Ованесова Арша Амбарцумовна (10 (23) декабря 1906, Шуши, Нагорный Карабах, Российская империя — 06 мая 1990, Москва) — режиссер игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Награждена орденами Трудового красного знамени и «Знак Почета». Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950) и Международной премии Мира за 1950 год (учреждена на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апреле 1949 года) за фильм «Юность мира» — о 2-м Международном фестивале демократической молодежи и студентов, проходившем в Будапеште в 1949 году. Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года.
В 1918 году, после смерти отца и вступления турецкой армии в Баку, бежала в Персию. После вступления в Баку частей Красной Армии вернулась в город.
В 1920 году ушла на фронт вместе со старшей сестрой.
В 1924 году окончила школу-десятилетку.
В 1924 — 1926 — курьер-ученица в Торгово-промышленном банке в г. Баку.
С 1925 года (одновременно с работой) училась в драматическом техникуме и художественном училище в Баку. Работала пионервожатой. Затем училась в Ленинграде у "фэксов".
В 1926 году поступила на актерском факультет ГИКа; с третьего курса перешла на второй курс режиссерского факультета, который окончила в 1932 году; квалификация: режиссер по художественным и детским фильмам.
В 1931 — 1961 — режиссер Всесоюзной фабрики кинохроники ("Союзкинохроника"; с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)).
В 1931 — 1946 — инициатор создания и руководитель киножурнала «Пионерия» (в содружестве в Любовью Перцовой — редактор и автор дикторских текстов с 1937 года).
С осени 1941 г. по 1943 г. находилась в эвакуации в Алма-Ате (ныне Алматы, Казахстан), где со своей подругой и коллегой Любовью Перцовой продолжила работу над киножурналом «Пионерия» на Алма-Атинской студии кинохроники [1].
В конце 1946 года выпустила 200-й юбилейный номер «Пионерии» (к 15-летию создания киножурнала).
С 26 января 1947 — режиссер высшей категории хроникально-документальных фильмов (основание: Приказ Министерства кинематографии СССР от 23 января 1947 года).
С 1948 года Арша Амбарцумовна читала во ВГИКе курс документального кино в режиссёрских мастерских Г.М. Козинцева и А.П. Довженко. Среди её учеников были такие известные режиссеры, как Василий Катанян, Зоя Фомина, Эльдар Рязанов, Джемма Фирсова, Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Ирина Поволоцкая, Гунар Пиесис, Роллан Сергиенко, Виктор Лисакович.
Фото: "Режиссер Арша Амбарцумовна Ованесова и студенты первого курса мастерской документального кино ВГИКа – В. Лисакович, Р. Меркун, Ю. Фоменко. Сад «Эрмитаж». 1962 год". Фото из личного архива В. П. Лисаковича.
В 1959 году Арша Ованесова набирает свою мастерскую неигрового фильма, которую была вынуждена оставить из-за тяжелой болезни. Её приемником стал режиссер Леонид Михайлович Кристи. Мастерская получила неофициальное название – мастерская А.А. Ованесовой и Л.М. Кристи.
С 1961 года в кино не работала из-за тяжелой и продолжительной болезни.
Муж — Семён Альтерович Шейнин (1908 — 1994) — кинооператор, фронтовой оператор; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Двое сыновей — Виктор Семёнович Шейнин (16.08.1938 — 13.11.2014) — кинооператор; Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994); Игорь Семёнович Шейнин (1934 — 2019) — геолог.
Внуки — Екатерина Викторовна Сергеева Шейнина, окончила ВГИК (1996), продюсер; Алексей Викторович Шейнин (род. 1963), окончил ВГИК (1991), кинооператор.
Правнучка — Анастасия Сергеева (род. 1987), окончила операторский факультет ВГИКа, продюсер.
Кадры с участием Арши Ованесовой (первые режиссеры-кинодокументалисты Илья Копалин, Николай Кармазинский, Самуил Бубрик, Сергей Гуров, Арша Ованесова в монтажных) вошли в полнометражный документальный фильм "Волшебный луч" (1963).
В 1992 году о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят документальный фильм "Женщина из стали и слез" (Видеостудия "Человек и время"; автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэдда Пумпянская).
Фотографии и документы из личного архива Татьяны Кирилловны Сергеевой, супруги Виктора Семёновича Шейнина и частных архивов.
1935 — ДВК (Детский внешкольный комбинат)
1935 — Праздник молодости (Москва. Празднование международного юношеского дня. Парад спортсменов, физкультурников, авиахимовцев на Красной площади); режиссер
1936 — Двадцать второй МЮД (Двадцать второй) совм. с Е. Хахановой
1936 — Женский автопробег (женский автопробег "Москва - Каракумы - Москва"); режиссер; операторы: О. Рейзман, М. Сухова; другие создатели: А. Ройтман, Д. Гайгнер, Д. Овсянников
1936 — Салют пионерам Испании; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — XX лет Октября; реж. совмнстно с В. Ерофеевым, Ф. Киселевым, И. Сеткиной; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Гран
1937 — Великий праздник; реж. совместно с Ф. Киселевым, В. Ерофеевым; операторы: данных нет; другие создатели : К. Кулагина, И. Жуков, Л. Залкинд, Н. Иванов, А. Сурков, А. Гран, Д. Овсянников
1937 — Праздник молодости (23-й Международный юношеский день); реж. совместно с Л. Снежинской; операторы: данных нет; звукооператор: И. Ренков; музыка: И. Ковнер
1937 — Чудесный костер (пионеры выступают с концертными номерами в театре детского творчества Дома пионеров и октябрят); режиссер: оператор: М. Глидер, звукооператор: С. Семенов
1937 Солют пионерам Испании; режиссер; операторы: Р. Кармен, В. Макасеев; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсяников
1939 — XXV МЮД (Международный юношеский день); режиссер; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов
1939 — Летом в Арктике; реж. совместно с В. Фроленко; режиссер; операторы: А. Кричевский, В. Фроленко; другие создатели: Е. Козина, А. Гран, А. Камионский
1939 — Юннаты (Москва; в павильоне юннатов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке пионеры-юннаты демонстрируют свои достижения); режиссер: оператор: О. Рейзман; асс. режиссера: Е. Козина; музыка: Е. Марковский; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Ройтман
1940 — XXVI МЮД; режиссер; оператор: А. Лебедев; асс. режиссера: В. Чекулаева, Т. Ширман
1940 — Пионерская правда; режиссер; автор сценария совместно с Л. Перцовой; оператор: А. Лебедев; асс. режиссера: Е. Козина; оператор А. Лебедев; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1943 — Олимпиада
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер; автор сценария совместно с Л. Перцовой; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман
1946 — Путешествие по родному краю; режиссер; операторы: данных нет
1947 — Международный фестиваль молодежи (1-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил с 25 июля по 16 августа 1947 года в столице Чехословаки — Праге); режиссер; главный оператор: В. Ешурин; операторы: И. Бессарабов, Г. Симонов; Международной премии Мира за 1950 год
1947 — Слет юных пионеров Грузии; режиссер; оператор: Г. Монгловская; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсянников
1948 — XXX лет комсомола; режиссер
1949 — Молодые строители коммунизма (о ХI съезде ВЛКСМ); полнометражный; режиссер; операторы: М. Ошурков, С. Семенов, В. Ешурин, А. Хавчин, Б. Макасеев, Р. Халушаков, Е. Мухин, А. Щекутьев; автор текста: В. Величко; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; диктор: Л. Хмара
1949 — Юность мира (о Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште); полнометражный; Производство: ЦСДФ и Венгерская национальная кинофабрика "Венгерский фильм";режиссёры: А. Ованесова, И. Киш; сценарист: Л. И. Ошанин; операторы Д. А. Каспий; Г. М. Бобров; И. В. Бессарабов; Дьёрдь Иллеш
1951 — Советская Армия; режиссер
1953 — Встречи на Волге (о пребывании в Сталинграде делегаций обществ дружбы и культурной связи с СССР из Австрии, Финляндии, Бельгии, Голландии, Германии, Ирана, Исландии, Италии, Бразилии); режиссер; операторы: Б. Небылицкий, И. Сокольников, Р. Халушаков; звукооператор: В. Нестеров; автор текста: К. Непомнящий
1955 — Неделя французского фильма в Москве; режиссер; операторы: А. Девитан, Н. Вихирев; звукооператор: И. Гунгер
1955 — Правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам в СССР; режиссер; операторы: В. Ешурин, Н. Вихирев, Г. Захарова, А. Кочетков, С. Коган, А. Кричевский, О. Лебедев, Е. Легат, Б. Макасеев, Н. Мелихов, Н. Соловьев, А. Сухомлинов, Р. Халушаков, В. Цитрон; автор теста: Л. Браславский; диктор: Л. Хмара; музоформление: Д. Рицнер, Д. Штильман; звукооператоры: З. Уздин, С. Ключевский; асс. режиссера: Л. Залкинд, М. Нароушвили, Ю. Фролова
1955 — Пребывание президента Финляндской республики Паасикиви в Москве; режиссер; операторы: М. Ошурков, В. Киселев, К. Пискарев, С. Семенов, В. Ходяков
1955 — Французские кинодеятели в СССР (спецвыпуск); режиссер; операторы: А. Левитан, Н. Вихирев
1955 — На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; реж. совместно с В. Беляевым; операторы: Е. Ефимов, Г. Захарова, А. Левитан, А. Сологубов, А. Щекутьев
1956 — Школьные годы (киноповесть об учащихся 1-10 классов в разных уголках страны; в фильме показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых); полнометражный; режиссер; авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: М. Прудников, О. Рейзман; композитор: Ю. Ефимов; диктор: Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский
1957 — Балет на льду (гастроли в Москве артистов венской труппы балета на льду "Айсревью"); режиссер; операторы: И. Грек, А. Левитан, В. Микоша; автор текста: Н. Канин; асс. режиссера: В. Окунева
1957 — Над нами одно небо (VI Московский фестиваль молодежи и студентов); полнометражный; режиссер; главный оператор И. Гутман; операторы: А. Семин, В. Воронцов, А. Зенякин, В. Микоша, В. Копалин; авторы сценария: В. Комиссаржевский, С. Гарбузов; композитор: Э. Колмановский
1958 — Необыкновенные встречи; полнометражный; режиссер; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский
1959 — Делегация Верховного Совета СССР в Индонезии; режиссер; оператор: В. Воронцов
1959 — На празднике наших друзей (празднование 10-летия со дня образования Китайской Народной Республики)
1959 — Парламентская делегация Гвинейской Республики в СССР
1960 — Советские гости в Непале; режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1960 — Визит мира и дружбы (пребывание в Индии советской партийной делегации в составе К. Е. Ворошилова, Е. А. Фурцевой, Ф. Р. Козлова); режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Котляренко, А. Семин
1960 — Отчет народу (митинг трудящихся столицы во Дворце спорта, посвященный деятельности советской делегации на 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН); режиссер
Инициатор создания киножурнала "Пионерия" (совместно с редактором Любовью Перцовой). В период с 1931 года по 1953 год ими выпущено более ста киножурналов, начиная с первого.
1942 — Пионерия № 2; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; асс режиссера: С. Пумпянская; операторы: данных нет
1942 — Пионерия № 4; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; оператор: И. Касаткина
1942 — Пионерия № 5; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; операторы: Я. Берлинер, И. Большаков, Р. Халушаков, И. Беляков, Б. Небылицкий, А. Семин, И. Касаткина
________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог ГРАКФД. Биография: личное дела А.А. Ованесовой в ГЦМК (— Ф. 56. — Оп.2). Фотографии из семейного архивов Шейниных.
[...]Она ничего не теоретизировала насчет документальной режиссуры (мы же, развесив уши, ждали именно этого), не говорила о высоком призвании хроникера, а рассказывала о Молодежном фестивале в Праге, откуда только что вернулась. Как она снимала там картину, что она напридумывала, что удалось, а что сорвалось. Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
Василий Катанян, режиссёр, сценарист, писатель, Источник
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова. На ЦСДФ в это время работали интересные мастера — Вертов, Шуб, Кармен, братья Посельские, но мы были влюблены в Ованесову и пошли на практику к ней познавать азы мастерства.[…]
Я не помню, чтобы она шла на компромиссы. И делая искусство, она расплачивалась здоровьем.[…]
[...]Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пионерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художественном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демонстрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что показывать?[...]
Арша Ованесова. 1936 год, «Киногазета», Источник
[...]Энтузиастка, новатор, Ованесова во многом оказалась первой. На ее счету:
Джемма Фирсова, режиссёр-документалист, Источник
- первый журнал для детей,
- первые синхронные съемки с детьми,
- первые фильмы о детях,
- первое вторжение камеры в глубины человеческой личности,
- первые длительные наблюдения за своими героями...[...]
[...]Семён Шейнин: Поженились мы во ВГИКе, в 31 – м году. Арша была очень обаятельным и непосредственным человеком. Это притягивало к ней многих. О ней нельзя сказать, что она была красоткой, но она была хороша. У неё были большие чёрные глаза, выразительные, в ней совершенно отсутствовала какая-нибудь фальшь.
В. П. Лисакович. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник
Арша была необыкновенным энтузиастом. Наша любовь, как это ни странно, возникла на идейной основе. Мы часто спорили, будучи членами комитета комсомола, и поэтому все удивлялись тому, что мы поженились.
Во ВГИКе, проучившись год на актёрском факультете, перешла на режиссёрский факультет. Она не могла ждать, когда её пригласят сниматься, она хотела снимать сама, немедленно.
Она попала на производственную практику на студию хроники, и это оказалось самым любимым делом. В результате, она застряла в студии на всю жизнь.[...]
[...]Была она режиссёром ярким, сыгравшим в судьбе многих очень серьёзную роль.
Виктор Лисакович, режиссер (из книги «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа»), Источник
Создатель киножурнала «Пионерия», четверть века она регулярно работала над его становлением, автор и режиссёр многих фильмов, прослеживающих судьбы своих героев, лауреат Сталинской премии и Международной премии Мира, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Но её авторитет определялся не званиями и титулами, а ярким талантом и душевной щедростью.
В течение десяти лет, с 1948 года, Арша Амбарцумовна читала курс документального кино в режиссёрских мастерских Г.М. Козинцева и А.П. Довженко. И не просто читала, но и подвигла в документальное кино многих студентов. Среди них Э. Рязанов, 3. Фомина, В. Катанян, Л. Дербышева, Д. Фирсова, Р. Сергиенко. Счастлив учитель, который может назвать таких мастеров своими учениками.[...]
[...]Леонид Кристи: Для меня она просто Арша. Я ведь помню её ещё по ВГИКу. Там её знали все, её нельзя было не знать. Если бы меня теперь спросили, какими были первые комсомольцы, я бы сказал: такими, как Арша. Увлечёнными, искренне преданными раз и навсегда избранным идеалам, готовыми с максимальной нетерпимостью отвергнуть всё, что не лежит в русле их устремлений.
В. П. Лисакович. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник
В характере Ованесовой чрезвычайно полно отразился дух времени первых наших побед, и, что самое удивительное, она сумела сохранить в себе этот дух на всю жизнь. Для меня, например, она всегда остаётся прежней комсомольской запевалой.
Думаю, что характер активной застрельщицы новых славных дел подвигнул Ованесову на создание детского киножурнала «Пионерия». Её манили пути неизведанные, тропы нехоженые. Благодаря этой жажде открытия и родился на свет детский кинематограф.
Будучи с 1939 года ассистентом Ованесовой по «Пионерии», я сам видел, как каждая съёмка, каждый сюжет для самой Арши становился настоящим откровением. В ней постоянно жила наивность творца, для которого художественный процесс составляет великое таинство, а дело рук своих – предмет для удивления.[...]
[...]Лев Рошаль: Начав «Пионерию», Ованесова не просто заняла некую, пока ещё не заполненную никем нишу жизни и искусства, а заняла то, что ей с детских лет готовила судьба.
В. П. Лисакович. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник
Однако создание «Пионерии», этого удивительного кинофеномена эпохи, в котором фантастически перемешивалась трепетная искренность с жёсткой идеологизацией, пафос с регламентом, живое дело с исполнением «мероприятий», было предопределено биографей и судьбой его первого автора, артистизмом её натуры, с детства проявившимся и требовавшим выхода.[...]