Благодарим Игоря Шнейдерова (сына М.А. Шнейдерова) за предоставленные фотографии из семейного архива.
Шнейдеров Михаил Абрамович (05 (18) ноября 1915, Киев (ныне Украина) — 15 декабря 1985, Рига (ныне Латвия)). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942). Лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1979). Член ВКП(б) — КПСС с 1948 года. Член СК СССР с 1958 года.
В 1934 году окончил Харьковский техникум заводского транспорта.
В 1934 — 1935 — автотехник автобусно-транспортной базы в Киеве.
В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа.
С декабря 1939 по декабрь 1940 — оператор Украинской студии кинохроники.
С декабря 1940 по апрель 1941 — служил в РККА.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 1940 года. Воинское звание: инженер-капитан Воинская часть: Политуправление 1 Белорусского Фронта (1 БелФ).
В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе 1 БелФ:
1 Белорусский Фронт:
— 5-й удар. Разгром немцев в Белоруссии. Июнь-июль 1944 г.. Период: c 01.06.1944 по 31.07.1944 г.. Страница боевой операции;
— Бобруйская наступательная операция (Операция 5-го удара). Период: c 24.06.1944 по 29.06.1944 г.. Страница боевой операции;
— Минская наступательная операция (Операция 5-го удара). Период: c 29.06.1944 по 04.07.1944 г.. Страница боевой операции.
— Люблинско-Брестская наступательная операция (Операция 5-го удара). Период: c 18.07.1944 по 02.08.1944 г.. Страница боевой операции;
— Висла-Одерская наступательная операция. Период: c 14.01.1945 по 03.02.1945 г.. Страница боевой операции;
— Восточно-Померанская наступательная операция. Период: c 10.02.1945 по 31.03.1945 г. Страница боевой операции;
— Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на р. Одер. Период: c 22.03.1945 по 30.03.1945 г. Страница боевой операции;
— Берлинская наступательная операция. Период: c 16.04.1945 по 08.05.1945 г.. Страница боевой операции.
Награжден орденами Красного Знамени, «Знак Почета», Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Кадры, снятые М. Шнейдеровым, вошли в выпуски киножурналов «На защиту родной Москвы», «Союзкиножурнала» и документальные фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Корсунь-Шевченковская операция», «Победа на Юге», «От Вислы до Одера» и др.
В 1945 году участвовал в съёмках фильма «Берлин», снимал эпизод с водружением Красного знамени над Рейхстагом.
С января до 03 апреля 1947 и с 30 сентября 1947 до 30 августа 1948 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С 03 апреля по 25 сентябре 1947 — оператор киностудии «Беларусьфильм».
С 30 августа 1948 до ноября 1949 — оператор Военной академии им. М.И. Фрунзе (г. Москва).
Основание: Приказ по ЦСДФ № 192 от 26 августа 1948 года.
В соответствии с приказом Министерства кинематографии СССР № 245 от 17 августа 1948 года считать оператор III категории Шнейдерова Моисея Абрамовича освобожденным от работы на студии с 30 июля 1948 года и откомандированным в распоряжение Отела кадров Военной академии им. М.И. Фрунзе - для использования по специальности.
(Источник: ГЦМК ф. 56. оп. 2)
С 03 ноября 1949 до 1982 — оператор, режиссер Рижской киностуди художественных и документальных фильмов.
Жена — Шнейдерова Надежда Трофимовна (19 августа 1924 — 19 марта 1988).
Дочь — Бичева (Шнейдерова) Ирина Моисеевна (родилась 14 марта 1948 года)
Сын — Шнейдеров Игорь Моисеевич (родился 27 июля 1956 года).
1940 — Львов советский; оператор М. Шнейдеров
1942 — Разгром немецких войск под Москвой, полнометаржный; режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова; первый в СССР «Оскар» в категории за «Лучший документальный фильм» (вручались только в 1943 году)
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко, М. Шнейдеров и другие
1944 — Корсунь-Шевченковская операция; оператор М. Шнейдеров в соавторстве
1944 — На подступах к Варшаве; режиссер Ф. Киселев; операторы: И. Аронс, А. Софьин, Р. Кармен, В. Томберг, А. Фролов, М. Шнейдеров
1945 — От Вислы до Одера; режиссер В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; автор текста Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы А. Кузнецов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор Л. Хмара; консультант С. Платонов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фроновых съёмок: Ю. Райзман; режиссеры монтажа: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — В Померании; режиссер В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин
1945 — От Вислы до Одера; режиссер В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, Штатланд, М. Шнейдеров и др.
1948 — День Воздушного Флота СССР; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, Л. Кристи; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1948 — Советская Белоруссия; полнометражный; Производство: Беларусьфильм; режиссер: Л. Голуб, В. Ляховецкий, М. Калинин, В. Войтецкий; операторы: С. Фрид, Ш. Беров, И. Вейнерович, А. Мартынов, И. Пикман, И. Комаров, В. Китас, В. Цеслюк, М. Шнейдеров, В. Окулич
1953 — Мастера баскетбола (14-е Всесоюзные соревнования по баскетболу в закрытом помещении, проходившие в городе Риге); производство: Рижская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер М. Посельский; оператор М. Шнейдеров; автор сценария И. Прок; звукооператоры: С. Трегулова, Д. Овсянников
1953 — Рижские вагоностроители; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1953 — Художественная гимнастика; производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров; оператор М. Посельский; автор текста И. Прок
1954 — Колхоз «Сарканайс Октобрис»; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1954 — Латвийская буровая; производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров
1955 — Праздник латышского народа (празднование 15-летия образования Латвийской республики); производство: Рижская киностудия; режиссер Г. Шулятин; операторы: И. Масс, М. Шнейдеров; автор текста Г. Бендикс; звукооператор Г. Коротеев
1955 — «Колхоз «Марупе»; производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров
1955 — Мирный атом; производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров
1957 — На больших скоростях; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1958 — Голубые дороги зовут; производство: Рижская киностудия; режиссер М. Шнейдеров
1958 — Солнечный берег; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1959 — Одна семья (о Рижском радиозаводе имени Попова); производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров
1959 — Где же вы, друзья-однополчане?; производство: Рижская киностудия; режиссер
1959 — Беспокойные сердца; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1959 — Мотокросс дружбы (Международный мотокросс в г. Риге 6-7 июня 1959 года); производство: Рижская киностудия; режиссер А. Гриберман; операторы: М. Посельский, М. Шнейдеров, Я. Целмс, В. Гайлис, А. Гриберман, Р. Урбасте; звукооператор А. Вишневский; музоформитель А. Гуткин; автор текста И. Прок; консультант В. Азан
1960 — Мирный атом в народном хозяйстве; производство: Рижская киностудия; оператор
1961 — На мототрассах; производство: Рижская киностудия; режиссер М. Шнейдеров
1961 — Голубые дороги зовут; производство: Рижская киностудия по заказу ЦК ДОСААФ СССР; режиссер М. Шнейдеров; операторы: Г. Пилипсон, В. Крогис; композитор В. Калинский; автор песни Л. Прозоровский
1962 — На кроссовых трассах; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1964 — Они встретились в Женеве (Международные соревнования по мототуризму); производство: Рижская киностудия; режиссер-оператор М. Шнейдеров
1967 — Мотобол; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1967 — Мы шли с Ильичом (трилогия); режиссер; Государственная премия Латвийской ССР (1970)
1967 — Зарево; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1968 — Мужество; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1969 — Победа; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1970 — Эстафета; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1970 — Первый комедиант; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1970 — Три встречи; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1971 — Цветы и люди; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1972 — Побратимы; полнометражный; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1974 — Птичий город; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1974 — Дошкольники; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1975 — Герои; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1975 — Незаменимый Лозин; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1975 — 30 лет колхоза «Накотне»; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1975 — Путь коммуниста; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
1976 — Когда бушует стихия; производство: Рижская киностудия; оператор М. Шнейдеров
В 1977 — 1980 гг. смонтировал в качестве режиссера ряд киножурналов «Советская Латвия» («Подомью Латвия»).
Снял более 1000 сюжетов для кинолетописи и киножурналов, в том числе: «Пионерия», «Союзкиножурнал», «На защиту родной Москвы», «Железнодорожник», «Радянська Україна», «Искусство», «Новости дня», «Советский спорт» и другие.
1941 — На защиту родной Москвы № 1; режиссер Л. Варламов; операторы: Т. Бунимович, П. Касаткин, А. Лебедев, А. Эльберт, М. Шнейдеров; звукооператор В. Котов; музоформитель И. Срабиан
1941 — На защиту родной Москвы № 3; режиссер Л. Варламов; операторы: А. Лебедев, Б. Макасеев, Т. Бунимович, Н. Касаткин, М. Шнейдеров, А. Крылов, А. Эльберт; звукооператор И. Гунгер; музоформитель И. Срабиан
1941 — На защиту родной Москвы № 4; режиссер Р. Гиков; операторы: Т. Бунимович, П. Касаткин, А. Крылов, А. Лебедев, М. Шнейдеров, А. Эльберт, Р. Кармен, Р. Халушаков; звукооператоры: И. Гунгер, В. Смирнов
1966 — Советская Латвия № 4 (1000); производство: Рижская киностудия; режиссер М. Посельский; операторы: В. Гриберман, В. Когис, С. Марченко, И. Масс, В. Масс, М. Посельский, К. Станкевич, М. Шнейдеров, Е. Шинкаренко, С. Гелмс, Л. Гагалс; редактор М. Фрумин; автор текста В. Лоренц; диктор Б. Подниекс; музыкальное оформление А. Гуткин; помощник оператора А. Вишневский
_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 231). Биография: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2019; с. 835-836); Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 948-949) со ссылкой на РГАЛИ (– Ф 2944, – Опись 28, – Ед. хранения 1696). Фото из частных архивов.
[...]...характеристика его[Шнейдерова] работы в составе киногруппы Западного фронта (1942 г.):
Валерий Фомин, киновед, Источник
«Заполугодие заснял 9 сюжетов. Из них 5 включено в СКЖ, 1 – в Летопись и 3 – в Фильмотеку.Тов. Шнейдеров опытный фронтовой оператор. Обладает рядом качеств хорошего хроникера: инициативен, подвижен, хорошо владеет техникой своего дела.
Очень продуктивно работал в период зимнего наступления Красной Армии. Дал ряд хороших значительных кадров для фильма "Разгром немецких войск под Москвой". Высокую оценку получили прекрасные документальные кадры "Спасения зерна из горящего элеватора".
Позднее удачно провел съемку действия парашютных десантных отрядов. Съемка эта дала основание для монтажа большого сюжета для СКЖ.
Хорошо показал трудности войны, бездорожья и трофеи (СКЖ № 63). Удачной была также съемка города Зубцова, освобожденного Красной Армией (СКЖ № 64–65)».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 79.)
[...]Четыре военных года жило в сердце каждого фронтовика ожидание этого праздника. И вот он пришёл и навсегда стал самым главным праздником страны.
Михаил Посельский, оператор, Источник
Как водружали над рейхстагом Знамя Победы, как были сняты эти кадры – всё это вошло в историю, в книги, в фильмы о второй мировой войне. Но кто же автор этих бессмертных кадров? Кому из фронтовых операторов выпала великая честь – в тот исторический момент находиться на крыше рейхстага и снять для современников и для потомков символический момент великой Победы?
Эта киносъёмка принадлежит кинооператору 1-го Белорусского фронта капитану Михаилу Шнейдерову.
Вот что позднее рассказывал сам оператор. На улице Кёнигплан, рядом со зданием рейхстага он снимал бой автоматчиков 150-й дивизии. Когда бойцы приблизились к рейхстагу, он у одного из них увидел в руках знамя, и только, когда им удалось коснуться ступенек, ведущих в рейхстаг, они подняли знамя высоко к небу и направились к подъезду здания.
По обломкам внутренней лестницы они поднялись на крышу.
Но где укрепить знамя, чтобы оператору было удобно снять его водружение и так, чтобы знамя было бы хорошо видно с улицы?
— Из-за твоей съёмки мы сложим здесь наши головы, — и Шнейдеров услышал крепкие русские выражения, но незлобивые. Бойцы и сами понимали историческую важность момента.
Этим кумачовым, фактически кустарно сшитым куском материи, ставшим символом Победы, откроется парад Победы. Это знамя будет появляться на Красной площади и на центральных площадях других городов-героев в самые торжественные моменты будущих десятилетий.