Полное имя:
Игорь Владимирович ГЕЛЕЙН

Дата рождения:
03 апреля 1905
Армавир, Российская империя

Дата смерти:
07 июля 1985 (80 лет)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Гелейн Игорь Владимирович (21 марта (03 апреля) 1905, Армавир — 07 июля 1985, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950). Член СК СССР с 1961 года.

В 1920 году окончил 61-ю Советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района г. Москвы (Реальное училище Воскресенского).  
В 1925 окончил геодезический факультет Московского межевого института. Параллельно работал в актерской мастерской Льва Кулешова.
В 1925 — геодезист в Новочеркасске.
В 1925 — 1926 — лаборант кинофабрики «Культкино».
В 1926 — 1928 — ассистент оператора, оператор кинофабрики «Чувашкино».
В 1928 — на кинофабрике «Госвоенкино».
В 1929 — на Одесской кинофабрике ВУФКУ.
С января 1930 — на Московской кинофабрике «Союзкино» /  Московской кинофабрике «Союзкинохриники».
В 1934 — 1935 — на кинопоезде «Союзкинохриники»

С 1935 — на кинофабрике, затем киностудии «Мосфильм».
Работал с режиссерами А.О. ГавронскимА.И. Медведкиным

Режиссёр Игорь Гелейн на съеочной площадке. Фото из личного архива Алексея Гелейна.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году призван в РККА Фрунзенскик РВК. Звание: инженер-капитанСнимал фронтовые киноочерки.
В середине 1942 года снял на трехслойной цветной пленке ряд кадров боев за Витебск: подготовка к штурму города, атака, залп "катюш", действия авиации, бойцы ночью у костра, операция в медсанбате. Это были единственные цветные кадры войны, снятые советскими кинооператорами (не сохранились).

  • Сентябрь 1942 — октябрь 1943 — в киногруппе Калининского фронта;
  • В ноябре 1943 — августе 1945 — в киногруппе 1-го Прибалтийского фронта, во временном резерве военного отдела ЦСДФ.

В составе 1-го Прибалтийского фронта принимал участие в качестве оператора киногруппы фронта в боевых операциях, в т.ч.:
Полоцко-Витебская наступательная операция. 1.11-21.11.43 г.; 
Городокская наступательная операция. 13.12-31.12.43 г.;
Витебская наступательная операция. 3.2-13.3.44 г.;
5-й удар. Разгром немцев в Белоруссии. Июнь-июль 1944 г.;
Витебская наступательная операция. 23.6-28.6.44 г. (Операция 5-го удара)
Витебско-Оршанская наступательная операция. 23.6-28.6.44 г. (Операция 5-го удара);
Минская наступательная операция. 29.6-4.7.44 г. (Операция 5-го удара);
Полоцкая наступательная операция. 29.6-16.7.44 г. (Операция 5-го удара);
Шауляйская наступательная операция и отражение контрударов противника в районах западнее и северо-западнее Шауляй. 17.7-28.8.44 г. (Операция 5-го удара);
8-й удар. Разгром немцев в Прибалтике. Сентябрь-октябрь 1944 г.
Рижская наступательная операция (1 этап). 14.9-28.9.44 г. (Операция 8-го удара);
Мемельская наступательная операция. 5.10-12.10.44 г. (Операция 8-го удара);
Рижская наступательная операция (2 этап). 6.10-21.10.44 г. (Операция 8-го удара)

После окончания Великой Отечественной войны, с августа  1945 года — оператор киностудии «Мосфильм». 
В мае 1950 — апреле 1951 — откомандирован на Алма-Атинскую студию художественных фильмов.

Операторская работа Игоря Гелейна способствовала успешному освоению цветного кино в советском искусстве, развитию и усовершенствованию операторской техники. Мастер впервые осуществил съёмку двухцветным методом и применил в своих съёмках сверхчувствительную плёнку.

СЕМЬЯ

Жена — Ната (Наталья) Алифанова — актриса немого кино. 
Сын — Игорь Игоревич Гелейн (1934 — 2013) — режиссер-документалист; Лауреат Ленинской премии (1980); Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996).
Внук — Алексей Игоревич Гелейн (род. в 1964) — кинорежиссёр, писатель, педагог.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1928 — Страна Чувашская
1928 — Кривой рог
1929 — Тёмное царство
1932 — Моряки защищают Родину
1934 — «Восстание человека» (другое название «Мечтатели»; игровой фильм об интернациональном отряде, сражавшемся в годы гражданской войны в Донбассе. О том, как люди разных национальностей, мечтавшие о мирной жизни, начинают восстановление разрушенного хозяйства); Производство: Московский кино-комбинат; реж.: Д. Марьян; операторы: Н. Вихирев, И. Гелейн, Н. Юдин
1935 — Окаянная сила
1935 — Чай "Али-Чахвадзе"; документальный; режиссёр: Ф. Киселев
1936 — Чудесницакомедия режиссёра Александра Медведкина
1938 — Новая Москвафильм Александра Медведкина о сталинской реконструкции Москвы (на экраны не вышел)
1939 — Ошибка инженера Кочина; реж.: Александр Мачерет
1941 — Цветные киноновеллы (новеллы); режиссёр  Александр Мачерет
1947 — Поезд идёт на восток; оператор совместно с Г. Д. Айзенбергом и А. Н. Кольцатым
1948 — Три встречи; оператор совместно с Е.Н. Андриканисом, Ф.Ф. Проворовым, А.Н. Кольцатым
1950 — Смелые люди (фильм о Великой Отечественной войне); оператор; режиссёр: Константин Юдин
1952 — Джамбул; оператор совместно с Н. И. Большаковым
1953 — Беззаконие; короткомеражный; оператор совместно с В. А. Захаровым
1954 — Шведская спичка; режиссёр: Константин Юдин
1956 — На подмостках сцены; оператор совместно с В. Захаровым
1956 — Как Джанни попал в ад
1958 — На дорогах войны (фильм о фронтовом кинооператоре); оператор совместно с В. Захаровым
1961 — Казаки
1963 — Русский лес
1966 — Сказка о царе Салтане (совместно с Н. С. Ренковым)
1968 — Солдат и царица
1969 — Вальс
1972 — Руслан и Людмила
1973 — Каждый день доктора Калинниковой; оператор совместно с Р. Рувиновым)
1975 — Страх высоты; совместно с Ю. А. Невским
1981 — Дорогие мои москвичи;оператор  совместно с Н. Н. Хмарой и В. Степановым
1978 — Женщина, которая поёт; игровой; реж.: Александр орлов; операторы: Владимир Степанов, Игорь Гелейн
1980 — Ларец Марии Медичи; совместно с В. Кромасом
1983 — Любовью за любовь

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурнала: "Союзкиножурнал".
______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 176-177).

Библиография

1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 160 от 29.05.1945 года; Издан: 43 А 2 Белорусского фронта)
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 404 от 16.05.1945 года; Издан: ВС 1 Прибалтийского фронта)
1948 — Орден Трудового Красного Знамени
1951 — Сталинская премия (за фильм «Смелые люди» (1950))
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06 апреля 1985 года)

Цитаты

[...]В нашу киногруппу входило много талантливых людей. Среди них Игорь Гелейн, один из операторов известного художественного фильма «Ленин в Октябре»; в сорок первом году он ушел в народное ополчение и вернулся к кинокамере лишь в сорок втором. Николай Лыткин — энтузиаст документалистики, в студенческие годы готовившийся снимать игровые фильмы, но потом отдавший предпочтение жизни реальной, а не выдуманной. Михаил Силенко, отлично снимавший хронику, однако мечтавший в будущем создавать лирические музыкальные фильмы.[...]

Семен Школьников. Возвращенная профессия (из книги "В объективе — война"; — М.: Воениздат, 1979), Источник

«Битвы жизни» — фильм дарвинистский, о том, насколько тяжела и страшна борьба сил в природе. Снимали два оператора — Игорь Гелейн (главный оператор) и Николай Вихирев. Вихирев подробно рассказывает о съемках в своей книге «С киноаппаратом по жизни», изданной в 1966 году. Интересная вещь — фильм озвучен в Соединенных Штатах, были добавлены шумы, звуки животного мира и музыка. Именно эту версию мы и увидели — с очень пессимистической органной музыкой и страшноватым комментарием. У нас фильм ругали за пессимизм и абсолютное отсутствие марксистского анализа (хотя стихийность мира природы, показанного в первой части фильма, противопоставлялась показанной во второй части гармонии мира социализма), за то, что он производил сильное впечатление, но идеологически дезориентировал зрителя. Хочу добавить, что «Битвы жизни» невероятно интересно смонтированы. Большая часть — чистый дарвинизм, единый образ создается из сочетания съемок разных животных, в результате в фильме появляется тема нападения животного на добычу, образ лесного пожара, который воздействует на зрителя гораздо сильнее, чем те же лесные пожары в «Бемби» Диснея, снятые позднее. В «Битвах жизни» все куда страшнее, здесь все реально. По словам Вихирева, они поджигали лес и снимали, как животные пытаются выбраться из огня.[...]
«Битвы жизни», кстати, сильно отличаются по монтажу от «Страны Чувашии», которую снимал Игорь Гелейн и монтаж которой более или менее плавный. В «Битвах» он короткий, ритмичный. Пока мы не знаем, имели ли отношение к монтажу звукового варианта американцы, был ли он, учитывая музыку, слегка (или даже существенно) перемонтирован. Хотя музыка, скорее, создает настроение, в отличие от драматической музыки, совпадающей с визуальными ходами фильма.[...]

Журнал "ИСКУССТВО КИНО" №10, ОКТЯБРЬ 2010, Источник

[ Страница дополняется материалами ]