28.05.2017

25 апреля под председательством Никиты Сергеевича Михалкова прошел X пленум Правления Союза кинематографистов России.

Фрагменты стенограммы

Ирина Гращенкова, киновед: — Полгода назад в нашем доме появились два вежливых человека. Они очень вежливые, потому что это проекты памятников фронтовым кинооператорам. Есть памятник фронтовой собаке. Правильно: выносила раненых, бросалась с гранатами под танки. Есть памятник фронтовому почтальону. А вот хроникерам, военным операторам — нет. Хотя их трудами, подвигами мы живем до сих пор — пользуемся этой хроникой и будем пользоваться ею вечно как документом, как источником вдохновения, как средством воспитания и так далее.
В связи с этим клуб документального кино, который носит имя Владислава Микоши, великого военного оператора, бесстрашного хроникера, взял на себя труд организовать довольно широкое обсуждение этих проектов. Первый представлен мастерской скульптора Александра Рукавишникова, второй – академией Ильи Глазунова. Нам удалось организовать почти всероссийское голосование. Голосовали по почте, через Интернет и, конечно, прежде всего, лично, когда приходили в Союз, наши коллеги, зрители, гости, наша молодежь. Мы получили больше 2 тысяч бюллетеней.
Я позволю себе воспользоваться именем и мнением единственного оставшегося в живых фронтового кинооператора Бориса Александровича Соколова. Больше никого не осталось. А было около трех сотен. И пока Борис Александрович жив, хотелось бы, чтобы он открыл этот памятник. И нам, и ему, и многим кажется, что это обязательно должен быть памятник человеку с киноаппаратом. Должен быть не просто какой-то знак — это должна быть
человеческая фигура. Потому что, когда солдаты лежали, оператор, чтобы снять боевые действия, должен был встать в рост. Вы должны понимать меру героизма, самопожертвования и мастерства этих людей.

Голосовало три государства; примкнули Армения и Беларусь, откуда было немало фронтовых операторов. Это 20 городов, включая, конечно, Севастополь и Санкт-Петербург. Это семь республик нашей страны. Надо, чтобы вы нас поддержали и приняли решение по результатам этой работы. Нам кажется, это настолько значительная акция, что можно было бы в середине мая провести общую встречу, пригласив тех, кто нам помогал. А это, прежде всего, Гильдия кинооператоров СК РФ, Ассоциация документального кино и руководство нашего Союза. Проголосовали многие народные артисты, крупные режиссеры.
Победил второй проект. Человек с киноаппаратом стоит на развалинах рухнувшего, погибшего города, держит камеру в руках, и у него над головой сломанный циферблат, но стрелки сохранились. Значит, это время мгновения и время вечности, оно будет всегда с нами. Проект получил почти в десять раз больше положительных голосов. Тут мы все были солидарны.

Клим Лаврентьев, заместитель председателя СК РФ: — Даю справку. Эта работа началась после того, как в Союз кинематографистов России поступило предложение от Российского военно-исторического общества о создании не скульптурного памятника, а обелиска, на котором высечены имена всех фронтовых операторов. Тогда наши коллеги развернули работу по созданию проекта
этого памятника. Я задаю им один вопрос: где деньги, Зин, и как можно, когда есть  скульптурная композиция, разместить почти 250 фамилий, которые бы нормально
читались? Принимайте решение, размышляйте.

Ирина Гращенкова: — Что касается денег. Давайте примем решение и будем искать деньги. Уверена, мы их найдем. На это дело найдем, убеждена. Что касается имен, то нужно вокруг
фигуры создать некое подобие стел или стены, и все имена там будут.

Клим Лаврентьев: — Это уже мемориал.

Игорь Клебанов, председатель Гильдии кинооператоров СК РФ: — Руководство Союза кинематографистов России примерно год назад поручило мне предложить Российскому военно-историческому обществу идею создания такого монумента. Мы с Климом Анатольевичем оформили исходные данные, место расположения и т. д. Я был на заседании творческого совета РВИО. Председатель — Андрей Сергеевич Кончаловский.
Члены совета ‒ высший академический состав: руководители архитектурного института, глазуновской школы и прочие. Рассматривался ряд проектов обновления памятников к юбилейной дате Победы в Великой Отечественной войне. Их дали на разработку молодым скульпторам, были представлены макеты. Высокая комиссия отвергла их все: с винтовкой, с рюкзаком, с автоматом и прочее. Тогда же зарубили проект памятника создателям картины
«Андрей Рублев».
Когда дело дошло до обсуждения проекта Союза кинематографистов России, было предложено разработать с художниками не стереотипный памятник человека с киноаппаратом, а увековечить память о фронтовых кинооператорах какой-то стелой: брошенная камера, открылась кассета и вывалился кусок пленки. Вот такие были разработки.
Не знаю, пройдет ли на этом высоком заседании такой стандартный макет памятника. Акция замечательная, ее надо поддерживать, финансовый вопрос тут вторичен.

Ирина Гращенкова: — Будем ходить и убеждать, что нам Дзига Вертов завещал эту модель — Человек с киноаппаратом. А вместо этого молодой зритель подойдет и увидит, как течет
пленка из камеры. Это совершенно другое. Обратили внимание, что на ступеньках пятого корпуса «Мосфильма» стоит фигура оператора? Это человек с камерой, в очках, явно такой чахоточный, интеллигентный, какими, видимо, и были наши операторы. Я знаю, что в День победы на студии украшают эту фигуру. Я посмотрела бы на нее и сделала такого кинооператора, только большого.

Никита Михалков, председатель СК РФ: — Считаю, в общем, правильным, чтобы по Сеньке была шапка. Но не думаю, что нужно исходить из бюджета этого памятника. Потому что странная точка зрения: «Мы можем финансировать только стелу». – «Ах, ну, давайте хоть стелу».
Меняются люди, меняются руководители, а это должно остаться. И потом объяснять, что, к сожалению, хватило денег только на ограду, а назвали это памятником фронтовому кинооператору — так неправильно, я думаю. Во-первых, если будет принято решение, что конкретно этот памятник признан лучшим, то значит, надо на этом остановиться и добиваться того, чтобы этот лучший, по нашему мнению, памятник был установлен.
Другой разговор, что, конечно, нужно исходить из разумного. Делать памятник из материалов, которые сами по себе стоят огромных денег, наверное, нецелесообразно. Но это должен быть художественный образ и воплощение такое, чтобы он долго стоял и это было явлением. В нем должно быть угадано то, что являет собой знаковую фигуру фронтового кинооператора.
Думаю, нужно, в первую очередь, исходить не из количества денег, а из качества памятника.
В любом случае, мы должны абсолютно спокойно, ясно и твердо принять решение о том, что нравится нам. Потому что это памятник члену Союза кинематографистов России. А потом уже говорить: «Ну да, думали, он будет стоить столько, а он стоит столько». Это должно быть доказано, должно быть понятно. По остаточному принципу ставить памятник фронтовым  операторам стыдно.

Станислав Раздорский, режиссер-документалист: — Что бы мы здесь ни говорили, не нам
в конце концов решать, каким именно будет этот памятник и сколько он будет стоить. Конечно, это святое дело, никто не будет возражать. Я просто хочу осветить один маленький нюанс. Как человек, который больше половины своей жизни работал рядом с этими уникальными людьми, и как человек, который родился в Сталинграде, я очень недурно знаю мемориал на Мамаевом кургане. Когда поступал во ВГИК, я даже разговаривал с теми, кто его строил.
И сам наблюдал, какие люди приходят на этот Мамаев курган и как они реагируют на
то, что там до сих пор стоит вот уже сколько десятилетий.
Я видел, фотографировал, снимал, как люди реагируют на этот памятник. Самое потрясающее — больше всего времени, часами, особенно родственники погибших, стоят в зале славы. В этом пантеоне, где только фамилии. Именно внутри. Есть один нюанс, и он заключается в следующем: а количество операторов-фронтовиков нам известно? Сколько их? 250 — 260?
В этом, к сожалению, этическая проблема. Короче, я сказал главное: братцы, там стоят
часами. Читают и по десять раз перечитывают, и опять приходят, приводят внуков,
чтобы внук увидел фамилию своего деда.

Клим Лаврентьев: — Есть предложение: пусть Редакционная комиссия придумает формулировку. Не «памятник», а скульптурное, архитектурное отображение подвига фронтовых операторов. Вопрос один: кто этим дальше будет заниматься? Считаю, этим должна заниматься Гильдия кинооператоров СК РФ с привлечением Госфильмофонда России, сотрудников и генерального директора, киноклуба имени Владислава Микоши, Валерия Ивановича Фомина, киноведов и кинокритиков.
Что касается разговора по поводу фамилий. Есть опыт создания монументов по
всей стране. Там всегда оставляется место, и когда появляется имя погибшего, кото-
рый совершил подвиг вместе с этой группой, даже если там будет тысяча человек,
высекается фамилия тысяча первого. Фамилии должны быть обязательно.

Источник: www.unikino.ru


Материалы по теме:

1. В Москве подвели итоги голосования по выбору проекта памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны (30.04.2017)

2. Голосование за скульптурный проект памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны проводится в СК России (24.12.2016)