Полное имя:
Евгения Викторовна ГОЛОВНЯ

Дата рождения:
10 апреля 1944
Москва, СССР

Дата смерти:
01 декабря 2016 (72 года)

Профессии:
педагог, продюсер, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Родилась в семье кинематографистов. В 1969 году окончила физико-химический факультет Московского химико-технологического института.
Работала внештатным журналистом в газетах "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", в журналах — "Смена", "Крестьянка", "Молодая гвардия".

В 1976 году окончила отделение режиссуры неигрового кино ВКСР (мастерская В. Трошкина). 
Позже окончила курсы повышения квалификации по специальности "режиссер теле- и видеофильма".

В 1976 — 1990 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1982 — 1993 годах преподавала монтаж во ВГИКе и на ВКСР.

В 1990 — 1992 — художественный руководитель студии "ЭГО" Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества (ныне — "Фонд Ролана Быкова"). 

1992 год. Евгения Головня с оператором Сергеем Житомирским на съемках фильма ВСЯ ВЛАСТЬ ЛЮБВИ. Фотография из личного архива Е. Головня.

В 1993 — 1994 — директор студии документальных фильмов в ТО "Экран".
В 1994 — 1998 — художественный руководитель, режиссер и продюсер студии «Архив — Коллекция».
В 1997 — автор и режиссер телепрограммы «Ощущение века» на телеканале «Культура».
В 1998 — 2000 — продюсер отдела фильмопроизводства ТТЦ «Останкино». 
С 1999 по 2016 гг. — Генеральный директор студии «Золотая лента». 
Более пятидесяти работ в кино.

СЕМЬЯ

Евгения Головня с матерью Оксаной Головня. Фото из личного архива Е. Головня.

Дед — Анатолий Дмитриевич Головня (1900 — 1982) известный советский кинооператор, один из основателей русской операторской школы, профессор ВГИКа, зав. кафедрой операторского искусства. Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Бабушка — Любовь Васильевна Иванова (Головня) — актриса немого кино.
Мать — Оксана Анатольевна Головня — редактор ЦСДФ.

Евгения Головня с отцом Виктором Рихтером. Фотография из личного архива Е. Головня.
Отец — Виктор (Альберт) Карлович Рихтер (1921 — 2005) — морской офицер, участник Великой Отечественной войны; на фронте с 17 лет; имел награды: за оборону Одессы, оборону Севастополя, оборону Кавказа и множество других, был дважды ранен. 
Муж — Дмитрий Федорович Богородский (1943 — 2016) — художник-постановщик.
Дочери — Екатерина Головня  сценарист, режиссёр; Мария Головня, в 1992 году окончила вокальное отделение АМУМГК им. Чайковского.

Бессмертный полк. Евгения Головня на Васильевском спуске. Москва. 09 мая 2016 года. Фото Екатерины Головня.

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

1974 — День, когда начиналось лето; автор сценария, режиссёр
1975 — Слово об Иване
1976 — Мода: за и против
1978 — Плакат и время
1980 — Слово университету
1982 — Этюд для домино с роялем; игровой
1984 — Новая жизнь старой Москвы; автор сценария и режиссёр
1985 — Каникулы в Москве
1988 — Лимита, или Четвертый сон...; полнометражный; автор сценария совместно с Ю. Щекочихиным
1988 — Сюрприз лотереи ДОСААФ
1990 — Изменницы; режиссёр; автор сценария совместно с М. Ибрагимбековым, О. Головней; Приз FIPRESCI на МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1990)
1992 — Вся власть любви!; автор сценария совместно с Е. Прохоровой и режиссёр; Приз зрительского жюри на МКФ в Потсдаме (1992)
1993 — Москва... Конец тысячелетия (Москва накануне октябрьских  событий
1993 года – это город, где царит хаос); полнометражный; автор сценария совместно с Е. Прохоровой и режиссёр;
 Производство: студия «Золотая лента»
1994 — Никита Хрущев; продюсер русской версии
1994 — Гитлер – Сталин. Тайная война; продюсер русской версии
1995 — Бульварный роман; игровой; исполнительный продюсер
1995 — Майя Плисецкая. Полет
1996 — Не казните моего убийцу; фильм первый: Преступление и наказание; автор сценария и режиссёр
1996 — Федор Конюхов. Перед стартом
1997 — Безумный март
1997 — Москва. Образы любви
1997 — Мартовщина
1998 — Сергей Михалков. История счастливого человека
1998 — Казимир Малевич. Освобожденное ничто; продюсер русской версии
1998 — Никс и Кукры
1999 — Че.Че.О, или Дорога к дому; автор сценария
1999 — Двадцать четыре часа из жизни провинции. Город Борисоглебск; автор сценария
2000 — Ощущение века; документальный сериал; режиссёр и продюсер
2000 — Не казните моего убийцу; документальный сериал; режиссёр и сопродюсер
2001 — Мы так весело и дружно жили
2001 — Сергей Бондарчук
2001 — Мы из Москвы; документальный сериал
2002 — Старый, старый Новый год
2002 — Портрет семьи художника
2002 — Ты победил!
2008 — 
Третья версия Второй мировой войны: "Предчувствие войны"; первая часть телевизионной документальной трилогии ("Версия" от первого лица — по личной переписке участника Великой Отечественной войны); режиссёр; Производство: студия «Золотая лента»

КИНОПЕРИОДИКА:

1977 — Советский спорт № 5 Эстафете – полвека. Сельские физкультурники. Преодоление (Навстречу Олимпиаде-80)
1978 — Советское кино № 55 
1979 — Пионерия № 3 
1979 — Пионерия № 5 
1980 — Пионерия № 4 
1980  — Пионерия № 6 
1980 — Пионерия № 12 
1981 — Пионерия № 5 
1981 — Пионерия № 6 Труби, горнист, сбор
1983  Пионерия 1983 № 2 Мы говорим "Нет". Кругом родные все места. История о потерянном времени
1983 — Пионерия № 5 Память. Мы живем на БАМе. Мои ученицы
1983 — Советское кино 1983 № 75 "Киевнаучфильм" показывает. Рейн Рамаат: художник и режиссер. Александр Журбин: минута музыки
1984 — Москва № 62 "Новая жизнь старой Москвы"
1985 — Москва № 65 Портрет кинооператора (о жизни и творчестве фронтового кинооператора, кинодокументалиста Владислава Микоши)
1985 — Советский спорт № 2 
1986 — Советский спорт № 7 Поговорим о волейболе
1987 — Советское кино № 88 (И жизнь наша - кино)

При подготовке материала использована информация из открытых источников, фотографии из семейного архива Евгении Головня, фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Награды

1974 — Смотр студенческих фильмов в ЦДК (Приз за лучшую студенческую работу, фильм "День, когда начиналось лето")
1975 — Смотр документальных фильмов Восточной Сибири в Иркутске (Приз за лучший документальный фильм, фильм "Слово об Иване")
1977 — КФ молодых кинематографистов в Москве (Приз за лучшую режиссуру, фильм "Мода: за и против")
1980 — Конкурс фильмов на ВДНХ в Москве (Приз за лучший документальный фильм, фильм "Слово университету")
1982 — МКФ в Кракове (Krakowski Festiwal Filmowy) (Диплом, фильм "Этюд для домино с роялем")
1982 — Фестиваль телефильмов для детей и юношества в Братиславе (Приз за лучший режиссерский дебют, фильм "Этюд для домино с роялем")
1990 — Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Приз FIPRESCI, фильм "Изменницы")
1991 — МКФ "Послание к человеку" (Диплом, фильм "Изменницы")
1992 — МКФ фильмов для молодежи в Потсдаме (Приз зрительского жюри, фильм "Вся власть любви!")
1998 — МТФ стран СНГ "Содружество" (Диплом жюри (в проекте 100 фильмов о Москве), фильм "Мартовщина")
2000 — Международный кинотелефорум "Правопорядок и общество" в Москве (Диплом, Приз и почетная грамота, фильм "Не казните моего убийцу")
2001 — КФ "Любить кино!" в Москве (Серебряная медаль братьев Люмьер и Диплом, фильм "Сергей Бондарчук")
2001 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Спец. диплом и Приз, фильм "Сергей Бондарчук")
2002 — КФ "Московский Пегас" (Диплом жюри, фильм "Мы из Москвы")
2002 — Межрегиональный фестиваль "Евразийский калейдоскоп" в Москве (Диплом конкурса (в цикле Московские династии), фильм "Портрет семьи художника. Соколовы")

Цитаты

Когда меня в четвертом классе хотели отчислить из школы ГАБТа " за хулиганское поведение" во время генерального прогона балета "Шурале". Майя (Плисецкая) на просьбу бабушки "заступиться", ответила: "Любочка! Ей уже немало лет. И это её характер." Не заступилась... И эта малолетняя кривляка балериной не стала ... в силу своего характера.

Евгения Головня, режиссёр-документалист, Источник

Тоскую ли я по советским временам? Там было много изъянов, но было и много хорошего. Ведь не мог же многомиллионный народ прожить впустую более семидесяти лет.
Была и электрификация, и стройки Сибири, и атомная бомба, и освоение Арктики, и космос и прекрасная литература, неплохой театр и любимый народом кинематограф. Кстати, нынешние демократы тоже родом оттуда же.
И не стоит «пить из черепа отца». Человечество пока не сумело определить, какая социальная система наиболее пригодна для жизни. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…».
За потоком словесных обещаний так и не видно той социальной системы, в которой было бы уютно жить нормальному человеку. Не олигарху, не вору и преступнику, а человеку, чтобы он нормально жил, трудился, рожал детей, строил семью, шел вперед и вверх. И, чтобы хоть что-то изменить, нужно начинать с себя. «Голос единицы — тоньше писка» — это заблуждение власть имущих. Ошиблись коммунисты, ошибаются и демократы. Единица начинает отсчёт...
Страшное общество. Из него вычеркнута духовная составляющая, что превратило его в сообщество пожирателей. Власть денег убила все живое. По рублю, по доллару в каждом глазу, и нет живого человека.
А то, что всё-таки есть молодёжь, у которой не благодаря, а вопреки, существуют идеалы гармонии и красоты, чести и достоинства, говорит о не убиваемости добра. Мой старший внук растет таким. А значит, нет смысла сдаваться «на волю победителя». Стоит работать и жить ради того, чтобы эти, пока робкие, придавленные коллективным злом пресловутого «общественного сознания» ростки вошли в силу, пробили слипшуюся грязь и дали начало осмысленным переменам. С учетом всех предыдущих ошибок.
А начинать надо с себя. Как говорил Лев Толстой, «спасись сам и вокруг тебя спасутся другие».

Евгения Головня (из интервью для сетевого издания "Великая Эпоха" (The Epoch Times). 5 ноября 2011 года), Источник

[ Страница дополняется материалами ]