Операторы и работники фронтовых киногрупп. Братья Алексеевы


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Братья Алексеевы

21.09.2019

В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 703-704 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото: "Братья Алексеевы - Евгений (слева на фото) и Александр". Источник: частный архив.

 

Алексеев Александр Алексеевич (1917–1990).

Оператор-документалист. Родился в Москве. Русский. Социаль­ное происхождение – из рабочих. Член ВЛКСМ. Член ВКП(б) с 1950 г. Окончил живописное отделение изостудии ВЦСПС (1938), окончил с отличием операторский факультет ВГИКа (1942, мастерская Б. Волче­ка). В 1941 – оператор ЦОКС. С декабря 1942 – фронтовой оператор в составе киногрупп Калининского, 1-го Прибалтийского и 1-го Бело­русского фронтов. Снимал сюжеты для СКЖ и Летописи, принимал участие в съемках фильмов «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Белоруссии», «Штурм Кёнигсберга», «Восьмой удар», «Берлин». Работал в паре с братом Алексеевым Е.А. Свои монтажные листы к совместным съемкам подписывали «Братья Алексеевы». Работали дружно, организо­ванно, продуктивно.

В октябре 1944 г. руководители Главкинохроники, рекомендуя повысить операторскую категорию А.А. Алексеева, отмечали в его служебной характеристике:

«Алексеев Александр работает в тесном сотрудничестве с братом Евгением Алексеевым.

В группе Калининского и позднее 2-го Прибалтийского фронта они работают с начала 1943 года вполне самостоятельно, и при этом работают смело, с увлечением, давая мате­риал, интересный по форме и содержанию.

Высокое качество сюжета "На высоте Безымянной", в котором часть кадров показывала немцев во время атаки, было отмечено приказом Комитета по делам кино от 4 сентября 1943 г.

Работа братьев Алексеевых в 1944 г. подтверждает высокую оценку их работы, которая была дана ранее. Они выдвинулись в самую передовую группу фронтовых операторов и к началу наступления Красной Армии дали материал, образцовый по своей законченности и художественному достоинству.

После съемок "Битвы за Витебск" братья Алексеевы с той же энергией участвовали в съемках "Бои за Полоцк", которые особенно показательны в том отношении, что опера­торы сумели соединить здесь смелую репортерскую работу непосредственно в боевых  порядках нашей армии с серьезной художественной разработкой целых эпизодов сражений».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 40. Л. 48–48 об.)

Не снижал Александр Алексеевич высоко поднятую планку мужества и мастерства и в последний год войны:

«На заключительном этапе войны т. Алексеев был переброшен в группу 1-го Белорусского фронта, где немедленно приступил к съемкам уличных боев в Берлине.

Работа тов. Алексеева за последний год войны подтверждает то, что было сказано о нем раньше. Вместе со своим братом Евгением они составили сильную творческую пару, обладаю­щую высокой профессиональной культурой, исключительной требовательностью к себе. Братья Алексеевы умели работать в самой сложной обстановке и одновременно решали трудные ху­дожественные задачи. О них можно сказать, что это были военные корреспонденты, восприни­мавшие свою задачу, как задачу, лежащую в области искусства.

Ст. редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 40. Л. 47 об.)

В 1945–1947 – оператор киностудии «Мосфильм», в 1947–1953 – режиссер-оператор киностудии «Моснаучфильм», затем занимался дубляжом на «Мосфильме».

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Герма­нией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.

 

Алексеев Евгений Алексеевич (1920–1987).

Оператор, кинорежиссер. Заслуженный работник культуры РСФСР (1986). Русский. Беспартийный. Окончил операторский фа­культет ВГИКа (1942, мастерская Б. Волчека). С 1941 – оператор ЦОКС и фронтовой группы Центральной студии кинохроники.

Снимал сюжеты для СКЖ и Летописи, принимал участие в съемках фильмов «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Белоруссии», «Штурм Кёнигсберга», «Вось­мой удар», «Берлин». Работал в паре с братом А.А. Алексе­евым. С 1945 – оператор киностудии «Мосфильм», в 1947– 1953 – режиссер-оператор киностудии «Моснаучфильм», с 1953 – режиссер «Мосфильма».

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ПРОРЫВ СИЛЬНО УКРЕПЛЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ». «КУЛАГИНО», «ДУХОВЩИНА» И «УДАР НА ДЕМИДОВ»

Калининский фронт

Кинорепортаж боевых действий

Монтажный лист № 1204

Бр. Алексеевы

Снято 650 м

  1. Вечер. На воде заходящее солнце. Ср. пл. 1,50 м.
  2. Полевая дорога. Неубранные снопы, между которых видны идущие войска. Они подтягиваются к условленным рубежам. Общ. пл. 8 м.
  3. Последний танк подходил к исходной. Общ. пл. 6 м.
  4. После трудного перехода сняты танкисты, осталось несколько часов до начала боя. Общ. пл. 4 м.
  5. Часовой – старшина комсомолец Иван Яковенко – зорко охраняет подходы к лесу, в котором притаились грозные стальные машины. Ср. пл. 4 м.
  6. Раннее утро. Траншея. В ней двое. Старшина Глушков заканчивает письмо к родным. Ср. пл. 5 м.
  7. Всколыхнулась вода. (Первый артиллерийский залп нарушил тишину утра.) Ср. пл. 3 м.
  8. Это начала работать тяжелая артиллерия части Героя Советского Союза полковника Дедышко1. Бьет гаубица. Ср. пл. 1,50 м.
  9. Огнем нескольких батарей управляет капитан Королев. (Артиллеристов полковника Дедышко отличает особенная четкость и точное исполнение многочисленных заказов, которые поступают на батареи.) Капитан Королев за пультом управления. Общ. пл. 7 м.
  10. Впереди оборона немцев. Арт. разрывы. Общ. пл. 3 м.
  11. Бьет гаубица. Ср. пл. 2 м.
  12. Подносят снаряды. Ср. пл. 3 м.
  13. Залп из трех орудий. Общ. пл. 2,50 м.
  14. Появилась в воздухе наша авиация. С аэростата ведется наблюдение. Общ. пл. 6 м. Панорама.
  15. Настала очередь действовать танкам. Командир части подполковник Павлов дает последние указания командирам. Перед нами большой макет, на котором изображен рельеф местности, где должны действовать танки. Здесь подробно нанесена оборона немцев. Общ. пл. 5 м. Панорама.
  16. Указка в руках командира показывает направление удара и останавливается на флажке со свастикой. Здесь немецкий штаб. Ср. пл. 3 м. Панорама.
  17. Вырываются из укрытий танки. Машины разворачиваются на боевой курс… Общ. пл. 7 м.
  18. Выходят из укрытий танки. Общ. пл. 6,50 м.

18а. Выхлопные трубы танка. Деталь.

  1. Командир взвода комсомолец Гапон. «По машинам!» – отдает он команду. Закры­вается люк. На башне: «За Сталина». Ср. пл. 5 м.
  2. Пробегают танкисты. Трогается машина. Ср. пл. 4 м.
  3. Идут танки с десантом. Общ. пл. 8 м.
  4. Прижимаясь к земле, переползает автоматчик. Ср. пл. 2 м.
  5. Траншея. В ней два бойца. <…> приближающиеся арт. разрывы. Ср. пл. 6 м.
  6. Атака. Форсирование водного рубежа. Общ. пл. 15 м.
  7. Бьет по вражеским блиндажам прямой наводкой 45 мм пушка. Разрывы. Панора­ма на пулеметчика. 13 м. Панорама.
  8. Мимо воронки пробегает санитарка. Атакующие бойцы. Общ. пл. 4 м.
  9. По пояс в воде идут бойцы. Раненый боец. Ср. пл. 5 м.
  10. В воронке комсомолец ст. сержант Мих. Усачев ведет огонь по противнику. Его грудь украшена правительственными наградами. Ср. пл. 6 м.
  11. Атакующие бойцы. Бойцы переползают через воронки. Общ. пл. 7 м.
  12. Залп из трех орудий. Общ. пл. 3 м.
  13. Ствол стреляющей гаубицы. Деталь 2 м.
  14. С донесением! Проносятся всадники. Арт. разрывы. Общ. пл. 4 м.
  15. Идут через реку бойцы капитана. Общ. пл. 3 м.

<…>

  1. Танки. Общ. пл. 5 м.
  2. Спрыгивает танковый десант. Общ. пл. 10 м.
  3. (С движения.) Спрыгивают автоматчики. Общ. пл. 12 м.
  4. Атака. Бьет штурмовая пушка, пробегают атакующие бойцы. Общ. пл. 10 м.
  5. Прыгают в воду бойцы. Минометный обстрел. Общ. пл. 9 м. Панорама.
  6. Пулеметчик (ручной пулемет).
  7. Идут на бомбежку Илы. Немцы встречают сильным заградительным огнем зени­ток. Общ. пл. 6 м.
  8. Первые пленные фрицы. Рядовой Яков Мих. Прохоренко в этом бою сам захватил трех фрицев.

…Завязав им глаза, он на поводке сам доставил их в штаб. Яков Прохоренко – пуле­метчик. В бою его пулемет вывело из строя, и он вместе с атакующим автоматчиком ворвался со своей «трехлинейкой» во вражеские траншеи.

  1. На фоне воды ведут «фрицев».
  2. Проход на аппарат.
  3. Наши подразделения вклинились в глубину вражеской обороны. Не успевшие уйти фрицы мелкими группами скрывались в «Госпитальном лесу» в ожидании своей контратаки. Разведчики майора Кондаурова вместе со своим командиром отправились на очистку леса от фрицев. Здесь операторы встретились с разведчи­ками.

Разведчики во главе с майором Кондауровым ведут пленного «штурмовика». Немцы обкладывали лес сильным арт. огнем.

  1. Допрос пленного «штурмовика». Майор Кондауров. Орден Ленина. Переводчик Окороков.
  2. «Штурмовик».
  3. Из блиндажей выгоняют «фрицев».
  4. Пленные – «арийцы-победители» – во главе со своим обер-фельдфебелем, ране­ного в ногу, его несут на жердях как султана.
  5. Представители тотальной мобилизации. Панорама.
  6. Трофеи.
  7. «Трофейный танк в бой». В бою был захвачен исправный немецкий танк Т-3, полный награбленного барахла. Немцы, отходя, хотели на нем эвакуировать себя вместе с военны­ми «трофеями». Но не успели. Среди барахла, находящегося в танке, к нам попал документ, достаточно хороший, характеризующий вояк, у которых два часа в сутки было официально узаконено на «борьбу с насекомыми» и проверку вещей. «Dienstplan» – наз. круг, распорядок дня 2-го батальона 556-го полка 330-й пехотной дивизии.

Круг, распорядок дня, разбит на сектора соответственно 24 часа. Внутри большого кру­га, обозначающего в «Светлую ночь», есть маленький круг – «Темная ночь». С 12–13 часов в темную ночь, с 13–14 часов в светлую ночь – борьба с насекомыми; с 14–15 – проверка вещей.

Немцев сильно беспокоят «лаусы». Их и не меньше беспокоят их же «коллеги по ору­жию».

Гитлер приучил их грабить побежденные народы. Но фрицы вошли во вкус и стали тащить все, что плохо лежит у солдата доблестной немецкой армии.

Бойцы назвали этот «круг-распорядок» – «вошебойкой».

Снято:

а) Деталь открытого люка Т-3, из которого летят «военные трофеи». Деталь 5 м.

б) Они падают на траву. Здесь почти полный набор галантерейного магазина. Ср. пл. 4 м.

в) К танку подходит группа офицеров. Командир машины передает одному из них немецкий круг-распорядок дня. Общ. пл. 8 м.

г) Уходят в бой на немецком танке наши танкисты. Ср. пл. 7 м.

д) Немецкий «распорядок дня» в руках у «подполковника», стрелочка останавливает­ся на секторе с 13–14.

«Lausebekamfung».

На фоне проходит вереница пленных.

  1. Саперы разминируют дорогу.
  2. Наши войска идут на запад.
  3. Среди полей по проселочным дорогам тянутся войска.
  4. Герой Советского Союза ген.-майор Дьяконов с нач. штаба гв. полковником Пащен­ко (на вездеходе).
  5. Оставленная немцами горящая деревня.
  6. «Свежие резервы фрицев», захваченных на одном участке. Они воевали всего 2 часа. (Список.)
  7. Воздушный бой. Немецкие бомбардировщики атакуют наши истребители. Падает горящий вражеский бомбардировщик.
  8. Вот что осталось от дер. Буболево.

Единственный представитель – оставшаяся в живых 90-летняя старуха Герасимен­ко Афросинья Александровна. Она пряталась от немцев в уцелевшей печке. Ее рассказ страшен. Ее дочерей и внучек угнали в немецкое рабство. О судьбе своих односельчан она не знает, т.к. немцы угоняли население, по пути все уничтожая и расстреливая «не­довольных».

<…>

  1. «На родных местах». Д. Шестаки 2-е.

Уходя, немцы оставили здесь пепелища. Но женщины с ребятишками на руках прята­лись в лесах и ждали прихода наших. Теперь они вернулись.

Семья Васильковых.

Из землянки выходит старуха. На приступке сидит девочка с кошкой.

  1. Анна Василькова сегодня печет воскресные лепешки.
  2. Три сестры Плешковых, четвертую немец угнал в рабство. Едят малыши горячий картофель.

«Хозяева». Два мальчика тащат ведро. Они сейчас за старших.

<…>

  1. «Феня Ивановна Качнова». Ей 5 лет. Но она хорошо знает, что такое немцы. «Она уме­ет различать разрывные пули от бронебойных». Феня первый помощник матери.

Снято: среди развалин сидит девочка с самодельной куклой.

Подлинник. Автограф. Без даты.

На документе имеются две резолюции: «Фронт не действует (не наступает)?» и «Выбросить зачеркнутое, слова, написанные по-немецки, перевести на русский язык».

______________________________
1. Имеется в виду Дыдышко Александр Иванович.

«На фоне вечернего неба дымящаяся красноармейская кухня...»

«ЗЕМЛЯКИ»

26 сентября 1943 г.

Монтажный лист № 1, № 1133

Братья Алексеевы

Снято 85 м+15

Сюжет к фильму «25 лет комсомола»

Вкусные и сытные обеды готовит для раненых бойцов и командиров шеф-повар, стар­ший сержант комсомолец Аркадий Решетов.

Славный патриот своей Родины прошел тяжелый и яркий путь – путь воина Красной Армии.

На его груди четыре нашивки ранения. 50 ран получены в боях за Родину и за боевые дела. Аркадий Решетов представлен к высокой правительственной награде – боевому ордену Красного Знамени.

Ни осколки снарядов, ни пуля, ни штык немцев не сломили волю комсомольского патриота.

Здесь, в полевом госпитале, Аркадий Решетов встретит своего земляка-сибиряка, бой­ца молодого пополнения, комсомольца сержанта Владимира Романенко.

Он был впервые в бою. Его ранило в голову. И Аркадий Решетов, уже бывалый солдат, мог о многом рассказать своему земляку.

Аркадий Решетов – воспитанник детдома. В 1938 году добровольно вступил в ряды Красной Армии в тот момент, когда разгорелись события на Хасане. Здесь он вступил в комсомол. В финскую кампанию он получает первое ранение – но это только еще сильнее возбуждает ненависть к врагам Родины.

Отечественная война – и здесь Аркадий Решетов находит себе место среди лучших защитников Родины.

Под Сталинградом он получает четвертое ранение. Но и тяжело раненый он приводит с собой двух фрицев, захваченных в бою.

После выхода из госпиталя медицинская комиссия дает заключение о совершенной непригодности Аркадия Решетова к службе в армии.

Аркадия Решетова тянет на фронт, ближе к своим боевым товарищам. И вот он вспом­нил о своей гражданской профессии. Он был отличный повар. И вопреки медицинской комиссии Аркадий Решетов снова очутился на фронте.

С Владимиром Романенко у шеф-повара возникла крепкая дружба. К нему он был особенно внимателен…

Так незаметно прошли дни, и сегодня Владимир Романенко пришел попрощаться со своим земляком.

Володя возвращался в свою часть. Земляки расстаются, и в память о своей дружбе Аркадий Решетов дарит ему хорошую походную ложку.

«Будь первым в бою и не отставай в еде – вот моя солдатская мудрость», – говорит на прощание отличный шеф-повар.

Снято:

  1. Ср. пл. На фоне вечернего неба дымящаяся красноармейская кухня.
  2. Общ. план. Шеф-повар Аркадий Решетов раздает ужин раненым. Его внимание при­влекает молодой боец.
  3. Ср. пл. Аркадий Решетов подходит к столу, за которым ужинают раненые.
  4. Кр. пл. Отрывается от еды Володя Романенко (забинтована голова).
  5. Кр. пл. Аркадий Решетов рассказывает о своих боевых буднях на фронте.
  6. Ср. пл. Внимательно слушают раненые. Курится трубка. Она ходит от одного к дру­гому.
  7. Ср. пл. Шеф-повар достает трофейные фотографии, захваченные вместе с фрицами.
  8. Ср. пл. Фотографии попадают к раненым. Они дружно смеются.
  9. Кр. пл. Брачная фотография. На ней изображен фриц (захвачен Решетовым) вместе со своей дегенеративной невестой.
  10. Кр. пл. Аркадий Решетов и Володя Романенко смеются. Фрау, наверное, поставила не одну свечку по своему «усопшему» Карлуше?!
  11. Общ. пл. Утро. Лес, в котором расположен госпиталь.
  12. Ср. пл. Из палатки выходит Володя Романенко в окружении Решетова и товарищей. Володя в походной форме. Прощается с Аркадием.

Решетов дарит Володе походную ложку. Володя уходит с группой красноармейцев из госпиталя в глубину леса…

Всего снято 85 метров.

Примечание: из событийного материала снято два плана «Трофейного танка».

Снято 15 метров.

Всего снято 100 метров.

Алексеев.

Подлинник. Машинопись.

«В этой наступательной операции широко была применена зенит­ная артиллерия, работающая по наземным целям...»

«ШТУРМ ПОЛОЦКА»

5 июля 1944 г.

1-й Прибалтийский фронт

Монтажный лист № 777 (Кино-репортаж боевых действий)

Метраж 700 м. СЧС-2

Развивая наступление, войска 1-го Прибалтийского фронта вышли на подступы к горо­ду, важному жел. узлу – Полоцк, превратив его в мощный укрепленный район обороны, прикрывающий направление на Прибалтику.

Мощной артиллерийской подготовкой начался штурм города (противник, используя колокольни соборов под наблюдательные пункты, имел возможность просматривать окрестности Полоцка и оттуда корректировать заградительный огонь своих батарей). По­лоцк содрогался от разрывов. Над ним толстым слоем навис дым, смешанный с порохо­вой гарью. Наши части, обложив город полукольцом со стороны Витебска, готовились к очередному броску. За разрывами своих снарядов бойцы части подполковника Белова отдельными группами ворвались на южную окраину города. Противник перенес сюда огонь тяжелых орудий; но это не остановило наступательного порыва гвардейцев Белова, дравшихся за честь быть в городе первыми.

Горели дома. Немцы зажгли десятки домов и под прикрытием дыма рассредоточились в бетонированных подвалах, простреливая улицы перекрестным ружейно-пулеметным огнем.

Развернулись уличные бои.

Вечерний бой 3 июля решил исход борьбы за Полоцк. Это был бой, где пехотинцы и артиллеристы в боевых порядках составляли одно целое. 4 июля Полоцк был освобо­жден.

Нижеперечисленный материал снят нами непосредственно в части гвардии подпол­ковника Белова в период уличных боев в южном секторе города.

Артиллерия – в направлении действий полка, начиная с закрытых позиций до выхода на прямую наводку (артиллеристы частей ген. майора Самборского и полковника Хом­ченко, подразделения гв. майора Черкасова).

Примечание: в материале уличных боев съемки внутри домов происходили на ис­ходе дня в условиях недостаточного освещения, поэтому все планы внутри помещения отобраны в отдельную коробку – для специальной проявки на максимальное время при t. – 22°.

Снято:

  1. На наблюдательном пункте гв. п/п Белова:

а) Гв. п/п Белов и гв. майор Сосуля с группой командиров.

б) Укрупнено.

  1. Артиллерийская подготовка. Работа артиллерии различных систем (части ген.-майора Самборского, полковника Хомченко). (На участке действия соединения ген.-майора Черникова, часть п/п Белова.). В этой наступательной операции широко была применена зенитная артиллерия, работающая по наземным целям (полковника Хомчен­ко, который получил благодарность командарма ген.-полковника Чистякова).
  2. Полевой аэродром (истребители «Аэрокобра»).

Часть подполковника Родионова (из соединения ген.-лейт. Папивина).

а) Возвращение из боевого полета над Полоцком Героя Сов. Союза гв. майора Смирно­ва со своей эскадрильей.

б) На командном пункте ком. части п/п Родионов руководит по рации воздушным боем (1918 г. рожд., орд. Кр. Звезды, Александра Невского, орд. Ленина, 2 орд. Кр. Знамени, медаль «За Ленинград» [«За оборону Ленинграда»?] и орден Британской империи IV ст.).

  1. Работа штурмовой авиации над Полоцком.
  2. Артиллерия вышла на прямую наводку. Пушки бьют по городу.
  3. Наблюдательный пункт. Командарм ген.-полковник Чистяков.

Член Воен. совета ген.-майор Абрамов.

  1. Арт. обстрел полоцких укреплений (панорама).
  2. (Теле-оптика 210) – горящий Полоцк.

б) Арт-разрывы.

  1. Артиллеристы – полковник Хомченко, полковник Смирнов – наблюдают за разры­вом снарядов своих батарей.
  2. (Теле-оптика 210) Артиллерия бьет по колокольне (нем. наблюдатели).
  3. Штурм города. Уличные бои. Гвардейцы Белова врываются в город.

а) Пулеметный расчет – крупнокалиберного пулемета подразд. ст. лейтенанта Вольно­го бьет по мосту, где огневые точки противника, ком. расчета Бедеров.

б) Ведут огонь из укрытий домов – гв. мл. лейтенант Смирнов.

в) Крупно с орденом Славы ефрейтор Стариков.

г) Отвозят раненого гвардейца бойца Никонова.

д) Прямой наводкой из 76 мм бьет по домам с засевшими там гитлеровцами.

е) Раненый на фоне Полоцка переползает траншею.

ж) Первый танк (34) в южной части города проходит по улице.

з) Кадры боя. <...>

  1. Артиллерия на передовых позициях (вечером).
  2. Первый взвод проходит мимо взорванного немцами ж.-д. моста через Двину. Горит ж.-д. мост.
  3. Планы горящего города.
  4. Убитые фрицы на фоне еще дымящегося города.
  5. На столбе щит – на нем написано: «Слава доблестным воинам офицера Белова, первыми ворвавшимися в город Полоцк».
  6. Общ. пл. (снят с колокольни). Западная Двина.
  7. Собор Исаакиевский (съемки внутри храма).

Встреча бойцов с населением, укрывшимся в соборе.

Белоруска Балабкина Федосья Авсеевна рассказывает о страданиях населения под игом немцев. Варвара Ив. Белокопытова (в белом платке) – они потеряли свои семьи.

  1. Возвращение населения на фоне собора.
  2. Церковь Иоанна Богослова. Внутри храма монашка собирает остатки реликвий.
  3. Укрепления в Полоцке.
  4. Железобетонный дот на подступах к Полоцку. Работа наших артиллеристов. Они осматривают остатки разбитого «гриба» дота.
  5. Разбитая техника противника. Битые фрицы на фоне сожженной техники (убитый лейтенант).
  6. «История поединка». Убитый боец. В рукопашной схватке он заколол немецкого пулеметчика.

Кр. пл. Немец. В груди немецкий штык (панорама на бойца).

  1. Переправа через Двину в Полоцке на понтонах (на фоне вечернего неба движется техника).
  2. Железнодорожная станция Полоцк.

а) Разрушенный ж.-д. мост, панорама.

  1. Старушка в лесу с веретеном – возвращается домой.
  2. Автоматчики переходят речку.
  3. Проход наших войск через Полоцк.
  4. Пейзажи города.

<…> Постройка переправы через р. Западная Двина. Саперы части полковника Голо­вина строят мост (дан срок 2-е суток), чтобы пропустить войска протяжением 210 м на грузоподъемность 60 т.

а) Полковник Головин и ст. сержант Благодаров (отличник строительства).

б) Монтажные планы.

Алексеевы.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Красноармейская самодеятельность на берегу Балтийского моря...»

«НА ЗЕМЛАНДСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ»[1]

(Кинорепортаж, материал к выпуску о Кёнигсберге)

Операторы бр. Алексеевы

Снято 420 метров. Пленка СЧС-2. «Панхром»

  1. Саперы подразделения л-та Савченко проделывают проходы в проволочных загра­ждениях противника.
  2. Общие планы атаки на побережье. Артиллерия в наступающих цепях пехоты. Арт-разрывы. Бьют штурмовые пушки.
  3. На прямой наводке. Пушка батареи старшего л-та Алаверьяна, отличившегося в по­следних боях в Пруссии, бьет по побережью, где закрепился противник. Ст. л-т Алаверьян (получ. орд. Алекс. Невского, Отеч. войны).
  4. Минометный расчет капитана Щербакова (нагр. орд. Отеч. войны, Кр. Звезды, медалью «За отвагу») ведет огонь по косе – район Пиллау.
  5. Телесъемки. Коса, на которой оставшиеся части противника. Артобстрел и бомбежка косы.
  6. Фрицы, захваченные в форту «Королева Елизавета». Внутри форта группа сдавших­ся фрицев. Группа пленных. Они рассматривают карту мира – «Жизнь их научила иному пониманию жизненного пространства».
  7. Бесконечная вереница пленных выходит из форта. Ракурсные планы выходящих из ворот форта фрицев. Верхняя точка.
  8. Тысячные колонны пленных немцев захвачены на Земландском полуострове. Несут раненых на носилках, везут в колясках, пестрая толпа пленных. Немцы догоняют растя­нувшуюся колонну пленных.
  9. Командующий войсками армии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Белобородов, командующий ген.-полковник Хлебников [выходят] из стен взятого форта.
  10. Побережье Балтийского моря. Артиллеристы капитана Осипова ведут огонь по от­ходящему противнику.
  11. Последние залпы на Земландском полуострове. Артиллеристы ведут огонь на ору­дие.
  12. На наблюдательном пункте командира полка, который первым вышел на побережье. Подполковник Сердюков (нагр. орденом Ленина, 2 орденами Кр. Знамени, орде­ном Суворова III ст.) отдает последние указания на преследование противника.
  13. Наблюдательный пункт полковника Блинова со своей оперативной группой в ло­щине. Артобстрел противника.
  14. Герой Советского Союза командир артиллерийской батареи капитан Волков достиг побережья. Тост в честь полного очищения Земландского полуострова от немцев.
  15. Артиллерия в преследовании отходящего противника.
  16. Красноармейская самодеятельность дивизии на берегу Балтийского моря. Стар­шина Косоручкин всегда первый в бою, во время отдыха он и первый весельчак. Вме­сте со своим другом, старшим сержантом Курочкиным, он исполняет народную песенку «Фрицев, бежавших из Одессы» (на мотив «С Одесского кичмана»1). Они под дружные аплодисменты бойцов показывают, как бежали фрицы из Одессы до Земландского полу­острова и чем это кончилось.
  17. Битые фрицы. Разбитая техника.
  18. Немецкий аэродром. Стоят разбитые нашей артиллерией немецкие самолеты.
  19. Кадры Балтийского моря.

Кинооператоры бр. Алексеевы.

Начальник киногруппы М. Беров.

P.S. отснятый материал упакован в двух коробках.

Подлинник. Автограф. Дата не указана.
________________________________
1. Популярная

«К центру Берлина»

(Репортаж уличных боев)

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист

Кинооператоры: бр. Алексеевы

Снято 700 метров, пленка СЧС-2, «Кодак супер-Х»

  1. Артиллерия на улицах Берлина. Бьет по окруженной немецкой группировке в цен­тральной части города.
  2. Общие планы уличных боев.
  3. Пушки (76 мм) на прямой наводке. Бьют по башне собора, превращенном немцами в наблюдательный пункт. Артиллерийские разрывы на цели.
  4. Бьют гаубицы гв. подполковника Кривошеева на берегу обводного канала. Беглый огонь.
  5. Телесъемка кварталов, занятых противником.
  6. Самоходки врываются на Мариенплац, с ходу ведут огонь. Группы фольксштурмов­цев выбегают навстречу движущимся самоходкам.
  7. Автоматчики подразделения гв. л-та Михеева ведут огонь по домам, в которых закрепился противник – на противоположной стороне канала.
  8. Панорама горящих улиц города (верхние точки).
  9. Телекадры горящего Берлина.
  10. На направлении Потсдамского вокзала части генерал-полковника Чуйкова штур­муют улицы, прилегающие к вокзалу.
  11. На Ланд Штрассе танки генерала Кириченко во взаимодействии со штурмующи­ми группами атакуют узел сопротивляющихся немцев. Противник ведет ответный огонь фаустпатронами. Загорается несколько наших танков. Передний танк продолжает вести огонь прямой наводкой. На двигающиеся танки сбрасывают фаустпатроны. Тяжело ране­ные бойцы... Их выносят через передний край.
  12. Тяжелые орудия 203 мм вышли на прямую наводку на перекрестке. Бьют по вокза­лу. Арт. разрывы на верхних этажах вокзала, откуда ведут огонь «фаустники».
  13. Перебежка бойцов в квартале боев.
  14. В глубину улицы, занятой противником, идут танки. Навстречу выходят из боя ра­неные цивильные немцы. Они волокут тяжелораненого по мостовой.
  15. РСы – «болваны» выходят на прямую наводку и бьют по вокзалу, разворачиваются и выходят из под огня противника.
  16. Наши автоматчики ведут огонь по домам, занятым немцами, «фауст-патронами».
  17. Один за другим вступают в бой танки.
  18. Танковый экипаж лейтенанта Зыкова перед выходом в бой. Последняя сверка на­правления.
  19. Горящая улица. Подтягивается штурмующая артиллерия на прицепах... Навстречу выходят из квартала боев цивильные немцы.
  20. Сосредоточение цивильных немцев на улицах и площадях, прилегающих к райо­ну боев. Они только что вышли из боев. Отдельные кадры, характеризующие состояние немцев. Под грохот нашей арт. подготовки, совершенно изнеможденные боем, с тупым безразличием застыли в ожидании. Сидит женщина. На рукаве нашивка с тремя черными пятнами – это слепая, рядом с ней единственный спутник – бульдог. Она, боясь его поте­рять, крепко держится за ошейник.

Берлинцы... У них уже нет и следа заносчивости, каждый по-своему приспосабливает­ся к новой обстановке.

  1. На одной из площадей Берлина. Поддерживая наступающие штурмовые подразделе­ния, бьют гвардейские минометы. Полуобалдевшие немцы на фоне трассы Эресов. Плетутся раненые, они только что сдались в плен. Клубы дыма окутывают фрицев.
  2. Движутся по горящим улицам танки.
  3. Танки выходят на площадь перед Рейхстагом.
  4. Передний край. Подступы к вокзалу. Капитуляция группы «фаустников». Большая часть из них переоделась в гражданское, но бойцы, разгоряченные боем, «отдают им должное».
  5. Общие планы горящего города. Съемки с верхних точек центра города.
  6. Тяжелые самоходки с флагами выходят на привокзальную площадь, занятую на­шими передовыми частями.
  7. Пленные фрицы на фоне Рейхстага.
  8. Движется мото-мех. пехота.
  9. Над городом взвивается красный флаг (досъемка).
  10. Колонна пленных фрицев на улицах Берлина (съемка с движения).
  11. Население Берлина читает приказ коменданта города. Пылают дома.
  12. Немцы у убитой снарядом лошади... Они жадно режут и раздирают мясо лошади.
  13. Мимо убирающих улицу немцев идут русские бабы в зипунах с тачками, на кото­рых мешки с уцелевшим скарбом... Идут ребятишки, изможденные немецким рабством.
  14. Пожары в городе.
  15. Около Потсдамского вокзала расположились на отдых гвардейцы – сталинградцы.

Они еще недавно брали прилегающие кварталы и вокзал. Командующий легендарной Сталинградской армией дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Чуйков вме­сте с членом Военного совета генералом Прониным прибыл на место боев.

Славные гвардейцы прошли большой путь в боях за Отечество от Сталинграда до Бер­лина. Воины-сталинградцы встречают своего командующего. Многократное «ура» прока­тывается над площадью. Бойцы подхватывают своего любимого генерала и поднимают его над собой. Генерал Чуйков поздравляет бойцов с победой.

Кинооператоры бр. Алексеевы.

P.S. Материал запечатан в восьми (8) коробках: 5 – больших, 3 – маленьких.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«ПОДПИСАНИЕ ГЕРМАНИЕЙ КАПИТУЛЯЦИИ»

8 мая 1945 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист №№ 742, 743

Кинооператоры: бр. Алексеевы

Снято – 320 метр. Пленка СЧС-2, эм. № 106, «Орто Рапид», «Суперпан», «Изопан» – узкая пленка

  1. Прибытие представителей союзных войск в Берлин.

Пленка СЧС-2, эм. № 106.

1) Темпельхофский аэропорт в Берлине. Подруливает самолет. Прибытие Вышинского.

Средние планы – Вышинский, ген.-полковник Берзарин, генерал-полковник авиации Руденко.

2) Прибытие на аэродром англичан. Встреча у самолета с советскими генералами.

3) Прибытие на аэродром американцев во главе с маршалом авиации.

Церемония встречи и рапорт почетного караула.

Представители командования английских и американских войск, советские генералы.

Исполнение государственных гимнов.

4) Проход мимо почетного караула.

5) Комендант города Берлина Герой Советского Союза генерал-полковник Берзарин среди генералов союзных войск.

6) Проход генералов (съемка с ходу).

Узкая пленка «Изопан» (40 м).

  1. Монтажные планы церемониала встречи союзного командования и советских гене­ралов во главе с Маршалом Советского Союза Жуковым.

Панорама с входа на флаги союзников.

1) Выступление Жукова.

<…>

4) Вход в зал представителей немецкого командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем.

5) Кейтель подписывает капитуляцию.

6) Подписывает Маршал Советского Союза Жуков.

7) Кейтель с копией документа среди немецких генералов.

8) Средние планы подписывающих.

9) Банкет в честь Победы1.

Выступление Жукова.

Ответное выступление маршала американской авиации.

Тосты победы.

Узкая пленка.

Монтажные планы подписания капитуляции 8 мая 45 года – день Победы.

P.S. Весь материал подписания снят при ограниченном количестве света. Просим об­ратить внимание на тщательность проявки и обработки негатива.

Кинооператоры Алексеевы.

Подлинник. Автограф.

__________________________
1. Подписание акта в Карлсхорсте состоялось 8 мая 1945 года в 22:43 по среднеевро­пейскому времени, а вступил он в силу, как и было оговорено еще в Реймсе, в 23:01 8 мая. Однако по московскому времени эти события произошли в 0:43 и 1:01 9 мая.

Именно это расхождение во времени и послужило причиной того, что Днем Победы в Европе стало 8 мая, а в Советском Союзе – 9 мая.

«Пленные генералы проезжают через площадь Рейхстага... Регулировщица показывает им направление...»

«СЪЕМКА ПЛЕННЫХ НЕМЕЦКИХ ГЕНЕРАЛОВ НА УЛИЦАХ БЕРЛИНА»

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист

Кинооператоры: бр. Алексеевы – 100 м, Аронс – 231 м

CЧC-2

  1. Командующий обороной Берлина генерал-полковник артиллерии Вейгланд вместе с другими сдавшимися генералами выходит из машин на площади у памятника Вильгель­му I. Крупные планы генералов.
  2. Центральные улицы Берлина. Разрушения. Репортаж.
  3. Съемка с движения. Проезд пленных генералов по центральной магистрали.
  4. Общий план. Пленные генералы проезжают через площадь Рейхстага (в кадре все здания Рейхстага). Регулировщица показывает им направление.

Кинооператор Алексеев.

Подлинник. Автограф.