Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 823-824 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 8883082).
Фроленко Владимир Анисимович (1910–1956).
Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. На хронике работал с 1932 г. помощником, потом оператором. В 1935 окончил операторский факультет ВГИКа. Участвовал в создании фильмов «День нового мира», «День победившей страны», «День Воздушного флота СССР», «Страна голубой реки».
В 1934 окончил курсы воздушных операторов в школе морских и сухопутных летчиков, получив квалификацию авиакинооператора. В характеристике 1941 г. отмечалось:
«Тов. Фроленко имеет ряд самостоятельных съемок и, в частности, является единственным оператором в Советском Союзе, блестяще знакомым с условиями съемок в Арктике, а равным образом и полетов в ряде воздушных рейсов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 48. Л. 9.)
Во фронтовой кинохронике с января 1942 г. Снимал оборону Москвы, 10 месяцев снимал в отрядах партизан. Первое время его съемки получали одобрение. В отзыве Главкинохроники на сюжет Фроленко «Отважные санитарки» (1942, Юго-Западный фронт) отмечалось:
«Работа оператора оставляет хорошее впечатление. Он правильно построил сюжет и уловил стиль подлинной фронтовой хроникальной съемки.
В сюжете показаны трудности войны и отважные, полнокровные советские люди, которые эти трудности преодолевают. Удачно снято начало сюжета. Это небольшой фрагмент атаки, которую наши бойцы ведут под огнем противника. После перебежки на снегу остается раненый. Эти кадры не просто "заставка". Они позволяют показать санитаров на реальном фоне боя.
Работа санитарок показана без неизжитой планировки, которая все еще имеет место в ряде наших съемок. Капли крови покрывают лицо раненого бойца, проступают через повязку. Заботливые руки санитарки и ее сосредоточенное лицо производят при этом особенно сильное впечатление. В ряде кадров хорошо показано и то физическое напряжение, которое нужно, чтобы эвакуировать раненого с поля боя по глубокому снегу.
Из этих правдивых моментов и складывается впечатление о мужестве и героизме женщин.
Портретные кадры сняты хорошо. Это живые интересные лица.
Зам. начальника Главкинохроники Кацман.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 78.)
Однако немного позднее руководитель киногруппы Сталинградского фронта А. Кузнецов работой и особенно поведением Фроленко был крайне недоволен, о чем прямо заявил на совещании начальников фронтовых киногрупп:
«Тов. Фроленко начал "хныкать" на фронте с первых же дней своей работы. Не успев приехать, начал требовать, чтобы его отправили в Москву. Потом начал говорить, что у него нет аппарата. Аппарат привезли. Начал придираться: то не так, это не так. Поставили лучшую оптику (учтите, что это во фронтовых условиях), подогнали все как следует, исправили. "Дайте шинель" <…>.
В общем, нужно сказать, что проявил нежелание работать и трусость. Кроме того, он ассистента посылал снимать на передовую, сам в это время сидел в штабе, а потом в журнале ставил свою фамилию и писал:
"Снимал оператор Фроленко и ассистент Посельский". И таких было четыре случая, когда фигурировала его подпись в журнале, тогда как съемки производил не он сам. Я сказал ему об этом. Он ответил: "Какое Вам дело? Может быть, я поручу Рогозовскому снимать!"
Особенно все это у Фроленко началось с тех пор, как он получил Сталинскую премию...»
(РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 772. Л. 32, 52–58.)
В 1944 г. совершил ряд серьезных проступков и был переведен в состав киногруппы 1-го Белорусского фронта. Снимал бои за плацдарм на Одере и в Берлине, показал себя храбрым и дисциплинированным оператором.
Вот его последняя характеристика:
«Оператор Фроленко В.А. работал во фронтовых киногруппах с января 1942 г. За этот период около 10 месяцев т. Фроленко находился в тылу у немцев, в партизанских отрядах. В 1944 г. т. Фроленко был допущен ряд серьезных проступков на работе и в быту, которые стали предметом обсуждения парторганизацией и руководством студии. На т. Фроленко было наложено строгое взыскание.
После предупреждения со стороны руководства и парторганизации, будучи назначенным в киногруппу Первого Белорусского фронта, т. Фроленко, работая в течение 6 месяцев в период ожесточенных боев за плацдармы за Одером и непосредственно в боях за Берлин, показал себя как дисциплинированный военный оператор, точно и мужественно выполняющий сложные задания по съемкам боевых действий Красной Армии.
Хорошая работа т. Фроленко В.А. в период съемок последнего этапа Отечественной войны показывает, что тов. Фроленко искренно осознал допущенные им в прошлом ошибки.
Командование фронта за хорошую работу в Берлинской операции наградило т. Фроленко орденом Отечественной войны II степени.
Начальник киногруппы Первого Белорусского фронта Л. Сааков.
13 июля 1945 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 157.)
Вот и так – столь неровно и извилисто – складывались биографии некоторых героев нашей книги.
А съемки Фроленко вошли в выпуски СКЖ, в фильмы «Народные мстители», «Битва за нашу Советскую Украину», «Берлин» и др.
Удостоен Сталинской премии за съемки фильма «День нового мира» и др. наград.