Фото Владимира Ерофеева — кадр из фильма «Крыша мира» (Памир). 1928 год.
Ерофеев Владимир Алексеевич (01 апреля 1898, Москва, Российкая империя (по другим данным родился в Ялте) — 14 июля 1940, аул Чох, Дагестан, СССР) — один из выдающихся режиссеров советского документального кино. Член ВКП(б) с апреля 1917 года.
С 1918 года работал в "Окнах РОСТА". С 1922 работал в кинопериодике.
В 1923 — 1925 — выпускающий редактор «Кино-газеты» (был инициатором газеты вместе с Н.А. Лебедевым).
В 1923 — один из инициаторов создания Ассоциации революционной кинематографии и ее и активный деятель в 1923 — 1928 годах.
С 1927 — режиссер Ленинградской кинофабрик «Совкино», Московской кинофабрики культурфильмов.
Один из инициаторов съёмок первых звуковых документальных фильмов. Один из зачинателей жанра экспедиционных фильмов в советском кино.
В 1928 году выходит первый фильм В. Ерофеева «Крыша мира. экспедиция на Памир» (оператор В. Беляев). В 1929 году в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга В. Ерофеев «По крыше мира с кино-аппаратом. Экспедиция на Памир».
В 1929 году вышел экспедиционный фильм В. Ерофеева «Сердце Азии (Афганистан)» (кинооператор В. Беляев). Фмльм считался утерянным, однако, копию фильма удалось разыскать киноведам Николаю Изволову и Сергею Каптереау в Национальном киноархиве Чешской Республики в 2010 году.
Сергей Каптерев: Нам удалось выяснить историю его появления в архиве. В Чехословакии в конце 1920-х годов действовала прокатная фирма «Ветеб-фильм», одна из трех фирм, занимавшихся прокатом советских фильмов. Возглавлял ее крупный чешский режиссер Вацлав Биновец, человек с очень непростой судьбой. В то время он уже отошел от режиссуры и занимался только прокатом. Судя по тому фонду документальных фильмов, который остался в Чешском архиве (а художественные фильмы, как мы поняли, в основном были получены по обмену из Советского Союза, то есть из Госфильмофонда), он занимался преимущественно прокатом так называемых «культурфильмов» и, естественно, выискивал материал, который был бы интересен зрителю. «Афганистан» наверняка был одним из центральных фильмов его программы.
(Источник: журнал «Искусство кино» № 10, 2010 г.)
С 1930 — режиссер киностудии «Востоккино» (с 1932 — киностудия «Востокфильм»).
В 1935 — 1940 — режиссер Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.
В 1935 — 1937 гг. смонтировал несколько выпусков "Союзкиножурнала" и спецвыпусков "К событиям в Испании".
Автор ряда рецензий, статей о проблемах документального кино.
Возможно, был репрессирован в 1940 году. По другим данным умер 14 июля 1940 года в ауле Чох в Дагестане, где находился в киноэкспедициии.
В Музее кино хранятся материалы о Владимире Ерофееве, собранные А. А. Алексеевым (105 машинописных листа с незначительной правкой А. А. Лебедева; машинописный текст И. В. Венжер, ее подпись; выписки и перепечатки из прессы 1920-30-х гг.).
О Владимире Ерофееве в программе Андрея Шемякина «Документальный экран» (2002).
Отец — Алексей Ерофеев, врач.
Дядя (имя неизвестно) работал в Министерстве иностранных дел.
1927 — За Полярным кругом (перемонтажный фильм-путешествие из съемок 1913 г. кинооператора Федера Бремера) режиссер и автор сценария совм. с В. Поповой; выпуск фильма 20 сентября 1927 года
1928 — Крыша мира (Экспедиция на Памир); полнометражный; режиссер и автор сценария В. Ерофеев; оператор В. Беляев; выпуск фильма 14 февраля 1928 года
1928 — Поход советской эскадры в Стамбул (Константинополь)
1929 — Сердце Азии (Афганистан); реж.-оператор совм. с В.Н. Беляевым; автор сценария
1930 — К счастливой гавани (в фильме показаны страны Запада: США, Франция, Германия 30-х годов перед приходом Гитлера к власти в Германии; после нескольких показов фильм был изъят из советского проката; в 2011 году фильм был восстановлен и показан на фестивале редких и запрещённых фильмов «Полка. Освобождённое кино» в Центре современного искуства «Винзавод» в Москве); полнометражный; автор сценария; реж.-оператор совм. с Ю. К. Стилианудисом; второй оператор: Роман Кармен
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; Производство: фабрика Культурфильм; полнометражный; режиссер; оператор В. Беляев
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; режиссер и автор сценария; операторы: Р. Кармен, Г. Блюм; звук: З. Залкинд; музыка: З. Фельдман
1935 — Страна льва и солнца (Персия); Производство: к/с Востокфильм, Межрабпом-фильм; Реж.: В. Ерофеев, А. Головня; операторы: А. Головня, Ю. Фогельман
1937 — XX лет Октября (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве 7 ноября); режиссер совместно с Ф.И. Киселевым, А.А. Ованесовой, И.Ф. Сеткиной
1937 — Великий праздник (фильм о праздновании в Москве ХХ-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции); полнометражный; режиссер совместно с Ф.И. Киселевым, А.А. Ованесовой
1937 — Путь открыт (Химкинский речной вокзал. Пароходы идут по каналу Москва-Волга); режиссер; оператор: В. Соловьев
1937 — Сталинское племя (Физкультурный парад в Москве); совм. с И.М. Посельским, И.Ф. Сеткиной
1938 — В Уссурийской тайге; Производство: Московская и Хабаровская ст. Союзкинохроники; режиссер; оператор: Н. Лыткин
1938 — Героический перелет (спец. выпуск Союзкиножурнала, посвященный встрече участников беспосадочного перлета "Хабаровск-Москва" на самолете "Москва"); режиссер
1938 — Люди моря; режиссер; операторы: Штатланд, Ф. Леонтович
1939 — Героический Китай; полнометражный; реж. и автор сценария
1939 — С. М. Киров; полнометражный; режиссёр; овтор текста: М. Цейтлин
1940 — Библиотека им. Ленина; операторы: А. Шафран, Д. Плаксин
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940 года; режиссеры: В. Ерофеев, Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; режиссеры: В. Ерофеев, Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман; музовормитель: А. Ройтман; звукооепратор: В. Нестеров
1935 — 1937 — режиссёр киножурналов "Союзкиножурнал", "К событиям в Испании", Выпуски №№ 5,6,18 (совм. с М. Слуцким), № 20 (совм. с Н. Кармазинским)
1935 — Союзкиножурнал № 33; производство: Союзкинохроника; режиссер В. Ерофеев; операторы: С. Семенов, Р. Кармен, Н. Вихирев, Б. Макасеев, В. Соловьев, И. Лебедев, А. Софьин, И. Беляков; ; музоформитель А. Гран; звукооператор Н. Бертран
[…] Чтобы более полно оценить творческий вклад Ерофеева советскую документалистику, следует обратиться прежде, всего к фильму «К счастливой гавани».
ПРОЖИКО Галина. Владимир Ерофеев // Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987., Источник
[…] В 1930 году, когда этот фильм появился на экранах, его автору исполнилось 32 года. Для иных современных режиссеров — возраст дебютов. К тому времени Владимиру Ерофеев проработал в кино уже восемь лет. Он начинал, в кинопрессе, куда пришел сложившимся журналистом, редактором ряда газет, военным корреспондентом POCTa . У него уже было 13 лет партийного стажа, в партию он вступил в марте 1917 года. Перед тем как уйти на творческую работу, Ерофеев был редактором «Киногазеты», руководителем книгоиздательства, заведующим фотокиноотделом Советского торгпредства в Берлине.
К 1930 году он уже снял несколько фильмов, преимущественно «экспедиционных» по тогдашней терминологии, — о Памире, об Афганистане, о Германии. Одновременно вышли книги о путешествии с киноаппаратом по Памиру и исследование о киноиндустрии Германии. В это время он снимает первую звуковую документальную ленту, посвященную Олимпиаде искусств 1930 года. На страницах специальной печати регулярно появляются его статьи, касающиеся актуальных проблем развития нового вида кинематографа.
Причина нашего особого интереса к картине «К счастливой гавани» заключается прежде всего в том, что здесь теоретические концепции документального фильма Ерофеева находят наиболее полное воплощение в практике. Не случайно впоследствии, доказывая свою методику документальной съемки, он опирается на примеры из этого фильма.
У фильма не слишком счастливая судьба. Появившись в 1930 году, в пору яростных критических перепалок, он не получил достаточно убедительного критического разбора. Даже газета «Кино» откликнулась лишь заметкой рабкора. И впоследствии в исторических исследованиях эта работа Ерофеева почему-то надолго застряла в числе «фильмов-путешествий».
[…] Картина являет собой новаторскую в основе своей попытку — причем удавшуюся! — попытку создания кинематографического памфлета. Эта столь сложная жанровая форма складывается не только из включения ироничных надписей, но и из всей структуры фильма.[…]
[...]Ерофеев – это человек, который представляет очень важную тенденцию в документальном кино, но который, к сожалению, до сих пор не получил оценки и мало исследован. Он представляет такую «флаэртианскую» линию. Понятно, что всем известна линия Дзиги Вертова, которая изначально была запрещена, а потом реабилитирована, но ведь кроме Вертова были и остаются другие линии, которые тоже нуждаются в реабилитации.[...]
Наум Клейман, киновед, Источник
Мне кажется, что сейчас очень важно познавать через кино не только другие народы и культуры, но и другое время, приближать прошлое к настоящему и понимать, какой путь мы прошли за восемьдесят лет. Такого рода просмотры дают ощущение исторического времени, и мне кажется, что сейчас очень важно вырабатывать у людей двойное ощущение времени: осознавать цельность секунды сегодняшнего дня и в то же время понимать «большое время», как говорил Флаэрти. «Крыша мира. Памир» зрители смотрели замечательно и потом как-то взволнованно говорили о нём… Хотя фильм очень скромный, но он снят героически, в сложнейших условиях – и это не только кино как отпечаток реальности, но и кино как подвиг.[...]
[...]Экспедиционную картину «Афганистан» Владимира Ерофеева — это первая в мире съемка тогда еще королевства — в самом Афганистане так и не увидели. В нашей стране лента почти сразу пропала. Николай Изволов отыскал ее в прошлом году в чешском киноархиве. Снятым в период Большой игры, борьбы за влияние в Афганистане, фильмом засматривались не только рядовые зрители.
Фестиваль архивного кино «Белые столбы» (2013), Источник
«Экспедиция, которая туда попала, исполняла не только этнографические функции, но, очевидно, и разведывательные. Потому что любая информация визуальная о том месте, где предстоит вести какие-то действия, полезная», — рассказывает киновед Николай Изволов.[...]
[...]Между тем, на местном материале сняты сюжеты для киножурналов «Совкиножурнал» (1925-1930), «Союзкиножурнал» (1930-1944), «Социалистическая деревня», киножурнал «АРК» (1925-1926) и др. Кинооператоры «Востоккино» запечатлели выступление председателя ЦИК Киргизской ССР С. Орозбакова на встрече с дехканами по Декрету о земельно-водной реформе (№ 49), занятие делегаток на «курсах советизации» (№ 5) в 1928 году. В 1929 году в №57 рассказывается о кыргызском кочевье, технологии установки юрты. Материал об оркестре народных инструментов представлен в киножурнале № 68. В 1930 году на всесоюзном экране показаны занятия студентов первого в республике учебного заведения – сельскохозяйственного техникума.
Лузанова Е. С. Киноискусство в Кыргызстане, Источник
Киносюжеты 1931 года представили советскому кинозрителю, а это, по данным тех лет, почти полтораста миллионов человек, деятельность Пишпекского предприятия «Интергельпо» – пример международной солидарности рабочих СССР и Чехии. В центральные киножурналы включались развернутые документальные повествования о работе этнографических экспедиций Академии наук СССР в высокогорные районы республики.
На основе этой тематики снят киноочерк «Далеко в Азии» (режиссер В. Ерофеев, 1933). В создании фильма принял участие Роман Кармен, впоследствии известный кинодокументалист, фронтовой оператор, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.[...]
[...]Главным событием, определившим решительно и бесповоротно мое приобщение к профессии кинодокументалиста, был увиденный мной фильм режиссера Владимира Ерофеева «К счастливой гавани». Это был первый фильм, снятый советскими документалистами о капиталистическом мире. Острый кинодокумент, обличающий капитализм, повествующий о революционной борьбе рабочего класса. Впервые в документальном кино были показаны контрасты капиталистического мира — роскошь богачей, нищета рабочих кварталов, стачки, безработица, отупляющий человека рабский труд. Фильм этот был еще немой, звук еще не пришел в кино, но он был блистательно снят и смонтирован с виртуозной выразительностью. Фильм был сюжетен в самом широком понимании сюжетности произведения, основанного на чистопробном репортаже.[...]
Роман Кармен, оператор, режиссер-документалист (из книги Р. Кармена «Но пасаран!» — М.: «Сов. Россия», 1972), Источник
Я познакомился с Владимиром Ерофеевым. Уже рождалось звуковое кино, Ерофеев был энтузиастом применения звуковых съемок в документальном фильме. Он задумал создать в Средней Азии фильм, основанный на синхронных звуковых репортажах. Меня ошеломило предложение Ерофеева принять участие в фильме в качестве второго оператора. Мальчишку, фоторепортера, студента ВГИКа, еще ничем себя не проявившего в кино, приглашает в свою группу режиссер, которого я по-юношески буквально боготворил. Я решился спросить, почему же все-таки он берет меня. «Я не рискую, верю своему чутью, — сказал он, — вижу в вас единомышленника, знаю ваши фото».
Большой школой была для меня работа с Ерофеевым, этим подлинным фанатиком кинорепортажа. Фильм был интересным экспериментом вторжения в жизнь с микрофоном. Мы снимали шумы экзотических восточных базаров, народные праздники, говор народных балагуров, колхозный оркестр, хлопковые обозы. Шесть месяцев, гордый доверием, я трудился не покладая рук, с невероятным усердием. И хотя снимал ручной камерой, учился работать и со звуком. Каждая удачная документальная звукозапись казалась волшебством, техническим всемогуществом. Уроки этого первого кинопутешествия оказались полезными, запомнились на всю жизнь. Приверженность Ерофеева к звуку в документальном кино впоследствии сыграла огромную роль и в моей работе.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.