Биография Ивана Федоровича Малова составлена по материалам автобиографии, хранящейся в Государственном центральном музее кино (— Ф. 56. — Оп. 2). Фотографии из частных архивов.
Внимание! Информация, собранная и предоставленная краеведом Евгением Свистовым, содержащая факты биографии И.Ф. Малова периода начала Великой Отечественной войны и семейного положения, опубликованная на странице ранее, удалена, как содержащая фактические ошибки.
Последнее обновление: 07.12.2023.
Малов Иван Федорович (сентябрь 1907 [1], д. Свезево, Тверской уезд, Тверская губерния, Российская империя (ныне Тверская обл.) — 02 декабря 1943, г. Климово (ныне Брянская обл.) — оператор игрового и документального кино. Беспартийный. Награды: медаль «За оборону Сталинграда» (1943), орден Отечественной войны I степени (посмертно).
«Иван Фёдорович Малов принадлежал ко второму поколению советских кинематографистов, которые пришли в кино в начале тридцатых годов. Это были выпускники ГТК – ВГИКа, получившие высшее кинематографическое образование и определившие для себя дальнейший путь — путь служения киноискусству»
Казаков А. Н., кинооператор
В 1908 году семья переехала в Москву. В 1924 году окончил среднюю школу девятилетку № 3 Замоскворецкого района г. Москвы.
В 1926 году поступил на операторский факультет ГТКа, который окончил в 1931 году.
С 1928 — член Профсоюза кинофотоработников.
С 1928 года и до окончания учебы в ГТКа работал фотографом, фоторепортером в «Восток-кино», журнале «30 дней» и других изданиях.
С 23 июля 1931 — на кинофабрике, затем киностудии «Межрабпомфильм» (закрыта в 1936 году).
Съемочная группа фильма «Детство Горького» (1938). На фото стоят (слева направо): асс. режиссера Рафаил Перельштейн, гример (фамилия уточняется), асс. режиссера (в 1943-1945 гг. был представителем «Союзинторгкино» в Канаде) Леонид Альцев (третий слева), оператор Иван Малов, режиссер Марк Донской, предположительно администратор Цверик, оператор Петр Ермолов, асс. оператора Владимир Томберг; сидят в первом ряду (слева направо): Елизавета Алексеева — в роли Варвары Кашириной-Пешковой, народная артистка РСФСР Варвара Массалитинова — в роли бабушки Акулины Ивановны, Алексей Лярский — в роли Алёши Пешкова, Александр Жуков — в роли Михаила Каширина, Михаил Трояновский — в роли деда Василия Васильевича Каширина. Фото из архива Р. Перельштейна.
С 1936 по 15 июля 1942 — на киностудии «Союздетфильм» (открыта на технической базе киностудии «Межрабпомфильм»); с 1939 — второй оператор художественного кино.
В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, студия «Союздетфильм» (часть сотрудников и члены их семей) была эвакуирована в г. Сталинабад (ныне г. Душанбе, Таджикистан)[2].
С июня 1942 года — кинооператор фронтовой киногруппы. Призван Сталинабадским ГВК (г. Сталинабад, Таджикская ССР) 15 июля 1942 года. Звание: инженер-капитан.
Из воспоминаний кинооператора Абрама Казакова:
«Летом 1942 года И. Малов при втором наборе во фронтовые группы все-таки сумел попасть на Донской фронт. Он приехал в Сталинград в августе месяце, когда шли бои на ближних подступах к городу. В то время он был необстрелянный, сугубо штатский человек, который даже не знал, как правильно подпоясывать ремнём шинель. Но не это было главное.
Перенесясь (попав) под оглушающий грохот боёв из спокойной обстановки съёмочных павильонов в полуразрушенный бомбёжками город, Малов на первых порах растерялся.
Будучи профессиональным оператором художественных фильмов, он мало снимал автоматической камерой «Аймо», а она была основной в руках фронтового оператора. Для её освоения требовалась тренировка, а время не ждало – в Сталинграде начинались уличные бои. Руководитель киногруппы А. Кузнецов постепенно втягивал Малова в съёмку боевых действий...»[3]
Военные корреспонденты с воинами 62-й Армии. На фото: Константин Симонов (на первом плане слева), операторы (на втором плане слева направо) Иван Малов и Михаил Посельский. Фото из личного архива Н.Я. Венжер.
Снимал под Сталинградом и в самом городе во время Сталинградской битвы, на Курской дуге, запечатлел на кинопленку героизм советских солдат и офицеров во время переправы через Десну, Днепр, Сож. Согласно данным Наградного листа Малов Иван Федорович был премирован Приказом Комитета по делам кинематографии за лучшую боевую киносъемку фронтовых кинооператоров (бои за Гомель).
Подробно о работе оператора Ивана Малова во фронтовых киногруппах можно прочитать в воспоминаниях оператора Абрама Казакова «На Курской дуге», написанных в конце 70-х - начале 80-х годов.
Кинооператор И.Ф. Малов и фотокорреспондент О. Б. Кнорринг ведут съемку допроса перебежчика – немецкого солдата старшего ефрейтора Альфонса Баумхора (Alphonse Baumhor), добровольно перешедшего на сторону советских войск. Допрос ведет капитан С.А. Миронов, переводчик Ионис. 7 июля 1943 года. Автор фотографии: В. С. Кинеловский. Фото: www.victory.rusarchives.ru.
Кадры, снятые Иваном Маловым, вошли в документальные фильмы «Битва за нашу советскую Украину» (1943), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943) и кинопериодику.
Погиб при выполнении задания Командования (по другим данным — умер от гангрены, возникшей вследствие ранения от разрыва мины[4]).
Из донесения во фронтовой отдел Главкинохроники:
23/XI-1943 г. выехали в Поныри операторы А. Козаков и И. Малов для киносъёмок открытия памятника павшим артиллеристам. На обратном пути они ехали на американской машине «Студебекер», в которой находилось ещё около 20 человек пассажиров: бойцы, фотокорреспонденты, кинооператоры.
I-XII – не доезжая до города Климово 35-40 километров, машина свернула на объезжую дорогу, где и подорвалась на мине, в 16 часов.
Козаков получил тяжёлое ранение обеих ног. Малов две тяжёлые раны в области бёдер. Все были доставлены в ближайшую поселковую больницу, где им была оказана первая помощь. Только на следующий день их перевезли в г. Климово в 85-й офицерский госпиталь, где через 55 минут И. Малов скончался от газовой гангрены. А. Козакову ампутировали левую ногу.
5/XII- 1943 г. состоялось погребение И. Малова на Центральной площади г. Новозыбков с воинскими почестями.[5]
Из воспоминаний оператора Михаила Посельского:
«Когда я приехал на место взрыва, то увидел нашу машину на крыше дома, заброшенную туда воздушной волной. По возвращении с похорон Вани Малова, я нашел на его кровати письмо из дома от жены: «Дорогой мой, мне приснился страшный сон, будто мы с дочкой потеряли тебя. Я так переживаю, не могу успокоиться, места себе не нахожу. Только бы с тобой ничего не случилось! Пиши, родной, чаще… Всегда твоя Нюся»[6]
Иван Федорович Малов похоронен на братском кладбище г. Новозыбков (ныне Брянская обл.).
За проявленные мужество и отвагу, а также киносъемку исторически ценных кинодокументов Иван Малов был представлен заместителем начальника Политуправления Белорусского фронта (БелФ) к правительственной награде — ордену Отечественной войны I степени (посмертно).
Родился в крестьянской семье.
Мать умерла в 1919 году.
Отец — Федор Малов (род. в 1871 году), подростком приехал в Москву; работал «мальчиком» (аналог современного разносчика товаров), затем работал товароведом; с 1926 года не работал по состоянию здоровья.
Братья:
— Малов Михаил Федорович, (28.10.1909, г. Москва - 19.03.1995, г. Москва), полковник (1957), лауреат Сталинской премии 1 ст. (1942) и 2 ст. (1941). В Вооруженных Силах с октября 1941, мобилизован с должности начальника чертежно-конструкторского отдела завода № 70 Наркомата боеприпасов. Окончил чертежно – конструкторские спецкурсы (1928). Внёс большой вклад в создание и вооружение Красной Армии системами реактивного вооружения в годы Великой Отечественной войны. Награжден: орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красной Звезды (1941, 1956) и медалями.
— Малов Петр Федорович, работал в Узбексельхозснабе (г. Ташкент).
— Малов Алексей Федорович, работал начальником финансового сектора Сталинского райторга г. Москвы.
— Малов Сергей Федорович, работал фотокорреспондентом в газете «Советское метро».
Сестры:
— Малова Анна Федоровна, работала бухгалтером Дома самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (ЦДИСК).
— Малова Елизавета Федоровна, работала в военном госпитале в Москве.
Жена — Борисова Екатерина Порфирьевна (род. в 1909 году)[1], театральная актриса, сыгравшая роль Маши в фильме «О странностях любви» (1936); работала в Театре имени Баумана (г. Москва); позже работала на радио. В браке с И.Ф. Маловым с 1936 года. Во время Великой Отечественной войны находилась с дочерью Маловой Татьяной (род. в 1939 году) в эвакуации в Сталинабаде, где работала на киностудии «Союздетфильм».
Игровые фильмы
1932 — Друзья совести (другое название «Пылающий Рур»); игровой (фильм о революционной борьбе горняков Рура в Германии в 1920 году был запрещен, как дающий пессимистическую оценку борьбы пролетариата и как чисто формалистическое произведение, недоступное для массового зрителя); фильм не сохранился; режиссер Константин Эггерт; пом. оператора И. Малов
1935 — Любовь и ненависть (события происходят в одном из шахтерских городков на Донбассе в 1919 году в период Гражданской войны); игровой; производство: Межрабпом-фильм; режиссер Альберт Гендельштейн; автор сценария Сергей Ермолинский; композитор Дмитрий Шостакович; оператор Василий Пронин; асс. оператора Леонид Дульцев (урожденный Леонид Иванович Троцкий); пом. оператора И. Малов
1936 — О странностях любви; игровой; музыкальный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Яковом Протазановым по сценарию Бориса Гусмана и Анатолия Мариенгофа; оператор П. Ермолов; композитор Д. Блок; асс. режиссера А. Роу; асс. оператора И. Малов
1938 — Детство Горького (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1977 году); полнометражный; игровой; сценарий И. Груздева по произведениям А.М.Горького; режиссер-постановщик М. Донской; главный оператор П. Ермолов; оператор И. Малов; главный ассистент режиссера Р. Перельштейн; ассистент режиссера Эмир Файк; композитор Л. Шварц; звукооформитель Д. Блок; звукооператор Н. Озорнов; ассистент оператора В. Томберг (в титрах не указан); ассиситент режиссера Л. Альцев (в титрах не указан); художник И. Степанов; консультант И. Ладыжников; директор М. Торганцева
1938 — В людях (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1976 году); полнометражный художественный фильм режиссёра Марка Донского; экранизация второй части автобиографической трилогии Максима Горького); автор сценария И. Груздев; главный оператор Пётр Ермолов; оператор И. Малов
1939 — Мои университеты (по одноимённой автобиографической трилогии М. Горького); режиссер-постановщик М. Донской; гл. оператор П. Ермолов; второй оператор И. Малов
1940 — Брат героя (детдомовец Гена Черемыш воображает, что знаменитый летчик Климентий Черемыш его брат, теперь мальчику нужно соответствовать во всем своему брату; по мотивам повести Льва Кассиля); игровой; режиссер Юрий Васильчиков (Георгий Васильевич Васильчук); автор сценария Л. Кассиль; оператор И. Малов
Документальные фильмы
1943 — Битва за нашу советскую Украину; полнометражный; документальный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко, И. Малов (в титрах не указан) и другие операторы
1943 — Орловская битва; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; ассистент режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; ассистент оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператор: Кашкевич, В. Котов; директор: В. Слонимский
1943 — Сталинград; полнометражный; документальный; режиссер Л. Варламов; операторы: Орлянкин В., Софьин А., Вакар Б., Ибрагимов А., Казаков А., Кричевский А., Мухин Е., Гольбрих М., Вихирев Н., Гольдштейн И., Посельский М., Шадронов Б., Кацман И., Островский Г., Малов И.
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; документальный; режиссер М. Славинская; вошли кадры, снятые фронтовыми киноопеаторами: Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов
1942 — Союзкиножурнал № 83-84; режиссер М. Фиделева; операторы: И. Беляков, М. Лившиц, Н. Нагорный, А. Магапян, А. Каиров, Н. Казначеев, В. Петров, Е. Мухин, И. Малов, И. Гольдштейн 1943 — Союзкиножурнал № 44; режиссер И. Сеткина; операторы: И. Малов, Г. Могилевский, В. Смородин, С. Уралов, С. Шейнин, А. Казначеев, Г. Голубов, В. Косицын. М. Оцеп, Б. Пумпянский
1943 — Союзкиножурнал № 51-52; режиссер И. Сеткина; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, К. Кутуб-Заде, А. Ксенофонтов, В. Левитан, П. Погорелый, Е. Учитель, А. Смолка, Н. Вихирев, М. Гольбрих, А. Софьин, И. Малов, М. Посельский
1943 — Союзкиножурнал № 53-54; режиссер И. Сеткина; операторы: И. Малов, А. Казаков, В. Торчинский, Е. Ефимов, В. Маневич, М. Ошурков, Ф. Овсянников, С. Урусевский, И. Посельский, В. Соловьев, И. Сокольников, В. Цеслюк, А. Фролов, Б. Небылицкий, Б. Шер, И. Гутман
1943 — Союзкиножурнал № 58-59; реж.: И. Сеткина; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Сухова, Г. Цветков, Я. Блюмберг, Б. Максимович, И. Малов, А. Софьин, А. Казаков, М. Посельский, Г. Островский, М. Гольдштейн
1943 — Союзкиножурнал № 68; режиссер Л. Степанова; операторы: Н. Косицын, И. Силютин, Б. Шер, Быков, Н. Вихирев, И. Малов, М. Посельский, А. Софьин
1943 — Сражение за Гомель («Союзкиножурнал» №№ 73-74); спецвыпуск; режиссеры: Ф. Киселев, И. Сеткина; операторы: Н. Вихирев, И. Вейнерович, И. Ибрагимов, Н. Казаков, И. Малов, Е. Мухин, Г. Островский, М. Посельский
Монтажный лист оператора И. Малова «Девушки оружейники авиации» (работа по боевому снаряжению самолетов; Сталинградский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: 06.10.1942)
Монтажный лист операторов А. Казакова, И. Малова «Семья героя» (подвиг и гибель наводчика сержанта Хитрых, вручение награды семье погибшего; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. с № 903 по № 1099 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: 18.08.1943)
Монтажный лист оператора И. Малова «Материал к фильму» (подбитая и захваченная немецкая техника: танки, пушки; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. с № 903 по № 1099 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: август 1943)
Монтажный лист операторов А. Софьина, И. Малова «Лагерь рабов» (немецкий рабочий лагерь в селе Хомутовка; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)» (Период создания: 31.08-03.09.1943)
Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского «Новгород Северский» (освобождение города; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)» (Период создания: 19.09.1943)
Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского «Чернигов» (разрушенный немцами город; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)» (Период создания: 23-24.09.1943)
Монтажный лист операторов А. Софьина, И. Малова, М. Посельского «На западном берегу Днепра южнее Речицы» (работа артиллерии; Белорусский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 23-24.09.1943)
Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского «Борьба за Гомель» (работа артиллерии; Белорусский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 24.10.1943)
Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского о переправе через реку Сож (Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: октябрь 1943)
Монтажный лист операторов А. Козакова, И. Малова «Речица» (материал к ранее заснятым боевым действиям) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 17-20.11.1943)
[...]«Я познакомился с Иваном Маловым в 1937 году на киносъемках "Детства Горького". Он тогда работал вторым оператором у Петра Васильевича Ермолова, а я – ассистентом. У меня остались самые приятные воспоминания о Малове – чуткий, отзывчивый, увлеченный своим делом, он в любой момент был готов прийти на помощь, вовремя поддержать.
Томберг В. "В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора", Источник
На войну Малов ушел рядовым солдатом, прошел с винтовкой в руках тяжкий путь от Москвы до Сталинграда. Во время боев он случайно встретился с кинооператорами, которых так не хватало на фронтах. По просьбе руководителя киногруппы Александра Степановича Кузнецова Малова отозвал из армии начальник Политуправления генерал Галаджев.
Сталинградскую битву Иван Малов снимал в паре с Михаилом Посельским. Они сразу подружились. Миша рассказывал, как нелепо выглядели новенькие офицерские погоны инженер-капитана – звания, присвоенного ему, как фронтовому кинооператору, – со старой, видавшей виды солдатской шинелью Малова.
Снятые Маловым кинокадры сражений вошли в документальные фильмы: "Сталинград" (вышел на экраны в марте 1943 года) и "Орловская битва" (сентябрь 1943 г.).
По характеру Малов был человеком сугубо штатским, очень любил свою семью, часто писал с фронта домой».[...]
[...]Малов не успел и года проработать в киногруппе, как с ним и оператором А. Козаковым случилось несчастье. В воздухе часто появлялись фашистские самолеты, и операторам надлежало ехать в открытом кузове грузовой машины и наблюдать за небом. На мягком кофре от съемочной камеры сначала сидел Казаков, на более жестком ящике для пленки — Малов. Когда настало время меняться местами, раздался страшной силы взрыв.
Михаил Посельский, оператор (из книги "Свидетельство очевидца. Воспоминания фронтового оператора"), Источник
Мина, на которую они наехали по дороге на съемку, оказалась большой силы. Водитель был убит на месте сразу же после взрыва. Ваня Малов умер в полевом госпитале на следующий день. У Казакова ампутировали часть ступни правой ноги и отняли до колена левую ногу.[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография; документальные — электронный каталог РГАКФД; игровые — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А. С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 527-528) со ссылкой на архив ГЦМК (фонд 56). Наградные документы: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фото: "Кинооператор И.Ф. Малов и фотокорреспондент О. Б. Кнорринг ведут съемку допроса перебежчика" из архива РГАКФД; сведения о семье: автобиография Ивана Малова (источник: ГЦМК).