Фильм:
ЧЕРНОМОРЦЫ
(год выпуска – 1942)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(7 частей, хронометраж – 01:04:50)

Правообладатель:
"Общественное достояние"

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, война, город, история, флот

Ссылка на РГАКФД (4941)

О фильме

Фото баннера: "Крейсер «Червона Украина» ведет бой. г. Севастополь, 12 ноября 1941 года". Автор фото: оператор Дмитрий Рымарев

Фильм рассказывает о героической обороне Севастополя войсками Красной армии и силами Черноморского флота при участии населения города, которая длилась 250 дней — в период с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. 

Зам. начальника Главка Кинокомитета (1940 — 1944) Р. Кацман и режиссер И. Копалин среди членов киногруппы Черноморского флота. Август – сентябрь 1942 года. На фото (в первом ряду справа налево): оператор Я. Берлинер, оператор Ф. Короткевич, нач. киногруппы П. Тарасов, режиссер Р. Кацман, режиссер И. Копалин, оператор Н. Большаков; во втором ряду (справа налево): нач. группы Севастопольского участка фронта Н. Левинсон, асс. оператора К. Ряшенцев, операторы И. ЗапорожскийД. Рымарев (стоит за И. Копалиным). 
Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

В фильм вошли следующие кадры

1 часть. Пейзажи Севастопольской бухты. Памятники героям Севастопольской обороны времен Крымской войны. Зенитные батареи ведут огонь по вражеским самолетам. Немецкая артиллерия обстреливает советский аэродром. Взрывы бомб в Севастополе, разрушение зданий. Возвращение советских самолетов после воздушного боя на аэродром. Летчики на отдыхе. Вид улиц Севастополя с разрушенными домами. Военные корабли в порту. Госпиталь в каменоломнях Инкермана. Уход за ранеными. Изготовление мин в мастерской по изготовлению оружия. Вид бронепоезда "Железняков", идущего на выполнение боевого задания.
2 часть. Бойцы на передовых позициях обороны Севастополя. Командиры подразделений морской пехоты ведут наблюдения в бинокль за позициями немцев. Части Приморской армии под командованием генерала-майора И. Е. Петрова занимают позиции рядом с моряками. Артиллерийский обстрел вражеских позиций. Группа военачальников обсуждает боевую операцию. Выход в море подводной лодки.
3 часть. Советская подводная лодка в море. Высадка десанта с подводной лодки после ее всплытия, на берег. Военные корабли и торпедные катера в море. Прием в партию краснофлотцев перед боем. Действия морского десанта на берегу.
4 часть. Советский линкор ведет огонь из орудий по батареям врага. Пожар на палубе корабля. Высадка десанта с торпедного катера. Вид убитых немцев, разбитых вражеских орудий. Раненые краснофлотцы, пленные немцы.
5 часть. Эскадра советских кораблей в море. Тушение пожара на корабле. Огонь артиллерийских орудий по врагу. Врач оперирует раненого краснофлотца. Возвращение кораблей на базу.
6 часть. Выступление бригады московских артистов перед защитниками Севастополя. Бронепоезд "Железняков" ведет обстрел вражеских позиций. Атака краснофлотцев на врага, занимают огневую позицию.
7 часть. Взрывы фашистских бомб в Севастополе. Улицы Севастополя после бомбардировок. Эвакуация из Севастополя раненых, женщин и детей на боевых кораблях и транспортах. Атака пехотинцев на врага.

ПРОИЗВОДСТВО: Центральная студия кинохроники

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

План и монтаж режиссера В. Беляев  

Ассистент режиссера А. Евсиков  

Фильм снимали кинооператоры

по Севастополю — В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Короткевич; вошли съемки асс. оператора К. Ряшенцева (в титрах не указан)[1]

ладислав Микоша и Дмитрий Рымарев на бронепоезде «Железняков». 1942 год. Автор фото: Константин Ряшенцев. Фото из архива Д. Рымарева.

по Флоту — А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка  

Операторы киногруппы Черноморского Флота. На фото (слева направо): Г. Донец, А. Кричевский, А. Смолка. Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

Автор текста — писатель Л. Соболев

Текст читает Ю. Левитан

Музыкальное оформление — композитор Д. Астраданцев    

Звукооператор В. Котов  

Директор картины П. Тарасов  

______________________________
1. Ассистент оператора К. Ряшенцев провел самостоятельно ряд киносъемок (бомбежка Северной стороны, последние дни Севастополя), которые вошли в фильм. (Источник: ГЦМК; — Ф. 56. Оп. 2.)

СПРАВКА

1. Автор дикторского текста Соболев Леонид Сергеевич (1898 — 1972) — писатель, в годы Великой Отечественной войны служил корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и газеты "Красный флотГлавного политического управления Военно-Морского Флота. Участник обороны Одессыобороны Севастополя, капитан 2 ранга. Позднее, в 1966 году издал свой военный дневник "Из записных книжек. Одесса. Сентябрь - октябрь 1941 г.". В 1943 году передал Сталинскую премию, присуждённую ему за книгу рассказов «Морская душа», в Фонд обороны, с просьбой построить на эти средства катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота. Присвоено звание капитан 1 ранга.
На фото на первом плане (слева направо): К. Ряшенцев, Д. Рымарев и В. Микоша. г. Севастополь. 1941- 1942 гг.  Фото из архива Д. Рымарева.
2. 20 марта 1943 года в газете «Известия» опубликовано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1942 год». Были названы лауреаты премии в области (номинации) х
роникально-документальной кинематографии. Вторая степень (50 000 рублей) присуждена режиссеру В. Н. Беляеву, операторам: Ф. Г. Короткевичу, В. В. Микоше и Д. Г. Рымареву — за кинокартину «Черноморцы» (1942).

3. Приказом Командующего Черноморского Флота «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» орденом «Красное Знамя» награждены кинооператоры: Кротик-Короткевич Ф.Г., Микоша В.В., Рымарев Д.Г.; режиссер Беляев В.Н. награжден орденом «Красная Звезда».



4. В 2017 году была подготовлена выпускная квалификационная работа бакалавра (ЮУрГУ – 46.03.01. 2017.031 ВКР) студента Чичеровой Татьяны Романовны "Фильм «Черноморцы» в контексте истории советского документального кино военных лет (1941 – 1945 гг.)", в которой автор подробно освещает историю создания фильм, а также анализирует образы фильма «Черноморцы» и их роль в советской пропаганде. К сожалению, автор допустил в работе ряд фактологических ошибок. Кроме этого, в статье демонстрируется полное непонимание того, как во время войны формировалась информация для населения страны о тех или иных, в том числе трагических событиях на фронте (цензура в условиях военного времени и т.д.). Такого рода подход к информационной политике был характерен для всех воюющих стран, в том числе и тех, в которых существовали демократические правительства, а свобода слова в мирное время была одним из главных достояний общества.

Цитаты

[...]…Гитлер собирался занять Севастополь летом 1941 года. Однако и этот черноморский блицкриг оказался сорван героями-севастопольцами, задержавшими здесь врага на долгие восемь месяцев. Оборона города продолжалась 250 дней — с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года.
Тогда, в 1941-м, стойкость защитников Севастополя, оттянувших значительные силы противника на себя, способствовала разгрому немецких войск под Москвой. Гейнц Гудериан вспоминает приказ Адольфа Гитлера от 21 августа 1941 года:
«Важнейшей целью до наступления зимы считать не захват Москвы, а захват Крыма…» Но «город русских моряков» продолжал обороняться, даже оказавшись в кольце врагов. Говорят, тогда же фюрер назвал Крым «непотопляемым советским авианосцем, атакующим немецкую нефть…»[...]
…Боевые операции, героические поступки, примеры несгибаемой воли севастопольцев и их фронтовой быт, трогательный в своей простоте, стали основными темами репортажей кинооператоров: Дмитрия Рымарева, Фёдора Короткевича, Абрама Кричевского, Григория Донца, Александра Смолки, Владислава Микоши. И не раз слышали они во время боёв от героев своих киноочерков слова, полные надежды:
«Братцы, нас снимают. Навсегда останемся живыми»…
И вправду, сколько потом родных и близких видело их на экране… ещё живыми и молодыми.[...]

Ольга Жукова, Источник

[...]На протяжении фильма особо подчеркивается, что от каждого краснофлотца зависит успех боя. К образам «наших» стоит отнести и потери с советской стороны. Обойти тему поражения не представлялось возможным. В картине достаточно подробно показаны разрушения города как результат обороны Севастополя. Что касается человеческих жертв – то смерть солдат на экране представлена за весь фильм трижды – и только в конце фильма.
В фильме не сказано ни о проблемах в Красной армии и на флоте, ни о советских масштабных потерях (есть только эпизод с раненным краснофлотцем Киселевым), ни о неподготовленной эвакуации из Севастополя. Данные эпизоды намерено не были включены в фильм, так как они не соответствуют пропагандистским целям картины.
Создатели киноленты свели тему потерь советского народа к минимуму, а с помощью показа наступательных операций добивались того, чтобы у зрителя сложилось впечатление непобедимости даже в условиях обороны и отступления красной армии. Среди руководителей обороны представлены адмирал Октябрьский и генерал Петров, некоторые другие высшие воинские чины. Но образ Сталина практически отсутствует в фильме. Видимо, кинолента по своему содержанию, хотя и была героической, но не показывала победу, а имя Сталина советская пропаганда связывала только с победами. Следующая категория – образы «чужих», то есть врагов – немцев, штурмующих Севастополь.
Фильм «Черноморцы» создавали на основе лишь отечественной кинохроники, и поэтому образы врагов представлены на экране лишь в виде трофейной военной техники и отдельными группами взятых в плен немецких солдат. Показаны также кадры, изображающие жертв оккупантов, что должно было подчеркнуть их жестокость и варварство. Наступательные операции немцев занимают незначительное количество времени в фильме – одну шестую часть. Однако представляется, что штурм города велся «ожесточенно и беспрерывно». Такое ощущение складывается за счет руин, которые подробно показаны. В конце фильма враг представлен как «ненавистный оккупант», который массовыми налетами разрушал Севастополь.[...]
С точки зрения кинематографических приемов представляет интерес переход от контрнаступления к отступлению и эвакуации населения. Это происходит в последние 7 минут фильма. Показана бомбардировка немецкофашистских войск на фоне тихой музыки и молчания закадрового голоса. О произошедшем зрителю рассказывают титры, и тогда происходит понимание того, что город будет оставлен.[...]

Т. Чичерова, Источник