Оттилия РЕЙЗМАН

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Оттилия Болеславовна РЕЙЗМАН

Дата рождения:
24 сентября 1911
Минск, Российская империя

Дата смерти:
22 апреля 1986 (74 года)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Оттилия Болеславовна Рейзман (11 (24) сентября 1911, Минск (ныне Республика Беларусь) — 22 апреля 1986, Москва). Лауреат двух Сталинских (государственных) премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1947 года. Член СК СССР с 1957 года.

Отя, так звали её друзья и коллеги — легендарная личность, кинооператор, фронтовой оператор. Почетный гражданин Праги. Оператор, вошедшая с армией маршала Рыбалко в Прагу.

В 1925 году окончила польскую школу-семилетку.

В 1927 — училась на общеобразовательных курсах в Минске.

В 1928 — 1930 — ученица в прокатном отделе, затем работала в лаборатории «Белгоскино». 

С 1932 — асс. оператора, с 1935 — оператор  Московской кинофабрики «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). 

В 1935 окончила операторского факультета ВГИКа.

В 1936 году принимала участие в качестве кинооператора (совместно с оператором М. Суховой) в знаменитом Большом женском автопробеге имени сталинской Конституции по маршруту: Москва  Малые Каракумы  Москва. Старт автопробегу был дан 30 июля 1936 года в Московском парке культуры и отдыха им. М. Горького. 45 женщин — от 20 до 34 лет — за рулём 15  машин "ГАЗ-А" — 10 легковых и 5 пикапов за два месяца проехали более 10 000 км по  российским дорогам и абсолютному бездорожью. 

В числе участниц автопробега были кинооператоры — Оттилия Рейзман и Мария Сухова.

21 февраля 1938 года была арестована в Москве. Дело  (П-14612) по статье 58—10 ч.1 УК РСФСР рассматривало московское УКРМ (Управление Рабоче-Крестьянской милиции).
Дело было прекращено. 15 марта 1938 года О. Рейзман была освобождена. 
Реабилитирована в мае 2004 года[1].

 С октября 1941 по май 1943 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.

Фронтовой оператор О.Б. Рейзман.

 Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войныВ РККА с 01 ноября 1943 года. Призвана кино-комитетом в качестве военного корреспондента.

Большую часть съёмок вела в тылу немецких войск, работая вместе с М. И. Суховой,  С. ШкольниковымМ. Посельским и другими операторами в отрядах белорусских партизан. После освобождения Белоруссии была командирована для съёмок военных репортажей в Венгрию. Победу О. Рейзман встретила в Чехословакии.

В 1945 (с июля) — 1971 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1949 году окончила Институт марксизма-ленинизма.

____________________________________
1. А. Дерябин. Создатели фронтовой кинолетописи (Изд.: —М; Госфильмофонд России, стр. 495), а также сайт "Жертвы политического террора в СССР".

СЕМЬЯ

Муж — Георгий Кузьмич Епифановкинооператор ЦСДФ, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1930 — Слава труду
1935 — Прибытие А. Идена в Москву (министра иностранных дел Великобритании А. Иден в Москве); операторы:  Н. Вихерев, Р. Кармен, М. Ошурков, В. Пятов, О. Рейзман, В. Соловьев 
1936 — Женский автопробег («Москва – Аральское море – Киев – Минск – Москва»); режиссер: А. Ованесова; операторы: М. Сухова, О. Рейзман
1936 — О самых маленьких (родильные дома, детские дома, ясли: уход за детьми); режиссер: О. Подгорецкая; оператор
1937 — Северный полюс завоеван нами; режиссёры: С. Гуров, В.Н. Бойков; операторы: М. Трояновский, С. Фомин, К. Писанко, В. ДоброницкийО. Рейзман 
1937 — Советская архитектура (новостройки в городах: Краматорск, Новосибирск, Свердловск, Ереван, Баку, Минск, Сочи, Москва, Химки); режиссер: Л. Варламов; операторы: О. Рейзман, С. Семенов; музыкальное оформление: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсянников
1937 — Сталинская забота (родильные дома, молочные кухни для детей; воспитание и быт детей в детских яслях, детских садах); режиссер:  О. Подгорецкая; оператор; звукооператор: Д. Овсянников; текст песни: В. Лебедев-Кумач
1938 — Речь В. М. Молотова на 1-ой сессии Верховного Совета СССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, Б. Макасеев, О. Рейзман, А. Щекутьев
1938 — Сталинская забота (выступление пионерского хора. Пионеры едут в вагоне поезда, на автомашине, на теплоходе; отдых детей на даче за городом, в пионерском лагере: дети играют, занимаются спортом, загорают, купаются, ухаживают за животными, поливают цветы, танцуют); режиссер: Л. Степанова; оператор; звукооператоры: Д. Овсянников, Р. Халушаков; музоформитель: В. Волков
1939 — Юннаты (Москва; в павильоне юннатов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке пионеры-юннаты демонстрируют свои достижения); режиссер: А. Ованесова; оператор; асс. режиссера: Е. Козина; музыка: Е. Марковский; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Ройтман
1939 — Одиннадцать столиц (о столицах союзных республик); полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман; звукооператор: А. Камионский; музоформитель: А. Ройтман 
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; реж.: В. Ерофеев, Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940); режиссеры: В. Ерофеев, Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман; музовормитель: А. Ройтман; звукооепратор: В. Нестеров операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — Скульптор Меркуров; режиссер: Л. Степанова; оператор; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: А. Камионский
1941 — Театр кукол (о театре С. Образцова); режиссер: Л. Степанова; оператор; звукооператор: И. Лобанев; композитор: Г. Теплицкий; ассистент режиссера: М. Спандарян
1941 — Максим Горькийполнометражный; реж.: С. Бубрик; главный оператор: А. Шафран; операторы: О. Рейзман, Н. Самгин, С. Семенов; асс. оператора: Ф. ЛеонтовичА. Рубанович, Н. Салютин; звукооператоры: В. Нестеров, М. Соболев; музоформители: А. Гран, А. Шварц; ассистент режиссера: И. Генина; директор картины: Г. Дик 
1941 — Слушайте, женщины! (антифашистский митинг); реж.: С. Гуров; операторы: О. Рейзман, И. Беляков; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман; другие создатели: С. Каплунский
1941 — Боевые песни (Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии исполняет боевую песню "Мы в море уходим" (синхр. ), песню "На врага, за Родину – вперед"); режиссер: Л. Степанова; оператор
1941 — Крепи противопожарную оборону; режиссер: И. Посельский; операторы: О. Рейзман, М. Лившиц; музоформление: А. Гран; звукооператор: В. Нестеров
1941 — XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона в присутствии К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Н. С. Хрущева, М. И. Калинина, А. А. Андреева); Производство: Центральная студия кинохроники [Куйбышевская студия кинохроники]; режиссер: Л. Степанова; главный оператор: Р. Гиков; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин 
1941 — Песни партизан; режиссер: Л. Степанова; оператор
1942 — Дети Родины (здание Тимашевского детского дома в Куйбышевской области. Дети пишут письма, читают стихи, рисуют и лепят, обедают, укладываются спать); Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер: Л. Степанова; оператор
1942 — Письмо на фронт (детский дом для детей эвакуированных городов и сел Украины и Белоруссии в поселке Тимошево Куйбышевской области; быт детей в детском доме; командиры Красной Армии в детском доме); Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер: Л. Степанова; операторы: О. Рейзман, А. Хавчин; музоформитель: А. Ройтман; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев

1943 — Урал куёт победу; полнометаржный; Производство: Куйбышевская студия кинохроники, Свердловская студия кинохроники; режиссеры: Ф. Киселев, В. Бойков, Я. Бабушкин; операторы: Н. Степанов, О. Рейзман, С. Авлошенко, Н. Блажков, П. Ногин, Г. Родниченко, А. Сухов; звукооператоры: В. Котов, М. Соболев; авторы сценария: Б. Агапов, В. Бойков; музоформители: Н. Аносов, Д. Штильман; ассистент режиссера: З. Дембовская
1943 — Кинорепортаж о поточном методе производства в легкой промышленности; режиссер: Н. Кармазинский; оператор; автор сценария: А. Попов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов
1943 — Действия партизан В. Е. Лобанка
1943 — Встреча партизан с армией
1943 — Боевые действия партизан в районе гг. Лепеля и Минска
1943 — Зверства немцев в Белоруссии
1943 — Боевые действия партизан
1943 — Партизаны Белоруссии
1943 — На командном пункте
1944 — В освобожденном Минске
1944 — Действия партизан
1944 — Парад партизан в Минске
1945 — Освобождение советской Белоруссии (2-я ред. 1964 г.; 3-я ред. 1974; боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; реж.: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман 
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — XXVIII Октябрь; реж.:  Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Глидер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Мухин, Б. Небылицкий, Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, Щекутьев 
1945  Разгром милитаристской Японии (нов . ред. 1985 года); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок:  А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; текст Е. Габриловича; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1946 — Путешествие по родному краю; режиссер: А. Ованесова; оператор
1947 — Слава Москве; полнометражный; режиссеры: С. Бубрик, И. Посельский, Я. Бабушкин; операторы: [И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер, В. Доброницкий, П. Касаткин, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, . Небылицкий, М. Ошурков, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин, А. Шафран, Д. Шоломович, А. Щекутьев, Д. Аристокесов, А. Брантман, Н. Вихирев, Ш. Гегелашвили, А. Казаков, А. Левитан, Г. Монгловская, В. Николаев, В. Придорогин, О. Рейзман, Н. Соколов, Я. Толчан, Н. Чернявский, Р. Халушаков] 
1947 — В день выборов; реж.: С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман 

1947 — Москва — Столица СССР (фильм к 800-летию Москвы; охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; режиссеры: Киселев Ф., Степанова Л.; авторы сценария: Бачелис И., Киселев Ф., Степанова Л.; главные ператоры: Доброницкий В., Семенов С.; операторы: Монгловская Г., Монгловский Ю., Рейзман О., Хавчин А.; диктор: Хмара Л.; авторы текста: Бачелис И., Леонов Л.; асс. режиссера: И. Генина, Н. Долинский, В. Плотникова; музыкальное оформление: Н. Небольсин, А. Ройтман; звукооператоры: И. Гунгер, В. Несеров; графическое оформление: И. Нижник; редактор: А. Виноградова; директора картины: М. Кафиева, Г. Дик; Сталинская премия (1948)
1947 — Слава Москве (Празднование 800-летия города Москвы); полнометаржный; режиссеры: И. Посельский, К. Шапка, С. Бубрик, Я. Бабушкин; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер, В. Доброницкий, П. Касаткин, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, Б. Небылицкий, М. Ошурков, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин, А. Шафран, Д. Шоломович, А. Щекутьев, Д. Аристокесов, А. Брантман, Н. Вихирев, Ш. Гегелашвили, А. Казаков, А. Левитан, Г. Монгловская, В. Николаев, В. Придорогин, О. Рейзман, Н. Соколов, Я. Толчан, Н. Чернявский, Р. Халушаков; звукооператоры: И. Гунгер, К. Никитин
1947 — Всесоюзный парад физкультурниковполнометражный; цветной; режиссеры:  С. БубрикИ. Венжер; главные операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Трояновский; операторы:  Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер,  А. Козаков, П. КасаткинС. КоганБ. МакасеевВ. МикошаЮ. МонгловскийМ. ОшурковС. СеменовА. ХавчинВ. ЦитронА. ШафранА. Щекутьев; Г. Асатиани, А. БрантманГ. ГиберГ. ЗахароваС. Киселев, Ю. Кун, А. Левитан, Я. Марченко, Г. МонгловскаяМ. ПосельскийО. РейзманА. СеминМ. СиленкоР. ХалушаковБ. ШерСталинская премия (1948)
1947 — На страже мира; полнометражный; операторы: А. Шафран, Г. Бобров, Блажков, Шоломович, Нагорный, Левитан, А. Монгловский, Г. Монгловская, Чернявский, М. Ошурков, Придорогин, Рымарев, Репников, С. Коган, М. Посельский, Б. Небылицкий, О. Рейзман, Д. Каспий, А. Лебедев; Сталинская премия (1948)
1948 — Александр Николаевич Островский; реж.: И. Венжер; оператор
1948 — 32 миллиона (советская потребительская кооперация); режиссер: Р. Григорьев
1949 — 1 – Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Слава труду (восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, А. Медведкин, М. Славинская; операторы: Б. Небылицкий, К. Широнин, А. Крылов, О. Рейзман, Е. Мухин, В. Микоша, Л. Качурьян, В. Придорогин, А. Левитан, И. Запорожский, Э. Савельева, В. Штатланд, И. Долгов, А. Сологубов; Сталинская премия (1950)
1950 — Знание в массы (заседание членов президиума Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний; посетители в залах Политехнического музея; Академик Т. Д. Лысенко выступает с лекцией в Центральном лектории Политехнического музея; Академик С. И. Вавилов выступает на открытии сельского лектория колхоза "Огородный гигант" села Коломенское Московской области и др.); режиссер: Р. Григорьев; оператор; звукооператор: Д. Овсяников; автор текста: В. Полторацкий
1950 — Советский Дагестанполнометражный; режиссер: Р. Григорьев; операторы: Е. Мухин, О. Рейзман, Г. Епифанов 
1951 — Советское Приморье; полнометражный
1951 — День Воздушного флота СССР (фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. БеляковН. ВихиревГ. ЕпифановГ. ЗахароваА. Зенякин, А. Казаков, Д. КаспийА. КрыловС. КоганА. ЛевитанА. ЛиствинБ. МакасеевВ. ПридорогинО. Рейзман, Д. РымаревС. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. ФроленкоР. ХалушаковА. ШафранА. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. ЛеонгардтЕ. ЛозовскийН. Лыткин, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, Н. Пискарёв; асс. режиссера: С. ПумпянскаяН. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. ИстоминМ. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов
1954 — Дружба (о праздновании 10-летия возрождения Польши в городах Люблине, Москве, Киеве, Алма-Ате, Минске, пребывание польской делегации в СССР, советских делегатов в Польше); реж.:  Р. Григорьев; операторы: Н. Вихирев, О. Рейзман, Л. Арзуманов, Г. Асатиани, М. Беров, Н. Долгов, Г. Лейбман, С. Эпштейн 
1954 — Советский Узбекистан; полнометражный
1953 — По Хабаровскому краю
1955 — Максим Горький
1955 — Международные соревнования по лёгкой атлетике в Москве (участвовали  спортсмены ГДР, Венгрии, Болгарии, Швеции, Норвегии, Италии); реж.: А. Рыбакова; автор текста: И. Прок; операторы: Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Епифанов, Г. Захарова, В. Микоша, О. Рейзман, Б. Шер, В. Штатланд 
1955 — Московский электрический
1956 — Школьные годы (киноповесть об учащихся 1-10 классов в разных уголках страны; в фильме показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых); полнометражный; режиссер; авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: М. Прудников, О. Рейзман, И. Запорожский (?); композитор: Ю. Ефимов; диктор: Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский
1957 — Свет Октября; полнометражный
1958 —  Необыкновенные встречи (о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); операторы Кричевский А., Микоша В., Рейзман О.
1958 — Горький; полнометражный
1958 — Искусство большой правды; полнометражный
1958 — Белое золото нашей страны (фильм о хлопкоробах Узбекистана); полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: Ю. Бородяев, С. Гусев, Г. Епифанов, Л. Зайцев, Г. Захарова, М. Каюмов, В. Комаров, А. Левитан, Е. Лозовский, О. Рейзман, А. Семин, А. Сологубов
1958 — Необыкновенные встречи (фильм о судьбах детей, снятых в прошлые годы в к/ж "Пионерия"); полнометражный; режиссер и автор сценария: А. Ованесова; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский
1959 — Воспоминания о Ленине; главный оператор
1959 — Клятва над колыбелью
1960 — Женщины мира; режиссёр: С. Гуров; операторы: Г. Монгловская, О. Рейзман 
1960 — Слово матери
1960 — Советская выставка в Париже; главный оператор
1960 — Венгрия показывает
1961 — Выставка в Париже; реж.: К. Кулагина; операторы: Ю. Монгловский, О. Рейзман 
1961 — Вокруг Африки; автор-оператор
1961 — Сергей Лемешев (фильм о певце, народном артисте СССР С. Я. Лемешеве); режиссер: Тузова З.; автор сценария: Юдин Б.; оператор; автор текста: Браславский Л.
1961 — Для нашего дома; режиссер: С. Гуров 
1964 — Мы с тобой, Куба
1965 — Артек олимпийский

На премьере фильма «Аркадий Райкин» (1967). На фото (слева направо): асс. режиссера Е. Спиридонова (третья слева), оператор Оттилия Рейзман, режиссер Василий Катанян, Аркадий Райкин с супругой Розой Иоффе (вторая справа), директор картины Нина Мжедлова (на фото справа). Фото из частного архива.
1967 — Аркадий Райкин (фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр); полнометражный; авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома (Роза Иоффе); режиссер: В. Катанян; оператор; автор текстаГ. Шергова; асс. режиссера: Е. Спиридонова; звукооператор: И. Гунгер; директор картины: Н. Мжедлова
1968 — Буревестник (к 100-летию со дня рождения М. Горького); реж. О. Рейзман; операторы: А. Вакурова, А. Истомин, А. Савин
1968 — Буревестник (к 100-летию со дня рождения М. Горького); режиссёр
1968 — Они строят Москву; режиссёр
1971 — Всемирная книжная олимпиада

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Сняла более 500 сюжетов для летописи и киножурналов, в том числе: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Наука и техника", "Пионерия", "На страже СССР", "Советское искусство", "Советский спорт", "Новости дня", "Московсккая кинохроника", "Искусство", "Советское кино", "Советский воин", "Страна Советская", "Искусство".

1941 — Все силы народа на разгром врага № 3; реж.: Л. Степанова; оператор
1941 — Боевой киносборник № 5; Производство: Мосфильм, Центральная студия кинохроники; режиссеры: М. Слуцкий, П. Аташев; операторы: И. Беляков, И. Вейнерович, М. Глидер, О. Рейзман, В. Соловьев 

Новости дня 1954 № 10; операторы: Беляков В., Горчилин Н., Епифанов Г., Захарова Г., Макасеев Б., Ошурков М., Рейзман О.
Новости дня 1957 № 6; операторы: Гутман И., Егоров Ю., Захарова Г., Касаткин П., Мухин Е., Попова М., Рейзман О., Савин А.
Новости дня 1962 № 22; операторы: Михайлов А., Опрышко П., Попова М., Федяев Е., Семицкий В., Монгловская Г., Рейзман О., Михеев И., Мамаев Б., Захарова Г., Серов Г., Хавчин А.

1965 — Пионерия 1965 № 4операторы: Рейзман О., Аккуратов Е., Серов Ю.
1965 — По Советскому Союзу. Киноальманах № 15; реж. З. Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, С. Коган, О. Рейзман, А. Вакурова


Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси

  • Действия партизан В.Е. Лобанка. Операторы: О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
  • О боевых действиях Лепельской партизанской бригады им. И.В.Сталина.
  • Встреча партизан с армией. Операторы О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
    О встрече партизанских формирований с частями Красной Армии на территории Гомельской области.
  • Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска. Операторы: Г. Голубев, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк, 1943 г.
    О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований.
  • Боевые действия партизан. Оператор О.Б. Рейзман 1943 г.
    О Лепельской партизанской бригаде имени И.В.Сталина.
  • На командном пункте. Операторы: О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, 1943 г.
    О Чашникской партизанской бригаде.
  • Партизаны Белоруссии. Операторы: Т. Бунилович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников,1943 г.
    О боевых и диверсионных действиях партизанских формирований (бригады им. В.Т.Воронянского, им. В.И.Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан.
  • Освобождение Советской Белоруссии. Авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф.Садкович, режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович — БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.
    О наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.

Награды

1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 114/н от 11.05.1945 г.; Издан: ВС 2 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1949 — Сталинская премия (за фильм «На страже мира» (1948))
1951 — Сталинская премия (за фильм «Слава труду» (1949))
1985 — Орден Отечественной войны II степени

Цитаты

[...]Окончила ВГИК еще до войны. Молодая, улыбчивая женщина, она и представить не могла, что ее, с подругой оператором Машей Суховой, профессия приведет в партизанские отряды Белоруссии. Что, выходя с отрядом из окружения и продолжая снимать, будет убита Маша, а саму ее фронтовые дороги приведут в Будапешт и Прагу. И только в 1946 году ей доведется снять свой первый фильм о мирной жизни «Путешествие по родному краю». Потом было еще много фильмов и сюжетов для киножурналов, а в конце творческого пути ей полюбился киножурнал «Пионерия», и она даже стала режиссером многих номеров.[...]

Мая Попова, кинооператор (Материал опубликован в СК Новости № 3 (341) 18 марта 2016 г.), Источник

[...]В первый же день Великой Отечественной войны кинооператоров-хроникёров направили в различные соединения и части действующей армии снимать боевые действия. Направили всех, кроме девушек, полагая, что фронт — не лучшее место для женщин. Но не тут-то было. Отя и Маша подняли такой крик, требуя отправки на фронт, что, в конце концов, руководство студии, не выдержав женского визга, направило их в Белоруссию, в партизанское соединение, которым командовал знаменитый партизанский командир Батя. А направили их к партизанам потому, что были уверены - в опасные партизанские операции девушек брать не будут и им придётся довольствоваться съёмками партизанского быта.
Но судьба распорядилась иначе.
Через неделю после того, как девушки оказались у партизан, немцы большими силами, до двух дивизий, начали наступательную операцию против партизан. Учитывая сложившуюся обстановку, Батя предложил девушкам вернуться в Москву на ближайшем связном самолёте. Но Отя и Маша решительно заявили, что в Москве и без них хватает кинооператоров, а у партизан два дополнительных бойца очень даже могут быть полезны. После такого заявления девушки спрятали свои съёмочные аппараты в «сидоры» и стали действовать уже не киноаппаратами, а автоматами. В одном из боев Маша Сухова была убита, а Отя провоевала до Победы.
Когда Отя вернулась в Москву, грудь её украшали два боевых ордена.[...]

Иосиф Милькин, Источник

[...]Погодин сказал, что ему приказали рассыпать уже набранную в журнале пьесу «Офицер» и предложил мне поступить к нему в Сценарную мастерскую при Главкино. Условия: написать заявку на сценарий, а затем в течении года написать сам сценарий под руководством кого-либо из мастеров. Там платят вполне приличные стипендии, и он убежден, что я сценарий сделаю. Я тут же дал согласие, он показал мне в качестве образцов несколько заявок и велел через неделю принести нечто подобное. Я принес через три дня заявку о внезапной поездке двух враждующих меж собой шоферов, которую назвал «Очередной рейс». Он принял заявку, я поступил в Сценарную студию и за полгода сделал первый в своей жизни киносценарий под тем же названием. Его поставил на Свердловской студии режиссер Рафаил Гольдин, роли враждующих шоферов играли Георгий Юматов и Станислав Чекан, а главную женскую роль очень популярная в то время Изольда Извицкая.
Так я стал сценаристом, и в шестидесятом году был принят в только что образованный Союз Кинематографистов. В кино я работал с огромным удовольствием не только потому, что с детства любил его, но и понимая, что это — моя единственная литературная школа, в которой я приобрету навыки литературной работы.
Я начал писать пьесы просто потому, что ничего иного не умел, а как на сценариста на меня поглядывали весьма снисходительно. И я понимал, что это — правильно, поскольку при всей моей любви к кино сценарии у меня получались скверно. Я жаждал самостоятельности, а в театре на драматурга смотрят совсем по иному, нежели в кино. Там он традиционно уважаемый человек, тогда как в кино он всегда лишь черновик для режиссера.
Я очень быстро написал несколько пьес — «Стучите — и откроется», «Веселый тракт», «Начало», «Отчизна моя, Россия», что-то еще. Договоров со мной не заключали, но разрешения ( «ЛИТ») давали, и пьесы эти кое-где шли, но мало, а потому и заработок наш был весьма скромным А мы снимали комнаты, где только могли, что требовало затрат. Мы нахально записались в жилкооператив, но квадратные метры стоили дорого, и нам пришлось долго и старательно заниматься литературной поденкой.
И тут нам повезло. Наша добрая знакомая Оттилия Болеславовна Рейзман, известный фронтовой оператор порекомендовала нас на ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов). Там выходили еженедельные и ежемесячные киножурналы — «Новости дня», «Ровесник», «Пионерия», «Иностранная хроника», «Советский Союз» и другие. Текст в них был закадровым, вот нам и предложили его писать после просмотра немого варианта.
Мы быстро освоили эту профессию, потеснив многих авторов. Дело было не очень простым, поскольку требовалось уложить определенное количество слов информации в зависимости от снятого материала. Однако у нас был не только большой словарный запас, но и знание, где что искать. Текстами, как правило, занималась Зоренька, а я — писал. Писал от зари до зари в буквальном смысле слова, потому что учился писать так, чтобы меня читали. Я начинал и бросал романы и повести, потому что умел только кое-как строить сюжет, а мне хотелось научиться писать человеческие судьбы и человеческие характеры.[...]

Васильев Б.Л. Век необычайный (Изд.: — М: Вагриус, 2003), Источник

[ Страница дополняется материалами ]