Фильм:
Александр Покрышкин
(год выпуска – 1945)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(3 части)

Правообладатель:
Фильм перешёл в разряд "Общественное достояние".

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, война, КПСС, личность, оборона

Ссылка на РГАКФД (5363)

О фильме

В фильм вошли кадры: легендарный лётчик Александр Покрышкин в бою, на получении награды в Кремле, в отпуске в Новосибирске, в освобожденном Бунцлау (Болеславец, Германия), допрашивает немецкого шпиона, на аэродроме; авиационное соединение Александра Покрышкина бомбардирует предместье Берлина. Маршал И.С. Конев на наблюдательном пункте.


Производство: Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ)

Создатели фильма:

Вошли съёмки операторов 1-го Украинского фронта:
Г. Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. Шейнин
Новосибирской студии кинохроники: Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв
Режиссёр: А. Гендельштейн
План и текст: В. Крепс
Текст читает: Л. Хмара
Ассистент режиссёра: Е. Козина
Редактор: А. Виноградова
Музыкальное оформление: Д. Блок, заслуженный деятель искусств
Звукооператор: В. Котов
Консультант: генерал-полковник авиации Н. Шиманов


СПРАВКА

Александр Иванович Покрышкин (1913 — 1985) — советский легендарный лётчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье фабричного рабочего. С детства много времени уделял учёбе. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. 
Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь‑инструментальщик.
В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.

Командующий сводным полком 1-го Украинского фронта генерал-майор Г.В. Бакланов и трижды Герой Советского Союза полковник А.И. Покрышкин со штандартом фронта перед началом Парада. 24 июня 1945 года.

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

Использованы материалы открытых источников, а также сайта РИА Новости.

Цитаты

Широко известен бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным "аэрокобр" рассеяла и повернула назад 27 бомбардировщиков Ю-87, которых прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала боем истребители противника, а остальные "соколиным ударом" (пикирование с высоты) расстреляли 12 "юнкерсов", четверых из них сбил Покрышкин. Возвращаясь на аэродром, он сжег пятый бомбардировщик.
В очерке "Хозяин неба - Александр Покрышкин" фронтовые корреспонденты Малышко и Верхолетов писали: "Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь". Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп".
Вскоре прославленный ас назовет в военной печати формулу своего успеха: "Высота - скорость - маневр - огонь".

Николай Грищенко (Российская газета; 19.03.2014), Источник