Виктор МУРОМЦЕВ

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Виктор Николаевич МУРОМЦЕВ

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Муромцев Виктор Николаевич (1912 — 1945). Родился в селе Репьевка Балашовского уезда (ныне Ртищевский район) Саратовской  губернии в семье сельского священника  — Попова Николая Григорьевича и его жены  Раисы Афанасьевны. В семье с 1893 по 1913 годы родились восемь детей. После революции вся семья переехала в Москву. Опасаясь репрессий, мужская половина семьи сменила фамилию. 

Фронтовые кинооператоры (на фото слева направо): Н. Номофилов, В. Муромцев и М. Сегаль. Северо-Западный фронт. 1942 год.

В 1942 году Виктор Муромцев окончил операторский факультет ВГИКа. Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с мая 1942 года, направлен Глав. кинохроникой и Глав. ПУРККА. Кинокорреспондент-оператор киногруппы Политуправления Северо-Западного фронта. Звание — ст. техник-лейтенант. Погиб во время съёмок под Триестом (бывшая Югославия) 30 апреля 1945 года.  Похоронен в братской могиле в селе Зава.
Имя Виктора Муромцева было увековечено на мемориальной доске павших за Родину в годы Великой Отечественной войны работников Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1943 — Народные мстители
1944 — Освобождение Советской Белоруссии
1945 — В Албании
1946 — Югославия

Съемки для кинолетописи и кипопериодики:

1942 — Кавалеры ордена Александра Невского (вручение в боевых условиях бойцам и командирам 37-й стрелковой дивизии XI-й Армии орденов Александра Невского)
1943 — От Советского Информбюро
1943 Форпосты на Ильмене (отец Алексей Вышегородский читает листовку (обращение) митрополита Ленинградского, призывающего помогать партизанам, в церкви "Успения Божьей матери". Верующие в церкви; Северо-Западный фронт, июль 1943 г.)
1944 Союзкиножурнал № 16 ( 2-й Прибалтийский фронт. Район озера Ильмень. Зимняя съемка); операторы: Я. Марченко, М. Прудников, Я. Смирнов, К. Широнин, И. Гутман, В. Масс, Ю. Монгловский, В. Муромцев, Б. Лифшиц, М. Сегаль)
1944 — Могилевское направление (1-й Белорусский фронт. Могилевское направление, июль, 1944 г.)

[Страница дополняется материалами]

Награды

1943 — Орден Красного Знамени (Приказ № 980 от 17.11.1943; издан: ВС Северо-Западного фронта)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Югославия» (1946))

Цитаты

Выпускник операторского курса ВГИКа Виктор Муромцев готовил свою дипломную работу на фронте. А сразу по окончании института попросил направить его на самый тяжелый участок военных действий. Он участвовал в съемках боевых действий с апреля 1942 года. Первые самостоятельные кадры молодой оператор снял на Северо-Западном фронте, где за полтора года работы сделал около 15 сюжетов, отображающих боевую жизнь и быт бойцов и командиров фронта. Муромцев особо проявил себя при выполнении задания в партизанском отряде в мае-июне 1943 года. Более двух месяцев снимал Муромцев кадры хроники, вошедшие в фильм «Народные мстители» и сюжеты о жизни ленинградских партизан. Добывая достоверную информацию, оператор не раз участвовал в боевых операциях партизанского отряда.
Во второй раз Муромцев отправился в тыл врага к ленинградским партизанам в начале ноября 1943 года, и снова самоотверженной работой добывал ценные материалы о боевой работе и буднях народных мстителей. За операторскую работу и личное мужество 17 ноября 1943 года старший техник-лейтенант В.Н.Муромцев был награжден орденом «Красного Знамени».
В ночь на 25 июня 1944 года Виктор Муромцев (совместно с еще одним опытным оператором Ешуриным) был выброшен с парашютом над территорией Черногории. Приземление оказалось не очень мягким — Муромцев сильно повредил ногу, из-за чего добрался в заданный район только через трое суток.
Виктору Муромцеву всегда хотелось снимать настоящие события, поэтому работал он самозабвенно, снимая рядовых и командиров, молодых бойцов и умудренных опытом ветеранов, боевые вылазки и многодневные переходы. Вскоре пути операторов разошлись — Ешурин отправился в направлении Сербии, а Муромцев со 2-м югославским корпусом Пеко Дапчевича, — вдоль далматинского побережья. Коллеги вновь встретились только в освобожденном Белграде. Каждый имел при себе богатый документальный материал, составивший впоследствии основу замечательного документального фильма «Югославия».
К сожалению, фильма этого Виктор Муромцев так и не увидел. И Сталинская премия за него была присуждена ему посмертно. Снимая наступление танковых частей под Триестом, Виктор вел съемку непосредственно с брони танка. Желая снять и танк, на котором он двигался, оператор соскочил и бежал рядом. В этот момент его настиг вражеский снаряд. Военный киноархив до сих пор хранит фото, сделанное одним из наших репортеров в том бою. На нем Виктор Муромцев с камерой в руках бежит в свой последний бой.

Источник

Мой дядя, Виктор Николаевич Муромцев, родился в 1912 в селе Репьевка Балашовского уезда (ныне Ртищевский район) Саратовской губернии.
На фронт Виктор Муромцев попал в 1942 году. Тогда отряд фронтовых операторов пополнился алмаатинцами, среди которых был и он, выпускник эвакуированного в столицу Казахстана ВГИКа Муромцев. Виктора сразу полюбили за живость характера и остроумие и признали асом съемок, которые он вел на Северо-Западном фронте и в партизанских отрядах.
В. Муромцев был как отличным оператором, так и замечательным журналистом. Как-то два месяца он пробыл у белорусских партизан. И все, что он видел там, Муромцев не только заснял на пленку, но и описал в своих дневниках. Ярко, зримо, достоверно. «За это время, – говорилось в записях, – мы прошли с бригадой партизан около полутора тысяч километров, засняли тысячи метров пленки – летопись фашистского ига и мужества народных мстителей. На века останутся кинодокументы правдивым рассказом о героизме советских людей, не покорившихся врагу даже в его стане». В 1943 году за мужество, проявленное при выполнении боевого задания, Виктор был награжден орденом Красного Знамени.
С 1944 года Виктор снимал югославских партизан, он долго добивался в Москве разрешения на это задание. Он там пробыл долгое время и запечатлел многие события партизанской войны. Виктору удалось снять замечательные кадры и в Албании—возвращение народного правительства Албанской республики в Тирану. Эти кадры затем были обнаружены в единственной кассете, которая попала на студию.
Там же, в Югославии, в момент боев за Триест оборвалась жизнь талантливого хроникера. Во время танковой атаки у Виктора кончилась пленка и он бросился к своей машине, чтобы сменить кассету. Но сделать это ему не удалось, пуля настигла его. Случилось это уже после капитуляции. Муромцев был последним из погибших фронтовых кинооператоров. Всего их было 252 фронтовых кинооператора. Каждый пятый из них не вернулся с полей боевых сражений.
Под Триестом, в бывшей Югославии, в селе Зава в братской могиле похоронен В.Н. Муромцев, погибший за освобождение Югославии.
После войны, в 1947 году, В.Н.Муромцеву была посмертно присуждена Сталинская премия за участие в создании документального фильма «Югославия».

Владимир Павлович Муромцев, Источник

Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в
Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».

СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник