Фото: «Фонтан «Бармалей» («Детский хоровод»). Сталинград, в 1943 год». Фото Сергея Струнникова.
Сталинградская битва — одно из масштабных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны (оборонительный период с 17 июля по 18 ноября 1942 г., контрнаступление с 19 ноября 1942 г.; 2 февраля 194З г. капитулировала последняя из окруженных в Сталинграде группировок немецко-фашистских войск).
В марте 1943 года режиссёр Леонид Варламов завершил работу над полнометражным фильмом «Сталинград». Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход битвы от начала и до конца. В фильме впервые были показаны залпы «Катюши».
Сталинградская битва — сражение между советскими и германскими войсками в ходе Великой Отечественной войны в течение 200 дней; включало Сталинградскую оборонительную операцию (17 июля — 18 ноября 1942) и Сталинградскую наступательную операцию (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943). По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Разгром немецких войск под Сталинградом обеспечило начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
В фильм вошли киносъёмки пятнадцати фронтовых кинооператоров группы кинохроники Сталинградского и Донского фронтов. Съемки, проводившиеся в течение 6-ти месяцев, дают полную картину событий битвы за Сталинград (ныне — Волгоград).
В фильм вошли кинокадры: производственные процессы в цехах Сталинградского тракторного завода, эвакуация колхозов, наступления советских войск, атака немецких танков, строительство оборонительных укреплений, беженцы, установка зенитных пулемётов, командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А. И. Ерёменко и член Военного Совета фронта Н. С. Хрущёв, бомбардировка Сталинграда немецкой авиации, формирование рабочих отрядов, оборона различных объектов города, уличные бои, горящий город Сталинград, переправа советских войск через реку Волгу, действия Волжской флотилии, высадка десанта, общий вид Сталинградской ГРЭС (районная тепловая электростанция), ремонт танков в одном из цехов ГРЭС, будни защитников Сталинграда, оказание помощи раненым, заседания военных советов Юго-Западного и Донского фронтов, наступление советских танков, пехоты, авиации, кавалерии, встреча бойцов Сталинградского и Донского фронтов, действия советской артиллерии, бомбардировка позиций противника, сдача немцев в плен, трупы немцев на улицах Сталинграда, группа пленных немецких генералов, пленный генерал-фельдмаршал фон Паулюс. Допрос Паулюса, торжественный митинг в честь освобождения Сталинграда.
НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ:
ПРОИЗВОДСТВО: Центральная студия кинохроники
План фильма: Л. Варламов, А. С. Кузнецов
Режиссер Л. Варламов
Автор дикторского текста Л. Гроссман
Операторы: В. Орлянкин, А. Софьин, Б. Вакар, Д. Ибрагимов, А. Казаков, А. Кричевский , Е. Мухин, М. Гольбрих, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, М. Посельский, Б. Шадронов, И. Кацман, Г. Островский, И. Малов
Начальник киногруппы А. Г. Кузнецов
Ассистент режиссёра: О. Артюнина, Б. Дембицкий
Текст читает Ю. Левитан
Музоформитель В. Смирнов
Песня (текст) поэта В. Лебедева-Кумача
Музыка композитора Б. Мокроусова
Звукооператор В. Котов
Художник И. Нижник
Военный консультант полковник И. Кобров
Директоры групп: Я. Яновер, Ю. Рогозовский
[...]Шесть месяцев кинооператоры Сталинградского и Донского фронтов находились на передовой линии огня. Они засняли около тридцати пяти тысяч метров пленки. Самоотверженный труд советских киножурналистов дал всему миру возможность ознакомиться с эпизодами прославившего стратегический гений гигантского сражения, нашего Верховного Главнокомандующего и доблесть советского народа.
В. Смирнов, Источник
Мы видим на экране тех, кто в течение месяцев был душой обороны Сталинграда. На командном пункте 62-й армии командующий армией генерал-лейтенант Чуйков, член Военного Совета генерал-лейтенант Гуров, начальник штаба армии генерал-майор Крылов. Мы видим командира легендарной гвардейской дивизии, оборонявшей центральную часть Сталинграда, генерал-майора Родимцева.
В начале фильма победа кажется далекой. Она кажется нечеловечески трудной. Современная война вошла со всем своим оружием в каменную плоть города, забилась в подвалы, под землю, в развалины, обрушилась с неба неисчислимым количеством немецких бомб. Войне было тесно: она ворочалась в грудах разбитого кирпича, проникла на чердаки и в подземелья.[...]
Умеющие хорошо воевать немцы пропустили некоторые наши части вперед, почти к Харькову, и быстро отрезали их от основных сил. Довольно большая часть нашей оказалась окруженной и отрезанной от своих основных сил.
Михаил Посельский, фронтовой оператор, Источник
Прекратилось снабжение боеприпасами и продовольствием. Все попытки вырваться из окружения с каждым часом приносили еще большие потери. В воздухе господствовала немецкая авиация, которая не только наносила бомбовые удары по отступающим, но и сеяла панику в наших рядах.
Рука оператора не поднималась снимать такое, да и сами отступающие не позволяли направить в их сторону аппарат:
— Зачем снимать такое? Прекрати съемку! Буду стрелять…
После отступления мы оказались у берегов Волги, в Сталинграде. Наш начальник А.Кузнецов выдал операторам из неприкосновенного запаса последние 300 метров пленки, чтобы мы сняли кадры еще целого города. Сталинград растянулся вдоль Волги на 60 км. Чтобы показать на экране масштабы города, необходимо было снимать с воздуха. Выполнить такую съемку можно было только в дневное время — на глазах у противника. Организовать и осуществить эту работу было поручено мастеру воздушных съемок Б.Щадронову и одному из одному из руководителю киногруппы Ю. Рогозовскому.
23-го августа воздушные стервятники Геринга сбросили на город тысячи авиабомб. Наши корреспонденты Н.Вихирев, Г.Островский, Д.Ибрагимов, Б.Щадронов и другие снимали в разных районах Сталинграда последствия налетов на город фашистской авиации.
На командный пункт Сталинградского фронта прибыл представитель ставки Верховного командования Георгий Константинович Жуков. Фронтовая киногруппа получила возможность снять маршала.
— Это еще что такое? — спросил Жуков, когда увидел у себя на командном пункте операторов.
— Мы — фронтовые операторы,— бодро рапортовал Женька Мухин, — прибыли сюда выполнить распоряжение нашего режиссера Варламова. Хотим для фильма о Сталинградской битве снять вас на командном пункте.
— Так вот, — сказал Жуков, — главный режиссер тут я, и делать съемки надлежит не здесь, а вон там…—Командующий указал рукой в сторону «балки смерти», где уже вторые сутки решалась судьба Сталинграда. — Сейчас им в помощь мы подбросили гвардейцев танкистов. Отправляйтесь туда и там снимайте героев битвы…
Сказанное Жуковым звучало жестко и убедительно. Нам пришлось покинуть КП, не сняв там ни единого кадра. Надо было идти туда, куда приказал Жуков. Не без гордости мы с оператором Женей Мухиным потом вспоминали, как по личному приказу маршала попали в самую гущу боя и сняли кадры, почти полностью вошедшие в фильм «Сталинград».