Аркадий ЗЕНЯКИН

оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Аркадий Михайлович ЗЕНЯКИН

Дата рождения:
26 января 1915
Козлов, Тамбовская губерния, Российская империя

Дата смерти:
02 апреля 1990 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Зенякин Аркадий Михайлович (13 (26) января 1915 — 02 апреля 1990). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). 
С 1930 — учитель начальной школы в Тульской области.
В 1932 — секретарь Богородицкого райисполкома.
В 1932 — 1933 — председатель профсоюза МТС в Богородицке.
В 1933 — 1936 — рабочий Метростроя.

В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. 
В 1940 — 1941 — проходил службу в рядах РККА.
1941 — 1943 — командир пулемётного расчёта, сержант стрелкового полка 3-го Белорусского фронта. Творческую деятельность начал в Белоруссии – снимал сюжеты для киножурналов. Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
В 1944 году  по инициативе А.И. Медведкина были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки.
Зенякин под руководством А.И. Медведкина, совместно с кинооператорами Николаем Лыткиным, и Георгием Голубовым, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки непосредственно во время ведения боя. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев).
В 1945 — 1990 — оператор, с конца 1950-х годов режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1945 —  Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы:  А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг
1945 — Разгром Японии; полнометражный; авторы фильма и руководители фронтовых съёмок:  А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота
1946 — 1-ое Мая; реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1947 — Карело-Финская ССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: А. Братман, А. Зенякин
1948 — День воздушного флота СССР; реж.: В. Бойков, Л. Кристи; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1948 Ко дню Военно-Морского флота; реж.: Н. Соловьёв; операторы: А. Зенякин, А. Воронцов, М. Прудников, Л. Котляренко, Фельдман
1948 На родину!; операторы: Д. Каспий, А. Зенякин, А. Крылов, С. Репников, В. Комаров, Е. Мухин, М. Прудников, Л. Рымарев
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; полнометражный; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер-оператор: Роман Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский
1960 — Зимняя фантазия 
1960 — Живопись Святослава Рериха
1961 — В гостях у соседей
1964 — Страницы бессмертия
1966 — Занавес не закрывается
1988 — Звездный. Космические будни; реж.; автор сценария
1987 — Бела Кун; реж.
1986 — Родом из Звездного; реж., автор сценария
1984 — Человек летает на работу; реж.
1975 — Художник Ренато Гуттузо; реж.-оператор
1975 — "Жигули" — миллионный; реж., автор сценария
1972 — Сокровище Самотлора; реж.
1972 — Причалы КамАЗа; реж.
1970 — Фронтовики, наденьте ордена!; реж.
1968 — 10 минут в танце; реж.
1966 — Занавес не закрывается; реж.
1956 — Моды сезона; реж.

[Страница дополняется]

Звания

1968 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1943 — Медаль "За отвагу" (19.09.1943)
1944 — Орден Славы III степени (11 июля 1944)
1945 — Орден Красной Звезды (27.07.1945)

Цитаты

[...]Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов. [109]
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.
А в тот день мы просто разговаривали о войне, о судьбах наших, о друзьях, которые далеко. Допоздна длилась беседа, и жаль было расставаться. Но дело есть дело. Оно прежде всего.[...]

Семён Школьников, кинооператор, режиссёр, Источник