Аркадий ЗЕНЯКИН

оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Аркадий Михайлович ЗЕНЯКИН

Дата рождения:
26 января 1915
г. Козлов, Тамбовская губерния, Российская империя

Дата смерти:
02 апреля 1990 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Зенякин Аркадий Михайлович (13 (26) января 1915 — 02 апреля 1990)*. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Награжден орденами: орден Славы III степени (1944), орден Красной Звезды (1945). Член СК СССР — СК России.

С 1930 — учитель начальной школы в Тульской области.
В 1932 — секретарь Богородицкого райисполкома.
В 1932 — 1933 — председатель профсоюза МТС в Богородицке.
В 1933 — 1936 — рабочий Метростроя.

В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. 

Участник Великой Отечественной войны. С января 1945 года — фронтовой кинооператор.

В 1941 — 1943 — командир пулеметного расчета, сержант 291-го стрелкового полка 63-й дивизии 3-го Белорусского фронта.

С 01 января 1945 — оператор киногруппы 3-го Белорусского фронта, затем 1-го Дальневосточного фронта.

Один из руководителей второй команды сержантов-операторов, организованной режиссером Александром МедведкинымВ 1944 году  по инициативе А.И. Медведкина были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки. Зенякин под руководством А.И. Медведкина, совместно с кинооператорами Николаем Лыткиным, и Георгием Голубовым, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки непосредственно во время ведения боя. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев).

Снимают операторы (слева направо): Леонид Котпяренко, Аркадий Зенякин. Фото из семейного архива Ирины Котляренко (дочери Л. Котляренко).

В 1945 — 1990 — оператор, с конца 1950-х годов режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
___________________________________
Примечание:
* А. Дерябин "Создатели фронтовой кинолетописи" (Изд.: —М.; Госфильмофонд России, 2016; с. 324).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1945 —  Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы:  А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг
1945 — Разгром Японии; полнометражный; авторы фильма и руководители фронтовых съёмок:  А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота
1946 — 1-ое Мая; реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1947 — Карело-Финская ССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: А. Братман, А. Зенякин
1948 — День воздушного флота СССР; реж.: В. Бойков, Л. Кристи; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1948 Ко дню Военно-Морского флота; реж.: Н. Соловьёв; операторы: А. Зенякин, А. Воронцов, М. Прудников, Л. Котляренко, Фельдман
1948 На родину!; операторы: Д. Каспий, А. Зенякин, А. Крылов, С. Репников, В. Комаров, Е. Мухин, М. Прудников, Л. Рымарев
1950 — Дальний Восток
1950 — Советский Казахстан; полнометражный

1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; полнометражный; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер-оператор: Роман Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский
1954 — Первая весна (фильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье); полнометражный: реж.: . Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин
1955 — Чемпионы мира по футболу в Москве (встреча футболистов Советского Союза с командой ФРГ в г. Москве на стадионе "Динамо"); реж.: А. Рыбакова; операторы: М. Ошурков, О. Арцеулов, Г. Захарова, А. Зенякин, С. Коган, А. Кричевский, Л. Максимов, Б. Макасеев, В. Скоробогатова, Б. Фроленко, В. Ходяков, А. Хавчин, Р. Халушаков
1955 — Счастье трудных дорог (Страницы жизни советской молодежи); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, И. Посельский; авторы сценария:  А. Аджубей, И. Котенко; операторы: Е. Ефимов, А. Зенякин, А. Кричевский, Л. Зайцев, В. Мищенко, Г. Захарова, А. Савин, А. Истомин, Н. Степанов, Е. Лозовский, А. Хавчин, П. Шлыков
1955 — Варшавские встречи
1955 — В гостях у птиц и зверей; реж.-оператор
1955 — Египет
1955 — На первенстве мира по конькам (Первенство мира по конькам на стадионе "Динамо" в Москве); реж.: И. Посельский; операторы: И. Гутман, А. Зенякин, Ю. Леонгардт, К. Пискарев, Н. Соловьев, А. Сологубов
1955 — СССР — Швеция (Международные встречи сборных команд по хоккею); реж.: Б. Вейланд; опеарторы: М. Ошурков, Р. Халушанов, А. Зенякин, А. Крылов

1956 — Памятники древней культуры Египта
1956 — События в Порт-Саиде
1956 —  Из глубины веков
1956 — Выставка английской моды в Москве
1956 — Ленинград. Осень
1956 — Моды сезона (модели одежды весенне-летнего сезона для женщин, мужчин, детей. Демонстрация моделей в Московском Общесоюзном Доме моделей.); реж: И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1956 — Песни над Вислой; полнометражный
1957 — Над нами синее небо
1957 — Ленинградская осень; широкоэкранный
1957 — На Синайском полуострове
1957 — Неделя в совнархоз; реж.-оперератор
1958 — Когда цветет сакура; полнометражный
1958 — На международной ярмарке в Осаке
1958 — Среди птиц и зверей; широкоэкранный
1959 — На льду и на воде; реж.-оператор
1959 — Богатая осень
1959 — Встречи на ледяной арене; реж.-опер.
1959 — Выставка японского искусства
1960 — Арена дружбы; реж.-опер.
1960 — Зимняя фантазия
1960 — Живопись Святослава Рериха; реж.-опер.
1960 — Намасте
1960 — В Сенегале
1961 — В гостях у соседей

1961 — Песня и труд
1962 — Японские новеллы; реж.-опер.
1962 — В Новой Зеландии; реж.-опер.
1963— Далекая Австралия; полнометражный; реж.-опер.
1963 — Австралия и Океания; реж.-опер.
1963 — Сиримаво Бандаранаике; реж.-опер.
1964 — Страницы бессмертия

1966 — Занавес не закрывается; реж.
1966 — «Интерпрессфото—бб»
1968 — 10 минут в танце; реж.
1970 — Фронтовики, наденьте ордена!; реж.
1972 — Сокровище Самотлора; реж.
1972 — Причалы КамАЗа; реж.
1975 — Художник Ренато Гуттузо; реж.-оператор
1975 — "Жигули" — миллионный; реж., автор сценария
1986 — Звездный. Космические будни; реж.; автор сценария
1986 — Родом из Звездного; реж., автор сценария
1987 — Бела Кун; реж.
1984 — Человек летает на работу; реж.
1987— Португальская делегация в СССР
1988 — Дамаск — Москва — Космос; автор сценария, режиссер
1989 — Звездные космические будни
_______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 75).

Звания

1968 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1943 — Медаль "За отвагу" (19.09.1943)
1944 — Орден Славы III степени (11 июля 1944)
1945 — Орден Красной Звезды (27.07.1945)

Цитаты

[...]Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов. [109]
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.
А в тот день мы просто разговаривали о войне, о судьбах наших, о друзьях, которые далеко. Допоздна длилась беседа, и жаль было расставаться. Но дело есть дело. Оно прежде всего.[...]

Семён Школьников, кинооператор, режиссёр, Источник

[ Страница дополняется материалами ]