Последнее обновление: 21.11.2024.
Гольдштейн Израиль Цалевич (21 января (02 февраля) 1918, Киев (ныне Украина) — 17 февраля 2003, Киев, Украина) — оператор и режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств УССР (1988). Народный артист Украины. Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР с 1958 года.
Поступил в Киевский киноинститут. В 1938 году переведен во ВГИК.[1]
В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Леонида Косматова).
В качестве ассистента оператора участвовал в съемках фильмов «Богатая невеста», «Семья Оппенгейм», «Поднятая целина».
В 1940 — 1941 — оператор Украинской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 22 июня 1941 года. Призван ГлавПУРККА. Звание: военинженер 2-го ранга.
На фронт откомандирован с Центральной студии кинохроники. Работал в киногруппах Юго-Западного, Донского, Сталинградского, Центрального и 1-го Украинского фронтов. Снятые им материалы вошли в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Победа на Правобережной Украине», журналы СКЖ и спецвыпуски хроники.
Снимая в составе киногруппы Сталинградского фронта, Гольдштейн заслужил достойную характеристику: «За полугодие заснял 17 сюжетов, в том числе – 5 боевых, 5 сюжетов включено в СКЖ, один принят для фильма "День войны", один – в Кино-сборник, шесть – в Летопись, четыре – в Фильмотеку.
Тов. Гольдштейн – молодой ассистент оператора, проявивший на фронте способность к самостоятельной творческой работе. Выделился своими хорошими съемками к сюжету "Бронебойщик Найдин" (СКЖ № 43). Совместно с т. Вакаром заснял интересный фрагмент "Смерть летчика", вошедший в фильм "День войны".
Тов. Гольдштейн работает еще неровно, не всегда обеспечивает высокое качество фотографии. Вместе с тем стиль его работы уже определился: это стиль хроникера, внимательного к фактам и событиям, избегающего таких ложных приемов, как инсценировки.
За последнее время на Сталинградском фронте сделал сравнительно немного. Кадры из сюжетов "Смотри, боец", "Волжская флотилия", "Красные десантники" были использованы в СКЖ.
Тов. Гольдштейн пока что лучше работает в паре с более опытными операторами, но он имеет все данные для того, чтобы вырасти в самостоятельного, инициативного оператора-хроникера.
Директор Центральной студии кинохроники (Головня).
Редактор (Попов)».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 21.)[2]
Когда бои разгорелись в самом Сталинграде, Гольдштейн заработал еще более горячую характеристику: «С июня 1941 г. на фронте в киногруппе, в которой занимает по количеству и качеству заснятых сюжетов одно из первых мест. Дал такие отличные съемки, как "На лыжах за языком", "В разведке", "Путь части полковника Гаспаряна" и др. С первых дней обороны Сталинграда беспрерывно находится в городе, снимает, проявляя выдержку, смелость и давая образцовые съемки обороны города.
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 5.)[3]
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, 10 медалями[4].
Венок от фронтовых операторов 35 лет спустя. Москва, Александровский сад. 1980 год. На фото в первом ряду (слева направо): Я. Местечкин (второй слева), А. Щекутьев (четвертый слева), С. Школьников, М. Гольбрих; во втором ряду: И. Гольдштейн (за Щекутьевым и Школьниковым). Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих).
В 1945 – 1997 — оператор, режиссер Украинской студии хроникально-документальных фильмов (Укркинохроники).
С 1980 года преподавал в Киевский государственный институт театрального искусства имени И. Карпенко-Карого.
Награжден золотой медалью Академии искусств Украины.[5]
Сестра — Любовь Виленская, работала начальником звукоцеха Украинской студии хроникально-документальных фильмов («Укркинохроники»).
Жена — Софья Рабинович.
Племянник — Радинский Александр Наумович (род. 09 сентября 1958 года в Киеве) — оператор. В 1980 году окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого. Работал на студии «Укркинохроника».
Оператор
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей Каплер; операторы: Соломон Коган, И. Гольдштейн, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Сталинград; полнометражный; режиссер: Л. Варламов; операторы: В. Орлянкин, А. Софьин, Б. Вакар, Д. Ибрагимов, А. Казаков, А. Кричевский , Е. Мухин, М. Гольбрих, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, М. Посельский, Б. Шадронов, И. Кацман, Г. Островский, И. Малов
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссёры: А. Довженко, Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, К. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, С. Семенов, В. Смородин, А. Софьин, В. Штатланд, С. Урусевский, В. Фроленко, А. Штогаренко, Д. Клебанов, В. Рогачевский; звукооператоры: Е. Кашкевич, В. Котов; художник: И. Нижник
1945 — Победа на Правобережной Украине (Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель); полнометражный; режиссёры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: К. Богдан, Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович , М. Гольбрих (в титрах не указан)
1946 — Первомай
1947 — Всенародный праздник
1947 — Советская Украина; полнометражный
1947 — Физкультурный парад
1948 — Советская Молдавия; полнометражный
1948 — Открытие ХIV съезда КПУ
1949 — Польская делегация на Украине
1949 — Новая победа марьинцев
1950 — Новое пополнение рабочего класса
1950 — Победа колхозного строя в Западной Украине; полнометражный
1951 — Книга народу
1951 — Воссоединенная Украина
1951 — За мир
1951 — Праздник изобилия
1951 — Сельхозвыставки 1951 года
1952 — Украина возрождается
1952 — Декада украинского искусства
1953 — В дни скорби
1953 — Сын Украины
1953 — С этим надо покончить
1953 — Около синего моря
1954 — Животноводы Винничины; реж.-оператор
1954 — Не будьте равнодушны; реж.-оператор
1955 — С аттестатом зрелости на завод
1956 — Мы из Донбасса
1957 — В городе Львове
1958 — Один из одиннадцати; реж.-оператор
1958 — На родине патриотического почина
Режиссер-оператор
1959 — Дело отца Панфилия
1959 — Поп из Голубно
1959 — Мы не забудем
1960 — На дрейфующей льдине
1961 — Когда засыпает город
1961 — Мы с Украины
1963 — Разрешите заговорить
1963 — До шестнадцати
1963 — Без нас они не проспятся
1963 — Богатство Раздола
1964 — Прогулка с удовольствием и не без морали
1965 — Души прекрасные порывы
1965 — После 60
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; реж.: М. Славинская; операторы: Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов
1966 — Свет не без добрых услуг
1967 — Звонкий юбиляр
1967 — Киевские улыбки
1968 — Годы и секунды
1969 — Сделано в Америке
1969 — Хозяйка Брандербургских ворот
1969 — Шахтерская столица
1970 — Ленинские дни нации
1971 — Плюс настроение
1972 — Четыре выстрела в двух безоружных женщин
1972 — Диспут о доверии
1973 — Похитители детства
1973 — Праздник на земле Украины
1973 — До пуска осталось...
1973 — Пуск
1974 — Встреча
1974 — Главная роль (фильм о бывшей актрисе Мариупольского театра, ушедшей на фронт добровольцем (медсестрой), совершившей подвиг во время Великой Отечетсвенной войны)
1974 — Внимание, тунеядцы!
1974 — АСУ технология-74
1975 — Сестры
1975 — Добрый день, сестра
1975 — Вне игры
1976 — Обвиняю
1977 — Друже перче
1977 — Перед лицом товарищей
1977 — Покушение на красоту
1977 — Рождено соревнованием
1978 — Диалоги директора Згурского
1978 — Здравствуй, Братислава!
1978 — Поезд 6055
1979 — Хлеб и соль братства»
1980 — Вместе и врозь
1980 — А что за душой?
1980 — От зари до зари
1980 — Операция «Сера»;
1981 — Суфлер
1981 — Спасибо, товарищ
1982 — Чрезвычайный автобус
Режиссер
1983 — Следователь
1983 — Шагают по площади города
1983 — Стан 3000
1985 — Боль и мужества Чернобыля
1985 — Орлята
1985 — Не только о мире
1986 — Несуны
1986 — Бормотуха
1986 — Гарантия без гарантий
1988 — Стена (об уничтожении мемориального комплекса на Байковой горе в Киеве (барельефа "Стена" над которым работали художники Владимир Мельниченко и Ада Рыбачук (в соавторстве с архитектором Авраамом Милецким) в 1968 — 1971 годах); производство: Украинская студия хроникально-документальных фильмов; над фильмом работали: В. Война, И. Гольдштейн, А. Радинский, Л. Мароз, В. Маркова, М. Толкачева
1988 — Гавареччина (о самобытном селе Гавареччина на Львовщине)
1988 — Я подумаю
1989 — Бабий Яр (о событих 1941 года, когда в Бабьем Яру фашистами были расстреляны тысячи евреев - жителей Киева); производство: Украинская студия хроникально-документальных фильмов
1990 — Крик птицы
1993 — Листок из блокнота
1995 — 50 лет Победы
1996 — Прощай, кино
[...]Если определить тему картины[«Пассажиры минувшего столетия»] в двух словах, то это фильм о человеке и времени. Время в картине Олендера предстает в своих базовых проявлениях. Первое — это историческое время, время Гражданских войн, революций, важнейших событий. И второй слой, второе проявление — это время частное, время повседневности, которое проявляется в простых обыденных вещах — таяние сосульки за окном, остывающий кофе в чашке... Очевидно, что эти два способа восприятия времени в той или иной пропорции существуют в жизни каждого человека. Но наверняка Виктору Олендеру трудно было бы найти для своей картины лучшего героя, чем Израиль Гольдштейн. Легендарный украинский кинохроникер — оператор, режиссер, человек, проработавший в документальном кино более 60-ти лет. По сути, это монолог о времени и о себе. Монолог, поддержанный кадрами, снятыми самим Гольдштейном, а также его коллегами — операторами разных поколений. Получилась довольно трогательная, умная, тонкая, честная и откровенная картина. И, как это часто бывает в подобных случаях, немного грустная. Впрочем, вряд ли могут быть иными размышления об уходящей жизни, о трудной эпохе, но эти размышления важны и для нас необходимы. Без них нет полноценного ощущения дня сегодняшнего и предощущения дня грядущего.
Борис Караджев, режиссер, Источник
(ТК КУЛЬТУРА; цитируется с экрана)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 49). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 211-212; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 367.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 694). Фотографии из частных архивов, а также сайтов ГОСКАТАЛОГ.РФ и www.pamyat-naroda.ru.