Кармазинский Николай Николаевич (17 мая 1990, Нижний Новгород — 08 сентября 1991, Москва) — один из первых советских режиссёров-кинодокументалистов. БеспартийныйЧлен Союза кинематографистов СССР с 1 июяя 1957 года.
В РККА с 15 июня 1919 года.
Окончил Литературно-художественный институт им. В. Брюсова.
В 1925 году начал работать в кино, главным образом в кинопериодике (первый номер «Совкиножурнала» вышел в конце 1925 года). С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин, помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский. (В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским).
В конце 20-х — начале 30-х годов — на Ленинградской фабрике «Союзкино». Режиссер фильмов «На помощь Нобиле», «Ледокол Красин» (оба 1928 года; оператор А. Богоров), «Осенний поход Балтфлота» (1929, совместно с И. Хмельницким), «Экзамен боевой готовности» (1930), «Сквозь льды и шторм» (1931) и др.
В 1932 году участвовал как режиссер в работе агитационного кинопоезда «Союзкинохроники» (киногруппой руководил кинорежиссёр Александр Медведкин), выезжал на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты.
«Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. Бубрик, С. Гуров, Н. Кармазинский, Ф. Киселёв, В. Ешурин, М. Трояновский, А. Кричевский и другие видные кинодокументалисты»
(Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981)
В последующие годы Николай Кармазинский состоял в переписке (материалы хранятся в Музее кино) с Александром Медведкиным, режиссёров связывали тёплые, дружеские отношения.
В августе 1934 года режиссёр Н. Кармазинский вместе с оператором И. Беляковым и его помощником С. Коганом поставили рекорд высокогорной съемки, приняв участие в массовой командирской альпиниаде Центрального Дома Красной Армии (Вторая "Альпиниада РККА" — крупнейшее массовое альпийское мероприятие 1934 года (на Восточную вершину поднимается 418 человек) — поход 9 колонн через перевалы Главного Кавказского хребта с восхождением на г. Эльбрус (Восточная вершина — 5595 м) — 276 чел. Начальник Клементьев В. Г., помполит Глаз А. И., начштаба Акодус Я. И., помначштаба Благовещенский В. А. — прим. ред.). Таким образом, впервые в истории кино, съемочная группа поднялась на самую высокую гору Европы — Эльбрус.
В 1938 году принял участие в создании фильма «Если завтра война» (игровой (батальный фильм на хроникальном материале); авторы сценарного плана: Ефим Дзиган, Михаил Светлов и Георгий Березко; режиссёры: Ефим Дзиган и Георгий Березко («Мосфильм»), Лазарь Анци-Половский («Лентехфильм»), Николай Кармазинский («Союзкинохроника»); оператор Евгений Ефимов («Союзкинохроника»).
Во время Великой Отечественной войны монтировал фильма и киножурналы.
Режиссер киножурналов «На защиту родной Москвы» (вып. № 5); «Все силы народа на разгром врага» (вып. № 2), «Союзкиножурнала».
Награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.
После окончания войны продолжил работу на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Монтировал событийные фильмы и киножурналы.
Данных нет.
1926 — 1 мая 1926
1926 — Памяти Феликса Дзержинского
1927 — Похороны Войкова; производство: Совкино; режиссер
1927 — Похороны П. Л. Войкова в Москве; производство: Совкино; режиссер
1928 — На помощь Нобиле (Ледокол "Малыгин" в Архангельском порту; на палубе строится площадка для самолета "Юнкерс", самолет на палубе готовится вылететь в порт; ледокол в океане); производство: Совкино; режиссер Н. Кармазинский; оператор А. Богоров
1928 — Ледокол Красин; режиссер
1929 — Весенний фельетон (по материалам зарубежной кинохроники); производство: Совкино; режиссер
1929 — На Бобруйских маневрах (Бобруйские маневры); полнометражный; производство: Совкино; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Беляков, С. Гусев, С. Давидсон, В. Ешурин
1929 — Осенний поход Балтфлота; производство: Совкино; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Хмельницкий; опеаторы: В. Н. Беляев, П. Паллей
1930 — Экзамен боевой готовности (маневры Балтийского флота); производство: Ленинградская фабрика Союзкино; режиссер Н. Кармазинский
1930 — Гиганты рапортуют; полнометражный; производство: Совкино; режиссер Н. Кармазинский; операторы: В. Ешурин, А. Брантман
1930 — Навстречу третьему (в фильме показаны: электростанций, стройки, Турксиб, Кузнецкстрой, Днепрострой; уборка урожая комбайнами на полях, вступление крестьян в колхозы; арест "вредителей" на Люберецком заводе, добыча угля в Донбассе и др.); производство: Союзкино; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Посельский
1930 — На Западе перемены (по материалам зарубежной кинохроники); производство: Союзкино; режиссеры: Н. Кармазинский, Н. Соловьев
1931 — Сквозь льды и шторм (о 2-м арктическом походе ледокола "Литке"); производство: Совкино; режиссер Н. Кармазинский; оператор А. Тамм
1931 — Большой поворот (советские и иностранные рабочие на строительстве шарикоподшипникового завода); производство: Союзкинохроника; режиссер Н. Кармазинский; оператор С. С. Лебедев
1931 — Фильм-письмо (письмо рабочим и работницам октябрьского рудника и 1-й фабрики-кухни от рабочих рудника им. товарища Шварца); режиссер Н. Кармазинский; оператор Е. Богоров
1931 — К белому пятну Арктики (фильм об экспедиция советских ученых на Северную землю на ледокольном пароходе "Георгий Седов"); полнометражный; совместно с П. Новицким
1932 — Газета № 4 (Кинопоезд Союзкинохроники)
1932 — На Западе перемены (смонтирован из кинохроники зарубежных стран); совместно с Соловьёвым
1932 — Как поживаешь, товарищ горняк? (Як живеш, товариш гірняк?)
1932 — Пуск Днепростроя; режиссер
1933 — XVI-тый Октябрь (киножурнал); Производство: Союзкинохроника и ф-ка Союзфильм;
совместно с И. Сеткиной
1933 — Мария Лаптева; производство: Ростовская фабрика Союзкинохроники; режиссер Ростовская-на Дону студия кинохроник; режиссер Н. Кармазинский; оператор Т. Бунимович
1934 — Праздник силы и ловкости (о праздновании 15-й годовщины 1-й Конной армии)
1934 — Альпиниада РККА (Восхождение на вершину горы Эльбрус); полнометражный; операторы: И. Беляков, А. Карпов, Б. Харькевич
1934 — Незабываемый день. День авиации (посещение И. Сталиным, К. Ворошиловым Центрального аэроклуба в Тушино; операторы: Н. Вихирев, С. Гусев, Б. Макасеев, Д. Рымарев, А. Семененко
1935 — Овладеем техникой (о необходимости повышения квалификации рабочих промышленных предприятий)
1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство: Союзкинохроника и "Союзтехфильм"; режиссеры: Н. Кармазинский, Л. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; операторы: А. Лебедев и др.; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран, Б. Верховский
1935 — Куйбышев (фильм посвящен В. В. Куйбышеву; вошли хроникальные кадры разных лет); производство: Союзкинохроника; режиссер Н. Кармазинский; операторы: нет данных; звукооператоры: С. Семенов, С. Ренский, А. Вольский
1936 — К событиям в Испании. Спецвыпуск № 1; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1936 — 1939 (?) Мадрид в огне; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — Год 19-й
1937 — Сталинградский тракторный завод; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: В. Василенко, Н. Николаев
1937 — По ленинскому пути; полнометражный; совместно с И. Копалиным
1938 — Всенародный праздник (фильм о выборах в Верховные Советы союзных и автономных советских социалистических республик); совместно с И. Сеткиной, М. Фиделевой
1938 — Если завтра война (пропагандистский игровой фильм; в основе фильма о готовности Красной Армии дать отпор врагу — документальные кадры, снятые во время манёвров); полнометражный; Производство: Главное управление кинематографии кино-студия «Мосфильм»; авторы сценарного плана: Ефим Дзиган, Михаил Светлов и Георгий Березко; режиссёр-постановщик: Ефим Дзиган; текст песен: Василий Лебедев-Кумач; композиторы: Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс; режиссеры: Лазарь Анци-Половский («Лентехфильм»), Георгий Березко («Мосфильм»), Николай Кармазинский («Союзкинохроника»); оператор: Евгений Ефимов («Союзкинохроника»); асс. оператора: Н. Большаков; монтажер: В. Обдиркина; звукооператор: В. Лещев; звукооформление: Е. Кашкевич; художник: М. Тиунов; директор бригады фильма: Е. Сергеев
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; совместно с В. Ерофеевым
1942 — Отомстим! (кинодокументы о пострадавших, погибших в результате карательных акций, действий гестапо, вооруженных сил Германии мирных жителей и солдат Красной Армии)
1943 — Кинорепортаж о поточном методе производства в легкой промышленности; режиссер Н. Кармазинский; оператор О. Рейзман; автор сценария А. Попов; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1943 — Всесоюзная инструментальная конференция; режиссер Н. Кармазинский; оператор А. Шафран; ассистент режиссера К. Кулагина; звукооператор В. Нестеров
1943 — Любимая дочь советского народа (Памяти Марины Расковой); режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Беляков, Б. Макасеев, К. Писанко, С. Семенов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры В. Котов, Г. Фомин
1944 — Летающие крепости (Генералы Перминов и Кесслер (США) инспектируют авиабазу "летающих крепостей"); режиссер Н. Кармазинский; операторы: Л. Котляренко, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шоломович, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1948 — Во льдах Белого моря; режиссер Н. Кармазинский; операторы: С. Коган, Е. Лозовский
1949 — Пребывание в СССР делегации крестьян Чехословакии; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Н. Вихирев, И. Голомб, Т. Дупленский, М. Каюмова, А. Ковальчук, С. Коган, Н. Константинов
1949 — Плоды колхозного труда; режиссер Н. Кармазинский; оператор М. Лифшиц
1955 — Югославские футболисты в Советском Союзе; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, И. Грачев, А. Грек, А. Зенякин, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Е. Мухин; комментатор В. Синявский
1956 — Футболисты Индонезии в Советском Союзе; режиссер И. Кармазинский; операторы% Н. Генералов, Л. Зайцев, Е. Федяев; звукооператор И. Воскресенская
1956 — Мастера искусств Бирмы в Советском Союзе; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Горчилин, Л. Зайцев, И. Филатов; звукооператор Е. Уманский; авторы текста: Е. Козырев, Т. Осипов
1956 — Праздник в Тунисе; режиссер Н. Кармазинский; режиссер-оператор В. Трошкиным; композитор А. Соколов-Камин
1956 — Болгарские моды; режиссер Н. Кармазинский; оператор Е. Федяев; автор текста Т. Осипов; звукооператор В. Марина
1957 — Советский павильон на ярмарке в Измире (торжественное открытие 26-й Международной торговой ярмарки в Измире); режиссер Н. Кармазинский; операторы: Б. Макасеев, А. Савин; автор текста Л. Суетина; звукооператор Д. Овсяников
1957 — На ярмарке в Познани; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Грачев, И. Горчилин; диктор Р. Выгодский; звукооператор В. Марина
1958 — Мост дружбы (пребывание в СССР делегации Евангелической Церкви Германии); режиссер Н. Кармазинский; операторы: Л. Зайцев, К. Пискарев, В. Штатланд; автор текста Ю. Смирнитский; звукооператор С. Ключевский
1958 — Праздник православия (празднование 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной церкви); полнометражный; режиссер Н. Кармазинский; операторы: А. Щекутьев, А. Листвин, А. Софьин, В. Страдин, В. Штатланд; звукооператор В. Марина; автор текста В. Фартучный.
Режиссёр киножурналов: "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Социалистическая деревня", "Московская кинохроника", "Новости дня", "Советское искусство" и др.
1937 — К событиям в Испании. Выпуск № 20; монтаж совместно с В. Ерофеевым; оператор:
Р. Кармен
1941 — На защиту родной Москвы. Вып. №5
1941 — Все силы народа на разгром врага. Вып. №2
1942 — Союзкиножурнал № 62; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, А. Шафран, П. Оппенгейм, Г. Петров, С. Гусев, А. Рубанович, И. Таги-Заде, Д. Шоломович, М. Прудкин.
[...]При последнем шаге вдруг развертывается панорама всего Кавказа. На юге опять виден Арарат, и это больше всего поражает. До него от Эльбруса километров триста. К востоку и к западу глаз скорее угадывает, чем видит, море. На севере над степями в безграничную даль залегло облачное море. Оно залито солнцем и медленно колышется в нежном молочном блеске...
Сергей Анисимов. Поход на Эльбрус (Изд.: Учпедгиз, Москва, 1936 год), Источник
Панорама захватывающая, но немногие осознают ее. Теперь усталость берет свое. Потом в Москве она вспыхнет в воображении и останется навсегда. Усталость не дает пережить восторга достижения поставленной цели. Но те, кто, дойдя до высшей точки Эльбруса, сохранили полностью свои силы, готовы кричать, петь, стрелять из револьвера. Хочется во что бы то ни стало чем-то проявить себя. Группа слушателей Авиоакадемии затягивает «Марш летчиков».
— Прекратить! - раздается команда начальника эшелона. И не зря. Петь и напрягать горло не следует,— легко могут порваться сосуды, и хлынет кровь так, что не остановишь.
Двигаться и что-нибудь делать на вершине необычайно трудно. Тяжело даже просто поднять руку, а кинооператор Беляков и режиссер Кармазинский почти целый час подряд вели здесь съемку, направляя свой аппарат. Они с носильщиками-балкарцами—Исупом Тиловым и Магометом Кочкаровым—явились на вершину первыми, втащив аппарат весом 40 кг, и встречали, крутя ручку, отделение за отделением весь эшелон, который подвигался к вершине в течение почти целого часа. Так владеть своими способностями на вершине редко кто может. Это «чудо» достается немногим. Для этого нужно быть очень тренированным. Но зато теперь в фильме «Альпиниада РККА» можно на экране видеть, как командиры, карабкаясь и вылезая из снежной траншеи на площадку вершины в виде закутанных кукол, вдруг снимают очки, маски, и раскрываются улыбающиеся блаженные лица в ощущении достигнутой вершины. Марш кончен, и больше ничего не нужно.
Вершина! Вершина!
И все эти радостные фигуры — документы кинофильма — движутся на фоне безмерно широкой панорамы Главного Кавказского хребта.[...]
[...]В конце 30-х годов на экраны страны вышли «художественно-документальные» фильмы о будущей войне – «Если завтра война», «Первый удар», «Эскадрилья № 52», «Танкисты». Они основывались на лозунге К.Е. Ворошилова: «побеждать малой кровью на чужой земле, могучим ударом». Но, помимо прочего, эти фильмы несли и определённый смысловой подтекст: очистившаяся от «врагов народа» Красная Армия во главе с Ворошиловым и Будённым стала ещё сильнее и сможет могучим ударом (экран заполняли воздушные армады, масса танков, кавалеристские лавы) смести с лица земли любого противника. «С нами Сталин родной и железной рукой нас к победе ведёт Ворошилов» – бодро пелось с крана.[...]
Владимир Баскаков, киновед, доктор искусствоведения, Источник
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также сайта www.alpklubspb.ru. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; журнал «Советское кино» № 4 за 1934 год. Фотографии: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).