Сергей ХМЕЛЁВ

оператор, режиссёр

Полное имя:
Сергей Васильевич ХМЕЛЁВ

Дата рождения:
21 июня 1910
г. Барнаул, Алтайская губерния, Российская империя

Дата смерти:
17 августа 1992 (82 года)
г. Красноярск, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр

Краткая биография

Хмелёв Сергей Васильевич (21 июня 1910,  Барнаул — 17 августа 1992, Красноярск) — оператор документального кино[1]. Член Союза кинематографистов СССР с 09 июня 1959 года.

Один из старейших операторов «Союзкинохроники».

Кино увлекся в юности. Активный член Общества друзей советского кино (ОДСК).

С 1928 — оператор Барнаульского корпункта съемочной базы «Союзкинохроники» в Новосибирске / Новоси­бирской студии хроникально-документальных фильмов.

В 30-х годах участвовал в работе выездных киноредакций и кинопоезда «Союзкинохроники», организованного режиссером Александром Медведкиным. Редакция в составе режиссеров Я. БлиохаС. Бубрика, операторов Б. МакасееваС. Хмелева, асс. оператора П. Лампрехта выезжала на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты — «Кузнецкстрой», «Прокопьевск», «Одна из двух»; «Город металлургов» и многие другие.

С первых дней Великой Отечественной войны, работая над журналом «Сибирь на экране», параллельно по собственной инициативе вел наблюдение за событиями на призывных пунктах, предприятиях и в учреждениях города.

Кадров, снятые С. Хмелёвым, вошли в документальный фильм «Сибиряки-добровольцы» (1942). Съемки операторов Новосибирской студии кинохроники Н. Мелихова, Г. Цветкова и С. Хмелёва вошли в документальный фильм «Александр Покрышкин» (1945).

В послевоенные годы – корреспондент журнала «Сибирь на экране» по Алтайскому краю. 
С 1950 — оператор Западно-Сибирской студии кинохроники. 
Автор фильмов «По Иртышу», «Хлеб Алтая», «Сибирь зовет». 
В 1960 — 1970 — оператор Ростовской студии кинохроники (г. Ростовской-на-Дону).

Впоследствии жил в Красноярске.

______________________________
1. Даты жизни указаны в соответствии с информацией журнала «Культура Алтайского края» № 1/21, март 2016 года.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1933 — Поход на Север; оператор
1933 — Курорты Сибири; оператор
1935 — Горная Шория; оператор
1939 — Город сталинских металлургов; оператор
1942 — Добровольцы-сибиряки (производство вооружения на Уральских заводах; запись добровольцев-сибиряков в Красную Армию; проводы добровольцев на фронт; цех табачной фабрики; рыболовный промысел на реке Нарыме; подарки добровольцам-сибирякам: папиросы, рыба, икра; парад сибирских войск); производство: Новосибирская студия кинохроники; оператор; режиссер Н. Литвин (?)
1945 — Александр Покрышкин; режиссер А. Гендельштейн; вошли съёмки операторов 1-го Украинского фронта: Г. Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. БыковК. Кутуб-ЗадеА. ШафранС. Шейнин; Новосибирской студии кинохроники: Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв
1954 — Сборные железобетонные конструкции; производство: ЦСДФ; режиссеры: А. Хавчин, В. Шарапова; операторы: И. Грачев, П. Оппенгейм, Л. Панкин, Н. Старощук, С. Хмелев, Б. Циперман, А. Хавчин; художник М. Артамонов; звукооператор Д. Овсяников; диктор Л. Хмара
1955 — Мы живем в Кулунде; оператор
1957 — Хлеб Алтая; оператор
1958 — В горах Голубого Алтая; оператор
1958 — Сибирь зо­вет; производство: Новосибирская студия кинохроники; режиссер-оператор; редактор Е. Киржнер; звукооператор К. Волков; автор сценария Г. Пандерин
1960 — Начало большого похода; режиссер-оператор
1960 — Автоматическая линия; производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; оператор М. Полоскун; оператор
1960 — По Иртышу; режиссер-оператор
1969 — Трудовая вахта (производственные процессы в цехе синтетического волокна Курского комбината "Химволокно"); производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; режиссер Т. Зибинская; оператор
1969 — Рабочие – авторы песен (рабочие Курского завода "Аккумулятор" В. Булгаков и В. Лосев за работой в цехе; исполняют песни "Мой Курск" собственного сочинения); производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; режиссер Г. Денисенко; оператор 
1969 — Делегат III Всесоюзного съезда колхозников Н. С. Клоков; производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; режиссер Л. Мазрухо; оператор

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Железнодорожник ", "Сибирь на экране", "Новости дня " и др. 

1933 — Союзкиножурнал № 1/464; производство: Союзкино; режиссер Н. Бобров; операторы: Пятов, Писанко, Хмелев, Ошурков
1970 — Время № 21/1970. Парад участников Великой Отечественной; производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; режиссер Л. Мазрухо; оператор

_______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 215); персональная карточка оператора (отдел кадров СК России). Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино). 

Цитаты

[...]Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует назвать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте.  Чрезвычайно интересный опыт работ этой первой выездной киноредакции, демонстрировавшей на месте, т. е. в Донбассе, пять своих выпусков, к сожалению, остался совершенно не изученным. [...]
Характерное для наших киноработников пренебрежение изучением опыта работы на различных участках кинофронта сказалось и в данном случае с выездными киноредакциями. Вина за то, что вокруг изучения первого опыта работ выездных киноредакций не было создано атмосферы общественного внимания, падает в известной мере на самих работников этих редакций.
Организация выездной киноредакции, в которой пришлось работать нам, протекала уже в иных условиях. Тут необходимо отметить, что АРРК, членами которой являются авторы статьи, с самого же начала заинтересовалась организацией редакции. На специальном заседании секретариата АРРК было заслушано наше сообщение о предстоящей работе; ознакомившись и обсудив план работы редакции, АРРК этот план одобрила, дав нам со своей стороны ряд весьма ценных указаний.
Район деятельности нашей редакции — Западная Сибирь. В круг наших изданий входила работа на строительстве новых железных дорог, на Кузнецкстрое и шахтах Кузбасса, т. е. работа на том комплексе строящихся и действующих предприятий, который образует собой в основном сибирскую часть Урало-Кузнецкого комбината.
Ударность этого грандиозного строительства, необходимость помочь ему вступить в строй «518» в сроки, намеченные партией и правительством, «необходимость помочь ему перестроиться в соответствии с шестью условиями, выдвинутыми т. Сталиным, — все это определило характер нашей будущей работы и ее темпы.[...]
6 июля выездная киноредакция, в количестве пяти работников, снабженная, съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск.
По договоренности с новосибирскими краевыми организациями, редакция начала свою работу на стройке новой железной дороги Новосибирск — Ленинск, в частности на участке строительства железнодорожного моста через реку Обь. На этом объекте работы мы остановились, потому что он оказался одним из важнейших на всей стройке дороги и к тому ж не выходил из прорыва. Здесь, на стройке Обского моста, наша редакция засняла и выпустила два журнала: 
№ 1 «На ликвидацию прорыва» и № 2— «Равняйтесь по лучшим». После проведения просмотров этих выпусков как на стройке моста, так и в Новосибирске, киноредакция выехала на Кузнецкстрой. Здесь было заснято нами и выпущено 3 журнала: № 3 «За рационализацию», № 4 — «Штурм на ЦЭСе (центральная электростанция) и № 5 «За новые стройматериалы». Этими пятью выпусками и исчерпывается работа нашей редакции, так как по ряду технических причин снимать в шахтах Кузбасса нам не удалось, и в начале октября выездная киноредакция вернулась обратно в Москву. [...]

Яков Блиох, Самуил Бубрик, Источник