Смирнов Яков Константинович (1906[1], дер. Гранкино, Гнездиловской волости, Ельнинского уезда, Смоленской губернии, Российской империи[2] (ныне Спас-Деменского р-она, Калужской обл.) — 12 января 2000, Алма-Ата, Республика Казахстан) — оператор и режиссер документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1956). Член ВКП(б) — КПСС с ноября 1931 года. Член СК СССР с 1968 года.
В 1917 году окончил три класса церковно-приходской школы.
В 1918 году, в связи с начавшимся голодом, семья переехала в Сибирь.
С 01 мая 1918 по 01 марта 1921 — погонщик скота, батрак у баев в аулах Узенкуль и Сасык (Богодуховской волости, Акмолинской области).
С 01 марта 1921 по 01 июня 1922 — подмастерье у кулаков Готько (д. Мартовка, Явленской волости, Акмолинская области).
С 1922 по 1924 — печник (кочегар) 2-й дистанции Кокчетавской железной дороги (Акмолинская обл.).
С февраля 1924 по май 1927 — печник, каменщик, бетонщик Госстройконторы (г. Петропавловск).
В 1927 году был направлен на Рабфак (г. Москва)[3].
С 1927 по 1928 — бетонщик в Бетонпромстрое (г. Москва).
В мае 1927 года выехал в г. Петропавловск для прохождения допризывной подготовки[4]; параллельно с допризывной подготовкой работал на строительстве мясокомбината.
С 1928 до мая 1930 — бетонщик в «Заготзерно» (станция Кара-Гуга, Омской железной дороги) на строительстве механизированного амбара-элеватора.
C 1930 по 1931 — бетонщик Москультстроя (г. Москва).
С января 1931 — кандидат в члены ВКП(б), с ноября член ВКП(б).
С октября 1931 по август 1932 — бетонщик Березникихимстроя (пос. Березники, Свердловской обл.) на строительстве химкомбината; был избран членом Уральского обкома ВЛКСМ и членом бюро Березниковского РК ВЛКСМ.
В 1932 году поступил на операторский факультет ГИКа, который окончил в 1937 году. Сокурсниками Якова Смирнова по ГИКу были: Николай Парфирьевич Киселёв, Владимир Томберг, Николай Большаков, Георгий Родниченко, Алексей Ерин, Юлий Кун, Олег Самуцевич, Андрей Сологубов, Виктор Штатланд, Борис Шадронов — будущие фронтовые операторы Великой Отечественной войны.
Группа студентов операторского факультета ГИКа (бывшее помещение ресторана "ЯР"). В верхнем ряду (слева направо): Н. П. Киселёв, Ф. Высоцкий, Н. Кулясов, М. Беркович; стоят (слева направо): Шахназаров, Я. Смирнов, В. Томберг, Л. Яковлев, А. Мирошников, Л. Хейфец, О. Зекки, Денисенко, Егоров; на первом плане (сидит): Н. Большаков. Фото из семейного архива И. Светловой (дочери В. Томберга).
С декабря 1936 по август 1941 — оператор Алма-Атинская студия кинохроники / Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 26 августа 1941 года. Воинское звание: инженер-капитан. Воинская часть: Политуправление Забайкальского военного округа (ЗабВО); ПолитУ СГВ; Пу 2 БелФ (2 БелФ).[5]
В составе фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники:
На фото киногруппа 2-го Белорусского фронта; в первом ряду (сидят справа налево): М. Трояновский, Л. Сааков, И. Чикноверов (предположительно), М. Пойченко; стоят (справа налево): Я. Смирнов, А. Казначеев, Л. Котляренко, А. Семин. 1944-1945 гг. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Из служебной характеристики, данной Смирнову начальником киногруппы 2-го Белорусского фронта М.А. Трояновским:
«Тов. Смирнов расценивался как весьма средний оператор по своим творческим данным. У меня сейчас нет оснований считать его яркой операторской фигурой, но справедливость требует отметить его всесторонний рост в течение последнего периода. Это отражено оценкой и премиями ряда его работ. Думаю, что мнение о нем как о весьма среднем работнике сложилось еще и потому, что до 2-го Белорусского фронта он был на очень пассивных участках советско-германского фронта, и там было мало интересной работы из-за того, что фронт стоял в многолетней обороне.
За период работы на 2-м Белорусском фронте т. Смирнов провел ряд съемок, за высокое качество которых он был премирован. Особенно хорошие съемки были в районе крепости Осовец, и блестящую оценку получила его совместная с Котляренко работа – форсирование реки Нарев, затем съемки в районе г. Рожан.
Трояновский. 20 марта 1945 г.».
(Из книги В.И. Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018; с. 802-803)
Награжден орденом Красной Звезды (1944), двумя орденами Отечественной Войны II степени (1945, 1987) и медалями[6].
Снятые им кадры вошли в документальные фильмы: фильмы «День войны» (1942), «Комсомольцы» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «В Померании» (1945; фронтовой спецвыпуск № 4), «В логове зверя (Восточная Пруссия)» (1945).
27 февраля 1946 года оператор 2- категории Я. Смирнов переведен в штат Северо-Кавказской студии кинохроники (Приказ Кинокомитета № 81 от 27 февраля 1946 г.; Приказ по ЦСДФ № 56 от 05 марта 1946 г.)[7]
Освобожден от работы в студии с 04 апреля 1946 года[8].
В 1955 (?) — 1976 — оператор, режиссер Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов / киностудии «Казахфильм».
Награжден орденами «Знак Почета» (1959) и Трудового Красного Знамени (1971).
Жена и четверо детей.
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман, Я. Смиронов и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1943 — На Забайкальских рубежах; производство: Иркутская студия кинохроники; реж.: В. Каштелян; операторы: Г. Амиров, З. Бабасьев. И. Грязнов, В. Громодзинский, Ю. Довнер, О. Зекки, Я. Смирнов, К. Широнин
1944 — Разгром немцев под Ленинградом; оператор
1944 — Трагедия на Псковщине; оператор
1944 — Город Могилев; операторы: Л. Котляренко, Я. Смирнов
1945 — Восточная Померания; оператор
1945 — Освобождение Советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор В. Нестеров
1945 — В Померании (фронтовой спецвыпуск № 5); (боевые действия советских войск в городах: Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск (немецкое название Данциг); Германия; Северная Померания); реж.: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов
1945 — В логове зверя («Восточная Пруссия»; фронтовой спецвыпуск № 4); (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер: Я. Посельский; оператор: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператор: В. Котов, Е. Кашкевич
1946 — 1 Мая в столице Казахстана; оператор
1946 — Празднование столетия Джамбула; оператор
1946 — Столетие со дня рождения Джамбула; оператор
1946 — Ургуйский колхоз; оператор
1947 — Джамбул Ата; оператор
1947 — Наш рапорт; оператор
1948 — Колхоз «Красная Звезда»; оператор
1952 — Соревнования горнолыжников; оператор
1952 — Коневоды; оператор
1953 — Соревнование горнолыжников (соревнования лыжников на 4-ом первенстве СССР по горнолыжному спорту на склонах горы Чимбулак, Казахская ССР); производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер Э. Файк; операторы: И. Чикноверов, Я. Смирнов, Г. Новожилов, А. Колесников, М. Додонов
1953 — Шакен Ахметджанова; оператор
1954 — Дарика Жантохова; оператор
1954 — На высокогорном катке; режиссер-оператор
1954 — На ледяной дороге; оператор
1954 — Народные таланты; оператор
1955 — Сенокосы и пастбища Казахстана; режиссер-оператор
1955 — Всесоюзные соревнования горнолыжников; режиссер-оператор
1955 — На целинных землях Казахстана; режиссер-оператор
1958 — Выпь Каспийская; режиссер-оператор
1959 — Пути весенние; режиссер-оператор
1960 — Первый чугун Казахстана; режиссер-оператор
1961 — На старте молодость; режиссер
1961 — Начало большого цветения; режиссер
1961 — Голос Эмбы; режиссер-оператор
1962 — Доярка; режиссер
1962 — Сахарная свекла; режиссер
1964 — Большая химия Казахстана; режиссер
1965 — Поливные земли; режиссер
1965 — Оазисное орошение; режиссер-оператор
1967 — Академик Сатпаев; режиссер
1968 — Академик Скрябин; режиссер
1968 — Мастера скоростной стрижки; режиссер
1969 — Нейрохирург; режиссер
1969 — Несущие опасность; режиссер
1973 — Ихтиологи; режиссер
Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси
Снял около 800 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Советский Казахстан", "Новости дня", "Советский спорт".
1940 — Союзкиножурнал № 48; режиссер С. Гуров; операторы: Д. Рымарев, С. Семенов, М. Соболев, П. Лампрехт, К. Богдан, Я. Смирнов, И. Беляков, А. Хавчин, Б. Шевченко; ассистент режиссера К. Кива; звукооператор В. Нестеров, музоформитель А. Ройтман
1940 — Союзкиножурнал № 66; режиссер И. Кравчуновский; операторы: В. Ковальчук, А. Козаков, Б. Синеоков, С. Давидсон, И. Беляков, М. Шнейдеров, Я. Смирнов, В. Цитрон
1940 — Союзкиножурнал № 102; режиссер И. Сеткина; операторы: А. Левитан, Я. Смирнов, А. Щекутьев, С. Гусев, С. Семенов, Д. Рымарев, С. Коган, А. Хавчин
1941 — Союзкиножурнал № 21; режиссер И. Сеткина; операторы: В. Доброницкий, А. Щекутьев, А. Хавчин, К. Соломаха, Н. Киселев, Н. Степанов, Р. Кармен, К. Мсерска, Э. Крауц, П. Лампрехт, Я. Смирнов, Л. Голод
1941 — Союзкиножурнал № 53; режиссер М. Фиделева; операторы: Э. Крауц, Я. Смирнов, И. Гольднер, В. Доброницкий, А. Рахимов, А. Богоров, С. Давидсон
1944 — Союзкиножурнал № 16; режиссер Л. Степанова; операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль
___________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФД, справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 187). Биография — рукописный фонд Государственного центрального музея кино (— Ф. 56. — Оп. 2). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».
[...]Я постараюсь рассказать о том, что мне очень дорого, о братстве фронтовых кинооператоров. Оно сложилось в тяжелые годы войны и оставило в памяти каждого из нас много светлого и трагического, будничного и неповторимого. Будучи на разных концах великой битвы, переживая свои трудности и невзгоды, все мы ощущали себя членами большой киносемьи. Нас было 243. И когда погибал кто-то один, утрата воспринималась как общее горе. То, что мы порой не знали друг друга в лицо — со многими удалось встретиться лишь после войны, — значения не имело. И не удивительно, что, когда нас по тем или иным торжественным случаям собирают в Москве, радостям и воспоминаниям нет конца. Особенно запомнилась встреча в дни празднования 30-летия Победы. Были на ней москвичи, ленинградцы, куйбышевцы, ростовчане, товарищи из Грузии, Армении, Прибалтики. И уж, конечно, наши бывшие алма-атинцы — Борис Маневич, Михаил Сегаль, Владимир Масс. С Маневичем я вместе уходил на фронт в 1941-м, а Сегаль и Масс приехали позже, в 1943-м, после окончания эвакуированного в столицу Казахстана ВГИК. Вместе с ними был еще один выпускник ВГИК — Виктор Муромцев, погибший уже после капитуляции немецких войск.[...]
Яков Смирнов, кинооператор, Источник
[...]В фондах архива (Центральноый госархив кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан. -Прим. ред. #МузейЦСДФ) имеется документальный фильм «Последние кадры войны» режиссера Игоря Саввина, снятого в 1990 году на студии «Казахтелефильм», в котором Яков Константинович Смирнов вспоминает, чем ему запомнились последние кадры войны. «В Берлин я приехал, конечно, с кинокамерой. А берлинская группа операторов была направлена снимать День Победы в Москву. Должно было произойти подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Меня попросили снять это событие. Церемония проходила в зале бывшего военного училища. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков открыл заседание и приказал пригласить представителей немецкого главнокомандования: «правую руку» уже покончившего с собой Гитлера генерал-фельдмаршала Кейтеля, генерал-полковника Штумпфа и адмирала флота Фридебурга. В присутствии советских генералов и офицеров, представителей Верховного командования Союзных войск был подписан самый важный для нас и всего мира исторический документ. То было признание полного поражения фашизма. Что говорить, тяжелые пути пришлось пройти нам в дни войны. Фронтовые операторы более, чем кто-либо, видели и испытали все трудности ратных будней. Радость успехов и героизм советских людей в самых, казалось бы, невыносимых обстоятельствах. Но никто из нас никогда не пожалел о пройденном. Ведь каждую минуту сознавали, что всё, что мы делаем, нужно истории, нужно будущему поколению», - вспоминает Яков Смирнов.[...]
Источник