Виктор МУРОМЦЕВ

ассистент оператора, оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Муромцев Виктор Николаевич (1912, с. Репьевка, Балашовский уезд, Саратовская губерния, Российская империя (ныне Ртищевский район, Саратовскаой обл.)  — 30 апреля 1945, под Триестом (Италия)). Награжден орденом Красного Знамени (1943). Сталинская (Государственная) премия (1947) — посмертно.

Фронтовые кинооператоры (на фото слева направо): Н. Номофилов, В. Муромцев и М. Сегаль. Северо-Западный фронт. 1942 год.В 1938 году поступил на операторский факультет ВГИКа. 
Осенью 1941 года ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату на основании  Распоряжения Совета по эвакуации № 1825 сэ от 12 ноября 1941 года. 
В 1942 году в Алма-Ате окончил 5 курсов операторского факультета ВГИКа. Дипломную работу снимал на фронте.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с мая 1942 года, направлен Глав. кинохроникой и Глав. ПУРККА. Кинокорреспондент-оператор киногруппы Политуправления Северо-Западного фронта. Звание — ст. техник-лейтенант. 

В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе Северо-Западного фронта (СЗФ):
— 
Операция Северо-Западного фронта по ликвидации Демянского плацдарма. Период: c 15.02.1943 по 01.03.1943 г.; Страница боевой операции;
— Наступательные бои Северо-Западного фронта в районе Старая Русса. Период: c 04.03.1943 по 17.03.1943 г.; Страница боевой операции.

Погиб во время съёмок под Триестом (бывшая Югославия) 30 апреля 1945 года. Похоронен в братской могиле в селе Зава.

С 1972 году вышел документальный фильм «Всю ночь война» (совместное производство: к/с Таллинфильм, и к/с Татоград (Белград); реж.: Семен Школьников; оператор: Виктор Школьников; звукооператор: Герман Вахтеля), посвященный югославским партизанам и их соратнику и другу В.Н. Муромцеву, снимавшему в Югославии партизанское движение. В фильме использованы съёмки фронтовых операторов: В. Муромцева, В. Ешурина, С. Когана, А. Сологубова.

СЕМЬЯ

В семье с 1893 по 1913 годы родились восемь детей. После революции вся семья переехала в Москву. Опасаясь репрессий, мужская половина семьи сменила фамилию. 

Отец — Попов Николай Григорьевич, сельский священник.

Мать — Раиса Афанасьевна

Сестры — Зинаида Николаевна и Нина Николаевна Поповы. 

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Виктора Муромцева, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников ЦСДФ, было увековечено на мраморной доске памяти — "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" 1941 — 1945 (после передачи здания ЦСДФ в 2005 году РПЦ памятную доску неоднократно перевозили в различные помещения, последнее местонахождение — киностудия РЦСДФ (Кулаков переулок, дом 17, строение 1); в марте 2017 года мемориальная доска была передана на хранение в Дом ветеранов кино в Матвеевском.
  • Имя Виктора Муромцева на мемориальной доске памяти студентам, преподавателям и работникам ВГИКа — "Павшим за Родину вечная слава!"

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1943 — Народные мстители (партизаны ведут боевые действия в различных районах СССР, в том числе на Кавказе); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев
операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, А. Эльберт; звукооператор: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Я. Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников; композитор: Д. Астраданцев
1944 — Освобождение Советской Белоруссии (2-я ред. 1964 г.; 3-я ред. 1974); полнометражный; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: В. МуромцевМ. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк и другие фронтовые операторы
1945 — Югославия; полнометражный; реж.: Л. Варламов; вошли фронтовые съемки В. Муромцева

Съемки для кинолетописи и кинопериодики

На фото (в центре): оператор Виктор Муромцев.1942 — Кавалеры ордена Александра Невского (вручение в боевых условиях бойцам и командирам 37-й стрелковой дивизии XI-й Армии орденов Александра Невского)
1943 — От Советского Информбюро
1943 Форпосты на Ильмене (отец Алексей Вышегородский читает листовку (обращение) митрополита Ленинградского, призывающего помогать партизанам, в церкви "Успения Божьей матери". Верующие в церкви; Северо-Западный фронт, июль 1943 г.)
1944 Союзкиножурнал № 16 ( 2-й Прибалтийский фронт. Район озера Ильмень. Зимняя съемка); операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль)
1944 — Могилевское направление (1-й Белорусский фронт. Могилевское направление, июль, 1944 г.)
___________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 141).

Награды

1943 — Орден Красного Знамени (Приказ № 980 от 17.11.1943 г.; Издан: ВС Северо-Западного фронта. Архив: ЦАМО)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Югославия» (1946))

Цитаты

Выпускник операторского курса ВГИКа Виктор Муромцев готовил свою дипломную работу на фронте. А сразу по окончании института попросил направить его на самый тяжелый участок военных действий. Он участвовал в съемках боевых действий с апреля 1942 года. Первые самостоятельные кадры молодой оператор снял на Северо-Западном фронте, где за полтора года работы сделал около 15 сюжетов, отображающих боевую жизнь и быт бойцов и командиров фронта. Муромцев особо проявил себя при выполнении задания в партизанском отряде в мае-июне 1943 года. Более двух месяцев снимал Муромцев кадры хроники, вошедшие в фильм «Народные мстители» и сюжеты о жизни ленинградских партизан. Добывая достоверную информацию, оператор не раз участвовал в боевых операциях партизанского отряда.[...]
За операторскую работу и личное мужество 17 ноября 1943 года старший техник-лейтенант В.Н.Муромцев был награжден орденом «Красного Знамени».
В ночь на 25 июня 1944 года Виктор Муромцев (совместно с еще одним опытным оператором Ешуриным) был выброшен с парашютом над территорией Черногории. Приземление оказалось не очень мягким — Муромцев сильно повредил ногу, из-за чего добрался в заданный район только через трое суток.
Виктору Муромцеву всегда хотелось снимать настоящие события, поэтому работал он самозабвенно, снимая рядовых и командиров, молодых бойцов и умудренных опытом ветеранов, боевые вылазки и многодневные переходы. Вскоре пути операторов разошлись — Ешурин отправился в направлении Сербии, а Муромцев со 2-м югославским корпусом Пеко Дапчевича, — вдоль далматинского побережья. Коллеги вновь встретились только в освобожденном Белграде. Каждый имел при себе богатый документальный материал, составивший впоследствии основу замечательного документального фильма «Югославия».
К сожалению, фильма этого Виктор Муромцев так и не увидел. И Сталинская премия за него была присуждена ему посмертно. Снимая наступление танковых частей под Триестом, Виктор вел съемку непосредственно с брони танка. Желая снять и танк, на котором он двигался, оператор соскочил и бежал рядом. В этот момент его настиг вражеский снаряд. Военный киноархив до сих пор хранит фото, сделанное одним из наших репортеров в том бою. На нем Виктор Муромцев с камерой в руках бежит в свой последний бой.

Источник

Мой дядя, Виктор Николаевич Муромцев, родился в 1912 в селе Репьевка Балашовского уезда (ныне Ртищевский район) Саратовской губернии.
На фронт Виктор Муромцев попал в 1942 году. Тогда отряд фронтовых операторов пополнился алмаатинцами, среди которых был и он, выпускник эвакуированного в столицу Казахстана ВГИКа Муромцев. Виктора сразу полюбили за живость характера и остроумие и признали асом съемок, которые он вел на Северо-Западном фронте и в партизанских отрядах.
В. Муромцев был как отличным оператором, так и замечательным журналистом. Как-то два месяца он пробыл у белорусских партизан. И все, что он видел там, Муромцев не только заснял на пленку, но и описал в своих дневниках. Ярко, зримо, достоверно. «За это время, – говорилось в записях, – мы прошли с бригадой партизан около полутора тысяч километров, засняли тысячи метров пленки – летопись фашистского ига и мужества народных мстителей. На века останутся кинодокументы правдивым рассказом о героизме советских людей, не покорившихся врагу даже в его стане». В 1943 году за мужество, проявленное при выполнении боевого задания, Виктор был награжден орденом Красного Знамени.
С 1944 года Виктор снимал югославских партизан, он долго добивался в Москве разрешения на это задание. Он там пробыл долгое время и запечатлел многие события партизанской войны. Виктору удалось снять замечательные кадры и в Албании—возвращение народного правительства Албанской республики в Тирану. Эти кадры затем были обнаружены в единственной кассете, которая попала на студию.
Там же, в Югославии, в момент боев за Триест оборвалась жизнь талантливого хроникера. Во время танковой атаки у Виктора кончилась пленка и он бросился к своей машине, чтобы сменить кассету. Но сделать это ему не удалось, пуля настигла его. Случилось это уже после капитуляции. Муромцев был последним из погибших фронтовых кинооператоров. Всего их было 252 фронтовых кинооператора. Каждый пятый из них не вернулся с полей боевых сражений.
Под Триестом, в бывшей Югославии, в селе Зава в братской могиле похоронен В.Н. Муромцев, погибший за освобождение Югославии.
После войны, в 1947 году, В.Н.Муромцеву была посмертно присуждена Сталинская премия за участие в создании документального фильма «Югославия».

Владимир Павлович Муромцев, Источник

Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в
Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».

СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник

[ Страница дополняется материалами ]