Николай КАРМАЗИНСКИЙ

режиссёр

Полное имя:
Николай Николаевич КАРМАЗИНСКИЙ

Дата рождения:
17 мая 1900
Нижний Новгород, Российская Империя

Дата смерти:
08 сентября 1991 (91 год)
Москва, СССР

Профессии:
режиссёр

Краткая биография

Окончил Литературно-художественный институт им. В. Брюсова.
В 1925 году начал работать в кино, главным образом в кинопериодике.
В 1932 году участвовал как режиссер в работе агитационного кинопоезда «Союзкинохроники» (киногруппой руководил кинорежиссёр Александр Медведкин), выезжал на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты.
В августе 1934 года режиссёр Н. Кармазинский вместе с оператором И. Беляковым и его помощником С. Коганом поставили рекорд высокогорной съемки, приняв участие в массовой командирской альпиниаде Центрального Дома Красной Армии (Вторая "
Альпиниада РККА"— крупнейшее массовое альпийское мероприятие 1934 года под руководством А. Глансберга; — прим. ред.) . Таким образом, впервые в истории кино, съемочная группа поднялась на самую высокую гору Европы — Эльбрус.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1926 — 1 мая 1926
1926 — Памяти Феликса Дзержинского
1928 — На помощь Нобиле
1928 — Ледокол Красин
1929 — Весенний фельетон
1929 — Осенний поход Балтфлота
1930 Гиганты рапортуют
1930 Навстречу третьему (в фильме показаны: электростанций, стройки, Турксиб, Кузнецкстрой, Днепрострой. уборка урожая комбайнами на полях, вступление крестьян в колхозы; арест "вредителей" на Люберецком заводе, добыча угля в Донбассе и др.)
1931 — Сквозь льды и шторм (о 2-м арктическом походе ледокола "Литке")
1931 Большой поворот
1931 — Фильм-письмо (письмо рабочим и работницам октябрьского рудника и 1-й фабрики-кухни от рабочих рудника им. товарища Шварца)
1931 — К белому пятну Арктики (фильм об экспедиция советских ученых на Северную землю на ледокольном пароходе "Георгий Седов"); полнометражный; совместно с  П. Новицким
1932 — Як живеш, товариш гірняк? / Как поживаешь, товарищ горняк? (девятиминутный немой фильм с титрами на украинском языке; фильм давал понять, что начальство «Октябрьской» разворовало отпущенные на обустройство быта средства)
1932 — Газета № 4 (Кинопоезд Союзкинохроники )
1932 — На Западе перемены (смонтирован из кинохроники зарубежных стран); совместно с Соловьёвым
1933 — XVI-тый Октябрь (киножурнал); Производство: Союзкинохроника и ф-ка Союзфильм; 
совместно с И. Сеткиной 

1933 Мария Лаптева; Производство:  Ростовская фабрика Союзкинохроники
1934 — Праздник силы и ловкости (о праздновании 15-й годовщины 1-й Конной армии)
1934 — Альпиниада РККА (Восхождение на вершину горы Эльбрус); полнометражный; операторы: И. Беляков, А. Карпов, Б. Харькевич
1934 — Незабываемый день. День авиации (посещение И. Сталиным, К. Ворошиловым Центрального аэроклуба в Тушино; операторы: Н. Вихирев, С. Гусев, Б. Макасеев, Д. Рымарев, А. Семененко
1935 — Овладеем техникой ( о необходимости повышения квалификации рабочих промышленных предприятий)

1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство:  Союзкинохроника и "Союздетфильм";
совместно с режиссерами: Л. Анцы-Половским, С. Бубриком, П. Малаховым
1935 Куйбышев (фильм посвящен В. В. Куйбышеву; вошли хроникальные кадры разных лет)
1936 — К событиям в Испании. Спецвыпуск № 1; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1936 — 1939 (?) Мадрид в огне; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — Год 19-й
1937 — Сталинградский тракторный завод
1937 — По ленинскому пути; полнометражный; совместно с И. Копалиным
1937 — К событиям в Испании. Выпуск № 20; монтаж совместно с В. Ерофеевым; оператор: 
Р. Кармен
1938 — Всенародный праздник (фильм о выборах в Верховные Советы союзных и автономных советских социалистических республик); совместно с  И. Сеткиной, М. Фиделевой
1939 — Если завтра война; игровой: Производство: Мосфильм; совместно с Е. Дзиганом, Л. Анци-Половским, Г. Березко
1940 —  Всесоюзная сельскохозяйственная выставка; полнометражный; совместно с В. Ерофеевым
1941 На защиту родной Москвы. Вып. №5
1941 Все силы народа на разгром врага. Вып. №2
1942 — Отомстим! (кинодокументы о пострадавших, погибших в результате карательных акций, действий гестапо, вооруженных сил Германии мирных жителей и солдат Красной Армии)
1943 — Кинорепортаж о поточном методе производства в легкой промышленности
1943 — Всесоюзная инструментальная конференция
1943 — Любимая дочь советского народа (Памяти Марины Расковой)
1944 — Летающие крепости (Генералы Перминов и Кесслер (США) инспектируют авиабазу "летающих крепостей")
1948 Во льдах Беломорья
1956 Мастера искусств Бирмы в Советском Союзе
1956 Праздник в Тунисе; совместно с В. Трошкиным
1957 — Советский павильон на ярмарке в Измире (торжественное открытие 26-й Международной торговой ярмарки в Измире)
1957 — На ярмарке в Познани
1958 — Мост дружбы (пребывание в СССР делегации Евангелической Церкви Германии)
1958 — Праздник православия (празднование 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной церкви); полнометражный

КИНОПЕРИОДИКА:
Режиссёр киножурналов "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Социалистическая деревня", "Московская кинохроника", "Новости дня", "Советское искусство".

[Страница дополняется материалами]

Цитаты

При последнем шаге вдруг развертывается панорама всего Кавказа. На юге опять виден Арарат, и это больше всего поражает. До него от Эльбруса километров триста. К востоку и к западу глаз скорее угадывает, чем видит, море. На севере над степями в безграничную даль залегло облачное море. Оно залито солнцем и медленно колышется в нежном молочном блеске...
Панорама захватывающая, но немногие осознают ее. Теперь усталость берет свое. Потом в Москве она вспыхнет в воображении и останется навсегда. Усталость не дает пережить восторга достижения поставленной цели. Но те, кто, дойдя до высшей точки Эльбруса, сохранили полностью свои силы, готовы кричать, петь, стрелять из револьвера. Хочется во что бы то ни стало чем-то проявить себя. Группа слушателей Авиоакадемии затягивает «Марш летчиков».
— Прекратить! - раздается команда начальника эшелона. И не зря. Петь и напрягать горло не следует,— легко могут порваться сосуды, и хлынет кровь так, что не остановишь.
Двигаться и что-нибудь делать на вершине необычайно трудно. Тяжело даже просто поднять руку, а кинооператор Беляков и режиссер Кармазинский почти целый час подряд вели здесь съемку, направляя свой аппарат. Они с носильщиками-балкарцами—Исупом Тиловым и Магометом Кочкаровым—явились на вершину первыми, втащив аппарат весом 40 кг, и встречали, крутя ручку, отделение за отделением весь эшелон, который подвигался к вершине в течение почти целого часа. Так владеть своими способностями на вершине редко кто может. Это «чудо» достается немногим. Для этого нужно быть очень тренированным. Но зато теперь в фильме «Альпиниада РККА» можно на экране видеть, как командиры, карабкаясь и вылезая из снежной траншеи на площадку вершины в виде закутанных кукол, вдруг снимают очки, маски, и раскрываются улыбающиеся блаженные лица в ощущении достигнутой вершины. Марш кончен, и больше ничего не нужно.
Вершина! Вершина!
И все эти радостные фигуры — документы кинофильма — движутся на фоне безмерно широкой панорамы Главного Кавказского хребта.
Начальник эшелона зарегистрировал отдельно каждого из вошедших. Всего 86 человек. Успех небывалый. Первый эшелон уже предопределил блестящий успех всей Альпиниады. Но отдаваться сознанию его нельзя: некогда. Надо торопиться со спуском. До наступления темноты надо непременно спустить весь эшелон в «Приют одиннадцати», иначе могут быть несчастья. В снежных пустынях Эльбруса спуск в темноте небезопасен, а половина восьмого уже наступает ночь.
Киносъемка закончена, и раздается команда:
— Спуск!
Инструкторы замыкают эшелон, следят, чтобы кто-нибудь не отстал. Всем жалко уходить с вершины Эльбруса: ведь, может быть, всего один раз в жизни и удалось побывать на нем. Но сердце тянет всех вниз...
Гуськом, друг за другом, летят вниз по снежной траншее на седловине. Спуск в противоположность подъему идет чрезвычайно быстро и совсем не так стройно. Одни обгоняют других. Шагают «семимильными шагами», прыгают, бегут, летят. Наиболее усталых двух-трех человек инструкторы спускают на плаще, как на салазках, и не устают командовать, чтобы строго держались «тропы».
Магомет Кочкаров с тяжелым киноаппаратом идет позади. Перед ним один из командиров с протоптанной дороги сбивается в сторону.
— Иди по дороге! — кричит Магомет, чтобы командир не сбивался со следа. Но тому хочется бежать по нетронутому снегу. И вдруг на глазах у Кочкарова — «был человек... нет человека... пропал человек».
Магомет в ужасе бежит туда, где он был... Вслед за ним подбегает инструктор, замыкавший спуск. И они видят в трещине легкомысленного альпиниста. К счастью, она неглубока, и с помощью альпийской веревки его быстро достают. Все обошлось благополучно, без серьезных ушибов. Командир, сконфуженный, как школьник, бежит дальше вниз, старательно держась протоптанной эшелоном «тропы».
Подъем длился тринадцать с половиной часов, а спуск занял всего три часа. Все двигались быстро, несмотря на усталость, как падающее по наклону тело, ускоряя и ускоряя шаг. Сердце сразу стало работать легче, но очень трудно на спуске коленным мышцам, и ноги под конец почти у всех начинают дрожать. Всем хочется только отдыха. Никто уже не замечает феерии вечерней зари на Главном хребте. Теперь всем не до нее. Лишь бы скорее добраться до палаток, до спального мешка; сделать хоть глоток горячего чая. Во рту так пересохло, что язык прилипает к гортани. Все сосредоточенно молчат. Ни клюквенный морс, ни кислые конфеты не идут в горло. Руки опять мерзнут, и опять холодно ногам. Температура снова — 5°. Последние шаги к «Приюту одиннадцати» особенно тяжелы, но в семь часов весь эшелон в полном составе возвратился в лагерь. Никто не обморозился. Никто не ушибся. Только лица у всех припухли от солнца и ветра. Но никому нет дела до своей красоты. Все растягиваются — кто на камнях, кто в палатках, кто на койках приюта. Товарищи отвязывают друг у друга кошки, снимают горные ботинки весом в два килограмма.
— Пить! пить! пить!..

Сергей Анисимов. Поход на Эльбрус (Изд.: Учпедгиз, Москва, 1936 год), Источник