Фролов Александр Иванович (01 (14) августа 1904, с. Раменки (ныне Ивановская обл.) — 25 июля 1962) — оператор игрового, документального и научно-популярного кино, режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1946, 1952). Беспартийный.[1]
Участник Гражданской войны. В 1920 — 1921 — служил в Волжско-Каспийской флотилии (Нижний Новгород).
В 1921 — 1922 — агент по распространению портретов вождей (Томск).
В 1922 — 1924 — переписчик в водном транспорте (Нижний Новгород).
В кино с 1927 года. В 1927 — 1929 — помощник оператора Московской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
В 1929 году окончил операторский факультет ГТК.
В 1930 — 1931 — на кинофабрике «Туркменфильм».
В 1932 — 1934 — на Московской кинофабрике «Союзтехфильм».
В 1934 — на кинофабрике «Востокфильм».
С 1935 — на кинофабрике «Туркменфильм» / Ашхабадской киностудии художественных и документальных фильмов.
С 1938 — на Ташкентской студии художественных фильмов.
Фронтовой киноопёратор в годы Великой Отечественной войны. На фронт с июля 1941 года.
«Работает на фронте беспрерывно с июля 1941 года. Как фронтовой кинооператор обладает большой энергией, неутомимостью и смело работает в боевой обстановке.
Его лучшие и наиболее значительные съемки: Орловская битва, бои на Правобережной Украине (Корсунь-Шевченковская), наступление в Молдавии и др.
Из съемок последнего периода высокую оценку получил материал, снятый в Будапеште, дающий правдивое, интересное изображение уличных боев за этот город. Съемки т. Фролова неоднократно премировались.
За смелую и интересную работу на последнем этапе войны и, особенно, за съемки боев в Будапеште т. Фролов заслуживает высокой правительственной награды».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 140.)[2]
Награжден орденами Отечественной войны I степени (1945), Красной Звезды (1944) и медалями.
С 23 октября 1945 по 01 апреля 1950 — оператор Ташкентской киностудии художественных фильмов.
С апреля 1950 по июдь 1962 — оператор Алма-атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов / киностудии «Казахфильм».
Данных нет.
1931 — Айна; игровой
1932 — Забыть нельзя; игровой
1932 — Первый в пустыне
1938 — «Люди долины Сумбар; игровой
1940 — Азамат; игровой
1942 — Взятие города С
1943 — Народные мстители; полнометражный
1943 — Орловская битва; полнометражный
1944 — Победа на юге
1945 — От Вислы до Одера (освобождение советскими войсками польских городов: Варшавы, Познани); режиссёр: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; А. Фролов (не указан); автор текаста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1945 — Взятие Вены
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1947 — Советская Киргизия
1951 — Советский Казахстан; полнометражный; Сталинская премия (1952)
1953 — Народный учитель
1953 — По Иртышy
1955 — Это было в Шугле; игровой
1958 — Думы о счастье; полнометражный
1958 — Трактор-автомат; режиссер-оператор
1959 — Салом, Москва
1960 — Дорога жизни; игровой
1960 — Новаторы – механизаторы целины; режиссер-оператор
1961 — Город моей весны
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
_______________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ.; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 862); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 825-826). Фотографии из частных архивов.
[...]В период ЦОКСа в Алма-Ате работали многие московские и ленинградские мастера документального кино — главным образом режиссеры и монтажеры. Операторы, в числе которых были казахстанцы Яков Смирнов, Иван Чикноверов, Александр Фролов, Эмир Файк, Борис Маневич, Борис Пумпянский, Михаил Сегаль, Владимир Масс, в большинстве своем находились во фронтовых киногруппах. Корифеи советской документалистики Дзига (Денис Аркадьевич) Вертов, Роман Кармен и Александр Медведкин, Михаил Слуцкий и Арша Ованесова, автор-режиссер всемирно известной ленты «Турксиб» Виктор Турин и работавший с ним Ефим Арон, режиссер фильмов «Челюскин-1», «Папанинцы», «Казахстан» Яков Посельский, влившись в коллектив Алма-Атинской студии «Союзкинохроника», создавали документальные фильмы, периодические выпуски «Советского Казахстана», «Пионерии», «Советского искусства», монтировали из присланных фронтовыми операторами репортажей «Союзкиножурнал».[...]
«Киноэнциклопедия Казахстана», Источник
[...]Вот уже четыре года идет война, и мне первый раз удалось встретиться здесь с начальниками групп. Я считаю, что у нас все операции на экране похожи одна на другую, потому что у нас в корне неправильно построено руководство операторами на фронте. Фронтовая группа это боевая единица, в которой имеется командир, комиссар, нач.штаба и т.д. Один начальник группы не может справиться со всеми делами. Начальник группы должен сидеть на ВПУ фронта. Благодаря этому он будет знать о том, или ином ударе, который будет нанесен той или иной частью. Но он там не сидит, и мы в итоге не поспеваем. И получается, что мы зеваем главное: обходный маневр кавалерии, что решало успех (всей операции).[...]
Александр Фролов, кинооператор, Источник
Мы неправильно отражаем ход операции, потому что мы не знаем обстановки. А если бы у нас было хорошее содружество, у нас этого не было бы. Редактор и режиссер нужны киногруппам категорически потому, что они могут связаться с командованием, когда приедут на фронт, будут знать ход событий. А так мы от случая к случаю садимся на машину и сами топаем за триста километров к начальнику группы.
Положение оператора. Кто он такой? Офицер или гражданин? Мне шофер говорит:
— Иди к такой-то матери, ты, не военный!
Бесправное положение. И отсюда вытекает все: обеспеченность семьи и все блага, которые имеют офицеры, мы не имеем, с нас берут все налоги. А сидит здесь какой-нибудь товарищ в тылу, он все это получает как офицер. Я снимал на Висле — меня всего закопало и никто об этом не знает. Два месяца мы сидели в грязи, по телу вши ползали, и никто не мог помочь.
Главное не знаешь — что снимать?[...]
[ Страница дополняется материалами ]