Посельский Михаил Яковлевич (21 декабря 1917 (03 января 1918), Москва — 17 мая 2008, Москва). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Награжден орденами и медалями. Член КПСС с 1961 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1941 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Призван ГлавПУРККА в декабре 1941 года. Звание: инженер-капитан.
Снимал первые бомбардировки столицы и битву под Москвой. Дошёл с советскими войсками до Берлина. Снимал с другими кинооператорами подписание 08 мая 1945 года Акта о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года, а также Акта о безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.
Съемочная группа после подписания акта о капитуляции Японии на линкоре «Миссури» в Токийском заливе 02 сентября 1945 года. На фото (слева направо): режиссеры Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, операторы Андрей Сологубов, Владислав Микоша, Михаил Ошурков, Михаил Прудников, Михаил Посельский. Фото А Погорелого.
«Есть, наверное, историческая закономерность в том, что война обрушивается всей тяжестью на страны, её начавшие.
В дни празднования Победы не было известно, что 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР согласился вступить в войну против Японии после безоговорочной капитуляции Германии. Это соглашение сохранялось в строгой тайне до 8 августа 1945 года.
Как быстро пролетели эти три мирных месяца, и снова пришлось надеть военную форму…
Привыкшие к опасностям войны, мы не знали,, что командировка в страну Восходящего Солнца окажется самой мирной из всех командировок нашей журналистской жизни и к тому же очень интересной. Нам предстояло зафиксировать на кино- и фотоплёнку момент наступления «мира во всём мире» – безоговорочную капитуляцию милитаристской Японии, союзницы гитлеровской Германии.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Михаил Ошурков — оператор и начальник киногруппы фильма «Разгром Японии». 1945 год.
«Во Владивостоке нас ожидали два самолёта-амфибии, две летающие лодки «Каталина». В одной из них разместились операторы кинохроники с грузом аппаратуры, в другой – журналисты с фотоаппаратами и блокнотами.
— Лететь будете в условиях военного времени, в самое логово врага. Всякое бывает, но вы ведь привыкли. – Провожающие нас тыловые военные не понимали, что нормальному человеку привыкнуть к смертельной опасности невозможно… Нам предстояло пересечь Японское море и выйти на восточное побережье Тихого океана. На огромных крыльях «Каталин» красовались красные звёзды, выдавая нашу принадлежность к государству, находящемуся в состоянии войны с Японией.
— Внизу американские самолёты! – Первым из нас заметил шеф-оператор Ошурков.
Сделав несколько кругов над аэродромом, экипажи помахали крылья находящимся на земле, и «Каталины» плавно приземлились.
Михаил Фёдорович Ошурков был моим учителем и наставником, когда я заканчивал операторский факультет Института кинематографии. Оператор «ас» – так называли его молодые хроникёры. Всегда внимательный, он продолжал наблюдать за творческой судьбой своих воспитанников. Думаю, что чести находиться здесь, я обязан ему – он сам набирал себе команду. В день вылета в Токио стало известно о присвоении Ошуркову звания полковника. Это самое высокое воинское звание за всю войну, присвоенное фронтовым операторам. Уже в самолёте мы подарили Михаилу новенькие погоны полковника.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Михаил Фёдорович Ошурков (05 (18) ноября 1906, Москва — 28 ноября 1995, Москва). Лауреат четырех Сталинских (Государственных) премий (1942, 1948, 1949, 1950) и Государственной премии (1969). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Народный артист РСФСР (1979). Награжден орденами и медалями. Член КПСС с 1958 года. Член СК СССР с 1957 года.
Фронтовой кинооператор в годы Великой отечественной войны. На фронте с июня 1941 года. Звание: майор, полковник.
Ошурков снимал уличные бои за взятие Бреслау (ныне — Вроцлав), Берлина, освобождение Чехословакии. Кинооператоры А.Е. Воронцов и М.Ф. Ошурков одними из первых провёли киносъёмку узников Освенцима, освобождённых войсками 1-го Украинского фронта. Киноматериалы, снятые фронтовыми кинооператорами Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ), легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе.
Награжден орденами Орден Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красного Знамени и медалями.
С июля 1945 по 1984 — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
"Юмор понятен на всех языках". На фото М. Посельский.
На фото: американский офицер — майор Беликов (слева) и Михаил Ошурков (справа).
«Не успели самолёты остановиться, как к трапу подлетели два «Виллиса» с солдатами и офицерами.<...>
К месту съёмки нас должен был доставить американский эсминец. Майор Беликов выдал картонные бирки с точным указанием местонахождения каждого приглашённого на корабль и красивые цветные пропуска с изображением восходящего солнца.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Линкор «Миссури». Сентябрь 1945 года. Фото М. Посельского.
На линкоре «Миссури». 2 сентября 1945 года. Фото М. Посельского.
«На виду у столицы Японии стоял линкор «Миссури» – один из самых больших кораблей в мире. О все стороны смотрели огромные стволы его орудий, а на палубах, боевых рубках, башнях и реях разместилась многочисленная команда линкора.
Ранним утром 2-го сентября 1945 года на пирсе Иокогамского порта собрались представители прессы многих стран. Нагруженные аппаратурой и запасом плёнки, мы медленно поднимались по крутому трапу на высокий борт корабля. Фотографы и операторы – всего более 200 человек – окружили место подписания акта двойным кольцом. Нам пришлось выдержать настоящий «бой» за места съёмки. Однако американцы быстро положили конец нашей самодеятельности и расставили нас по заранее предназначенному ему месту.
Казалось, что американцы поставили нас на самые отдалённые и неудобные точки, разбросав всю группу по большущему линкору. Оператор Микоша почти висел в воздухе под спасательной шлюпкой. Сологубов был вынужден довольствоваться своим местом в носовой части, далеко от происходящего. Рабочее место Прудникова оказалось на большой высоте – на самой верхней палубе.
Я был ужасно огорчён, когда занял предназначенную для меня позицию, где-то в закоулке линкора, у запасного выхода. Со своей точки я мог хорошо видеть разве что спины участников подписания акта капитуляции и помост, построенный для съёмки около стола… Счастливчиками были те, кто мог попасть на этот помост. Когда я попытался занять более удобное место, полицейский морской офицер вежливо указал мне жестом руки за борт корабля, где я могу оказаться против моей воли…
За моей спиной был океан!»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Кинооператоры В. Микоша и М. Прудников с американским матросом.
Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909 — 12 декабря 2004). Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Член СК СССР с 1957 года и СК России с 1991 года. Беспартийный.
В 1934 году окончил операторский факультет ГИКа (с 1938 года — ВГИК).
В 1931 — 1936 — оператор Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» / Московской студии «Союзкинохроники».
В 1936 — 1940 — фоторепортёр редакции газеты «Известия» (Москва).
В 1941 — оператор киностудии «Мостехфильм».
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Кинооператор Главного Политического управления РКВМФ (с прикреплением к Центральной студии кинохроники), спецкор газеты «Правда» и ряда других газет. Призван на службу в РККА и РККФ 22 июня 1942 года. Воинское звание — интендант третьего ранга.
Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и медалями.
Кадры, снятые В.В. Микошей, вошли в документальные фильмы — «Черноморцы» (1942) и «Битва за Севастополь» (1944), «Парад Победы» (1945), «Разгром Японии» (1945).
С 1945 по 1992 гг. — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В 1970 году присвоена высшая режиссёрская категория.
Режиссеры -постановщики фильма "Разгром Японии" (справа налево): Александр Зархи и Иосиф Хейфиц. Сентябрь 1945 годы.
О работе режиссеров над документальным фильмом «Разгром Японии» в материале «Александр Зархи и Иосиф Хейфиц» (из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (Изд.: —М., «Искусство»,1987; стр.331-337)).
Военные корреспонденты на линкоре "Миссури". 2 сентября 1945 года.
«В этот момент с моего «неудобного места» я увидел, как к линкору подруливает катер и направляется к трапу запасного выхода – того самого трапа, у которого была моя съёмочная точка. И по нему поднимается человек во фраке и цилиндре на голове. В включил рычажок камеры «Аймо» и на все 15 метров плёнки, на которые хватало завода пружины, снял уникальную сцену появления на линкоре главы японской делегации министра иностранных дел Японии Сигимицу. Мне осталось только вести за ним панораму и не выпускать его из кадра.
Какой же умница сумел расставить на огромном корабле операторов так, чтобы при монтаже фильма, соединив съёмки вместе, получить полную картину этого исторического события.
На самую лучшую точку (помост) был допущен наш шеф-оператор Ошурков. Ровно в 10 часов утра по токийскому времени прозвучал сигнал к началу церемонии. На палубе линкора застыли белые шеренги матросов.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Кадр из фильма "Разгром Японии"
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
3 сентября — день победы над милитаристской Японией. С 9 августа по 2 сентября в соответствии со взятыми на Ялтинской конференции со стороны СССР обязательствами была проведена военная кампания Вооруженных сил Союза против милитаристской Японии. В наступлении участвовали войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, силы Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии.
В ходе военных действий потери советской стороны составили более 36 тыс. человек. Только во время освобождения Сахалина и Курильских островов погибли 2 тыс. 150 человек. За заслуги перед Отечеством 308 тыс. воинов получили ордена и медали, 87 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
В результате этой двадцатипятидневной операции была разгромлена самая сильная группировка войск Японии — миллионная Квантунская армия, полностью освобождены Маньчжурия, Ляодунский полуостров, северо-восточный Китай, южная часть Сахалина, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-ю параллель. Япония лишилась всех плацдармов, военно-экономических баз на материке и островах, которые она использовала в течение десятилетий для подготовки к нападению на СССР. Потеря южной части Сахалина и Курил обернулась для этого государства утратой реальных сил и соответственно возможности продолжать войну.
2 сентября 1945 года состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии перед великими державами союзников (США, Китай, Великобритания, СССР). Вторая мировая война завершилась.
Мультимедийный проекте Музея Тихоокеанского государственного университета:
Советско-японская война 1945 года
Из книги Михаила Посельского «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005):
«...Гремит оркестр. К высокому борту «Миссури» плавно подходят катера. По трапу поднимаются представители союзных держав: генерал Макартур, адмирал Нимиц, генерал-лейтенант Деревянко, генерал Су-Юн-Чан и другие. Они подходят к столу подписания. Всё это происходит далеко от меня, и я не могу снять начало церемонии.
Макартур достаёт из кармана несколько паркеровских ручек и кладёт их на стол. Каждый, подписавший документ о капитуляции Японии, сможет взять на память историческое перо.Фигура Сигимиу, облачённая в чёрный узкий длинный фрак, и его отчаянная хромота – выглядели жалко и трагично. На своих плечах он нёс постыдную тяжесть поражения Японии.
Как отличался облик японского дипломата от блика немецкого фельдмаршала Кейтеля, которого мы недавно снимали в Берлине, когда он подписывал подобный акт. На всю жизнь запомнилась строгая военная выправка Кейтеля, его аристократический, экзотический для нас монокль, его гордый надменный взгляд.
Ошурков снял, как Сигимицу медленно и тщательно выводит свою подпись о безоговорочной капитуляции Японии. Вслед за ним подписывается начальник японского генерального штаба генерал Умадзу. От имени союзных держав акт подписывает генерал Дуглас Макартур, от США – адмирал Нимиц, от Великобритании – адмирал Фрезер, от Китайской республики – генерал Су-Юн-Чан. По поручению Верховного Главнокомандующего советскими вооружёнными силами акт подписывает генерал-лейтенант Деревянко. Над линкором на бреющем полёте проносится туча американских истребителей.
Вторая мировая война закончилась.
Пережитое и выстраданное в годы войны осталось в воспоминания очевидцев, в фотографиях и снятых кинокадрах. Маленький картонный сувенир тех давних лет – пропуск на линкор «Миссури» с датой 2 сентября 1945 года напоминает о незабываемом событии момента окончания второй мировой войны.»
Виктор Темин и Михаил Посельский в Харбине. Фото В. Микоши.
«В Москве, в редакциях газет и журналов, на нашей студии в Лиховом переулке с нетерпением ждали кино- и фотодокументов из Японии. Но как быстрее, надёжнее переправить их, кому доверить доставку всего снятого на «Миссури»? На помощь пришёл самый оперативный и самый находчивый из всех снимающих на войне журналистов – Виктор Тёмин.
Молва о его способностях – оказываться всегда там, где необходимо и раньше других репортёров, – обрастала легендами. Мы не могли забыть, как Тёмину удалось раньше других доставить в Москву свою плёнку о капитуляции Германии…
В Японии Тёмин просил передать в его распоряжение одну из «Каталин» и поклялся Ошуркову, что сделает всё возможное и невозможное, чтобы снятое срочно попало в Москву. Пока мы, операторы, перематывали и упаковывали снятую плёнку, Тёмин убедил нашего полковника поверить ему. Одна из «Каталин» вылетела во Владивосток. С борта самолёта Тёмин отправил в штаб Дальневосточного фронта радиограмму: «Необходим самолёт для срочной доставки Москву материалов капитуляции Японии тчк. Необходим офицер связи тчк Темин». В штабе не знали, кто такой «Темин», и решили, что в срочной доставке нуждается Министерство иностранных дел СССР. Нужно помочь!»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
Михаил Ошурков, Михаил Прудников и Михаил Посельский с американскими моряками.
Прудников Михаил Михайлович (01 (14) октября 1912, Москва — 1 октября 1990, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член СК СССР с 1957 года.
В 1940 окончил операторский факультет ВГИКа.
С февраля 1942 — ассистент оператора Центральной студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с февраля 1942 года. Звание: ст. техник-лейтенант.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями.
Кадры, снятые Михаилом Прудниковым, вошли в документальные кинофильмы «8-й удар», «Орловская битва», «Разгром Японии».
В 1945 — 1980 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
"У Ошуркова новая забота — Токио...". На фото: Михаил Ошурков и Александр Зархи" (справа).
«Мы, операторская группа Михаила Ошуркова, продолжали оставаться в Иоканаме в ожидании возможности попасть в Токио. Из Москвы с грифом «правительственная» стали поступать тревожные телеграммы с указаниями, просьбами, угрозами: любой ценой закончить съёмки фильма «Разгром Японии». Мы знали – фильм ждёт и будет принимать «главный хозяин» в стране. И чем могла окончиться проволочка, мы тоже знали…
Всего 40 км отделяли нас от столицы Страны Восходящего Солнца. Но как одолеть этот путь без своего транспорта, без денег, без официального приглашения?»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
"Заходите. Мы ждем вас в чайном домике...".
«В Иокаогаме мы успели снять ряд репортажей и эпизодов к фильму, но без съёмок Токио наш фильм был невозможен. Наконец, Беликов смог порадовать нам: «Вашу группу разыскивает посол СССР в Японии. В штабе ему сообщили ваши координаты». Посол Малик приехал в Иокагаму. Он быстро понял свою задачу: киношникам надо помогать – группе Ошуркова необходимо продолжить работу в Токио»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
"По дорога в Токио..."
«Попасть в Токио можно было только одной дорогой – по мосту через реку. Со стороны Иокагамы мост охранялся большим отрядом американской моторизированной полиции.
С большим риском нам удалось на машине с красным дипломатическим флажком проскочить через оба барьера охраны. Вся дорога заняла не более часа. Утром по нашей просьбе Малик сообщил в штаб Макартура сообщил, что группа находится в посольстве под его защитой и выразил благодарность о нас. Судя по тому, что экипаж летающей лодки «Каталина» спокойно продолжил ожидать группу в Иокагаме для обратного полёта во Владивосток, всё обошлось благополучно.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
На фото (слева направо): М. Ошуруов, М. Посельский, А. Сологубов, В. Микоша.
«Мы попали в Токио раньше других корреспондентов. Японцы с любопытством смотрел на нас, советских офицеров с кинокамерами и, с удовольствием здороваясь, кланялись в пояс. Многие тепло, по дружески обнимали нас, показывали на наши красные звёздочки и говорили: «Карашо!» Люди радовались окончанию войны. Военные чинно козыряли, а некоторые замирали на месте, дрожа от ярости, как бы сжимая в руках оружие.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
" У здания парламента Японии в Токио. Сентябрь 1945 года". На фото (слева направо): кинооператоры М. Посельский, В. Микоша, М. Ошурков, М. Прудников, режиссер И. Хейфиц. Фото А. Зархи.
«Мы оказались в Токио, когда старая власть капитулировала, а новая ещё не приступила к своим обязанностям. В эти первые дни мира мы могли снимать везде и всё, что хотели. В сопровождении работника нашего посольства нам удалось проникнуть в здание парламента и снять последнее заседание военного кабинета Японии.»
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005).
"Как молоды мы были...". На фото (слева направо): А. Сологубов, В. Микоша, М. Посельский.
В Токио мы обратили внимание на вырытые около домов щели, в которых население пряталось от бомбёжек, и сняли, как эти щели мгновенно превращались в грядки для овощей. Кадр за кадром накапливался материал для будущего фильма.
Наш «морской» оператор Владик Микоша справедливо заметил: «Мы же не сняли в Японии ни одной гейши!» Члены группы с энтузиазмом поспешили восполнить этот пробел и отправились к чайному домику…
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005)
Сологубов Андрей Иванович (7 (20) декабря 1908 (по другим данным — 1911 год), дер. Глушки (ныне Гродненская обл, Республика
В 1937 году окончил операторский факультет ГИКа.
В 1937 — 1970 — ассистент оператор , оператор (с 1938 г.) Московской студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ).
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Звание — инжерен-майор.
Награжден орденами Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени и медалями.
В августе 1945 — ноябре 1971 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В августе 1946 — ноябре 1950 — оператор Болгарского корпункта ЦСДФ.
"Японские крестьяне". Сентябрь 1945 года.
Сложнее было со съёмкой японской деревни. Ошурков категорически отказался сесть за руль машины. В городе устанавливался строгий контроль, и он не хотел больше рисковать.
Малик пообещал Хейфицу освободить три места в автобусе, который повезёт в сельскую местность работников посольства. Они должны были навестить свои семьи, эвакуированные в связи с бомбёжками Токио.
В поездке мы успели сделать интересный репортаж о сельской семье и сняли потрясающей красоты природу Японии. На обратном пути удалось запечатлеть крестьн-кустарей, мастеров по изготовлению кимоно. У них же на память и для подарков каждый купил кимоно.
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005)
Члены съемочной группы ЦСДФ перед возвращением из Японии в СССР. Сентябрь 1945 года. На фото (слева направо): операторы Владислав Микоша, Анатолий Погорелый, Михаил Посельский.
Наш режиссёр Александр Зархи и писатель Евгений Габрилович сумели даже порыться в японском киноархиве и отобрать материалы, снятые японскими операторами необходимые при монтаже фильма. Наступило время отлёта из Японии.
И хотя, конечно, не всё было гладко, было грустно покидать эту прекрасную страну. Оставалась лишь надежды – когда-нибудь вернуться сюда снова…
В этой поездке мы часто работали в паре с оператором Владиком Микошей. Подружились и остались верными друзьями до самой старости.
Михаил Посельский «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005)
Погорелый Анатолий Иванович (18 (29) июля 1905, с. Екатериновка (ныне Украина) — ноябрь 1991, Ленинград (ныне Санкт-Петербург)) — оператор игрового и документального кино. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1943, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член ВКП(б) — КПСС с 1946 года.Член СК СССР с 1958 года.
В 1929 году окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 03 июля 1941 года (командир миномётного батальона 98-го стрелкового полка). После ранения — с марта 1942 — оператор фронтовых киногрупп. Звание: капитан.
За съемки штурма Выборга награжден орденом Отечественной войны II степени (1944).
Кадры, снятые Анатолием Погорелым, вошли в документальные фильмы «Ленинград в борьбе», «Берлин», «Разгром Японии» и другие.
С октября 1945 по 1947 — киностудии «Ленфильм» и Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1947 1962 оператор Ленинградской студии кинохроники. Позже работал в телеобъединение «Экран».
Посельский Михаил Яковлевич (21 декабря 1917 (03 января 1918), Москва — 17 мая 2008, Москва). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Награжден орденами и медалями. Член КПСС с 1961 года. Член СК СССР с 1957 года.
«Война для нас закончилась.
Мы перестали быть фронтовыми операторами, но кинохроникерами, документалистами остались навсегда. Впереди была огромная работа — на студии в Москве и в Риге, на Центральном телевидении. Были поездки по стране и за её пределы.
Но четыре военных года остаются в моей памяти как самые важные годы моей долгой жизни...
Уходит поколение победителей.
Всё меньше остается на Земле свидетелей Второй мировой войны...»
Фронтовой кинооператор Михаил Посельский
Источник: «Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек» (2005)
Фронтовые съемки Михаила Посельского вошли в фильмы «Сталинград», «Орловская битва» (оба — 1943), «Бобруйский котёл», «Освобождение советской Белоруссии», «Хелм-Люблин» (все — 1944), «Берлин», «Разгром Японии» и «Парад Победы» (все — 1945).
Награды
1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 12/н от 29.03.1943; Издан: ВС Центрального фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ подразделения №: 665/н от 18.06.1945; Издан: ВС 1 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1975 — Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975 года)
1981 — Медаль «Ветеран труда» (06 октября 1981 года; Решение исполкома Московского городского Совета народных депутатов от 28 сентября 1981 года)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06 ноября 1985 года)
1997 — Медаль «В память 850-летия Москвы»
Михаил Ошурков (стоит на фото второй слева) на борту линкора «Миссури». 02 сентября 1945 года.
«Разгром милитаристской Японии» (новая редакция фильма 1945 года)
Фильм был создан в 1945 году при участии штаба и политуправления Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке. В фильме использована японская кинохроника.
В 1985 году на ЦСДФ вышла новая редакция фильма.
Режиссёр новой редакции: А. Зенякин, автор текста: Е. Габрилович.
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц
Текст Е. Габриловича
Монтаж: И. Сеткина, М. Славинская, Н. Соловьёв
Директор картины И. Хмельницкий
Вторые директоры: Б. Чижов, Д. Асланов
Редактор В. Попов
Ассистенты режиссёра: С. Пумпянская, В. Шарапова, Т. Ширман
Операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: В. Афанасьев, К. Бровин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, В. Дульцев, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун