Самуил БУБРИК

кинорежиссёр, сценарист

Полное имя:
Самуил Давидович БУБРИК

Дата рождения:
23 июня 1899
г. Белосток, Белостокский уезд, Гродненская губерния, Российская империя

Дата смерти:
16 октября 1965 (66 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 18.11.2022 в 00:16.

Бубрик Самуил Давидович (10 (23) июня 1899, Белосток — 16 октября 1965, Москва) — режиссёр документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1948). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1949). Беспартийный.

С 1929 — режиссер киностудии «Культурфильм».
С 1931 — ассистент режиссера, режиссер кинофабрики «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники. Специализировался в области документально-биографических фильмов.

"Родился в семье служащего в 1899 году. С 1908 по 1915 учился в Белостокском коммерческом училище. В 1915 вместе с родителями эвакуирован в Москву. Образование продолжал в Московском коммерческом училище, которое окончил в мае 1917 года. В том же году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института и  в Художественную школу живописи, ваяния и зодчества ...
В 1920 году уехал в Берлин, где работал в различных советский организациях Внешторга...
В 1928 году поступил в режиссёрскую мастерскую С.М. Эйзенштейна при Государственном техникуме кинематографии.
В конце 1929 пришёл на кинопроизводство. Работал сначала ассистентом режиссёра на фабрике «Культурфильм», а с 1932 года режиссёром «Союзкинохроники» (позднее — Центральной студии документальных фильмов).
В течение 1931 —1935 годов работал в выездных редакциях кинопоезда.
Начиная с 1937 года принимал участие в выпуске киножурнала «Советское искусство».
С 1938 года снимаю главным образом историко-биографические документальные фильмы. Ряд из них отмечен премиями на Международных кинофестивалях..."

Из автобиографии, написанной Самуилом Бубриком 27 марта 1958 года (хранилась в архиве ЦСДФ[1

Участвовал в работе выездных киноредакций и кинопоезда «Союзкинохроники», организованного режиссером Александром Медведкиным

6 июля 1931 года редакция в составе режиссеров Я. БлиохаС. Бубрика, операторов Б. МакасееваС. Хмёлева, асс. оператора П. Лампрехта выезжает на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты. Киноредакция побывала на Кузнецкстрое, шахтах Кузбасса и др. 

(Журнал "Пролетарское кино" №12 за 1931 год)

Выездная редакция кинопоезда «Союзкинохроника». 1931 год. На фото (слева направо): (неустановленное лицо), асс. оператора П. Лампрехт, оператор С. Хмелев, режиссер С. Бубрик, нач. кинопоезда Я. Блиох, оператор Б. Макасеев. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

В январе 1932 — марте 1933 — командовал агитационным кинопоездом «Союзкинохроники» режиссер Александр Медведкин (участник Гражданской войны, политработник 1-й Конной армии).

«Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. Бубрик, С. Гуров, Н. Кармазинский, Ф. Киселёв, В. Ешурин, М. Трояновский, А. Кричевский и другие видные кинодокументалисты»

(Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981)

Самуил Бубрик был автором сценария большинства своих картин. Снимал авиапарады (1935, 1938, 1939, 1940) совместно с режиссёрами — Рафаилом Гиковым, Ириной Сеткиной, Лидией Степановой, Марианной Фиделевой

С 1941 — режиссер Куйбышевской студии кинохроники.

В начале Великой Отечественной войны (1941 — лето 1942) находился в эвакуации вместе с киностудией в Куйбышеве (ныне Самара) — Центральная студия кинохроники была эвакуирована из Москвы на базу Куйбышевской студии кинохроники (осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения; часть творческих работников Центральной студии кинохроники была эвакуирована в Куйбышев, часть в Алма-Ату, где они продолжили работу на Алма-Атинской студии кинохроники. — Прим. ред. #МузейЦСДФ).

С 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники.

В 1942 — 1943 гг. — режиссер киножурналов «Советское искусства» (выходил в 1933 — 1945 гг.) и «Новости дня» (киножурнал выходил с 1944 по 1983 годы пять раз в месяц).

Съемочная группа ЦСДФ в Георгиевском зале Кремля. Нач. 50-х годов. На фото (слева направо): звукооператор Кирилл Никитин, операторы Юрий и Галина Монгловские, режиссер Самуил Бубрик, асс. оператора Семён Скраливецкий, операторы Мая ПоповаИван БеляковРегина Вилесова, асс. оператора Иван Филатов, неустановленное лицо, оператор Вячеслав Ходяков. Фото из семейного архива Е.В. Бойковой (дочери М.Н. Поповой).

Умер Самуил Бубрик в 1965 году. Среди его бумаг были обнаружены рукописи интересных теоретических работ о становлении и развитии документально-биографического жанра в документальном кино; воспоминания о встречах с ГорькимМаяковскимЕсенинымЭйзенштейном, другими деятелями русской и зарубежной культуры, оказавшими на него влияние; яркие, сочные биографические заметки, поражающие превосходным знанием быта, типажей различных социальных слоёв.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные документы, связанные с жизнью и творчеством Самуила Бубрика, фотографии, переписка, в том числе: 

  • статьи "Опыт работы выездных киноредакций" (1931), "О документально-биографическом фильме" (1958) и др.;
  • литературные и режиссерские сценарии, монтажные листы, фото кадров, планы съемок фильмов: "Максим Горький" по сценарию Л. В. Никулина (1941 — 1958), "Ферапонт Головатый" (1943), "Праздник песни Советской Латвии" (1948), "Пушкин" (1949) и др.  (1941 — 1964);
  • доклады, очерки, заметки: о работе кинооператоров, об И.П. Копалине, С.Я. Маршаке и др. (1952 — 1963);
  • выступления на обсуждениях сценариев и фильмов (1950 — 1963);
  • воспоминания: "Встречи с Эйзенштейном", "На юбилее Шаляпина" и др. (1960 — 1965);
  • автобиографии 2 (1958, 1962; всего около 40 рукописей);
  • статьи и заметки о С. Д. Бубрике (1934 — 1965);
  • письма С. Д. Бубрика (машинописные копии): И.Г. Большакову (1949), С.С. Гейченко (1949), В.В. Ермилову (1953), Н.Д. Зелинскому (1951), О.Н. Писаржевскому (1961), Ю.И. Солнцевой (1961) и др. 
  • Литературные сценарии и дикторские тексты: А. Н. Анастасьев "К. С. Станиславский" (1962), П. П. Бажов "Искусство Урала в дни войны" (1943), В. В. Ермилов "Чехов" (1954) и др. 
  • Почетные грамоты С. Д. Бубрика (1932 — 1949);
  • афиши кинофильмов (1936 — 1964);
  • договоры и переписка с киностудиями (1948 — 1964);
  • Адреса, поздравительные телеграммы С. Д. Бубрику в связи с присуждением Государственной премии, с награждениями и юбилеями: Мин-ва кинематографии СССР, Центральной студии документальных фильмов и др. киноорганизаций (1948 — 1959);
  • Фото С. Д. Бубрика, индивидуальные и в группах с И. Э. Грабарем, Й. Ивенсом, В. И. Качаловым, М. М. Климовым, О. Л. Книппер-Чеховой, Г. М. Кржижановским, А. Н. Крыловым, Кукрыниксами, Н. Ф. Погодиным, П. П. Соколовым-Скаля, Н. С. Тихоновым, М. И. Царевым и др., 49 (1931 — 1961).
_______________________
1. Самуил Бубрик (из книги "Летописцы нашего времени". Режиссёры документального кино; с. 161- 162; составители: Г. Прожико, Д. Фирсова,  — М.; Изд. "Искусство", 1987).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1931 — За качествоабота цехов на заводе "Динамо"; строительство Магнитогорского металлургического комбината; Днепрогэс.); полнометражный; производство: Союзкинохроника; режиссеры: Я. БлиохС. Бубрик; операторы: В. Боков, Б. Макасеев 
1932 — 15-я годовщина Октября (Пятнадцатый Октябрь); производство: Союзкинохроника;  режиссеры: Я. Блиох, С. Бубрик; звукооператор Н. Бертран (учетный № РГАКФД: 2818)
1932 — Пятнадцатый Октябрь; производство: Союзкинохроника; режиссеры: Я. Блиох, С. Бубрик;  (учетный № РГАКФД: 13518)
1933 — Товарищ прокурор (о показательном "суде" над паровозной бригадой); реж.: С. Бубрик, С. Гуров; операторы: В. Соловьёв, Г. Шулятин
1933 — Звено Победы; производство: Кинопоезд им. Ворошилова; оператор: И. Антонов
1935 — Возвращённая жизнь (о коммуне им. Дзержинского); режиссер; операторы: И. Беляков, В. Соловьев, Н. Степанов; асс. режиссера: И. Генина; звукооператоры: С. Ренский, С. Семенов; музоформитель Г. Гамбург
1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство:  Союзкинохроника и "Союзтехфильм"; режиссеры: Н. КармазинскийЛ. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; операторы: операторы: А. Лебедев и др.; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран, Б. Верховский
1936 — Праздник народов (празднование 19-ой годовщины Октября в Москве); режиссеры: И. Сеткина, С. Бубрик, С. Гуров; звукооператоры: Н. Бертран, С. Семенов
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); полнометражный; производство: Союзкинохроника; режиссеры: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А.Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсяников, Г. Гейгнер, Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1936 — Праздник весны социализма; производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: С. Бубрик, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: нет данных; другие создатели: Ф. Николаевский, Л. Яновский, Н. Бертран, С. Семенов

1936 — Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г.
1937 — Путешествие по СССР
1937 — Визит дружбы ( пребывание американских эсминцев № 213, 217, 211 и флагманского крейсера "Аугуста" на рейде во Владивостокском порту); производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: С. Бубрик, С. Гуров; операторы: В. Гласс, А. Кушешвили; музоформитель А. Гран, звукооператор Д. Овсяников
1937 — Подвиг сталинских соколов (беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый 12 — 14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — М.М. Громов, второй пилот — майор А.Б. Юмашев и штурман — военинженер 3-го ранга С.А. Данилин); производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: С. Бубрик, С. Гуров; оператоыр: нет данных; музоформитель А. Гран; звукооператор Д. Овсяников
1937 — Приятного аппетита (о предприятиях пищевой промышленности в СССР); производство: Московская студия кинохроники; режиссер С. Бубрик; оператор М. Глидер; сценарист Э. Двинский; асс. оператора М. Сухова; звукооператор Д. Овсяников
1939 — Памяти Б.В. Щукина (спецвыпуск) (прощание с Народным артистом Союза ССР); производство: Московская студия кинохроники; режиссер: С. Бубрик; операторы: К. Соломаха, С. Школьников; звукооператор А. Камионский; музоформитель Г. Гамбург
1939 — Кукольный театр (о  кукольном театре С. В. Образцов); режиссер

1940 — Владимир Маяковский (новая редакция фильма — 1955); производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Бубрик; операторы: В. Соловьев, С. Семенов; музоформители: А. Рубиновия, А. Гран; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров, М. Соболев
1940 — В Советской Литве; режиссер; операторы: М. Беров, Г. Голубев; асс. режиссера: И. Генина, И. Маркелова; звукооператор А. Каминский; мзоформитель Н. Рубинштейн
1940 — В Советской Латвии; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятин; асс. режиссера: И. Генина, И. Маркелова; звукооператор А. Каминский; музоформитель Г. Гамбург
1940 — В Советской Эстонии; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер; операторы: Г. Донец, Е. Учитель, Г. Шулятин; ассистент режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор А. Камионский, музоформитель Г. Гамбург
1940 — Праздник сталинской авиации (авиапарад в Москве в Тушино); режиссер С. Бубрик; оператор В. Штатланд; ассистенты режиссера: И. Генина, Т. Ширман; музоформитель А. Гран; звукооператор Д. Овсяников
1941 — Максим Горький (новая редакция фильма — 1958); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Шафран, О. Рейзман, Н. Самгин, С. Семенов; ассистент оператора Ф. Леонтович, А. Рубанович, Н. Салютин; звукооператоры: В. Нестеров, М. Соболев; музоформители: А. Гран, А. Шварц;  ассистенты режиссера: И. Генина, Г. Дик
1944 — За честь, свободу и независимость (митинг славян-воинов в Москве); режиссер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, Б. Макасеев, С. Семенов, Р. Халушаков; звукооператоры: С. Сенкевич, Д. Смирнов
1944 — Гимн Советского Союза; режиссер; оператор С. Семенов; звукооператор В. Котов; ассистент режиссера М. Спандарян

1945 — Праздник советской науки (о праздновании 220-летнего юбилея Академии наук СССР); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, А. Хавчин, А. Брантман, О. Иванов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, С. Семенов, М. Оцеп, В. Фроленко, Р. Халушаков, М. Цирюльников, В. Штатланд, А. Щекутьев; ассистент режиссера М. Спандарян; ассистент оператора Л. Зайцев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников, диктор М. Лебедев
1945 — Кардиф – Сити – Динамо (спецвыпуск); режиссер С. Бубрик; операторы: В. Ешурин, А. Хавчин; звукооператор И. Гунгер; музоформитель Д. Блок; редактор С. Кантор
1945 — К пребыванию в Москве И. Броз Тито и министра иностранных дел И. Шубашича (спецвыпуск); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, С. Семенов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Штатланд, М. Оцеп, Г. Монгловская; автор текста Г. Фрадкин; асс. режиссера М. Спандарян; музоформитель Г. Гамбург; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; асс. оператора А. Зайцев
1945 — Похороны маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова (Москва; 17-28 марта 1945 года); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, А. Кричевский, Б. Макасеев, Г. Монгловская, М. Оцеп, С. Семенов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон, В. Штатланд;звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров, В. Котов

1945 — Первомайский парад в Москве; полнометражный; режиссеры: И. Венжер, И. Сеткина, С. Бубрикоператоры:  С. Семенов, М. Оцеп, Б. Макасеев, В. Штатланд, А. Хавчин, Б. Эйберг, Приезжев, С. Гусев, Б. Шер, Г. Монгловская, Д. Рымарев, Гинзбург, А. Щекутьев, В. Микоша, В. Соловьев, Е. Мухин, Ю. Екельчик, И. Гутман, Гольбрих, И. Мартов, Г. Гибер, М. Глидер, Я. Берлинер, Ю. Фирганг, А. Каиров, Е. Лозовский, А. Шафран, А. Семин, В. Петров, В. Яковлев; музоформители: С. Чернецкий, А. Ройтман; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; режиссер С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов
1946 — Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР; режиссер С. Бубрик; операторы: Г. Бобров, Т. Бунимович, Б. Дементьев, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгольский, Н. Петросов, А. Щекутьев
1946 — Локомотив (Болгария) - Торпедо (Москва); режиссер
1946 — Встреча Н. А. Булганина с избирателями Щербаковского округа г. Москвы; режиссер
1946 — Народные таланты; режиссер; операторы: Ю. Монгловский, А. Семенов, А. Щекутьев; ассистент режиссера К. Кулагина; звукооператоры И. Гунгер, Межибовский

1947 — Наш кандидат Н.Г. Клюева; режиссер
1947 — В день выборов; режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, , В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман
1947 — Слава Москве (празднование 800-летия города Москвы); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, С. Бубрик, Я. Бабушкин
1947 — Всесоюзный парад физкультурниковполнометражный; цветной; режиссеры:  С. БубрикИ. Венжер; главные операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Трояновский; операторы:  Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер,  А. Козаков, П. КасаткинС. КоганБ. МакасеевВ. МикошаЮ. МонгловскийМ. ОшурковС. СеменовА. ХавчинВ. ЦитронА. ШафранА. Щекутьев; Г. Асатиани, А. БрантманГ. ГиберГ. ЗахароваС. Киселев, Ю. Кун, А. Левитан, Я. Марченко, Г. МонгловскаяМ. ПосельскийО. РейзманА. СеминМ. СиленкоР. ХалушаковБ. ШерСталинская премия (1948)
1948 — Виссарион Белинский; режиссеры: С. Бубрик, В. Николаи
1948 — Праздник песни Советской Латвии; производство: Рижская киностудия; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Шафран, В. Масс, И. Касаткина, Г. Шулятин
1949 — Пушкин; полнометражный; режиссеры: С. Бубрик, В. Николаи; операторы: А. Левитан, В. Микоша, Г. Бобров, А. Семин, А. Шафран, Н. Долгов, А. Хавчин 
1949 — Мир победит войну ильм о Всесоюзной конференции сторонников мира; заседание конференции в Доме Союзов в г. Москве); режиссер: С. Бубрик, С. Герасимов, Е. Свилова; операторы: А. Хавчин, Г. Голубов, А. Грек, О. Григор, Г. Захарова, Д. Каспий, А. Листвин, С. Семенов
1951 — Академик Зелинский; режиссер С. Бубрик; оператор А. Левитан; звукооператор И. Гунгер, автор текста С. Нагорный
1951 — Юбилей Большого театра (торжественное заседание, посвященное 175-летию Большого театра СССР); режиссер; главный оператор: Левитан А.; операторы: Беляков И., Епифанов Г., Захарова Г., Макасеев Б., Монгловская Г., Монгловский Ю., 
Ошурков М., Семин А., Хавчин А., Ходяков В.; музыкальное оформление: Ройтман А.; асс. режиссёра; Плотникова В.
1951 — Москва голосует за пакт мира; режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Грачев, Г. Захаров, А. Левитан, П. Опрышко, К. Пискарев, И. Сокольников, А. Хавчин, В. Ходяков
1951 — Дело мира победит (открытие Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве); режиссер С. Бубрик; операторы: А. Хавчин, М. Глидер, Г. Захарова, Е. Мухин, Ю. Монгловский, М. Ошурков, В. Ходяков; звукооператоры: К. Никитин, З. Уздин
1951 — Владимир Маяковский; режиссер С. Бубрик; оператор А. Левитан; автор сценария С. Нагорный
1952 — 500-летие со дня рождения Леонардо да Винчи; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Шафран, В. Страдин, П. Опрышко
1953 — Лев Толстой; полнометражный; режиссер С. Бубрик; авторы сценария: Л. Никулина, С. Бубрик; оператор Е. Ефимов; звукооператор К. Никитин; асс. режиссера Л. Дербышева
1954 — А.П. Чехов (новая редакция — 1959); полнометражный; режиссер С. Бубрик; оператор Е. Ефимов; автор текста В. Ермилова; музыка Н. Иванов-Радкевич; звукооператор К. Никитин
1955 — Маяковский; полнометражный; режиссер С. Бубрик; оператор  А. Левитан; композитор А. Муравьёв; музоформление Г. Гамбург; звукооператор И. Гунгер; диктор Я. Смоленский; консультант В. Перцов
1955 — 1905 год  (хроникально-документальный, историко-публицистический фильм, посвященный революции 1905 года в России); полнометражный; авторы сценария: С. Бубрик, Л. Никулин; режиссер С. Бубрик; оператор Е. Ефимов; композитор Н. Иванов-Радкевич, звукооператолр С. Ключевский, графическое оформление В. Крестьянинов, ассистент режиссера Н. Строганов, консультанты А. Панкратова, Г. Костомаров, редактор А. Виноградова, диктор С. Богомолов, директор Н. Васильев
1956 — Достоевский; режиссёр; сценарист в соавторстве с В.В. Ермиловым; оператор Е. Ефимов; композитор Н. Иванов-Радкевич; звукооператор И. Гунгер; автор текста Ф. Евнин; редактор А. Виноградова
1956 — Бернард Шоу; режиссер С. Бубрик; Е. Ефимов, Л. Котляренко; автор текста П. Балашов, звукооператоры С. Ключевский, С. Сенкевич
1957 — Здесь жил Ленин; полнометражный; авторы сценария: Е. Кригер, С. Бубрик; режиссер С. Бубрик; оператор Е. Ефимов; композитор Н. Иванов-Радкевич; диктор С. Богомолов; звукооператор С. Ключевский
1958 — Роберт Бернс (к 200-летию со дня рождения); оператор П. Касаткин; сценарист в соавторстве с С.Я. Маршаком
1958 — На международной ярмарке в Осака (Пятая Международная торгово-промышленная выставка-ярмарка в г. Осака (Япония); режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Семин; автор текста В. Горохов; диктор Р. Выгодский; звукооператор С. Ключевский
1958 — Горький; полнометражный; режиссер С. Бубрик; операторы: О. Рейзман, Н. Самгин, С. Семенов, А. Шафран; композитор Л. Шварц; звукооператоры: С. Ключевский, М. Соболев; музоформитель И. Швейцер; ассистент режиссера И. Генина; консультант С. Туманов; диктор С. Богомолов; графическое оформление Н. Кольцов; директоры фильма: П. Павлов, Г. Дик
1959 — Чехов; полнометражный; режиссер С. Бубрик; оператор Е. Ефимов
1959 — Надежда Константиновна Крупская; автор сценария Е. Кригер; режиссер С. Бубрик; оператор Е. Ефимов; звукооператор С. Ключевский
1960 — Вива, Куба!; режиссер С. Бубрик; операторы: В. Комаров, О. Лебедев; звукооператор К. Никитин; музыка В. Васильев; автор текста Г. Кублицкий; диктор Л. Хмара; ассистент режиссера Т. Казакова
1960 — А.И. Микоян в Кубинской Республике; режиссер С. Бубрик; операторы: В. Комаров, О. Лебедев; автор текста В. Андрианов; диктор Р. Выгодский; звукооператор В. Георгиевская
1960 — Искусство страны гор (декада искусства и литературы Северо-Осетинской АССР в г. Москве); режиссер С. Бубрик; операторы: А. Кричевский, Л. Панкин; звукооператоры: В. Котов, С. Сенкевич
1960 — Четверо отважных (фильм посвящен советским воинам — героям 49-дневного дрейфа в Тихом океане на барже Т-36, потерпевшей бедствие во время шторма); режиссер С. Бубрик; операторы: В. Комаров, О. Лебедев
1961 — Рабиндранат Тагор; режиссер и сценарист (в соавторстве с М.Л. Матусовским) С. Бубрик; оператор И. Бгацев; художник В. Юрлов; композитор В. Гевиксман
1961 — Творение света (об академике С.И. Вавилове); режиссер С. Бубрик; оператор: П. Касаткин  
1961 — Академик Зелинский; режиссер С. Бубрик; оператор А. Левитан
1962 — Путешествие в мир книг (о Государственной публичной библиотеки им. Ленина); сценарист (в соавторстве с М.Л. Матусовским) и режиссер С. Бубрик; оператор: П. Касаткин
1963 — Станиславский; режиссер С. Бубрик; оператор: П. Касаткин
1963 — Герои не умирают (о выдающихся советских военачальников: Маршалов Советского Союза М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, А.И. Егоров, Командармов первого ранга И.Э. Якир, И.П. Уборевич); автор сценария Ю. Каравкин; режиссер С. Бубрик; звукооператор И. Гунгер
1964 — Всесоюзный староста (о М.И. Калинине); режиссер С. Бубрик; оператор Л. Котляренко
1965 — Через горы времени (фильм о деятельности В.И. Ленина в период Первой мировой войны с 1914 по 1917 годы); режиссер С. Бубрик; оператор комбинированных съемок З. Громова

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Режиссер киножурналов: "Союзкиножурнал" (1935 – 1942), "Советское искусство" (1938 – 1944), "СССР на экране" (1942), "Искусство" (1959), "Новости дня (1945 – 1954). 

1942 — Союзкиножурнал № 2; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: Н. Блажков, В. Страдин, И. Беляков, М. Барбутлы, А. Крымов, А. Эльберт; асс. режиссера: И. Генина; звукооператор: Л. Семкина; музоформитель: М. Фрейвель
1942 — Союзкиножурнал №12; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: Я. Берлинер, Н. Большаков, Н. Киселев, В. Цитрон, О. Ройзман, А. Хавчин 
1942 — Союзкиножурнал №16; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: А. Хавчин, В. Цитрон, Н. Киселев, Н. Степанов, М. Середницкий, А. Сухов, Е. Мухин 
1942 — Союзкиножурнал № 27; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: А. Сологубов, И. Степанов, М. Ошурков, В. Мищенко 
1942 — СССР на экране № 3; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: И. Беров, Г. Бобров, Г. Донец, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Головня, П. Ногин, В. Страдин, В. Цитрон; музоформитель: М. Фрейвель; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: И. Генина 
1942 — Советское искусство № 5; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; оператор: В. Цитрон 

________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Библиография

1931 — Я. БЛИОХ, С. БУБРИК. Опыт работы выездных киноредакций (Пролетарское кино №12 за 1931 год)
1932 — С. Бубрик, Мих. Максимович. Киноредакции (Журнал "Пролетарское кино" № 6 за 1932 год; с. 26-34)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1949 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1948 — Сталинская премия (за фильм «Парад физкультурников» (1947))

Цитаты

[...]Эйзенштейн иногда давал слушателям отдельные практические задания. Для Бубрика самым памятным осталось следующее. Эйзенштейн предложил ему сделать режиссёрскую разработку на материале «жизни» Советской площади в Москве в вечерние часы, показав её в трёх аспектах: через патетику, печаль и лирику.
Бубрик потом не раз говорил и писал, что, выполняя эту работу, он впервые ощутил романтику своей будущей профессии – кинодокументалиста-исследователя.
На всю жизнь у него сохранились воспоминания, как по нескольку раз, удивляя постовых, он обходил эту площадь шагом, определяя приблизительный её размер. Он затвердил до мелочей рисунки лепнины и барельефы на здании Моссовета, по памяти он представить с любой точки площади, как выглядят детали обелиска Свободы, стоявшего тогда на месте монумента Юрию Долгорукому. Знакомился и заговаривал с разными людьми, встречавшимися ему, деловитыми и строгими комсомольцами-дежурными, милиционерами, спешащими домой с работы совслужащими, озабоченными командированными, даже с лицами сомнительных профессий, фланирующими между престижными в то время гостиницами «Дрезден» и «Лондон». Поднимался на строительную площадку здания института Маркса-Энгельса-Ленина, напоминавшую палубу океанского корабля…
Увлёкшись выполнение своего задания, Бубрик прочёл множество книг, так или иначе имевших отношение к истории Советской площади. Эйзенштейн был немало удивлён, например, когда Бубрик упомянул о том, что в гостинице «Лондон» в 1882 году при весьма таинственных обстоятельствах скончался герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерал Иван Дмитриевич Скобелев. Бубрик выложил перед аудиторией несколько вариантов причин убийства знаменитого генерала. Была подробно рассмотрена и режиссёрски разработана версия, предполагавшая, что смерть Скобелева произошла от действия яда, подсыпанного нанятыми агентами германского Генерального штаба.
Эйзенштейн высоко оценил работу Бубрика, отметил его умение, пользуясь документальными фактами, выстраивать остроконфликтное действие.
Большое влияние в формировании будущего режиссёра сыграла и его производственная практика на фильме Эйзенштейна «Старое и новое», где он принимал участие в павильонных съёмках.[...]

В. Берман, Источник