Яков МАРЧЕНКО

оператор, фронтовой кинооператор

Имя при рождении:
Якiв Григорович Марченко

Дата рождения:
23 октября 1908
м. Хиславичи, Хиславичская волость, Ро́славльский уезд, Смоленская губерния, Российская империя

Дата смерти:
01 мая 1969 (60 лет)
г. Киев, Украинская ССР, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Марченко Яков Григорьевич (10 (23) октября 1908, местечко Хиславичи (ныне Смоленская обл.) — 01 мая 1969, Киев (ныне Украина) — оператор документального и научно-популярного кино.  Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1952).Член ВКП(б) — КПСС с января 1931 года. Член СК СССР с 1958 года.

В 1924 —1927 — ученик заготовщика в мастерской. Одновременно в 1925 —1926 — заведующий сектором культмассовой работы волкома, организатор ряда ячеек ВЛКСМ в районе.
В 1927—1928 — киномеханик клуба «Красный Октябрь» (Хиславичи).
В 1928 — 1929 — дежурный монтер клуба «Красный химик» (Макеевка).
В 1929 — 1932— электрик, осветитель, радиотехник, с 01 января 1932 — помощник
оператора звукового цеха Ленинградской кинофабрики «Совкино» / «Союзкинохроники».
Одновременно в 1930 — 1932 — учился на вечернем отделении Ленинградского института журналистики; в 1932 —1934 — на операторском факультете ГИКа (не окончил).
С 01 сентября 1937 — оператор Ленинградской студии кинохроники.
В 1941 — на Рижской киностудии документальных фильмов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

  • С 24 июня 1941 — в киногруппе Брянского фронта.
  • С 01 января 1942 — в киногруппах Северо-Западного, 2-го Прибалтийского фронтов.

Фронтовая киногруппа Северо-Западного фронта. Ноябрь 1941 года (?). На фото (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Кацман, Я. Марченко, Р. Халушаков, Б. Шер, А. Рубанович. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Награжден орденом Красного Знамени (1944) и медалями.

В 1944 —1948 — на Рижской киностудии документальных фильмов.
В 1948 —1969 — оператор Сталинского / Донецкого корпункта Украинской студии кинохроники («Укркинохроники»).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1936 — Марш юности; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: Я. Марченков в соавторстве; звукооператор П. Харитонов; композитор Астраданцев
1940 — В Советской Латвии; режиссер С. Бубрик; операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятинассистент режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор А. Камионский, музоформитель Г. Гамбург
1940 — Тебя призвала Родина; операторы: Я. Марченко, Ф. Овсянников
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссеры Р. Гиков и Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А.; ассистенты режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; ассистенты оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников;  звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор фильма: В. Слонимский
1947— Советская Латвия; полнометражный; производство: ЦСДФ, Рижская студия кинохроники; режиссеры: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: Ю. Монгловский, Т. Бунимович, В. Масс, М. Посельский, Б. Небылицкий, А. Щекутьев, Я. Марченко (не указан)
1947 — Всесоюзный парад физкультурниковполнометражный; цветной; режиссеры:  С. БубрикИ. Венжер; главные операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Трояновский; операторы:  Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер,  А. Козаков, П. КасаткинС. КоганБ. МакасеевВ. МикошаЮ. МонгловскийМ. ОшурковС. СеменовА. ХавчинВ. ЦитронА. ШафранА. Щекутьев; Г. Асатиани, А. БрантманГ. ГиберГ. ЗахароваС. Киселев, Ю. Кун, А. Левитан, Я. Марченко, Г. МонгловскаяМ. ПосельскийО. РейзманА. СеминМ. СиленкоР. ХалушаковБ. Шер 
1948 — Донецкие животноводы; оператор
1948 — Новая победа марьин­цев; оператор в соавторстве
1949 — Путь к изобилию; оператор
1949 — На полях Украины; оператор
1949 — Пребывание на Украине делегации крестьян Польской Народно-Демократической  Республики; оператор в соавторстве
1949 — Пребывание третьей польской крестьянской делегации на Украине; оператор в соавторстве
1950 — Для счастья человека; оператор в соавторстве
1950 — Сбережения на отдых; оператор
1950 — Советская Украина; полнометражный; производство: Украинская студия кинохроники; режиссёр М. Слуцкий; операторы: К. Богдан, И. Кацман, Я. Марченко  
1951 — Декада украинского искусства и литературы в Москве; производство: Украинская студия кинохроники; режиссер М. Слуцкий; операторы: А. Воронцов, Г. Епифанов, Г. Захарова, С. Киселев, А. Левитан, Б. Макасеев, Я. Марченко, Я. Местечкин, П. Семин, Р. Халушаков, В. Фроленко, А. Щекутьев; звукооператоры: М. Соболев, А. Шайкин; асс. режиссера М. Израилев; музоформитель К. Доминчена
1951 — Цветущая Украина; режиссер М. Слуцкий совместно с А.А. Слесаренко; оператор в соавторстве; Сталинская премия (1952); приз МКФ в Канне
1952 — Художники Украины на XI Республиканской выставке; оператор в соавторстве
1953 — В сельской школе; оператор в соавторстве
1953 — Первенство СССР по спортивной гимнастике; производство: Украинская студия хроникальных и документальных фильмов; режиссёр М. Слуцкий; операторы: И. Гольштейн, Я. Марченко, Я. Местечкин  
1954 — Навеки с русским народом (фильм посвящен 300-летию воссоединения Украины с Россией); полнометражный; Производство: Украинская студия хроникальных и документальных фильмов; режиссёр М. Слуцкий; операторы: Я. Марченко, И. Кацман, Н. Кононов;  автор сценария: А. Малышко; композиторы: братья Покрасс; стихи: В. Рождественский
1954 — В Полес­ском колхозе; оператор в соавторстве
1954 — Всесоюзная художественная выстав­ка в Киеве; оператор в соавторстве
1954 — Украинские мастера шелка; оператор в соавторстве
1954 — Колхоз «Больше­вик»; оператор
1954 — Навеки вместе с русским народом; оператор в соавторстве
1954 — На третьем съезде писателей Украины; оператор в соавторстве
1954 — Город бессмертной сла­вы; оператор в соавторстве
1954 — На полях Черниговщины; оператор 
1954 — В гостях у шефов; оператор 
1955 — Доярка Савченко; режиссер-оператор
1955 — Заслуженная награда; оператор в соавторстве
1955 — Кривой Рог; оператор 
1956 — Институт Патона; оператор 
1956 — Спартакиада Украинской ССР; оператор в соавторстве
1957 — Опасные забавы; оператор
1957 — Сад – украшение нашей жизни; режиссер-оператор
1958 — Высокая награда; оператор в соавторстве
1959 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза — 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; режиссер Р. Кармен; главные операторы: Д. Каспий, В. Микоша; операторы: В. Копалин, Р. Туморина, Безвиконная, М. Попова, Зайцев, И. Михеев, Я. Марченко, Чернявский, Ю. Чернятин, И. Панов, Е. Аккуратов, Богаров, Листвин, Патушинский, А. Ковальчук, П. Шлыков, Ю. Бородяев, Ф. Овсянников, А. Саранцев, Дупленский, Е. Качин, А. Погорелый 
1959 — Новая Болгария (СССР – НРБ); оператор в соавторстве
1959 — Мы начинаем великое семилетие; оператор в соавторстве
1959 — Име­ни великого Кобзаря; оператор в соавторстве
1959 — От черного леса до Черного моря; оператор в соавторстве
1960 — Первенство СССР по спортивной гимнастике; оператор в соавторстве
1961 — Рожденные жизнью; режиссер с Б. Волковым; оператор
1962 — С полони­ны; автор-оператор
1963 — Обыкновенный вторник; режиссер-оператор
1964 — Бибрская осень; режиссер-оператор
1964 — Праздник на Тарасовой земле; оператор в соавторстве
1965 — Вода идет за человеком; режиссер-оператор
1966 — Осторожно, покутники!; оператор 
1966 — Песня подолянки; оператор 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: «Союзкиножурнал», «Социалистическая деревня», «Железнодорожник», «СССР на экране», «Новости дня», «Дружба», «Советский воин».

1937 — Союзкиножурнал № 46; Производство: Союзкинохроника; режиссер: С. Гуров; операторы: Тросман, Соловьев, Штатланд, Самуцевич, Славин, Николаев, Родниченко, В. Страдин, Я. Марченко, Сельдевкин, Новожилов, Соловьев, Шелев 
1940  Союзкиножурнал № 111; режиссер М. Слуцкий; операторы: П. Лампрехт, А. Лебедев, Е. Мухин, К. Кутуб-Заде, И. Косицин, Я. Марченко, А. Хавчин, Н. Блажков  
1940 — Союзкиножурнал № 39; режиссер В. Бойков; операторы: Д. Рымарев, П. Лампрехт, Д. Ибрагимов, Н. Салютин, Я. Марченко, И. Беляков, А. Хавчин
1940 — Союзкиножурнал № 48; режиссер И. Кравчуновский; операторы: Б. Макасеев, Д. Рымарев, Р. Халушаков, Б. Бурт, Д. Каспий, А. Каиров, Н. Богомолов, Я. Марченко, П. Лампрехт, М. Ошурков
1940 — Союзкиножурнал № 54; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер; операторы: Я. Марченко, Г. Родченко, Д. Ибрагимов, К. Кутуб-Заде, Н. Блажков, М. Беров; ассистент режиссера: И. Маркелова 
1940 — Союзкиножурнал № 83; режиссер М. Слуцкий; операторы: П. Лампрехт, А. Лебедев, Е. Мухин, К. Кутуб-Заде, И. Косицын, Я. Марченко    
1942 — Союзкиножурнал № 56; Центральная студия кинохроники; режиссер И. Сеткина; операторы: И. Беляков, Б. Пумпянский, Н. Степанов, В. Елагин, Я. Марченко, Ю. Монгловский, М. Прудников, В. Ешурин
1943 — Союзкиножурнал № 43; Центральная студия кинохроники; режиссер И. Венжер; операторы: И. Беляков, С. Давидсон, Б. Пумпянский, В. Смородин, А. Гафт, И. Гутман, Ф. Леонтович, Я. Марченко, А. Мухин
1944 — Союзкиножурнал № 16 (2-й Прибалтийский фронт. Район озера Ильмень. Зимняя съемка); режиссер Л. Степанова; операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль
1949 — Новости дня № 17; режиссер: Л. Степанова; операторы: М. Каюмов, И. Запорожский, И. Михеев, Я. Марченко, В. Страдин
1958 — Новости дня № 11режиссер М. Слуцкий; операторы: В. Комаров, А. Крылов, В. Трошкин, М. Каплан, Н. Павлов, А. Крылов, К. Пискарев, Я. Марченко, Лившиц, Ю. Каравкин, В. Голято, Б. Цейтлин
1958 — Новости дня № 47; режиссер Рыбакова А.; операторы: Аккуратов Е., Беров М., Бородяев Ю., Вилесова Р., Зенякин А., Клименко Ю., Коган С., Комаров В., Леонгардт Ю., Марченко Я., Масальский Г., Опрышко П., Семин А., Сурнин В., Хавчин А., Ходяков В.

_________________________
Использована информация из открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 125). Биография:  «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 758); справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 536 (Источник: РГАЛИ. — Ф. 2451, 2936, 2944). Фотографии из архива В.И. Фомина (Музей кино). 

Награды

1943 — Медаль «За боевые заслуги»
1944 — Орден Красного Знамени
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1952 — Сталинская премия (за участие в съемках фильма «Цветущая Украина»)

Цитаты

[...]В середине июля 1941 года на важнейших участках боевых действий работало 16 киногрупп. В Прибалтике в районе Рига – Великие Луки со своей небольшой киногруппой (оператор Н. Лыткин и ассистент оператора Б. Шер) снимал Р. Кармен. Здесь же на Рижском направлении работали С. Гусев и Я. Марченко. Кроме них военные действия в Прибалтике снимала группа московских операторов (В. Доброницкий, И. Сокольников, Т. Бунимович, Р. Халушаков и другие – всего 12 человек), руководимая Р. Кацманом (Григорьевым), и ленинградская группа хроникеров А. Знаменского (Г. Симонов, Ф. Печул, Б. Бурт, П. Лампрехт).[...]

В. И. Фомин, киновед, Источник

[...]Оператор Я. Марченко снимал в жарком бою, рискуя жизнью, но когда увидел на экране им же отснятый в этом бою материал, был просто обескуражен: «Что же это такое получается? – писал он своим друзьям на студию. – Можно снимать в самом пекле, поймать в лучшем случае пару осколков, а в кадр это пекло не всегда поймаешь. Можете представить мое состояние: идет танк с десантниками, я слежу за ним, он в кадре, а буквально за кадром в двух сантиметрах – разрываются подряд три перелетных снаряда, осколки над головой просвистели, а что пользы в этом? На пленку ведь взрывы не попали...»[...]

В. И. Фомин, Источник

[...]На подступах к одной из деревень, превращённых врагом в опорный пункт, прямым попаданием снаряда был убит командир танка. второй снаряд ранил водителя и оператора, Тану загорелся. Выбравшись из боевой машины, Лозовский отполз в сторону и потерял сознание. Киноаппарат, оставленный в стальном боксе, нашли в нескольких метрах от сгоревшей машины. В нём оказалось 40 метров отснятой плёнки.
Кроме Е. Лозовского, фильм «Курская битва» снимали операторы А. Гафт, Р. Гиков, И. Гутман, М . Гольбрих, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леoнтович, И. Малов, Я. Марченко, Г. Могилевский, Ю. Монгловский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, М. Прудников, B. Смородин, А. Салодков, А. Софьин, А. Фролов.
Фронтовой корреспондент «Известий» Е. Кригер, неоднократно бывавший в действующей армии, писал о фильме «Орловская битва» («Известия», 3 сентября 1943 г.): «События, запечатлённые в этом документальном фильме, начались 5 июля 194З года на Центральном и Воронежском фронтах, у основания Курской дуги. 12 июля 194З года наши войска, выдержав труд беспримерной обороны, в свою очередь перешли в наступление. Операторам кинохроники делает честь, что они сумели вовремя оказаться на самых решающих участках фронта. Теперь миллионы людей в ССР и во всём мире смогут увидеть то, что происходило в эти тяжёлые, летние дни».
5 августа 1943 года столица нашей родины Москва впервые салютовала доблестным советским воинам, разгромившим гитлеровские армии и освободившим города Орёл и Белгород.[...]

А.А. Лебедев, кинооператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]