Алевтина ГРЕК

кинооператор

Имя при рождении:
ВАКУРОВА Валентина Александровна

Дата рождения:
03 января 1921
г. Красный Яр, Астраханской губернии, РСФСР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Последнее обновление: 27.11.2024.

Грек (Вакурова) Алевтина Александровна (03 января 1921, Красный Яр (ныне Астраханская обл.) — 1994) —  оператор документального кино. «Отличник кинематографии СССР» (1959).

До 1929 года семья жила в Астрахани. В 1930 году семья переехала в Сталинградскую обасть, а в 1932 году в Сталинград.

В 1935 году Алевтина Вакурова с семьей переехала на Дальний Восток, где продолжила учебу в средней школе; в 1937 году переехала с семьей на о. Сахалин в г. Александровск, где окончила среднюю школу.

В 1938 году поступила на операторский факультет ВГИКа, который окончила в 1943 году.

С августа 1941 по июль 1942 года находилась в эвакуации в Астрахани, где работала инспектором по учету и распределению рабочей силы Астраханского городского исполкома депутатов трудящихся.

В 1942 году переехала в Алма-Ату, где окончила ВГИК (в 1941-1943 гг. институт находился в эвакуации в Алма-Ате).
С сентября по октябрь 1942 года работала асс. оператора Центральной Объединенной киностудии.

С 07 августа 1943 — асс. оператора 3-й категории Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ); с 01 июля 1945 — асс. оператора 1-й категории.

Алевтина Грек (слева) и Мая Попова. ЦСДФ, Лихов. пер., дом 6. 1949 год. Фото из архива Е. В. Бойковой (дочери М. Н. Поповой)
В феврале 1947 года приказом Министерства кинематографии СССР переведена в Берлинский корреспондентский пункт ЦСДФ асс. оператора (оператор Д. Рымарев); в августе 1950 года откомандирована вместе с мужем И. Г. Греком в распоряжение Министерства кинематографии и продолжила работу на ЦСДФ.
16 июля 1954 года переведена оператором 3-й категории.

Молодежный бал в Кремле 12 февраля 1954 г. Владимирский зал. На фото (слева направо): бригадир осветителей Владимир Сендеров, директор картины Маргарита Сергеевна Кафиева, оператор Галина Захарова, оператор Алевтина Грек (Вакурова), осветитель Яков Левитин. Фото из личного архива Екатерины Андриканис (дочери Г. Захаровой).
Решением тарифно-квалификационной комиссии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР от 27 октября 1959 года переведена оператором 2-й категории; с 01 ноября 1966 года переведена оператором 1-й категории.

1 августа 1977 года Алевтин Вакурова (девичью фамилию вернула в 1959 году) освобождена от работа на ЦСДФ в связи с достижением пенсионного возраста. 

СЕМЬЯ

Родители — из семей рыбаков.
Отец — Вакуров Александр Степанович (род. 31 августа 1900 в г. Красный Яр, Красноярского уезда, Астраханской губернии), служащий; с 1917 года член ВКП(б); участник Великой Отечественной войны; воинское звание майоркапитанст. лейтенант; воинская часть: 7 саперная армия, 6 штурмовая инженерно-саперная бригада, 66 армия, 30 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон; награжден двумя орденами Красной Звезды (оба в 1943 году), орденом Отечественной войны II степени (1943) и медалями; после демобилизации в 1946 году работал начальником рыбного отделения Управления снабжения при Советской военной администрации в Германии (г. Берлин).
Мать — Вакурова Александра Павловна (род. в 1899 году в г. Красный Яр, Красноярского уезда, Астраханской губернии),  домохозяйка.
Муж — Грек Исаак Григорьевич (1918 — 1995) — кинооператор, режиссёр ЦСДФ; участник Великой Отечественной войны (с 1941 по 1947 — в РККА); член ВКП(б) — КПСС.
Дочь — Грек Раиса Исааковна (род. в 1941 году в Москве).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); режиссер Я. Посельский; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1955 — Международные соревнования по плаванию
1955 — Югославские футболисты в Советском Союзе; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Е. Аккуратов, И. Грачев, А. Грек, А. Зенякин, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Е. Мухин; комментатор В. Синявский
1953 — По Каме рекережиссер З. Тулубьева; операторы: М. Силенко, А. Грек 
1959 — Праздничный концерт (праздничный концерт во Дворце спорта в Лужниках, посвященный 42 годовщине Октябрьской революции); режиссер Е. Залкинд; операторы: М. Ошурков, А. Вакурова 
1959 — Твои помощники; режиссер Д. Мусатова; операторы: Г. Захарова, А. Вакурова
1963 — Пусть всегда будет солнце (фильм о Всемирном конгрессе женщин); полнометражный;  режиссер Н. Соловьёва; операторы: В. Ходяков, А. Вакурова, Ю. Монгловский, Л. Панкин, М. Попова, А. Саранцев
1965 — По Советскому Союзу. Киноальманах № 15; режиссер З. Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, С. Коган, О. Рейзман, А. Вакурова
1965 —  Двадцатилетие великого подвига (празднование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.); полнометражный; операторы: Е. Мухин, В. Лезерсон, А. Вакурова, В. Скоробогатова, М. Попова, А. Воронцов, Г. Серов, И. Филатов, Г. Асланов, Г. Монгловская, Е. Лозовский, М. Ошурков, И. Сокольников, А. Истомин, Л. Кокошвили, С. Скраливецкий, И. Гален, И. Запорожский, И. Гоганцев
1967 — Микис Теодоракис; операторы: А. Вакурова, Г. Захарова
1968 — Буревестник (к 100-летию со дня рождения М. Горького); режиссер О. Рейзман; операторы: А. Вакурова, А. Истомин, А. Савин
1968 — Парламентарии Норвегии в СССР; режиссер Л. Файнберг; операторы: О. Арцеулов, А. Вакурова
1968 — Они строят Москву; режиссер О. Рейзман
1971 — Всемирная книжная лениниана
1971 — Песнь моя – жизнь моя (выступление Академического хора русской песни под руководством н. а. СССР А. В. Свешникова в Большом зале Московской консерватории); режиссер А. Павлов; оператор
1973 — Парламентарии Франции  гости Советского Союза; режиссер К. Кулагина; опеарторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1973 — Новое в животноводстве; режиссер С. Киселев; операторы: А. Вакурова, Н. Генералов, Н. Шмаков
1974 — Там, где собирают часы (фильм о 2-го Московском часовом заводе); реж. Е. Андриканис
1974 — Витаме сердечне, Польша! (о днях польской культуры в СССР, посвященных тридцатилетию Польской Народной Республике); режиссер Л. Данилов; операторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1975 — У дружбы много дорог (Дни Монголии в СССР); режиссер Е. Крылова; операторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1975 — Знания народу (о деятельности Всесоюзного общества "Знание" и роли Политехнического музея в изучении науки и техники); режиссер В. Федорченко; операторы: А. Вакурова, В. Макаров
1977 — Люди доброго сердца; режиссер В. Софронов; операторы: А. Вакурова, А. Пяткин, И. Скачков, Л. Сокольников
1977Красному знамени верны; режиссер Л. Кристи; операторы: М. Авербух, А. Вакурова

КИНОПЕРИОДИКА

Сняла более 400 сюжетов для киножурналов: "Новости дня", "Пионерия", "Советский воин".

Кинооператоры ЦСДФ (слева направо): Мая Попова, Галина Захарова, Алевтина Вакурова, Сергей Семёнов. съемки 8 марта на кондитерская фабрика «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ». Фото из архива Е.В. Бойковой.

Награды

1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1959 — Значок «Отличник кинематографии СССР»

Цитаты

9 Мая 1945 года.
Алевтина Александровна Вакурова (Грек). Мамина ближайшая подруга. Они познакомились в 1938 году при поступлении во ВГИК и дружили всю свою жизнь. Аля, как называли ее близкие, принадлежала к поколению тех настоящих энтузиастов-хроникеров, кадрами которых мы так гордимся сегодня. Эти люди и создали то, что мы называем «кинолетописью».
Из рассказов Алевтины Александровны Грек (Вакуровой).
«8 Мая мы все сидели у радиоприемников. Ждали официального сообщения о Победе. Уже Франция, Англия, Америка объявили об окончании войны с фашизмом и провозгласили 8 мая Днем Победы. А из Кремля — ни слова! «Ну, почему не объявляют? Что случилось?» Потом оказалось, что ждали освобождения Праги, но тогда это было странно, страшно и непонятно. И вдруг 9 мая в час ночи я наконец-то слышу: «От Советского Информбюро...» Я дослушала сообщение до конца, вскочила и побежала на студию.» Надо добавить, что жила Алевтина в районе Измаловского парка, транспорт, естественно, уже не ходил — ночь на дворе. И она пешком, через всю Москву помчалась в Лихов переулок дом 6. «Потная, с подкашивающимися от усталости ногами, я ворвалась на студию, схватила камеру и побежала на Красную площадь. Охранники, которые не имели право меня не только пропустить вовнутрь, но тем более, выпустить со студии с камерой без особого пропуска, — поймите, ведь еще продолжался военный режим, поняли мой порыв, поняли, что ЭТО необходимо снимать, и благословили на съемку.» Также пешком Алевтина побежала на Красную площадь. Там уже собрались толпы ликующих москвичей.
Те кадры, которые мы сегодня не можем смотреть без слез, кадры Победы, были сняты Алевтиной Грек ночью и рано утром 9 Мая на Красной площади. Первые 4 плана в этом ролике сняты Алевтиной Александровной...

Екатерина Андриканис, режиссёр, писатель, педагог

[...]Охотно и даже увлеченно снимала на заводах, фабриках, стройках в сложных и некомфортных условиях – шум, дым, сквозняки, – лишь бы снять достойный материал. Смолоду она была прирожденным хроникером – в ночь на 9 мая 1945 года, услышав по радио о подписании капитуляции Германии, она так воодушевилась, что пешком через весь город пришла на студию, взяла камеру и отправилась на Красную площадь, словно предчувствуя, что там соберется ликующая Москва. А увлекалась Аля подледным ловом, с нетерпением ждала зиму. Пристрастие к какой-либо тематике, конечно, не освобождало операторов от того, что им поручалось снимать везде, где происходило что-то важное, новое или интересное. Вдали от дома, семьи, испытывая тяготы командировочного быта, никто из этих женщин не роптал. А зритель их глазами, через их кинокамеры видел положительные, оптимистические моменты жизни страны. С их участием происходило накопление огромной кинолетописи Советского Союза.[...]

Мая Попова, кинооператор (Материал опубликован в СК Новости № 3 (341) 18 марта 2016 г.), Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 33).