинорежиссер; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Мать — Имас Цецилия Яковлевна, врач.
Мачеха — Венжер Ирина Владимировна (1903 — 1976) — режиссер-документалист. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1948).
Дядя (родной брат отца) — Посельский Иосиф Михайлович (11 декабря 1899 — 19 февраля 1970) — режиссер-документалист. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952).
Первая жена — Томгорова Евгения Павловна (1915 — ...) — актриса Государственного русского драматического театра Латвийской ССР в Риге, с 1946 — примадонна Рижской оперетты. Заслуженная артистка Латвийской ССР (1955).
Вторая жена — Посельская Ирина Александровна.
Сын (от брака с И. А. Посельской) — Посельский Яков Михайлович (22 февраля 1948 — 23 мая 2005) — советский и американский оператор и режиссёр.
Внуки (сыновья Якова Михайловича Посельского) — Михаил и Константин, в настоящее время проживают в США.
Сестра (единокровная; от брака Я.М. Посельского и И. В. Венжер) — Наталия Яковлевна Венжер (род. 21 мая 1932 в Москве), геолог (окончила геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова); вторая профессия — киновед, социолог кино и телевидения; автор идеи и создатель базы данных аниматор.ru (совместно с Г.И. Рейснером).
Правнук — Леонид Гершкович.
В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева «Судьба на киноплёнке Михаила Посельского» (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги Михаила Посельского «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005), а также материалы государственных и частных архивов.
1941 — День нового мира; полнометражный; асс. оператора
1941 — XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона в присутствии К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Н. С. Хрущева, М. И. Калинина, А. А. Андреева); Производство: Центральная студия кинохроники [Куйбышевская студия кинохроники]; режиссер: Л. Степанова; главный оператор: Р. Гиков; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1941 — Отъезд из СССР английской и американской делегаций; операторы: И. Беляков, А. Хавчин, М. Посельский, М. Сухова
1943 — Орловская битва; полнометражный
1943 — Сталинград; полнометражный; режиссёр: Леонид ВАРЛАМОВ; операторы: Орлянкин В, Софьин А., Вакар Б., Ибрагимов А., Казаков А., Кричевский А., Мухин Е., Гольбрих М., Вихирев Н., Гольдштейн И., Посельский М., Шадронов Б., Кацман И., Островский Г., Малов И.
1944 — Бобруйский котёл (фронтовой выпуск № 3); режиссёр: Я. Посельский; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, М. Посельский
1944 — Варшава; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, Комаров; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Соколов и др.
1944 — От Вислы до Одера; режиссер: Беляев; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Посельский и др.
1944 — Хелм-Люблин; операторы: Мухин, Томберг, Соловьев, Посельский, В. Штатланд
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Освобождение советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, М. Посельский и другие фронтовые операторы
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; режиссер: С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Лодзь; полнометражный; операторы: М.Я. Посельский, С.И. Киселёв, В.Г. Симхович, А.П. Софьин, М.А. Шнейдеров
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (нов. редакция 1985 года); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; текст Е. Габриловича; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёва; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1945 — Парад Победы; полнометражный: ч/б вариант; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: И. Аронс, М. Арабов, Е. Андриканис, И. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман, Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин, А. Левитан, Е. Лозовский, Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В.В. Микоша, Е. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Ф.Ф. Проворов, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. Семенов, В.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, С. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков и другие
1945 — XXVIII-ой Октябрь; режиссер: Я. Посельский; операторы:н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1946 — "Красная Звезда"(Югославия) - "ЦДКА"(Москва) (спецвыпуск); режиссёр; операторы: М. Ошурков, М. Посельский, С. Школьников
1946 — Советская Латвия; полнометражный
1947 — День победившей страны; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина
1947 — На всеармейских конноспортивных соревнованиях 1947 года; режиссер: М. Трояновский; операторы: А. Крылов, Ф. Леонтович, А. Щекутьев, М. Посельский, А. Хавчин, И. Беляков, Н. Вихирев, С. Кочин
1948 — На страже мира; полнометражный
1950 — На кубок СССР по футболу; режиссер: Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, с. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Ципорин
1950 — Советская Латвия; полнометражный; режиссер: Ф. Киселев; операторы: В. Масс, Ш. Гегелашвили, М. Посельский, Б. Шер, Г. Шулятин
1956 — В дни Спартакиады; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, И. Венжер; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, Г. Асатиани, Г. Асланов, Г. Захарова, П. Касаткин, А. Крылов, Ю. Леонгардт, Л. Максимов, М. Посельский, Н. Соловьев
1957 — Великая битва на Волге (фильм о Сталинградской битве); режиссер: М. Славинская; операторы: Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Гольбрих, А. Кричевский, М. Посельский, В. Орлянкин, А. Софьин, Б. Шадронов, А. Козаков и другие.
1957 — VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов; полнометражный; операторы: Ю. Коровкин, В. Цитрон, О. Лебедев, А. Кричевский, М. Посельский, В. Киселев
Снял более 800 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Новости дня", "Пионерия", "Советский спорт", "Советская Латвия". Режиссёр монтажа киножурналов: "Советская Латвия", "Спортивное обозрение" и других.
Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска. Операторы: Г. Голубов, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований.
Сражение за Гомель. Режиссеры: Р. Киселев, И. Сеткина; операторы: И.Н. Вейнерович, Н. Вихрев, Д. Ибрагимов, Н. Казаков, И.Ф. Малов, Е. Мухин, Г. Островский, М. Посельский, А. Софьин - БГАКФФД, 0718, 1943 г.
Об освобождении частями Красной Армии г. Гомеля и других населенных пунктов Гомельской области
9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры».
#музейЦСДФ, Источник
Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников - фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).[…]
От Сталинграда до Берлина. Оттуда — в Москву на триумфальную Красную площадь. И снова в дорогу—палуба американского линкора «Миссури» в Тихом океане. География Второй мировой войны стала профессиональным маршрутом кинооператора Михаила Яковлевича Посельского. Предвоенный 1940-й был годом начала его работы в кинематографии, а выпуск операторского факультета ВГИКа 1941-го едва ли не день в день совпал с началом войны. Первая запись в его трудовой книжке была сделана на Московской студии кинохроники, куда он и его однокурсник Борис Соколов были направлены на преддипломную практику...
Из журнала "Киноведческие записки" № 72, 2005 год, Источник
Первая в жизни командировка потребовала от начинающего оператора кроме умения еще и известной доли мужества. Спустя несколько месяцев это качество станет едва ли не главным в выбранной профессии. До начала войны оставалось меньше года.[…]
Первый воздушный налет на Москву
Михаил Посельский, Источник
Ровно через месяц после начала войны, в ночь на 23-е июля 1941-го года, гитлеровцы совершили свой первый воздушный налет на Москву. В эту ночь на столицу двигалась армада самолетов в количестве 220 бомбардировщиков. На подлете к столице вражескую авиацию встретили наши истребители. Только отдельным самолетам противника в эту ночь удалось прорваться к Москве. Одна из сброшенных бомб разорвалась у Никитских ворот. Воздушной волной оторвало голову у памятника Тимирязева. Уже к вечеру ее водворили на место, и мы сделали съемку ученого[3], когда на площади все было приведено в порядок.
Страшное зрелище мы сняли на Арбате. Фугасная бомба весом в полтонны пробила крышу Театра Вахтангова и разорвалась в зрительном зале. В эту ночь в театре дежурили пять сотрудников. Все они погибли.
Фронт приближался к Москве. С первых дней мы были бойцами противовоздушной обороны города. Даже такая малая причастность к защите Москвы, как дежурства на крыше студии, наполняло наше сердце гордостью,—мы участники этой обороны!
Сегодня в заботах о повседневном мы часто забываем, как много было пролито крови за время войны, сколько слез выплакано, сколько горя пережито. Но об этом всегда должны помнить люди, которым доверено решать — быть или нет войне! Неужели урок, пережитый нами, может повториться снова? И на Земле опять появятся искалеченные и убитые люди, сожженные и разрушенные города?
Михаил Посельский, Источник
Уходит поколение победителей! Все меньше остается на Земле свидетелей Второй мировой войны!..
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005). Биография: семейный архив Венжер – Посельских; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А. С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 675), а также материалы и фотографии, предоставленные Н. Я. Венжер.