Опубликовано: А. Лебедев «Кинолетописцы Великой Отечественной воины» (журнал "Искусство кино" № 3, 1975 год, стр. 77-88). Фото: "Киногруппа Сталинградского фронта. Февраль, 1943 год". На фото (слева направо): К. Сидоров, С. Зенин, В. Орлянкин, А. Кузнецов (начальник киногруппы), А. Софьин, М. Яновер (директор киногруппы), Г. Островский (у кинокамеры), А. Казаков (второй справа). 1943 год. Автор фото: кинооператор Михаил Посельский. Реставрация фото: Илья Бриткин. Из семейного архива Ю.Ю. Оганджанова.
Год 1943-й
Наступил 194З год. Стратегический план окружения разгрома немецко-фаишстских вoйcк под Сталинградом, разработанный Верховным Главнокомандованием Красной Армии, был осуществлен нашими войсками в ноябре — декабре 1942-го...
...В ходе шестинедельных боев на подступах к городу наши войска освободили от немецко-фашистских захватчиков 1 589 населенных пунктов. За время наступления с 19 ноября 1942 года Красная Армии в краткий срок успешно провела труднейшую операцию, окружив плотным кольцом 22 дивизии противника в районе Сталинграда. Красная Армия разгромила в целом 36 дивизий, из них 6 танковых и нанесла потери 7 дивизиям противника.
Кольцо вокруг группировки противника неумолимо сжималось.
2 февраля 194З года капитулировала последняя из окруженных в Сталинграде группировок немецко-фашистских войск.
Эту великую битву, положившую начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны снимали кинооператоры Донского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов.
Кинодокументалисты Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, Д. Ибрагимов, А. Казаков, И. Кацман, А. Кричевский, И. Малов, Е. Мухин, В. Орлянкин, Г. Островский, М. Посельский, А. Софьин, Б. Шадронов, работавшие каждый на своем участке, выполняли одну общую задачу — дать правдивый документальный материал для будущего фильма о Сталинградской битве.
В первые недели гитлеровского наступления, начавшегося 17 июля 1942 года, бои происходили в Донских степях, где надо было зарываться в землю, где каждый человек, показавшийся на поверхности земли, мог быть обстрелян с земли и с воздуха. Советские воины героически дрались, контратакуя врага, выдвигая свои орудия на прямую наводку, стремясь остановить продвижение гитлеровских войск к Волге. В те трудные дни 6ыло снято на пленку много боевых эпизодов, вошедших в «Союзкиножурнал».
Но все это было прелюдией к тому сражению, которое развернулось в самом городе к осени сорок второго года. Впервые фронтовые кинооператоры участвовали здесь в длительных уличных боях за каждую улицу, каждый дом лестничную клетку, а иногда и за этаж. Для них, так же как и защитников города, из-за каждого угла и оконного проема могла прийти смерть, здесь нельзя было снять грандиозную панораму всего сражения, но кинооператоры могла накапливать боевой документальный киноматериал, в котором раскрывались стойкость и мужество защитников города.
В 62-й армии, оборонявшей непосредственно город, работал В. Орлянкин. Жизнерадостный ловкий мастер альпинизма, он быстро освоился с трудными тропинками, проложенными в разрушенных зданиях. Часто бывая в подразделениях, оборонявших город, он стал всеобщим любимцем. В его трудной и опасной работе ему помогали все, от командующего армией В. И. Чуйкова до рядового бойца, с которым он коротал ночи в траншее.
В. Орлянкин заснял обороту «дома Павлова» и его защитников, штурм Г-образного дома, неповторимый Сталинградский быт тех трудных фронтовых дней. В январе 1943 года, в самый разгар боев В. Орлянкин вступил в ряды коммунистической партии Советского Союза.
Первая партия киноматериала, доставленная в Москву из Сталинграда, произвела огромное впечатление. Тогда же руководство Кинокомитета приняло решение о создании полнометражного фильма о Сталинградской битве. Режиссеру Л. Варламову важно было и не только раскрыть стратегический замысел Верховного Главнокомандования Красной Армии, но и показать претворение его в жизнь на отдельных участках сражения.
Четкий план фильма, разработанный режиссером и начальником киногруппы А. Кузнецовым[6], правильная расстановка кинооператоров, их творческая инициатива принесли хорошие результаты. Документальная хроника битвы за Сталинград до сих пор поражает точно снятыми деталями, свидетельствующими о высоком патриотизме и мужестве защитников города.
Для того, чтобы обострить драматургическую коллизию, нужен был документальный материал, снятый и не нашими операторами. Варламов просил искать немецкую кинохронику в оставленных врагом солдатских клубах, автофургонах. Так в фильме о Сталинграде были впервые использованы трофейные немецкие кинокадры. Огромный успех фильма «Сталинград» означал большую победу советского документального кино. Авторы фильма показали эту ленту в частях действующей армии, принимавшей участие в Сталинградской битве. Советская пресса посвятила фильму «Сталинград» много отзывов. О фильме писали: А . Толстой, Д . 3аславсний, Е . Кригер и другие.
Газета «Литература и искусство» (6 марта 1943 г.) отмечала:
«...Документальный фильм может остаться на уровне фототеки и он же способен возвыситься до эпопеи.
Картину о Сталинграде делали талантливые люди. Они проявили много изобретательности и остроумия. Интересны и глубоко осмысленны такие монтажные приемы, как, например, переход от гусениц сталинградского трактора на гусеницы танка — переход от «мирного» вступления к военным эпизодам. Остроумны монтажные сопоставления марширующих на параде в Берлине фашистов с теми же фашистскими солдатами, ковыляющими по Сталинградским дорогам в лагеря для военнопленных. В монтаже и дикторском тексте много удачным находок.
«Сталинград» — прекрасная картина, сменяющие кадры котором, объединенные большой художественной идеей, рождают впечатление, как будто еще в июле был создан предварительный план наступления, как будто операторы знали наперед перипетии великой борьбы, как будто они знали, что сгорят эти дома и разрушатся эти цехи и придут из-за Волги подкрепления и наступит блистательный миг победы, и на площади города среди домов, насквозь пронизываемых солнцем, соберутся на митинг бойцы и горожане отважного Сталинграда. А может быть, действительно знали они все наперед? Да, знали, потому что были вместе с защитниками Сталинграда и делили с ними их труд, бедствия и веру. Уверенность в будущем и взволнованность воина — вот что нужно для создания такого эпоса»
Фильм «Сталинград» получил Государственную премию СССР, а режиссер Л. Варламов, операторы Б. Вакар, А. Казаков, В. Орлянкин и А. Софьин были удостоены звания лауреатов.
Фильм «Сталинград» произвел сильное впечатление не только у нас, но и за рубежом. Английская газета «Таймс» называла фильм «Сталинград» величайшим свидетельством величайшей победы. «Дейли Экспресс» — «беспримерной поэмой о человеческой стойкости и воле к победе». Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, наступление Красной Армии на Юго-Западном и Западном фронтах дала возможность войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществить прорыв блокады Ленинграда. Этого часа ждала вся страна.
12 января 1943 года кинооператоры Ленинградского и Волховского фронтов начали снимать артиллерийскую подготовку, предшествующую наступлению. Семь дней, преодолевая ожесточенное сопротивление немецко-фашистских войск, двигались навстречу друг другу войска 67-й армии и 2-й ударной армии.
18 января кинооператорам удалось снять соединение двух фронтов. Огневая линия была отодвинута от берегов Ладожского озера на 8 – 17 километров. Саперы проложили железную дорогу вдоль берега озера, и Ленинград снова получил железнодорожную связь со страной.
Документальные съемки прорыва блокады Ленинграда были отправлены в Москву. Вскоре киногруппы, снимавшие это событие, получили из Главной редакции фронтовых киногрупп отзыв на снятый ранее материал.
"Прорыв блокады Ленинграда — одно из крупнейших событий текущего этапа Отечественной войны. Киногруппа Волховского фронта.... оказалась в центре таких событий, которые могли стать действительной проверкой творческого лица киногруппы, а также боевых качеств каждого отдельного оператора — участника съемок.
Мы не можем пройти мимо таких фактов, как ранения, которые получили операторы во время съемок прорыва блокады Ленинграда. Это говорит о наличии у операторов смелости, мужества, чувства большой ответственности, способности идти на риск во время съемок боевых кадров.
Во многих кадрах и фрагментах операторы показали несомненное умение работать быстро реагировать на события, как это подобает фронтовым корреспондентам хроники."
О наступлении красной Армии, начавшемся на Северном Кавказе, в Донбассе, на Брянском, Воронежском, Западном и Калининском фронтах, было рассказано в выпусках «Союзкиножурнала» тех месяцев. Руководство Комитета по кинематографии в апреле 1943 года созвало совещание начальников фронтовых киногрупп, на котором отмечалось возросшее мастерство фронтовых кинооператоров И. Панова, К. Пискарева, В. Ешурина, В. Штатланда, представивших хороший рёпортаж о наступлении наших Войск в районе Великих Лук, Богучар и др. Вместе с тем отмечались и недостатки в работе некоторых фронтовых групп.
В газете «Литература и искусство» 24 апреля 1943 года было опубликовано следующее сообщение об этом совещании:
«...Фронтовые киножурналисты не научились ещё показывать завершенную картину боевой операции... Редким примером хорошего, планомерного показа боевой операции могут служить съемки окружения и разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, которые дали возможность создать прекрасный фильм «Сталинград»... Другой серьезный недостаток в работе многих операторов — бледный, невыразительный показ человека, воина Красной Армии, труженика тыла... председатель Комитета по кинематографии тов. Большаков отметил возросшие требования к качеству фронтового кинорепортажа. Перед фронтовыми операторами стоит задача — ярко правдиво показать войну во всем ее многообразии»
Нашествие гитлеровских орд на нашу страну вызвало широчайший отпор всего советского народа. Развернулась ожесточенная борьба с врагом на оккупированных территориях. Первые партизанские отряды появились уже в июле 1941 года, и с той поры росли ряды народных мстителей, росло число уничтоженных фашистских захватчиков. Партизанская борьба находила широкое отражение в документальных киножурналах. Но отдельные, даже удачно снятые сюжеты не могли дать представление о размахе партизанского движения, рассказать о его народных корнях и питательной среде. В начале 1943 года руководство кинокомитета просило режиссера В. Беляева начать работу над боевым фильмом о народных мстителях.
Имя режиссера-оператора В. Беляева стало широко известно зрителям после его первых военных фильмов «Черноморцы» и «69-я параллель».
«Тема всенародной борьбы, — писал В. Беляев в газете "Труд" 15 августа 194З года, — с иноземными захватчиками , тема героической борьбы советских партизан привлекает творческое внимание работников все областей искусства и литературы. Советские кинохроникеры в первый же год великой Отечественной войны начали снимать кинохронику партизанской борьбы, но все это носило, по большей части, случайный, эпизодический характер и не могло отразить все величие этой темы. Коллектив работников кинохроники решил, основываясь на первым работах операторов И. Вейнеровича, С. Гусева и Б. Шера и других, расширить масштабы этих съемок, и создать большой фильм, посвященный партизанской борьбе.
17 кинооператоров направились в глубокий тыл врага, чтобы день за днем запечатлевать на пленке путь партизанских отрядов, судьбы людей, оставшихся в оккупированных врагом областях, будни борьбы отважных советских мстителей.
Два автомата были на вооружении у военного кинооператора. Один для киносъемки, другой на случай встречи с врагом. К этому нужно прибавить запас пленки , пару гранат и немного продуктов. С этим багажом они проделывали пешком многодневные рейды вместе с партизанскими отрядами в горах Карелии, в лесах Белоруссии и Ленинградской области, в степях Украины и в предгорьях Кавказа.
Метр за метром укладывался ценный материал в тугие ролики кинопленки. Вместе с партизанскими отрядами кинооператоры уходили из-под носа гитлеровских карательных экспедиций, вместе с отрядами занимали населенные пункты и города. Около 20 000 метров заснятого в тылу врага материала легли в основу фильма «Народные мстители». Только одна пятая часть снятого материала была использована в фильме, остальное сохраняется для истории в фондах кинолетописи»
Выполняя приказ Родины, народные мстители пускали под откосы эшелоны с войсками и техникой врага, уничтожали отряды карателей, занимая села и города и держали их до прихода Красной Армии.
О6 одной из операций на коммуникациях врага рассказывает кинооператор В. Муромцев, который, снимая материал для фильма «Народные мстители», готовил свою дипломную работу в ГИКе.
«Как-то раз мне сообщили, что ночью группа партизан должна взорвать мост на очень важной для гитлеровцев магистрали. С киноаппаратом за плечами я отправился туда. Сложность и опасность операции усугублялась тем, что в полутора километрах от моста, в деревне стоял крупный фашистский гарнизон. Малейшая неосторожность могла привлечь внимание врага, тогда операция была бы сорвана.
Когда была снята охрана и заложен тол, я понял, что на пленке у меня будет запечатлена лишь ночная темень и блеск взрыва: мост увидит зритель, может быть, на секунду ... Выручили меня товарищи. Партизаны притащили на мост сухое сено и подожгли его.
Гитлеровцы из ближайшего гарнизона тотчас же направились к мосту. Но даже предупрежденные полыхающими языками огня, они не могли ничего сделать. Все было рассчитано, дрогнула земля, волна взрыва качнула пламя, мост приподнялся и рухнул. Мои товарищи выполнили задание, а зритель увидел на экране пылающий мост»
Анализируя работу авторов фильма «Народные мстители» газета «Литература и искусство» (21 августа 1943 г.) отмечала:
«... Смелые люди делали этот фильм. С киноаппаратом они отправлялись через линию фронта. Они снимали фильм там, где идет жестокая война, людей благородного сердца и великого мужества, война наших партизан с ненавистными народу захватчиками. Они участвовали в тайных операциях и ходили в открытый бой. Они принесли нам из партизанских краев правдивые и волнующие кaдpы...
...B самом материале, доставленном кинооператорами, есть все, что необходимо для большой исторической хроники. Прёкрасно использован операторами пейзаж. Перед нами проходят картины русской природы, щедрой и величественной. Надо заметить, что, несмотря на сложные условия съемки, вся операторская работа выполнена на большой высоте. Особенно это относится к кадрам, запечатляющим бой...»
Картина «Народные мстители» была удостоена Государственной премии СССР, а ее создатели —режиссер В. Беляев, операторы Н. Быков, М. Глидер и М. Сухова звания лауреатов.
«Битву за Кавказ» снимали операторы Северо-Кавказского фронта операторы Закавказских киностудий. Пережив всю горечь отступления, тревожные недели боёв на горных перевалах, на подступах к Орджоникидзе и Туапсе, бои под Новороссийском, они с огромной радостью встретили сообщение о разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом. Началось освобождение Кавказа от фашистских оккупантов.
О работе фронтовых операторов на Кавказе рассказали режиссёры Р. Григорьев и И. Копалин, приехавшие туда для оказания товарищеской помощи документалистам этой группы. «В частях, которые дрались под Владикавказом, брали Моздок, Нальчик, Пятигорск Минеральные Воды, находились кинооператоры. Заснятые ими кадры – живое свидетельство силы наших ударов. Просматривая их материал, мы видим бесчисленные трупы гитлеровцев, брошенные врагом при поспешном отступлении орудия, автомашины, танки, снаряды, склады с продовольствием и боеприпасами... Кинохроникёры снимают суровые бои в горах и долинах Кавказа, освобождённые города и селения, следы кровавых издевательств над свободолюбивыми горцами.
Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникёры Закавказья влились во фронтовые группы юга. В их дружную семью входили ростовчане В. Петров и М. Пойченко, ленинградец А. Смолка, тбилисцы Л. Арзуманов, Г. Асатиани, ереванцы Н. Симонян, Г. Санамян, москвичи Д. Рымарев и Ф. Короткевич и другие. Руководил фронтовой группой М. Трояновский.
Умело правели сложные съёмки в горах операторы В. Петров, А. Казначеев и А. Каиров. Они снимали высокогорный поход отряда горных стрелков старшего лейтенанта Санакиева, которому было поручено уничтожить группу гитлеровских автоматчиков в районе Нальчика. Это была тяжёлая операция. Операторам помогла альпинистская подготовка. Карабкаясь по скалам, вытаскивая друг друга на верёвках, они не прерывали съёмок. Хроникёрам удалось заснять действия лёгкой горной артиллерии и миномётчиков, самоотверженную работу санитарок в горах, захват в плен немецкого снайпера, загнанного в ледяную трещину.
Очень интересны кадры, заснятые в районе Новороссийска операторами А. Левитаном, М. Пойченко. Они показывают, что немецко-фашистским захватчикам, прорвавшимся в Новороссийск, не удалось стать его хозяевами. Операторы провели ряд съёмок в районе крупнейших цементных заводов, которыми не смог овладеть враг. Они показали окраину рабочего посёлка, где наши бойцы держат оборону миномётным и пулемётным обстрелом. На боевых кораблях и в частях морской пехоты в районе Туапсе снимала киногруппа, работавшая при Черноморском Военно-Морском флоте. В их съёмках перед зрителем предстают героические подвиги моряков, продолжающих славные традиции Севастополя. Фронтовые операторы юга в съёмках «Битвы за Кавказ» проявили мужество, инициативу, журналистскую наблюдательность».
Фильм «Кавказ» («Битва за Кавказ»), сделанный на материале съёмок этой фронтовой группы, был передан в Кинолетопись Великой Отечественной войны.
Военные действии на Кубани продолжались. Гитлеровское командование стремилось всеми силами удержать Тамань. Борьба за Новороссийск, у стен которого были остановлены немецко-фашистские войска, рвавшиеся по черноморскому побережью в Закавказье, вошли незабываемой страницей в историю Великой Отечественной войны. Героические подвиги защитников Малой земли, освобождение Новороссийска, осуществленное войсками Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией, показали образец умелого управления войсками и действенной целеустремлённости партийно-политической работы.
В дни героической битвы на Малой земле, находясь в рядах ее защитников, делил с ними все тяготы фронтовых будней начальник политотдела 18-й армии, полковник Л. И. Брежнев. Здесь, прямо на переднем крае, он вручал солдатам и офицерам партийные билеты, боевые награды, вместе с ними отражал атаки врага.
Киногруппа Северо-Кавказского фронта непрерывно вела киносъёмки боёв в этом районе. Особое внимание было уделено героям Малой земли.
В монтажном листе, присланном вместе со снятым материалом на студию, операторы М. Пойченко, М. Трояновский и Д. Шоломович, работавшие в мае-июне 194З года на мысе Мысхако около Новороссийска, писали:
«Всего три десятка квадратных километров земли, отрезанной от Родины морем. каждый квадратный метр изрыт воронками бомб и снарядов. здесь ничего не растёт, все выжжено вражеским металлом.
Эту землю отбили у врага люди с железной волей. Они назвали свой участок фронта Малой землёй и связали с ним свою судьбу, свою жизнь. героическим защитникам Малой земли посвящаем мы этот репортаж... Крепко, как куниковцы, дерутся герои Севастополя и Одессы, моряки 255-й Краснознамённой морской бригады, которой командует полковник Потапов. Мы видим, как он идёт по ходам сообщений со своим замом по политчасти подполковником Видовым, выходит к месту, где бруствер окопа пониже, наблюдает за Новороссийском. Вдали виден город. Там на окраине, в станичке, дерутся бойцы-потаповцы.
Станичка. Здесь бойцов морской пехоты разделяет от врага местами только 17 метров. Работают снайперы. Среди полуразрушенных домов станички показан за боевой работой снайпер-краснофлотец тов. Кучненко.
Ведут сокрушительный огонь наши орудии. Громадные разрывы на окраине Новороссийска, Огонь артиллерии поддерживает авиация. работают гвардейские миномёты. Жестокий урон несут враги. Берег моря. Радиостанция. Ведёт прием младший сержант Попсуйко. У телефона старшина Ильин.
У рации генерал-майор Гречкин, генерал-майор Гордеев, начальник политотдела 18-й армии полковник Брежнев, начальник политотдела 20-го десантного стрелкового корпуса полковник Рыков. Получен текст радиограммы об отправке на Малую землю очередного каравана судов.
Морем в вечерних сумерках идёт караван курсом на Малую землю.
Бои за город Новороссийск продолжались до сентября. С середине месяца советские войска комбинированным ударом с моря и суши освободили Новороссийск. В 8 часов утра 9 октября 1943 года командующий 56-й армией генерал А.А. Грецкий доложил командующему Северо-Кавказским фронтом, генералу И.Е. Петрову: «Доношу. Таманский полуостров частями 56-й армии к 7.00, 9.10.43 полностью очищен от немецких оккупантов».
3ащитникам Малой земли и освобождению Новороссийска был посвящён «Союзкиножурнал» № 61 за 1943 год. Освобождению Тамани – № 65.
Крупнейшим событием в истории Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге, начавшаяся 5 июля 1943 года.
К этому времени ещё больше возросла военная мощь Красной Армии, стал ещё выше моральный дух бойцов, укрепилось военно-политическое положение нашей Родины.
Красная Армия уже имела численное превосходство над гитлеровскими армиями в людях и военной технике. Однако предстояла еще тяжёлая борьба с опытным и сильным противником.
Гитлеровское командование рассчитывала мощными танковыми ударами сломить дух советских воинов, прорвать оборону Красной Армии на Курской дуге южнее Орла и севернее Белгорода, овладеть Курском, окружить и уничтожить войска, расположенные на Курской дуге.
План Главного командования Красной Армии состоял в том, чтобы в оборонительных боях измотать противника, а затем свежими силами начать контрнаступление и разгром врага. Обе стороны. придавали решающее значение танкам и самоходным орудиям.
Фронтовые группы искали пути съёмок танковых боёв. Снимать, укрываясь за башню танка, почти невозможно. На большой скорости по ходу танка кинооператору нужно было крепко держаться и двумя руками держать киноаппарат. Привязывать себя к башне? Это означало потерю манёвренности. Снимать в бою из открытого люка? На это не могло пойти военное командование, так как в этом случае повергался опасности весь экипаж. Тогда пришла мысль спрятать аппарат в стальной бокс, укрепить его на башне танка, а оператору, находящемуся на месте одного из членов экипажа, вести наблюдение за объектом из смотровой щели. Аппарат включать автоматически.
Такой способ съёмки осуществил оператор Е. Лозовский. Первые пробы прошли успешно. Предстояли съёмки в боевой обстановке. И вот, когда советские танки пошли в наступление, в одном из них находился кинодокументалист Е. Лозовский.
Аппарат, установленный в стальном боксе на башне танка, фиксировал моменты боя. Оператору удалось снять прямое попадание снаряда в противотанковую пушку врага.
На подступах к одной из деревень, превращённых врагом в опорный пункт, прямым попаданием снаряда был убит командир танка. второй снаряд ранил водителя и оператора, Танк загорелся. Выбравшись из боевой машины, Лозовский отполз в сторону и потерял сознание. Киноаппарат, оставленный в стальном боксе, нашли в нескольких метрах от сгоревшей машины. В нём оказалось 40 метров отснятой плёнки.
Кроме Е. Лозовского, фильм «Курская битва» снимали операторы А. Гафт, Р. Гиков, И. Гутман, М . Гольбрих, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леoнтович, И. Малов, Я. Марченко, Г. Могилевский, Ю. Монгловский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, М. Прудников, B. Смородин, А. Солодков, А. Софьин, А. Фролов.
Фронтовой корреспондент «Известий» Е. Кригер, неоднократно бывавший в действующей армии, писал о фильме «Орловская битва» («Известия», 3 сентября 1943 г.): «События, запечатлённые в этом документальном фильме, начались 5 июля 194З года на Центральном и Воронежском фронтах, у основания Курской дуги...
12 июля 194З года наши войска, выдержав труд беспримерной обороны, в свою очередь перешли в наступление. Операторам кинохроники делает честь, что они сумели вовремя оказаться на самых решающих участках фронта. Теперь миллионы людей в СССР и во всём мире смогут увидеть то, что происходило в эти тяжёлые, летние дни».
5 августа 1943 года столица нашей родины Москва впервые салютовала доблестным советским воинам, разгромившим гитлеровские армии и освободившим города Орёл и Белгород.
Прошёл год, влились во фронтовые киногруппы дипломники ГИКа Ю. Монгловский, И. Гутман, И. Аранс и В. Mуромцев. Как же сложилась их фронтовая судьба?
Виктор Муромцев попал к партизанам. Смелый и вдумчивый оператор, он быстро освоился с обстановкой и снял ряд прекрасных эпизодов для фильма «Народные мстители» и «Союзкиножурнала».
Илья Аронс начал свою фронтовую деятельность со съёмок на Северо-Кавказском фронте и добыл кинокадры, рассказывающие о боях под Ростовом, Туапсе.
И. Гутман и Ю. Монгловский работали в киногруппе режиссёра-оператора Р. Гикова. Кинокадры, снятые Ю. Монгловским, отличались большим разнообразием, ему прекрасно удавались пейзажи, показывающие обстановку, где происходили боевые действия, участником которых он был. Многие его съёмки органически вошли в фильм «Орловская битва». 3апомиились эпизоды лесного боя и сражений на подступах Брянску.
Илья Гутман снял ряд боевых эпизодов: высадку десанта морской пехоты на вражеской территории, атаку кавалерии через водный рубеж, танковую атаку.
Фронтовые кинооператоры, попавшие на фронт прямо из ГИКа, сняли свои дипломные работы непосредственно на поле боя.
Поражение гитлеровского Вермахта под Курском и Орлом открывало для Красной Армии перспективы широких наступательных операций на фронте от Великих Лук до Азовского моря и массового изгнания немецко-фашистских оккупантов с родной земли. Началось освобождение Донбасса и Левобережной Украины.
Отступая, гитлеровцы оставляли за собой зоны выжженной земли. Разрушенные города и сёла взывали о ненависти.
О борьбе за освобождение Левобережной Украины рассказал Александр Довженко в фильме «Битва за нашу Советскую Украину».
Работая над фильмом, А. Довженко был очень внимателен к кинооператорам. Он говорил: «...Снимайте… наших солдат. Покажите с экрана труд на дорогах войны. Покажите женщин и стариков, вышедших сеять хлеб на поле, где вчера ещё шла битва. Снимайте наших раненых, убитых. Ценой обильно пролитой крови достается нам победа, Преступно молчать об этой дорогой, неоплатной цене. Вы снимаете для истории, и она должна знать правду. Неверно, что во фронтовой хронике вы снимаете только перебежки, артобстрелы и совсем не показываете окопную жизнь солдата. Покажите, наконец, генералов, не водящих пальцем по карте или глядящих в стереотрубы, а взволнованных, рассерженных, небритых, измученных. Именно таким кадрам поверит зритель, ибо он видит подлинных полководцев, а не плакаты, срисованные с них».
«После беседы с Александром Петровичем – рассказывает оператор П. Касаткин, – я представил себе довольно ясно, какое место и значение будет иметь мой материал в картине. Но особенно помогло мне то, что я хорошо знал все предыдущие работы Довженко, очень любил их и ясно чувствовал стиль, значит, и требование режиссёра».
Касаткин снимал в партизанском крае. Его кадры: согнувшиеся женщины, тянущие борону, сеятель, разбрасывающий зерна из лукошка, снятые на фоне свинцового неба, череп фашистской каске с оскаленными зубами – по своей композиции, ракурсам и тональности напоминали кадры из ранних довженковских фильмов.
С особой силой прозвучала в фильме тема народного горя и ненависти к врагу. В этом фильме Довженко смело использовал уже основательно забытый, синхронный репортаж с места событий.
Огромную роль в фильме сыграл текст, написанный самим А. Довженко.
«...Мысли, образы, чувства обрушиваются на зрительный зал с огромной силой, – писала газета «Литература и искусство» (23 октября 194З г.) – Страсть и гнев молнией сверкают среди горького дыма пожаров, плач матерей прорезывает глухую канонаду смертельной битвы. Кадр за кадром падает в душу, острое, как штык, слово вонзается в сердце...
Так искусство делает своё дело: вот, говорит она, святая цель, идите вперёд и вперёд, бейтесь до полного утоления мести, до окончательного вызволения родной Земли».
Фильм «Битва за нашу Советскую Украину» (режиссёры Ю. Солнцева и Я. Авдеенко, художественный руководитель А. Довженко) снимали операторы: В. Афанасьев, К. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, И. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, С. Урусевский, А. Фролов, С. Шейнин, В. Фроленко, В. Штатланд. Они пришли на фронт с разных студий, но их объединяла одна цель: показать борьбу нашего народа за свободу и независимость Родины.
Фильм «Битва за нашу Советскую Украину» был первой серией дилогии А. Довженко, рассказывающей об освобождении Украины.
В 194З году Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи отмечал своё 25-летие. Этой дате Центральная студия хроники создала фильм «Комсомольцы». В нём воскрешались героические страницы истории комсомола, начиная с первых дней его рождения. Картина напоминала о том, как комсомол стал активным помощником Коммунистической партии в укреплении советской власти, создании социалистической промышленности, формировании нового человека. Война, ворвавшаяся на нашу землю, позвала молодёжь на защиту Родины. А те, кто остался в тылу, удвоили силы, чтобы работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт.
Двадцатипятилетние комсомола страна отмечала выдающимися победами на всех фронтах. Красная Армия двигалась на запад, освобождая от врага родную землю. впереди шла молодёжь, комсомольцы – верные помощники партии. Фильм «Комсомольцы» (сценарий Д. Писаревского, текст Б. Горбатова) монтировали режиссёры С. Гуров, Л. Степанова. Снимали операторы А. и Е. Алексеевы, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, А. Богоров, Г. Голубов, К. Кутуб-заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, Я. Местечкин, В. Микоша, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, С. Стояновский, В. Томберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Б. Эйберг.
Фильм был широко показан в тылу и на фронте. Зрители увидели на экране героев-комсомольцев, отдавших свою жизнь за Родину – Героев Советского Союза Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, Григория Кагамлыка, героев Краснодона и других.
«Этот вдохновенный волнующий образ комсомольца, – писала Маргарита Алигер на страницах газеты «Литература и искусство» (30 октября 194З), который явственно вырастает из документов жизни и борьбы, из всей жизненной правды, которая сконцентрирована в фильме, должен заставить каждого художника задуматься над тем, сказало ли наше искусство о нём свое полновесное слово. Мы привыкли к тому, что после совершённого подвига о нём начинают говорить, – писать, слагать песни. но ведь подвиг, ставший всенародно известным, сам уже по себе памятник тому, кто его совершил. И как благородна для искусства задача воспевания уже совершённого подвига, ведь это легче, чем почувствовать и рассказать и объяснить возможность совершения подвига, заложенную в обыкновенном рядовом советском человеке.
Из книг, фильмов, пьес мы хотим больше знать о них, уже обессмертивших своё имя, и о тех, кто еще не совершил подвига, но в любую минуту готов совершить его. Это трудная огромна задача для искусства. Она открывает перед художником неограниченные перспективы, надо только пристально вглядываться в нашу молодёжь, больше верить в неё, она дала для этого достаточно много бессмертных оснований».
Усилиями Коммунистической партии и всего советского народа значительно возросла к 194З году техническая вооружённость Красной Армии. Большую роль в переоснащении наших войск сыграл Урал, прозванный народом «арсеналом страны».
Куйбьшевская и Свердловская киностудии хроники посвятили Уралу полнометражную картину «Урал куёт победу». Фильм напоминал о том, что в годы первых пятилеток здесь была создана вторая угольная металлургическая база нашей страны. как в сказке, возникли здесь заводы-гиганты, заводы-богатыри.
Златоуст, Челябинск, Нижний Тагил, Свердловск, другие большие и малые города стали центрами, где создается мощное, самое современное оружие. эвакуированные с Украины и западных областей России заводы заново родились на уральских простора.
Фильм рассказывал о людях Урала – рабочих, конструкторах, учёных, молодёжи, ветеранах труда, снова пришедших в цеха заводов, чтобы ковать оружие победы.
Мощным потоком идёт на фронт оружие, а оттуда для переплавки отправляются составы, груженные остатками фашистских танков, орудий, самолётов, чтобы, побывав в руках уральских рабочих, в новом качестве вернуться на фронт.
После выхода на экраны фильмов «Сталинград», «Орловская битва», «Комсомольцы», «Битва за нашу Советскую Украину» и ряда тематических журналов, рассказывающих об огромных успехах ваших войск на фронтах Великой Отечественной войны, работа фронтовых кинооператоров стала широко обсуждаться в прессе.
Газета «Правда» (17 октября 194З г.) опубликовала статью «Кинодокументы о войне». Приводим выдержки из этой статьи:
«кинорепортёры – активные участники войны. Они идут вместе с передовыми частями. Киноглаз их аппарата внимательно и зорко изучает всё происходящее, фиксируя на ленте важнейшие события войны. Сложна работа кинооператора! От него требуется высокое мастерство съёмки, оперативность, знание военного дела, личная храбрость. когда оператор овладевает всеми этими качествами, он создает жизненный правдивый документальный кинофильм, который и рассказывает, и учит, и вдохновляет. Вот тогда создаётся подлинная кинолетопись войны, которую с интересом смотрят современники, будут смотреть потомки…
..,Вся наша страна живет войной, интересами фронта. Естественно, что и от нашего киноискусства зритель требует такого рассказа о великих битвах, происходящих на фронтах Отечественной войны, который был 6ы достоин этих событий.
Зритель хочет унести из кинозала живое дыхание победных боёв за освобождение советской земли. Он хочет знать, как наши герои борются, трудятся, сражаются за свободу и независимость нашей Родины, как они побеждают. Он будет благодарен нашим киноработникам – современным летописцам войны, которые поведают ему правду о войне. В дни Великой Отечественной войны боевая деятельность фронтового кинооператора почётна и ответственна, как никогда».
Внимание высокая оценка общественности, несомненный интерес народа к их работе вдохновляли фронтовых кинооператоров. 13 ближайшие месяцы они засняли крупнейшие события 1943 года; форсирование Днепра и освобождение столицы Украины города Киева, высадку десанта на Керченский полуостров, взятие Гомеля.
Страна уверенна шла к окончательному разгрому гитлеровских захватчиков.