Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 823-824 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 8883082).
Фроленко Владимир Анисимович (1910–1956).
Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. На хронике работал с 1932 г. помощником, потом оператором. В 1935 окончил операторский факультет ВГИКа. Участвовал в создании фильмов «День нового мира», «День победившей страны», «День Воздушного флота СССР», «Страна голубой реки».
В 1934 окончил курсы воздушных операторов в школе морских и сухопутных летчиков, получив квалификацию авиакинооператора. В характеристике 1941 г. отмечалось:
«Тов. Фроленко имеет ряд самостоятельных съемок и, в частности, является единственным оператором в Советском Союзе, блестяще знакомым с условиями съемок в Арктике, а равным образом и полетов в ряде воздушных рейсов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 48. Л. 9.)
Во фронтовой кинохронике с января 1942 г. Снимал оборону Москвы, 10 месяцев снимал в отрядах партизан. Первое время его съемки получали одобрение. В отзыве Главкинохроники на сюжет Фроленко «Отважные санитарки» (1942, Юго-Западный фронт) отмечалось:
«Работа оператора оставляет хорошее впечатление. Он правильно построил сюжет и уловил стиль подлинной фронтовой хроникальной съемки.
В сюжете показаны трудности войны и отважные, полнокровные советские люди, которые эти трудности преодолевают. Удачно снято начало сюжета. Это небольшой фрагмент атаки, которую наши бойцы ведут под огнем противника. После перебежки на снегу остается раненый. Эти кадры не просто "заставка". Они позволяют показать санитаров на реальном фоне боя.
Работа санитарок показана без неизжитой планировки, которая все еще имеет место в ряде наших съемок. Капли крови покрывают лицо раненого бойца, проступают через повязку. Заботливые руки санитарки и ее сосредоточенное лицо производят при этом особенно сильное впечатление. В ряде кадров хорошо показано и то физическое напряжение, которое нужно, чтобы эвакуировать раненого с поля боя по глубокому снегу.
Из этих правдивых моментов и складывается впечатление о мужестве и героизме женщин.
Портретные кадры сняты хорошо. Это живые интересные лица.
Зам. начальника Главкинохроники Кацман.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 78.)
Однако немного позднее руководитель киногруппы Сталинградского фронта А. Кузнецов работой и особенно поведением Фроленко был крайне недоволен, о чем прямо заявил на совещании начальников фронтовых киногрупп:
«Тов. Фроленко начал "хныкать" на фронте с первых же дней своей работы. Не успев приехать, начал требовать, чтобы его отправили в Москву. Потом начал говорить, что у него нет аппарата. Аппарат привезли. Начал придираться: то не так, это не так. Поставили лучшую оптику (учтите, что это во фронтовых условиях), подогнали все как следует, исправили. "Дайте шинель" <…>.
В общем, нужно сказать, что проявил нежелание работать и трусость. Кроме того, он ассистента посылал снимать на передовую, сам в это время сидел в штабе, а потом в журнале ставил свою фамилию и писал:
"Снимал оператор Фроленко и ассистент Посельский". И таких было четыре случая, когда фигурировала его подпись в журнале, тогда как съемки производил не он сам. Я сказал ему об этом. Он ответил: "Какое Вам дело? Может быть, я поручу Рогозовскому снимать!"
Особенно все это у Фроленко началось с тех пор, как он получил Сталинскую премию...»
(РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 772. Л. 32, 52–58.)
В 1944 г. совершил ряд серьезных проступков и был переведен в состав киногруппы 1-го Белорусского фронта. Снимал бои за плацдарм на Одере и в Берлине, показал себя храбрым и дисциплинированным оператором.
Вот его последняя характеристика:
«Оператор Фроленко В.А. работал во фронтовых киногруппах с января 1942 г. За этот период около 10 месяцев т. Фроленко находился в тылу у немцев, в партизанских отрядах. В 1944 г. т. Фроленко был допущен ряд серьезных проступков на работе и в быту, которые стали предметом обсуждения парторганизацией и руководством студии. На т. Фроленко было наложено строгое взыскание.
После предупреждения со стороны руководства и парторганизации, будучи назначенным в киногруппу Первого Белорусского фронта, т. Фроленко, работая в течение 6 месяцев в период ожесточенных боев за плацдармы за Одером и непосредственно в боях за Берлин, показал себя как дисциплинированный военный оператор, точно и мужественно выполняющий сложные задания по съемкам боевых действий Красной Армии.
Хорошая работа т. Фроленко В.А. в период съемок последнего этапа Отечественной войны показывает, что тов. Фроленко искренно осознал допущенные им в прошлом ошибки.
Командование фронта за хорошую работу в Берлинской операции наградило т. Фроленко орденом Отечественной войны II степени.
Начальник киногруппы Первого Белорусского фронта Л. Сааков.
13 июля 1945 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 157.)
Вот и так – столь неровно и извилисто – складывались биографии некоторых героев нашей книги.
А съемки Фроленко вошли в выпуски СКЖ, в фильмы «Народные мстители», «Битва за нашу Советскую Украину», «Берлин» и др.
Удостоен Сталинской премии за съемки фильма «День нового мира» и др. наград.
«ФРИЦЫ 1944 ГОДА»
10 июля 1944 г.
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 826
Оператор: Фроленко
Эта большая группа военнопленных, колонна около 700 человек. Сняты отдельные крупные планы немцев 78-й штурмовой дивизии пехотного полка, слева направо:
Ария Гайнс – лейтенант, 1922 г. рожд., г. Крайфельд [Крефельд?].
Уцман Франц – лейтенант, 1912 г. рожд., г. Вюрцбург.
Фальдик Курт – лейтенант, 1920 г. рожд., г. Шёнинген (Брауншвейг).
Лейхтле Бенедикт, капитан, 1906 г., г. Олендорф.
Бусфельд Курт, капитан, 1909 г., г. Бранденбург).
Мадерт Ганс, лейтенант, 1923 г., Верден (Саарбрюккен).
Фроленко.
Незаверенная копия. Машинопись.
«ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА»
1-й Белорусский фронт
Монтажный лист №№ 686, 687
Операторы: Фроленко – 270 м, Симхович – 200 м
а) Танки на прямой наводке ведут огонь по домам, в которых сидят немцы.
б) 76 мм орудия на прямой наводке ведут огонь по зданиям Берлина.
в) 152 мм гаубица ведет на прямой наводке огонь по дому, в котором находятся немцы. В кадре видны стреляющие орудия и взрыв.
г) Разрывы снарядов около зданий.
д) Борьба за переправу через канал на северной окраине Берлина. Пехота, занимающая рубеж под насыпью, поднимается в атаку. Под огнем врага падают раненые.
е) Мимо огневой позиции артиллерии, стреляющей прямой наводкой, проносят раненых на носилках, на плащпалатках. Провозят раненого на собачьей упряжке.
ж) 65 мм орудие стреляет с жел. дорожного моста вдоль станционных путей. Орудие прошло путь от Москвы до Берлина и награждено орденом Красной Звезды.
з) Виды канала за переправой, за которую шел бой.
и) Сосредоточие танков в городе у разрушенных зданий.
к) Освобожденный вокзал.
л) На НП к-ра 171-й сд к-р дивизии полковник Негода.
а) Огневая позиция д-на гвард. минометов на фоне города.
б) Ком. 150-й стр. див. г.-майор Шатилов допрашивает пленных фольксштурмовцев, среди которых 15-летние дети и 60-летние старики.
в) Группу пленных немцев выводят из подвала.
Симхович.
Подлинник. Автограф.
«ШТУРМ РЕЙХСТАГА»
4 мая 1945 г.
1-й Белорусский фронт
Монтажный лист
Операторы: Симхович и Фроленко
465 метров. Пленка: «Орто Рапид», «Дюпон», СЧС-2, эм. № 440
а) Артподготовка перед штурмом Рейхстага.
б) Переправа пехоты и танков через мост на Шпрее.
в) Бойцы гранатами выбивают немецких автоматчиков из здания на берегу Шпрее.
г) Пожар здания Рейхстага.
а) Общий вид. На переднем плане подбитый танк.
б) Средний план. Детали здания, на переднем плане памятник – лев, уничтожающий змею.
в) Памятник крупно.
г) Группа пленных проходит мимо здания Моабитской тюрьмы.
Примечание: в предыдущем материале не указано в монтажном листе: захват завода по переработке благородных материалов, на котором обнаружено 47 тонн серебра и 41 килограмм золота.
Заснятые в предыдущем материале: ген.-майор Переверткин, командир 79-го стр. корпуса, и командиры 150-й дивизии ген.-майор Шатилов и полковник Негода – герои взятия Рейхстага. Их части захватили здание Рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы.
Операторы Симхович, Фроленко.
Незаверенная рукописная копия.
_____________________________
1. Ангальтский вокзал был одним из самых красивых по архитектуре. На него приходили поезда с востока и юго-востока Европы. Построен был в 1875–1880 гг., во времена Второго рейха. Во время штурма Берлина вокзал был основательно разрушен, т.к. находился близко к комплексу новой Рейхсканцелярии. От него остался лишь небольшой фрагмент его руин, сохраненный как памятник. После войны бывший вокзал оказался в Западном Берлине: его снесли, оставив угловой кусочек в назидание потомкам, а сами железнодорожные пути застроили.