Яков СМИРНОВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Яков Константинович СМИРНОВ

Дата рождения:
01 декабря 1906
дер. Гранкино, Спас-Деменский уезд, Калужская губерния, Российская империя

Дата смерти:
12 января 2000 (93 года)
г. Алма-Ата, Республика Казахстан

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Смирнов Яков Константинович (19 октября (01 декабря) 1906, дер. Гранкино (ныне Спас-Деменского р-она Калужской обл.) — 12 января 2000, Алма-Ата, Республика Казахстан)[1] — оператор и режиссер документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1956). Член ВКП(б) — КПСС с 1931 года. Член СК СССР с 1968 года.

В 1937 году окончил операторский факультет ГИКа.
С декабря 1936 по август 1942 — оператор Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественно. В РККА с 26 августа 1941 года. Воинское звание: инженер-капитан. Воинская часть: ПолитУ ЗабВО; ПолитУ СГВ; Пу 2 БелФ (2 БелФ).[2]

  • С сентября 1942 — оператор киногруппы Забайкальского фронта.
  • С июля 1943 — в киногруппе Северо-Западного, Волховского фронтов.
  • С июня 1944 — в киногруппе 2-го Белорусского фронта.

Награжден орденом Красной Звезды (1944), двумя орденами Отечественной Войны II степени (1945, 1987) и медалями[3].

Снятые им кадры вошли в документальные фильмы: фильмы «День войны» (1942), «Комсомольцы» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «В Померании» (1945; фронтовой спецвыпуск № 4), «В логове зверя (Восточная Пруссия)» (1945). 

С февраля 1946 — оператор, в 1955 — 1976 — режиссер Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов / киностудии "Казахфильм".

_____________________________

1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 771). 
2.  Учетно-послужная картотека (источник: информационный портал www.pamyat-naroda.ru).
3. Там же.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел РусановВладислав МикошаИван ПановИлья Гутман, Я. Смиронов и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1943 — На Забайкальских рубежах; производство: Иркутская студия кинохроники; реж.: В. Каштелян; операторы: Г. Амиров, З. Бабасьев. И. Грязнов, В. Громодзинский, Ю. Довпер, О. Зекки, Я. Смирнов, К. Широнин
1944 — Разгром немцев под Ленинградом; оператор
1944 — Тра­гедия на Псковщине; оператор
1944 — Город Могилев; операторы: Л. Котляренко, Я. Смирнов
1945 — Восточная Померания; оператор
1945 — Освобождение Советской Белоруссии; полнометражный; режиссеры:  В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц,  Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор В. Нестеров 
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах: Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск (немецкое название Данциг); Германия; Северная Померания); реж.: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; музоформитель Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер: Я. Посельский; оператор: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператор: В. Котов, Е. Кашкевич
1946 — 1 Мая в столице Казахстана; оператор
1946 — Празднование столетия Джамбула; оператор
1946 — Столетие со дня рождения Джам­була; оператор
1946 — Ургуйский колхоз; оператор
1947 — Джамбул Ата; оператор
1947 — Наш рапорт; оператор
1948 — Колхоз «Красная Звезда»; оператор
1952 — Соревнования горнолыжников; оператор
1952 — Коневоды; оператор
1953 — Соревнование горнолыжников (соревнования лыжников на 4-ом первенстве СССР по горнолыжному спорту на склонах горы Чимбулак, Казахская ССР); производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер Э. Файк; операторы: И. Чикноверов, Я. Смирнов, Г. Новожилов, А. Колесников, М. Додонов
1953 — Шакен Ахметджанова; оператор 
1954 — Дарика Жантохова; оператор
1954 — На высокогорном катке; режиссер-оператор 
1954 — На ледяной до­роге; оператор
1954 — Народные таланты; оператор
1955 — Сенокосы и паст­бища Казахстана; режиссер-оператор 
1955 — Всесоюзные соревнова­ния горнолыжников; режиссер-оператор 
1955 — На целинных землях Казахстана; режиссер-оператор 
1958 — Выпь Каспийская; режиссер-оператор 
1959 — Пути весенние; режиссер-оператор 
1960 — Первый чугун Казахстана; режиссер-оператор 
1961 — На старте молодость; режиссер
1961 — Начало большого цветения; режиссер
1961 — Голос Эмбы; режиссер-оператор 
1962 — Доярка; режиссер
1962 — Сахарная свекла; режиссер
1964 — Большая химия Казахстана; режиссер
1965 — Поливные земли; режиссер
1965 — Оазисное орошение; режиссер-оператор
1967 — Академик Сатпаев; режиссер
1968 — Академик Скрябин; режиссер
1968 — Мастера ско­ростной стрижки; режиссер
1969 — Нейрохирург; режиссер
1969 — Несущие опасность; режиссер
1973 — Ихтиологи; режиссер

КИНОЛЕТОПИСЬ (выборочно)

Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси

  • Освобождение Советской Белоруссии. Авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович, режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б .Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович — БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.
    О наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 800 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Советский Казахстан", "Новости дня", "Советский спорт".

1940 — Союзкиножурнал № 48; режиссер С. Гуров; операторы: Д. Рымарев, С. Семенов, М. Соболев, П. Лампрехт, К. Богдан, Я. Смирнов, И. Беляков, А. Хавчун, Б. Шевченко; ассистент режиссера К. Кива; звукооператор В. Нестеров, музоформитель А. Ройтман
1940 — Союзкиножурнал № 66; режиссер И. Кравчуновский; операторы: В. Ковальчук, А. Козаков, Б. Синеоков, С. Давидсон, И. Беляков, М. Шнейдеров, Я. Смирнов, В. Цитрон
1940 — Союзкиножурнал № 102; режиссер И. Сеткина; операторы: А. Левитан, Я. Смирнов, А. Щекутьев, С. Гусев, С. Семенов, Д. Рымарев, С. Коган, А. Хавчин 
1941 — Союзкиножурнал № 21; режиссер И. Сеткина; операторы: В. Доброницкий, А. Щекутьев, А. Хавчин, К. Соломаха, Н. Киселев, Н. Степанов, Р. Кармен, К. Мсерска, Э. Крауц, П. Лампрехт, Я. Смирнов, Л. Голод
1941 — Союзкиножурнал № 53; режиссер М. Фиделева; операторы: Э. Крауц, Я. Смирнов, И. Гольднер, В. Доброницкий, А. Рахимов, А. Богоров, С. Давидсон
1944 — Союзкиножурнал № 16; режиссер Л. Степанова; операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль

___________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФД, справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 187). Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 771-773). Документы о награжденииинформационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». 

Награды

1944 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения №: 547 от: 15.12.1944 г.; Издан: ВС 2 Белорусского фронта. Архив ЦАМО)
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 653 от: 07.06.1945 г.; Издан ВС 2 Белорусского фронта. Архив ЦАМО)
1971 — Орден Трудового Красного Знамени
1987 — Орден Отечественной войны II степени (Дата документа: 21.02.1987 г.; Автор документа: Министр обороны СССР. Архив ЦАМО)

Цитаты

[...]Я постараюсь рассказать о том, что мне очень дорого, о братстве фронтовых кинооператоров. Оно сложилось в тяжелые годы войны и оставило в памяти каждого из нас много светлого и трагического, будничного и неповторимого. Будучи на разных концах великой битвы, переживая свои трудности и невзгоды, все мы ощущали себя членами большой киносемьи. Нас было 243. И когда погибал кто-то один, утрата воспринималась как общее горе. То, что мы порой не знали друг друга в лицо — со многими удалось встретиться лишь после войны, — значения не имело. И не удивительно, что, когда нас по тем или иным торжественным случаям собирают в Москве, радостям и воспоминаниям нет конца. Особенно запомнилась встреча в дни празднования 30-летия Победы. Были на ней москвичи, ленинградцы, куйбышевцы, ростовчане, товарищи из Грузии, Армении, Прибалтики. И уж, конечно, наши бывшие алма-атинцы — Борис Маневич, Михаил Сегаль, Владимир Масс. С Маневичем я вместе уходил на фронт в 1941-м, а Сегаль и Масс приехали позже, в 1943-м, после окончания эвакуированного в столицу Казахстана ВГИК. Вместе с ними был еще один выпускник ВГИК — Виктор Муромцев, погибший уже после капитуляции немецких войск.[...]

Яков Смирнов, кинооператор, Источник

[...]В фондах архива (Центральноый госархив кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан. -Прим. ред. #МузейЦСДФ) имеется документальный фильм «Последние кадры войны» режиссера Игоря Саввина, снятого в 1990 году на студии «Казахтелефильм», в котором Яков Константинович Смирнов вспоминает, чем ему запомнились последние кадры войны. «В Берлин я приехал, конечно, с кинокамерой. А берлинская группа операторов была направлена снимать День Победы в Москву. Должно было произойти подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Меня попросили снять это событие. Церемония проходила в зале бывшего военного училища. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков открыл заседание и приказал пригласить представителей немецкого главнокомандования: «правую руку» уже покончившего с собой Гитлера генерал-фельдмаршала Кейтеля, генерал-полковника Штумпфа и адмирала флота Фридебурга. В присутствии советских генералов и офицеров, представителей Верховного командования Союзных войск был подписан самый важный для нас и всего мира исторический документ. То было признание полного поражения фашизма. Что говорить, тяжелые пути пришлось пройти нам в дни войны. Фронтовые операторы более, чем кто-либо, видели и испытали все трудности ратных будней. Радость успехов и героизм советских людей в самых, казалось бы, невыносимых обстоятельствах. Но никто из нас никогда не пожалел о пройденном. Ведь каждую минуту сознавали, что всё, что мы делаем, нужно истории, нужно будущему поколению», - вспоминает Яков Смирнов.[...]

Источник

[ Страница дополняется материалами ]