Фильм:
69 параллель
(год выпуска – 1942)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:53:02)

Правообладатель:
Общественное достояние

Категории:
Великая Отечественная война, география, флот

Ссылка на РГАКФД (5151)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фото: "Высадка морского десанта. Северный флот. 1941 год". Автор фото Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ.

Документальный фильм «69 параллель» («69-я параллель») посвящен Северному военно-морскому флоту и мужеству его моряков. В фильме речь идет об операциях Северного флота в период Великой Отечественной войны. Баренцево море никогда не замерзает, поэтому целый год его водная дорога открыта. Именно здесь, за Полярным кругом, на шестьдесят девятом градусе северной широты проходил правый фланг фронта Великой Отечественной войны. 

В фильм вошли кадры:

1-я часть. Баренцево море. Государственная граница. Бой морской пехоты. Кисляков, Попочевный, Космачев среди бойцов; доставка авиабомб на оленьих упряжках. г. Полярный, жители бегут в бомбоубежище; самолет Сгибнева в воздухе; подводная лодка Лунина. Пленные немцы проходят по улицам г. Полярного.
2-я часть. Вице-адмирал А. Г. Головко вручает награды краснофлотцам; подводная лодка Лунина уходит в море; г. Полярный, жители выходят из убежища; тральщики очищают море от мин; заседание военного совета Северного флота, присутствуют: А. Г. Головко, Кучеров, Николась; стреляют зенитные орудия, воздушный бой.
3-я часть. Командир части майор Старовойтов дает указания разведчикам. Разведчики обследуют объект и результаты наблюдения наносят на карту. Корабли выходят в море для обеспечения десантной операции. Командир отряда, капитан 1 ранга Колчин на борту корабля. С кормы сбрасывают глубинные бомбы. Катер ставит дымовую завесу. Высадка десанта. Бой на берегу сопки Безымянной. Санитарка  оказывает помощь раненым. 
4-я часть. Караван транспортов союзников. Советские корабли принимают охрану транспорта. Самолеты противника в небе. Аэростаты заграждения над караваном. Обстрел самолетов. Взрывы бомб среди кораблей каравана. Торпедоносец сбрасывает торпеду. Установка эсминцем дымовой завесы.
5-я часть. Прибытие каравана транспортов в порт назначения. Начальник Главсевморпути И.Д. Папанин принимает караван. Разгрузка кораблей. Ящики с надписью: "ТАНК ЧЕРЧИЛЛЯ". На берег сходят американские моряки. Герой Советского Союза Лунин у перископа подводной лодки. Машинное отделение, кают-компания. Партийное собрание моряков. Сигнал тревоги. Запуск торпеды. Горящий транспорт противника. Обстрел подлодки глубинными бомбами. Течь в машинном отделении.
6-я часть. Подлодка в море. Выстрел из орудия. Пирс. Причаливает лодка. Стоят девушки, встречающие команду подлодки. Краснофлотцы получают почту. Лунин с командующим флотом А.Г. Головко. Краснофлотцы за столом. Командир разрезает жареного поросенка. Газета "Правда" с портретом И.В. Сталина. Краснофлотцы за чтением газет.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков

Операторы: Г. Донец, В. Мищенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский   

Автор текста Леонид Соболев  

Музыкальное оформление композитора Д. Астраданцева  

Звукооператор В. Котов

Текст читает Ю. Левитан

Начальники съемочных групп: С. Гробер, Б. Лакман  


Северный флот в Великой Отечественной войне[1]

«Северный морской театр имеет важное значение для нашей страны как открытый выход в Атлантический океан. Он связан Северным морским путем с Тихим океаном. Через порты Белого и Баренцева морей осуществляются внешние и внутренние морские перевозки. Северные районы страны богаты минеральными и биологическими ресурсами.

С началом войны Черное и Балтийское моря не могли использоваться для морских сообщений с другими странами, поэтому значение Архангельска и Мурманска как портов, через которые можно было поддерживать связь с другими странами, резко возросло.

Северный морской театр имеет большую протяженность в меридиональном и широтном направлениях. Расстояние между Архангельском и Кольским заливом составляет 434 мили, а между Архангельском и мысом Желания на северной оконечности Новой Земли — 972 мили. Баренцево море в полтора с лишним раза больше Балтийского, Черного и Азовского морей, вместе взятых.

Плавание в высоких широтах Заполярья имеет ряд особенностей. Более двух месяцев (май — июль) продолжается полярный день, а с ноября солнце уже не восходит, и до конца января продолжается полярная ночь. В зимний период Белое море, а также северная и восточная части Баренцева моря покрываются льдом. Большая же часть Баренцева моря, омывающая Северную Норвегию и Кольский полуостров, не замерзает круглый год. Незамерзающий Кольский залив является одним из лучших в мире укрытых заливов, в любом месте которого могут становиться на якорь крупные корабли.» 

______________________________
1. Из книги  «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота» / В. И. Ачкасов, А. В. Басов, А. И. Сумин и др..( — М.: Воениздат, 1988)

Цитаты

[...]Одно из самых сильных мест в картине — высадка десанта и штурм морской пехотой высоты Безымянной. Эта сильно укрепленная высота угрожала флангу нашей обороны. В лоб ее взять было нельзя, а взять ее надо было обязательно. Решили ударить с моря. Вот по причалу базы флота, чеканя шаг, идут десантники. Под прикрытием эсминцев в кильватерной колонне выходят в море обыкновенные рыбацкие суда. Разносится бодрая и задушевная песня краснофлотцев. Впереди колонны, расчищая путь десантным кораблям, несутся сторожевые катера — «морские охотники». Море кипит от разрывов сброшенных ими глубинных бомб. Наконец, вдалеке показался скалистый отвесный берег — место высадки. Там укрепились немцы. Слышится приказ: «Надеть каски!» И краснофлотцы, бережно пряча свои бескозырки на груди под бушлатами, быстро меняют их на шлемы.
Под разрывом вражеских снарядов автоматчики занимают первыми маленький кусочек скалистого берега. Постепенно закрепляясь на нем, морская пехота накапливает силы для атаки, быстро и ловко втаскивая на веревках по отвесной стене легкие пушки и боеприпасы. Впереди минные поля и проволочные заграждения. Еще мгновение- и над огромным скатом высоты раздается могучее краснофлотское «ура» и клич: За Родину! За Сталина! Вперед!»[...]
Закончив операцию, эсминцы уходят в Ледовитый океан для встречи и охраны транспортов союзников, следующих советским берегам. Трудна и ответственна задача конвоирующих кораблей. Каждую минуту с воздуха, на воде и под водой их ожидает враг. Еще не отбита очередная воздушная атака, как снова на траверзе появляются немецкие торпедоносцы. Они подкрались в самый напряженный момент боя судов с пикировщиками, но, своевременно изменив курс, советские корабли благополучно уклоняются от сброшенных врагом торпед. Пущенная тут же дымовая завеса скрыла караван от преследования торпедоносцев.[...]

Смирнов С.П., Источник