Аркадий Райкин

Полнометражный фильм, 1967 год

Фильм:
Аркадий Райкин
(год выпуска – 1967)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей, хронометраж – 01:18:33)

Правообладатель:
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Категории:
культура, личность, театр, эстрада

Ссылка на РГАКФД (24424)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Ленинградский Театр Миниатюр иногда называют театром одного актера. В этой формуле справедливо, пожалуй, одно только слово ТЕАТР. Сцена, реквизит, декорации. Но это — еще и искусство контакта, искусство душевного взаимообмена.
Партнеры Райкина — мастера высокого класса! 
О, какое это рыцарское занятие — раздевать догола порок и вышвыривать его залатанные останки?! Но, увы, порок подчас обладает живучестью амёбы...
На встрече с журналистами Аркадий Исаакович говорил: "Мне кажется, что обязательное правило для сатирика — быть добрым человеком, прежде всего, быть патриотом, прежде всего, любить свою страну, ибо сатирик всегда что-то защищает: Что именно — свой народ, свою страну... Если сатирик критикует невежество — он пропагандирует знание и эрудицию.
К сожалению, на жанр, в котором я работаю, разные точки зрения... но главное — быть понятым."
Один на один со зрителем — таков старинный закон Эстрады. В жизни артиста понятия Театр и Эстрада тесно переплелись. В одной из первых своих ролей после художественного училища Райкин выступил в роли Мольера в "Смехотворной жеманнице". Далее он работает в театре и одновременно в качестве эстрадного конферансье — именно эстрада раскрыла его талант, принесла ему признание и популярность, и впоследствии именно талант сделал его актером и руководителем Ленинградского Театра Миниатюр.
Затем была война, фронтовые аэродромы и сигналы воздушной тревоги... Далее — 27 лет полных аншлагов, более 500 созданных образов, и ни по одному образу — в каждом спектакле! А еще он был драматургом, режиссером и художественным руководителем театра.
Его творчество — ни авации, а нескончаемая страда актерских будней...


Фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов...
Б. Пастернак (из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...»)

Авторы фильма попытались раскрыть перед зрителем секреты творчества известного артиста и режиссёра Аркадия Исааковича Райкина.

— С каких пор ты перестал понимать юмор?
— Какой юмор? Какой юмор...
— Тот самый — без которого люди быстро стареют...

Цитируется с экрана


В фильме участвуют артисты Ленинградского Государственного Театра Миниатюр: Л. Гвоздикова, В. Горшенина, В. Ильченко, Р. Карцев, Т. Кушелевская, В. Ляховицкий, М. Максимов, О. Малоземова, И. Минкович, Г. Новиков, И. Петрущенко, Р. Рома, Н. Соловьева, А. Хасин, а также М. Жванеций и др.

Аркадий Райкин с женой Руфью Марковной Иоффе (Р. Рома).

В фильм вошли кадры:

Ленинградский театр миниатюр; подготовка рабочими сцены; сцена "Ресторан" (Р. Карцев в роли официанта (синхронно)); сцена "Химчистка" (участвуют актеры В. Новиков, Ляховицкий); сцена "Сломанный стул" (Райкин, Ляховицкий), "Врач" (Райкин, О. Малоземова); А. Райкин и М. Жванецкий; репетиция номера "Кибернетика". Постановщик нового спектакля — Р. Суслович.

Р. Карцев и А. Райкин. Кадр из фильма АРКАДИЙ РАЙКИН. 1967 год.

Райкин за письменным
столом в одной из комнат своей квартиры; город Баку; 
Райкин наблюдает игру в нарды, у газетного киоска, в сквере на скамейке, за столиком уличного кафе, беседует со стариками, на уличном базаре; сцена "Книга"
(А.
Райкин, Р. Рома).

Пресс-конференция А. Райкина (синхронно); афиша спектакля "Волшебники живут рядом"; Райкин беседует с исполнительницей масок Н. Кавко; Райкин примеряет маску; сцены из миниатюр "Зависть", "Няня"; репетиция с Р. Сусловичем; пролог к монологу "Юбилей"; Райкин в роли Пантюхова (синхронно); Райкин за прослушиванием песни; поет Т. Кушелевская; репетиция в буфете театра.

Кадр из фильма АРКАДИЙ РАЙКИН. 1967 год.Баку; выступление Райкина на нефтеперерабатывающем заводе (синхронно); учитель Райкина В. Соловьев (фото); первая роль А. Райкина (фото); Райкин выступает на военном аэродроме перед летчиками, обсуждает эскизы декораций с художником Манделем.
Райкин на телевидении, на репетиции с актерами Ильченко, Суслович; миниатюра "вокруг бифштекса"; Райкин в роли командировочного (синхронно).

Югославия (Белград); А. Райкин на смотровой площадке города; один из театров Белграда; выступление А.Райкина, аплодируют зрители.
Райкин в роли швейцара, грузчика, японца (синхронно); Райкин в роли председателя колхоза, в пантомиме "Защита диссертации".


ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ (Третье творческое объединение)

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома
Режиссер: В. Катанян
Оператор: О. Рейзман
Автор текста: Г. Шергова
Текст читал: Н. Александрович
Композитор: М. Меерович
Асс. режиссёра: Е. Спиридонова
Редактор: С. Суркова
Звукооператор: И. Гунгер
Директор картины: М. Мжедлова

 

Использована информация из открытых источников, а также сайта: http://www.ruscircus.ru/ 

Цитаты

Некоторые постановки Райкина привели к конфликту с партийным руководством Ленинграда (партийную организацию города тогда возглавлял Романов – сторонник «жесткой линии»). Райкин просит у Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву. Брежнев дает соответствующие поручения и в 1982 году театр Райкина переезжает в столицу, где ему предоставляют помещение кинотеатра «Таджикистан». Вскоре он переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон».

Редакция сайта #МузейЦСДФ

[...]Снимая фильм о Райкине, я включил в картину его рассказ о Раневской, который с тех пор стал широко известен: «Когда привезли в Москву «Сикстинскую мадонну», ее пришли смотреть чиновники из Министерства культуры. Один из них и скажи: «А, знаете, на меня она не производит такого уж впечатления…» Фаина Раневская, стоявшая неподалеку, заметила: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!»[...]

Василий Катанян, Источник