Владимир ЕРЕМЕЕВ

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Владимир Павлович ЕРЕМЕЕВ

Дата рождения:
02 апреля 1910
г. Августов, Польша, Российская империя

Дата смерти:
10 марта 1978 (67 лет)
г. Грозный, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Еремеев Владимир Павлович (20 марта (02 апреля) 1910, Августов (ныне Польша) — 10 марта 1978, Грозный) —оператор и режиссёр документального кино. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР (1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Беспартийный. Член СК СССР с апреля 1960.

В 1931 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 05 мая 1934 по 1942 — оператор кинофабрики «Азгоскинопром» / Бакинской киностудии художественных фильмов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

«С 1942 года — в киногруп­пе Крымского фронта. Вел съемки в осажденном Севастополе и на Керченском полуострове. При эвакуации с полуострова баржа с киногруппой Бакинской киностудии во время бомбежки ее фа­шистской авиацией перевернулась. Прикомандированный к груп­пе режиссер Митрофанов погиб. Еремееву удалось спастись.

Позднее в составе киногруппы Каспийской флотилии участвовал в съемках фильма «Каспийцы».

Принимал участие в съемках фильмов «Черноморцы», «Кавказ», «День войны». «Мы защищаем Баку», «Праздник Победы». В 1944 г. был откомандирован на съемки строи­тельства трассы Беслан – Тегеран»[1]

Награжден медалями «За оборону Севастополя» (1944), «За оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946) и др.

С 1945 по сентябрь 1948 — на Бакинский киностудии художественных фильмов.
С октября 1948 по сентябрь 1951 — на Сталинабадской киностудии художественных фильмов.

Совещание документалистов Закавказья. Тбилиси, весна 1954 года. Сидят в первом ряду: ст. редактор отдела хроники Госкино СССР Константин Славин (четвертый слева), режиссер Леонид ВарламовЮрий Каравкин; во втором ряду: оператор Леон Арзуманов (четвертый слева); в третьем ряду: режиссер-оператор Георгий Асатиани (пятый справа), оператор Отар Деканосидзе (шестой справа), оператор Владимир Еремеев (седьмой справа), Джаваншир Мамедов (девятый справа), оператор Анатолий Крылов (крайний слева). Фото из семейного архива Татьяны Юрьевны Каравкиной

С сентября 1951по 1977 — оператор и режиссер Грозненского корпункта Северо-Кавказской студии кинохроники.

____________________________
1. Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709)

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1931 — Пусть знает Москва
1934 — Знатный Азербайджан; автор сценария и режиссер с Б. Пумпянским
1935 — День Азербайджана; автор сценария, режиссер и оператор в соавторстве
1936 — В Баку стахановский май; оператор в соавторстве
1936 — Весна тюрчанки; оператор
1936 — Высокая награда; режиссер; оператор в совторстве с И. Манаковым
1936 — Клим Ворошилов в Баку; оператор в совторстве с С. Бадаловым
1936 — 15 лет БРТ; оператор в совторстве с С. Бадаловым
1937 — В гостях у хуналугцев; режиссер
1937 — В Нагорном Карабахе; автор сценария; режиссер и оператор в соавторстве с А. Гасановым
1937 — VIII Чрезвычайный съезд Советов АзССР; режиссер; оператор в соавторстве
1937 — Закладка фундамента памятнику Кирову; оператор
1937 — К выборам в Верховный Совет СССР; автор-оператор совместно с С. 
Бадаловым
1937 — К новой жизни; режиссер 
1937 — Кони Азербайджана; автор-оператор
1937 — Памяти освободителя Азербайджана; автор сценария и режиссер; оператор в соавторстве
1937 — Песни и пляски бойцов НКВД; автор сценария; режиссер в соаавторстве с И. Озерским;  оператор в соавторстве с Федором Новицким
1937 — Часовые нефти; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1937 — Шуша — центр курорта и отдыха; оператор
1938 — Баку празднует Октябрь; режиссер
1938 — Великий просветитель — писатель М.Ф. Ахундов; оператор в соавторстве
1938 — В Курдистане; режиссер; оператор в соавторстве
1938 — Да здравствуют азербайджанские артисты!; режиссер в соавторстве с А.
Гасановым; оператор в соавторстве
1938 — Комсомольское племя; оператор в соавторстве
1938 — На родину вождя; режиссер; оператор в соавторстве
1938 — Новый музей; автор-оператор
1938 — Орденоносный Азербайджан; оператор в соавторстве
1939 — На второй сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР; автор сценария и  режиссер в соавторстве с Н. Сафроновым; оператор в соавторстве
1939 — Нефть в СССР; оператор
1939 — Остров Артема; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1940 — Баку готов («Мы защищаем Баку»); режиссер; оператор в соавторстве
1940  Большевики Баку; Производство: Центральная студия кинохроники, Сектор хроники Бакинской киностудии; режиссер М. Славинская; гл. оператор В. Еремеев; операторы А. Алекперов, В. Збудский, Л. Мартиросов; автор сценария: Н. Сафронов; ассистент режиссера И. Генина; музоформитель А. Гран; звукооператор В. Нестеров
1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны); полнометражный; режиссеры: М. Слуцкий, Р. Кармен; снимали 97 операторов кинохроники, с т.ч.:  гл. операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Небылицкий; операторы: В. Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко, А. Казначеев и другие кинооператоры; звукооператор: Д. Овсяников; авторы сценария: М. Цейтлин, Б. Яглинг; звукооператоры: Г. Фомин, Д. Овсяников; музыка Д. Покрасс; диктор Ю. Левитан
1940 — В республике нефти и хлопка; автор-оператор
1940 — Двадцатая весна («На рубеже Востока»); режиссер в соавторстве с М. Микаэловым
1940 — Закаталы; оператор
1941 — География Азербайджана (не завершен); оператор
1941 — На страже южных рубежей; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1941 — Первомайский Баку; оператор в соавторстве
1941 — Путь в скалах; режиссер-оператор
1941 — Пятиминутный концерт; режиссер-оператор
1942 — День войны (съёмки проходили 13 июня 1942 года); полнометражный; режиссер М. Слуцкий; оператор в соавторстве
1942 — Вооружение Кавказскому фронту; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Бакинский киностудии; режиссер Н. Большаков; операторы: О. Мамедов, В. Еремеев  
1942 — Конференция писателей («Дружба народов Закавказья»); оператор в соавторстве с Л. Корецким
1942 — Мы защищаем Баку; оператор
1943 — АЗФАН — центр научной мысли» («Научный центр Азербайджана»); автор сценария и монтаж совместно с С. Бадаловым; оператор в соавторстве с  Л. Корецким
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма:  Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. СеменовД. КаспийА. ЛевитанС. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе, В. Еремеев
1944 — Братская помощь; автор сценария; оператор в соавторстве с Л. Корецким
1944 — Каспийцы; оператор в соавторстве
1944 — Кинорассказ о большой дороге; режиссер-оператор в соавторстве с А. Гасановым  
1944 — Помощь Казвину; режиссер-оператор в соавторстве с А. Гасановым
1945 — 25 лет («Страна вечных огней»); оператор в соавторстве
1945 — Праздник Победы; главный оператор
1945 — Страна вечных огней; оператор в соавторстве
1946 — Ценное изобретение; оператор в соавторстве с М. Дадашевым
1946 — Шестидесятилетие Гаджибекова; автор-оператор
1946 — Аппарат профессора Топчиташева; автор-оператор
1947 — Новая победа сталинского блока; оператор в соавторстве
1947 — Старейший профсоюз; оператор в соавторстве
1947 — Остров победителей; автор текста
1948 — Нефть Каспия; оператор в соавторстве
1948 — Советский Азербайджан («Земля великих прав»); автор сценария совместно с
М. Микаэловым; 
режиссеры: М. Микаэлов, Г. Исмаилов; гл. оператор В. Еремеев; операторы: А. Алекперов, В. Збудский, С. Базалов, Т. Корецкий, М. Дадашев, М. Мустафаев, Б. Цейтлин; другие создатели: М. Большинцов, Н. Оттен, А. Торосян  
1949 — На земли предков; оператор в соавторстве с М. Барбутлы
1950 — Земля молодости; производство: Сектор хроники Сталинабадской киностудии; режиссер Б. Кимягаров; операторы: М. Барбутлы, В. Еремеев, В. Кузин, Н. Типляев, И. Барамыков; композитор С. Баласанян
1951 — Вечером во Дворце культуры; режиссер-оператор
1951 — Грипп; оператор 
1951 — Таджикская ССР; оператор 
1952 — В ставропольской степи; оператор 
1952 — Здравница Железноводск; оператор
1953 — В городе Грозном; Производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер О. Подгорецкая; операторы: В. Еремеев, Хазби Короев
1956 — У виноградарей Терека; режиссер-оператор
1956 — Цейское ущелье; оператор
1957 — Трозненцы в борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов; режиссер; оператор в соавторстве с В. Дзобаевым
1958 — Казбек — Каспий; режиссер-оператор
1959 — В Грозном; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; авторы сценария: В. Еремеев, С. Лагутин; режиссер В. Еремеевоператоры: В. Еремеев, В. Дзобаев, Ван Ши-мао; автор текста В. Алексеев; звукооператор Б. Иванов; текст песен К. Гордон
1960 — По Чечено-Ингушетии; автор сценария с И. Базоркиным; режиссер-оператор
1962 — Рядом с Эльбрусом; автор дикторского текста
1962 — Сады дагестанские; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; автор сценария Я. Филиппов; режиссер-оператор В. Еремеев
1963 — Подвиг темижбекцев; автор сценария
1963 — Песня о ветре; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; автор сценария А. Мареин; режиссер и автор текста В. Еремеев; оператор В. Дзобаев; звукооператор В. Качурин
1964 — Орбита молодых; автор сценария и режиссер
1966 — Самый длинный день в году; автор-оператор в соавторстве с М. Колесниковым
1968 — Пять веков и одна осень; режиссер
1970 — Века и годы (фильм посвящен истории Чечено-Ингушетии); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер В. Еремеев; операторы: В. Дзобаев, В. Соломин
1977 — Перегон (фильм рассказывает о ежегодном перегоне овец из степных засушливых районов Дагестана на летние горные пастбища); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер В. Еремеев; оператор Чон Нин Гу; редактор Ю. Литвинов; звукооператор В. Качурин
1992 — Северный Кавказ (смонтирован из сюжетов киножурналов "Северный Кавказ", выпущенных в прокат в 1963 году); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер М. Тезиева; операторы: П. Финкельберг, Э. Аябох, А. Шаповалов, Х. Короев, В. Дзобаев, М. Барбутлы, Чон Нин Гу, В. Еремеев

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 300 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Северный Кавказ", "Пионерия", "Новости дня".

1941 — Союзкиножурнал № 41; режиссер М. Фиделева; операторы: В. Еремеев, А, Алекперов, А. Щекутьев, И. Беляков, А. Балухтин
1954 — Новости дня № 61; режиссер М. Семенова; операторы: С. Гусев, В. Киселев, Б. Макасеев, Н. Запорожский, О. Лебедев, В. Штатланд, Н. Соловьев, В. Еремеев, Г. Санамян, В. Скоробогатова; редактор В. Осьминин

Звания

1960 — Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР
1972 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Севастополя» (июль 1944 года)
1945 — Медаль «За оборону Кавказа» (май 1945 года)
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (июль 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (февраль 1946 года)

Цитаты

[...]8 мая 1942 года, после четырехмесячного затишья на фронте гитлеровские войска на­чали наступление на Керченском полуострове.
«В ночь на 14 мая меня вызвали в Полит­управление,— рассказывает оператор Г. Санамян,— вручили командировочные предпи­сания для всей киногруппы на эвакуацию и предложили любыми средствами пробираться в Краснодар, в штаб фронта.
Нас, пятеро оставшихся в Крыму кинемато­графистов: режиссер В. Митрофанов, оператор В. Еремеев, я, ассистент К. Гасанов и полит­рук Мурадян (бывший начальник отдела хроники «Арменфильма»).
У причала для пере­правы через Керченский пролив скопились тысячи людей. Здесь и тяжелораненые в сопровождении медперсонала. Все стремятся попасть на подходившие к берегу небольшие баржи и рыбацкие суденышки.
На барже — абсолютная тишина, каждый ушел в себя, думает о своем.
Внезапно появившиеся «мессеры» начали обстреливать идущие на буксире суденышки. Случилось непоправимое. Движение массы людей раскачало баржу и она... раскололась надвое.
Все очутились в воде. Я слышал вокруг себя стоны, крики утопающих. Увидел невда­леке барахтающегося Митрофанова, который, как и я, не умел плавать. Вскоре на воде плавала лишь его черная кубанка.
Силы меня покидали. Я уже мысленно прощался с родными. Спасение пришло не­ожиданно. Я увидел лодку, она приближалась ко мне. Тут я потерял сознание...
На берегу я увидел мокрого, измученного Еремеева. Вскоре подошел Гасанов. Мы долго искали наших друзей. Думали, что может произойти чудо и они найдутся. Но наши надежды были напрасны».
После катастрофы на Керченском полу­острове положение Севастополя осложнилось. Военное командование оставило в городе только одного кинооператора. Это был Вла­дислав Микоша. [...]

Алексей Лебедев, кинооператор, Источник

От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка – двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года… Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая – Вторая мировая,
Что полпланеты кровь залила.

Владимир Еремеев, кинооператор, Источник

[...]На задании кинооператоры нередко работали в паре, и пару эту чаще всего составляли товарищи — надежнее варианта в непредсказуемых боевых условиях не было, ведь материал нужно было не только снять, но и в сохранности доставить начальнику киногруппы. Фронтовыми товарищами Мансура Барбутлы были Михаил Силенко и Владимир Сущинский. Шоферами киногруппы были Ф. Мирошниченко и Иван Машенцев. Сущинский не дожил до Победы, погиб в сорок пятом под Бреслау.
Вот оно, сплетение судеб! В первые дни войны Сущинский снимал сюжеты для киножурнала в Пятигорске, где с 1960-х годов и до последних дней будет жить Мансур Барбутлы. Другой фронтовой кинооператор — В. Еремеев, после войны коллега М. Барбутлы по Северо-Кавказской студии кинохроники, снимал тяжелые дни сдачи Новороссийска, Керчи, Севастополя, а Барбутлы в обратном порядке будет снимать освобождение этих городов.[...]

Источник

[...]Зона обслуживания Северо-Кавказской киностудии была огромная: 4 автономные республики, Карачаево-Черкесская автономная область и огромный Ставропольский край. Здесь я тоже встретил фронтовых товарищей — А. Литвинова, Б. Маневича.
Я работал и как автор-оператор, и в соавторстве с режиссёром А. Чубаровым и моим постоянным соавтором сценариев, фронтовым оператором В. Еремеевым. Он быстро ориентировался в отснятом оператором материале и составлял выразительный, эмоциональный текст. После создания фильмов «Коста Хетагуров» и «В Цейском ущелье», удостоенного диплома на Международном кинофестивале в Монтевидео в 1957 году, мне было присвоено звание кинооператора высшей категории.
К 100-летию В. И. Ленина мы с Еремеевым задумали фильм «Три портрета Ленина». Для съёмки одного из сюжетов я отправился в Москву на встречу с маршалом Советского Союза С. М. Будённым. Будённый рассказал в фильме об открытии портрета Ленина, сделанного в скале у подножия горы Машук в Пятигорске. Это произошло на съезде горянок-казачек в 1925 году.[...]

Мансур Барбутлы, кинооператор, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 296-298); со ссылкой: РГАЛИ. (— Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 517; Еремеев Владимир Павлович: учетная карточка члена СК СССР // Отдел творческих кадров СК РФ); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709). Фото из частного архива.