Последнее обновление: 26.07.2025.
Аташева Пера Моисеевна (18 ноября 1900, Москва — 23 сентября 1965, Москва) — актриса, журналист, переводчик, кинокритик и режиссёр-документалист. Душеприказчик и наследница С. Эйзенштейна.
Русская культура обязана ей сохранением двух архивов — Мейерхольда и Эйзенштейна. Мейерхольдовский архив после его ареста спас Сергей Михайлович — часть он перемешал со своими бумагами, часть спрятал в стене на даче. Разбирая архив Эйзенштейна, Пера одновременно отбирала и систематизировала архив Всеволода Эмильевича. Теперь он в РГАЛИ.
В. Катанян «Прикосновение к идолам» (1997)
В 1924 году окончила теактральную школу.
С 1929 — редактор «Совкино».
С 1932 — ассистент режиссера; с 1942 — режиссер киностудии «Мосфильм».
С 25 сентября 1943 — режиссер 2-й категории экспортного отдела Центральной студии кинохроники (с 1944 – ЦСДФ) в порядке перевода из «Союзинторгкино».
Во время Великой Отечественной войны при непосредственной участии Перы Аташевой на экраны вышли документальные фильмы — «Боевой киносборник» № 5 (режиссер совместно с М. Слуцким), «Лицо врага» («Фашизм будет разбит»; асс. режиссера; режиссер Э. Шуб), «Наша союзница Америка» (режиссер и редактор). Режиссер (совместно с И. Копалиным) полнометражного документального фильма «Освобожденная Чехословакия» (1945).
После смерти Сергея Эйзенштейна, 11 февраля 1948 года, Пера Моисеевна инициировала киносъемку (оператор Н. Большаков) в его квартире, в последствии эти материалы вошли в документальный фильм «Памяти С. М. Эйзенштейна» (режиссеры: П. Аташева, С. Юткевич).
В 1948 году на ЦСДФ начинается политическая кампания по «борьбе с космополитизмом». 08 июля 1948 года Перу Моисеевну увольняют под предлогом сокращения штата студии, также был увален заведующий Главной редакцией киностудии Лев Арнольдович Вакс.
Надпись на фото: "Ученице Эйзенштейна Саше Рыбаковой от группы фильма «Сергей Эйзенштейн» [фото вошло в фильм]. В. Катанян, М. Глидер". Предположительно, фото сделано в период 1942 - 1945 гг. во время учёбы А. Рыбаковой (на фото слева во втором ряду) во ВГИКе. Фотография из личного архива Никиты Рыбакова (внука режиссёра А.Я. Рыбаковой).
Консультант документального фильма «Сергей Эйзенштейн» (1958; ЦСДФ; режиссер В. Катанян; автор сценария и текста Юренев Р.; оператор Глидер М.; текст читает Хмара Л.; редактор Перцова Л.)
Составитель (совместно с Шамилем Ахушковым; под общей редакцией М. Ромма и Л. Трауберга) альбома «Советское киноискусство, 1919 —1939» (юбилейное издание, освещающее два десятилетия кинопроизводства в СССР).
Пера Моисеевна Аташева — составитель и член редколлегии собрания сочинений Эйзенштейна в шести томах, изданных в период c 1964 по 1971 год.
Первый том состоит из двух разделов. Первый раздел открывается автобиографией 1939 года и включает статьи Эйзенштейна о своем творческом пути. В них Эйзенштейн анализирует поставленные им фильмы, рассказывает об истории их создания, а также делится неосуществленными замыслами.
Во втором разделе тома впервые публикуются автобиографические записки. К первому тому прилагается краткая летопись жизни и деятельности С. М. Эйзенштейна, фильмография и библиография.
Во втором и третьем томах впервые полностью опубликованы его главные работы, посвященные синтетической природе киноискусства. Второй том составили теоретические исследования и статьи С. М. Эйзенштейна, датированные 1929 –1940 гг. (Перспективы, Четвертое измерение в кино, «Одолжайтесь!», «Э!» - О чистоте киноязыка, Монтаж, Вертикальный монтаж и др.).В третий том вошли теоретические исследования С. М. Эйзенштейна, датированные 1945-1948 гг. (Бедный Сальери. О строении вещей. Пафос. Неравнодушная природа. О стереокино. Исследования о цвете. Из лекций о музыке и цвете в «Иване Грозном»).
Четвертый том включает в себя практику режиссуры, в нем публикуется фундаментальный труд С.М. Эйзенштейна «Искусство мизансцены» — первая часть задуманного им в 1933 году трехтомного учебника режиссерского мастерства.
Пятый том включает критические и искусствоведческие статьи 1926 –1947 гг. (История и теория кино; Критика и публицистика; Статьи о театре; Портреты и наброски).
В шестом томе, завершающем издание избранных произведений, публикуются киносценарии фильмов С. Эйзенштейна — как вышедших на экран («Стачка», "Броненосец «Потемкин»", «Октябрь», «Генеральная линия», «Александр Невский», «Иван Грозный»), так и не законченных производством («Que Viva Mexico!» («Да здравствует Мексика!») и «Бежин луг»). Тексты, большая часть которых печатается впервые, расположены в хронологическом порядке. Это дает возможность проследить развитие драматургических принципов Эйзенштейна и позволяет осмыслить историческое становление сценария как явления кинематографического и литературного. Шестой том содержит алфавитный указатель произведений, вошедших в настоящее издание. Каждый том содержит большой иллюстративный материал: кадры из фильмов, фотографии, рисунки Эйзенштейна.
В 1965 году по завещанию Перы Аташевой, передавшей Союзу Кинематографистов СССР коллекцию книг, документов, личных вещей Эйзенштейна, ранее хранившихся в квартире родителей Аташевой на Гоголевском бульваре, был создан Научно-мемориальный кабинет-музей С. М. Эйзенштейна в двухкомнатной квартире на Смоленской.
Весь архив режиссёра был сдан на хранение в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ), вещи и библиотека вошли в фонд Научно-мемориального кабинета
«Кабинет С.М. Эйзенштейна» 22 марта 2018 года прекратил свое существование.
29 декабря 2018 года в Музее кино на ВДНХа при участии Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и РГАЛИ открылся мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна.
Консультантом мемориальной экспозиции, посвящённой 120-летию со дня рождения и 70-летней годовщине со дня смерти великого кинорежиссёра, выступит один из ведущих специалистов по творчеству Сергея Эйзенштейна, создатель Музея кино при ВТПО «Киноцентр» и директор Государственного центрального Музея кино в период с 1992 по 2014 год — Наум Ихильевич Клейман.
Мать — Вера Юльевна.
Брат — Фогельман Юлий Моисеевич (1 января 1905 — 12 августа 1970) — советский режиссёр и кинооператор.
Сестра — Воинофф (Воинова) Зинаида Моисеевна, жила в США.
Муж — Эйзенштейн Сергей Михайлович (10 (22) января 1898, Рига, Российская империя — 11 февраля 1948, Москва, СССР) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946). Доктор искусствоведения (1939). Профессор ВГИКа.
1941 — Боевой киносборник № 5 (единственный документальный киносборник; всего было выпущено 12 киносборников (11 из них — игровые) в период 1941-1942 гг. ); полнометражный; Производство: Мосфильм, Центральная студия кинохроники; режиссеры: М. Слуцкий, П. Аташева; операторы: И. Беляков, И. Вейнерович, М. Глидер, О. Рейзман, В. Соловьев
1941 — Лицо врага (Фашизм будет разбит); полнометражный; производство: «Мосфильм»; режиссёр: Э. Шуб; авторы сценария: Э. Шуб, Б. Агапов; звукооператоры: В. Лещев, Б. Вольский; помощник режиссера Л. Ищенко; диктор Б. Агапов, ассистенты режиссера: А. Суркова, П. Аташева
1942 — Наша союзница Америка (будущие летчицы проходят по Нью-Йорку. Американские моряки в гостях у киноактрис; учебная воздушная тревога в Нью-Йорке; президент США Ф. Д. Рузвельт выступает в Белом Доме; парад американских войск на территории Англии); производство: Комитет по делам Кинематографии; режиссер и редактор: П. Аташева
1945 — К пребыванию Э. Бенеша в Москве (спецвыпуск); производство: ЦСДФ; режиссер П. Аташева; операторы: И. Беляков, Б. Макасеев, М. Оцеп, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Штатланд; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; редактор Ю. Смирнитский
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; автор-режиссер И. Копалин; режиссер П. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор Л. Хмара; художник Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Колхоз «Красный Октябрь» (о колхозе в Кировской области и его Председателе П. А. Прозорове); режиссер П. Аташева; операторы: Л. Качурьян, А. Лебедев, М. Сегаль; музыкальное оформление А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников

Фото: "Сергей Герасимов - прощание с Сергеем Эйзенштейном на Новодевичьем кладбище. Февраль 1948 года". На фото: С. Герасимов (стоит у гроба); в первом ряду: Людмила Тиссэ (третья слева), Эсфирь Тобак (справа); во втором ряду (справа налево): Эдуард Тиссэ, Юлий Райзман; в третьем ряду (справа налево): Михаил Ромм, Всеволод Пудовкин; на заднем плане (третий слева): Василий Катанян. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (13728638).
1948 — Памяти С. М. Эйзенштейна (в фильм вошли съемки похорон С. М. Эйзенштейна; на похоронах присутствуют: А. Фадеев, В. В. Вишневский, З. Бирман, Н. Черкасов, В. Марецкая; траурный митинг - выступает министр кинематографии И. Г. Большаков, С. А. Герасимов); производство: ЦСДФ; режиссеры: П. Аташева, С. Юткевич; оператор: Н. Большаков в соавторстве с другими операторами
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы деятельности П. М. Аташевой (Фонды: 618, 1038, 1204, 1923, 2936), в том числе (выборочно):
Пера Аташева
Шкловский Виктор Борисович, Источник
Имя этого человека живет в собрании сочинений Эйзенштейна. Она была журналисткой, в прошлом актрисой; была человеком мужского ума, твердого слова, человеком бескомпромиссным. Она много работала, умела спорить и, конечно, не была счастливой. Ей приходилось иметь дело с набросками сценариев, с набросками статей, переводить, проверять цитаты, указывать на повторения.[...]
На съемках Аташева спорила с Сергеем Михайловичем. Она не соглашалась со сценарием Ржешевского и предвидела, как он будет изменен и как эти изменения будут спорны.
Очень сердит в споре, когда человек тебя понимает, когда он говорит все то, что ты сам знаешь, но еще не дорешил.
Аташева спорила с Сергеем Михайловичем об Иване Грозном. Спорила как равный с равным.[...]
[...]Эйзенштейн боялся сглаза, верил в приметы, ничего не начинал в понедельник и пуще всего страшился черной пятницы, стараясь в этот день ничего не затевать серьезного, не выходить из дому. И действительно, хоронили его в черную пятницу 13 февраля 1949 года. Я тогда на это обратил внимание.
Василий Катанян, режиссер, Источник
Панихида была душераздирающей. В Большом зале Дома кино на Васильевской собрались кинематографисты. Пришел Сергей Прокофьев, перед ним несли большую корзину цветов. Он остановился в дверях, на него направили ослепительный свет, блестели стекла очков, он щурился, беспомощно висели длинные руки. Он так и не подошел к гробу, смотрел издали. Черкасов пришел ненадолго — между двумя съемками, по лицу его текли слезы. Он поднялся на помост, прикоснулся лбом ко лбу покойного, постоял так несколько секунд и быстро вышел. Любовь Орлова и Вера Марецкая стояли рядом и очень плакали. Речей не помню, кроме той, что сказал Станислав Ростоцкий, наш сокурсник. Взволнованно и горько он начал так: «Я готовился выступать на юбилее, а выступаю на похоронах». (Вскоре в Доме кино должны были праздновать пятидесятилетие Сергея Михайловича.) В почетном карауле мы стояли вчетвером с Азаровым, Дорманом и Рязановым. Народу было несметное количество. Эйзенштейна любили.
Настало время выносить гроб. У изголовья стояла Пера Аташева. Подошел Григорий Александров, она подняла заплаканное лицо, их взгляды встретились, и она кивнула. И тогда подняли гроб и понесли к выходу. Как сегодня, я помню этот взгляд Александрова и ответный Перы.[...]
Те, кто знал Эйзенштейна при жизни, не мог не знать и Перу Аташеву. Это была привлекательная, маленькая женщина с круглым лицом, с черными, очень живыми глазами. Она была умна, широко образована, прекрасно знала английский, деловита и энергична. Пера была крайне остроумна, и чувство юмора не покидало ее в самых тяжелых обстоятельствах. Она хорошо понимала жизнь, но пессимизма была лишена. С Эйзенштейном они были близки много лет, но жили на разных квартирах. Даже в те годы, когда они разошлись, духовная связь их не прерывалась. В Периной жизни это была единственная любовь, и она была верна ей до самой смерти.[...]
[...]Нигде не написано, как проходила работа над огромным архивом Эйзенштейна, поэтому я снова обращаюсь к воспоминаниям моей матери:
Из книги: «Катанян Василий. Прикосновение к идолам» (1997), Источник
«В тесном закутке рядом с кухонькой, куда вход был через столовую, на стеллажах лежали папки с рисунками и раскадровками. Он рисовал на всем, что подворачивалось, — за утренним чаем на газете, в уборной на туалетной бумаге, в театре на программке, в кафе на бумажной салфетке. Все это, бережно сохраненное Перой, лежало в больших папках. Среди рисунков один на меня произвел особо сильное впечатление. Человек в русской рубахе, в расцвете сил стоит на коленях, руки скручены за спиной, кудрявая голова закинута, во рту кляп. Рисунок потрясает беспредельным отчаянием. Подпись: «Дайте волю!» Внешнего сходства никакого, но это — автопортрет.
Вся квартира была завалена рукописями, фотографиями, письмами. Часть из них хранилась даже в сундуке на кухне. Все перепечатывалось, считывалось, систематизировалось, приводилось в порядок. Душой, организатором и вдохновителем всего была, конечно, Пера — слепнущая, больная диабетом, под уколами инсулина… Эту колоссальную работу в течение десяти лет проделывала «старушечья бригада», как называла нас Пера (а ведь моей маме было тогда всего 45).
Нас было трое — Ольга Третьякова, вдова Сергея Третьякова, недавно вернувшаяся из ссылки, Валентина Мильман, секретарь Эренбурга, и я. В основном печатала я, т. к. была свободнее всех и — что немаловажно — лучше всех научилась разбирать его путаный, причудливый почерк. Рукописи были густо прослоены фразами на иностранных языках. Иногда это были цитаты, а иногда он просто писал на том языке, на котором ему легче было выразить свою мысль — на французском, английском, немецком. Я оставляла место для этих фраз, т. к. они потом вписывались от руки, а когда Валя принесла от Эренбурга машинку с латинским шрифтом — впечатывались на этой машинке.
Так были расшифрованы бесценные рукописи, которые ныне изданы и переизданы во всем мире, и систематизирован архив, который Пера завещала ЦГАЛИ. В последние годы к работе подключились молодые киноведы, и заслуга Аташевой, что она сумела разглядеть верного и глубоко любящего Эйзенштейна Наума Клеймана, тогда еще студента, который и продолжил всю дальнейшую работу по наследию мастера».[...]
[...]Фонд В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ (№ 998) формировался в течение нескольких десятилетий. Первое поступление относится к 1941 г., когда из Государственного литературного музея было передано небольшое количество материалов, привезенных в музей в 1938 г. самим режиссером. В октябре 1948 г. от вдовы С.М. Эйзенштейна П.М. Аташевой поступил основной комплекс архива В.Э. Мейерхольда, составивший в дальнейшем его наиболее ценную часть. Эти материалы до передачи в архив хранились в городской квартире С.М. Эйзенштейна и на его даче в Кратово.
Ю.А. Красовский, Источник
Об истории передачи документов В.Э. Мейерхольда вспоминал непосредственный участник событий, один из старейших сотрудников архива Ю.А. Красовский: «8 октября 1948 года в одной из рабочих комнат Литературного архива на Большой Пироговской 17 раздался телефонный звонок: “Говорят из квартиры Сергея Михайловича Эйзенштейна. Здесь есть архивные материалы, которые могут Вас заинтересовать. Прошу заехать и взять их. Если можно, срочно”. Срочно, так срочно. Приезжаем на Потылиху. Дом рядом с киностудией “Мосфильм”, где живут киноработники, где жил в последнее время и Эйзенштейн, умерший в феврале 1948 года (сейчас этот дом уже снесен!). Подымаемся, кажется, на третий этаж. Дверь приоткрыта. Много народа. Недавно сняты нотариальные печати, которыми была опечатана квартира. Нас встречает женщина средних лет: “ Да, это я звонила. Пожалуйста, вот то, что Вам нужно”. Несколько папок с какими-то рукописями и письмами. На многих надпись: “Вс. Мейерхольд”. Откуда? Почему? “Не знаю. Вот разбираемся и нашли…” Так в квартире Эйзенштейна на Потылихе была обнаружена часть архива В.Э. Мейерхольда. 21 октября снова звонок, и снова уже знакомый голос приглашает приехать на дачу Эйзенштейна в Кратово. Здесь под лестницей был найден основной архив Мейерхольда. О том, что этот архив хранится у Эйзенштейна, знало два-три человека. В их числе был и Максим Максимович Штраух, его большой друг с детских лет, соратник Эйзенштейна по его первым фильмам. Вот что он написал об этом в своих воспоминаниях: “Однажды он (Эйзенштейн) к нам приехал и взволнованно сообщил: У меня на даче находится весь творческий архив Мейерхольда”.[...]
Целый день разбирали и упаковывали архивисты мейерхольдовское наследие в Кратово и поздно ночью привезли его в Москву. Оно было постепенно приведено в порядок и стало доступным для исследователей, для историков советского театра.
Так Мейерхольд познакомил нас с Перой Моисеевной Аташевой, другом и женой Эйзенштейна, с человеком, который сыграл большую роль в его жизни. Аташева была человеком далеко незаурядным, очень энергичным, веселым и жизнерадостным. С ней легко устанавливались дружеские контакты, она понимала человека с полуслова, охотно и щедро помогала людям, шла им навстречу»[...]
[...] В 1942 году, когда мы были союзниками с американцами и англичанами… У нас, кстати, работала группа BBC, которая снимала в самых сложных обстоятельствах, когда немцы были прямо рядом с Москвой и были бомбёжки. Жена Эйзенштейна Пера Моисеевна Аташева, была переводчиком английской группы, как раз. Она рассказывала, как себя отважно вели английские документалисты, находясь буквально под бомбами, вне прикрытий. И наше министерство решило сделать вечер, посвящённый англо-американской кинематографии, то есть поприветствовать союзников в 1942 году. И к этому вечеру привезли специально на самолёте из Алма-Аты Эйзенштейна и Пудовкина. Поселили при этом их в гостинице «Москва», где, кстати говоря, хорошо кормили, там были иностранцы и там были гости правительства. Поэтому двух этих великих режиссёров поселили в гостинице «Москва». Есть фотография, где они оба стоят на балконе гостинцы «Москва», подняв знак победы.[...]
Н.Э. Клейман, киновед, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФФД; биографические сведения — материалы сайта #МузейЦСДФ; фото — частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ (ГЦМК). Составитель: шеф-редактор сайта #МузейЦСДФ Нина Александровна Ярошевич.