Полное имя:
Александр Иванович МЕДВЕДКИН

Дата рождения:
03 марта 1900
г. Пенза, Пензенская губерния, Российская империя

Дата смерти:
19 февраля 1989 (88 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, начальник фронтовых киногрупп, сценарист

Краткая биография

Медведкин Александр Иванович (19 февраля (03 марта) 1900, Пенза[1] — 19 февраля 1989, Москва).  Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (1979). Член ВКП(б) — КПСС с 1920 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.

В 1916 — 1919 — учился в среднем-техническом училище на механическом факультете.[2]

Участвовал в Гражданской войне как политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороныРуководил самодеятельным солдатским театром гротеска и буффонады.

В мае — сентябре 1919 — старший десятник 12-го военно-полевого строительства 10-й армии Южного фронта.
В сентябре 1919 — марте 1923 — адъютант, начальник клуба 31-го кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии.
В марте 1923 — феврале 1924 — начальник политотдела 6-й кавалерийской дивизии.
В феврале 1924 — июне 1925 — старший инструктор Главного политуправления красной Армии.

С апреля 1927 — ассистент режиссера кинофабрики «Госвоенкино».
С сентября 1929 — режиссер Московской кинофабрики «Совкино» (позже «Союзкино»).

В сентябре 1931 года организовал кинопоезд «Союзкинохроники».

В январе 1932 — марте 1933 — руководил агитационным кинопоездом «Союзкинохроники», выезжал на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. Боевые рейды "кинопоезда" принесли режиссеру легендарную известность.

Кинопоезд имени К.Е. Ворошилова вышел на крупнейшие стройки страны 15 января 1932 года. Бригада кинопоезда насчитывала 32 человека — режиссёр, кинооператор и работники технических служб. За перый год работы кинопоезда было снято 72 фильма полезным метражом около 25 тысяч метров. В вагонах кинопоезда размещались кинофотолаборатории, монтажная, мультцех, редакция, типография, электростанция.
За 1932 — 1934 годы кинопоезд А. Медведкина совершил 12 рейсов. За это время кинобригада выпустила более сотни киногазет, киноочерков, фельетонов, комедий, мультшаржей, киноплакатов, инструктивно-технических и учебных фильмов.

С марта1933 года режиссер Московской кинофабрики «Союзфильм» (позже киностудия «Мосфильм»).

В 1934 году Медведкин поставил, по мнению критики, свой лучший фильм — лубочно-сатирическую притчу "Стяжатели" (прокатное название "Счастье"), высоко оцененную как при первых показах в СССР (С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным).
 "Счастье" — последняя немая комедия отечественного кино. Фильм вышел на экраны в начале 1935 года. Зритель, к сожалению,  не оценил уникальные художественные достоинства киносатиры Медведкина.

Александр Медведкин. Шарж. 1937 год. Художник: Венц Константин Михайлович.
Источник: Музей кино.

Новаторский фильм «Новая Москва» (1938), получивший резкие критические отзывы в газетах «Правда» и «Известия», не был показан зрителям[3].

В 1939 году Александр Медведкин снимает один из первых советских цветных документальных фильмов по системе П.М. Мершина — «Цветущая юность» (продолжительность 18 мин. (2 части, 493 м), 35 мм) о параде физкультурников, проходившем в Москве 18 июля 1939 года. Совместное производство киностудий: «Мосфильм» и «Ленфильм». Фильм хранится в РГАКФД. Восстановлен киноведом Николаем Майоровым.

В сентябре 1941 — марте 1943 — заместитель директора Бакинской киностудии художественных фильмов.

В 1943 — 1945 — режиссер и художественный руководитель фронтовых киногрупп.

  • С 25 сентября 1943 — начальник киногруппы Западного фронта.
  • В июне 1944 — марте 1945 — начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта.

По инициативе А. И. Медведкина в 1944 году были организованы группы (32 человека) киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой.

По ленд-лизу в наши ВВС они (американцы) поставили более 500 портативных кинокамер фирмы "Белл-Хоуэлл" с 16-мм пленкой для установки их на самолеты в качестве кинопулеметов. Возникла идея "привинтить" американскую камеру к прикладу советского автомата ППШ и сделать советско-американский киноавтомат! В качестве источника питания — два десятикилограммовых аккумулятора на плечи и — в бой! Организатором первой сержантской группы из 16 киноавтоматчиков, которую бросили снимать бои за Кенигсберг, стал капитан Лыткин.
 Николай КАЧУК, Опубликовано: 01 июня 2017 года; СБ Беларусь сегодня

У памятника кайзеру Вильгельму. Кёнигсберг (в районе королевского замка). Весна 1945 года.  На фото (слева направо): начальник киногруппы А. Медведкин, режиссер Ф. Киселев, кинооператор И. Панов. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

В Музее кино хранится План обучения сержантов-кинооператоров (8 м.п. листов), составленный Г. А. Голубовым; задания операторам по Кенигсбергу — составлены А. Медведкиным, подписаны другим лицом (подпись неразборчива). 

Кинооператор Николай Лыткин под руководством А.И. Медведкина обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки непосредственно во время ведения боя. 

Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев).

С июня 1945 по 1948 год работал на киностудии «Мосфильм».
В 1947 году окончил Университет марксизма-ленинизма.
В 1947 году А.И. Медведкин вошел в состав Художественного совета «Союзмультфильма» (Приказ министра от 11.06.47г.)[4]. В период с 1947 по 1948 гг. им подготовлен ряд сценариев для киностудии в жанре политической сатиры: «Скорая помощь», «Красная Шапочка» (совместно с  М.С. Пащенко), также работал над сценарием «Осел-опекун» («Тень осла») и рядом других сценариев. 
В 1949 году выведен из состава Худсовета «Союзмультфильма» за допущение ошибок, выразившихся в производстве порочного в идейном и художественном отношении фильма «Скорая помощь» (режиссер Л. Бредис) и непроизводительных расходах государственных средств[5]. Мультфильм 
«Скорая помощь» остался единственной реализованной работой Александра Медведкина на киностудии «Союзмультфильм».
С февраля 1949 по май 1955 года работал на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1954 — 1956 гг. возглавил группу операторов, снимавших освоение целинных земель.
В мае 1955 — апреле 1959 гг. работал на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
Полнометражная игровая комедия о  покорителях целины «Беспокойная весна» (Производство Алма-Атинской киностудии художественных  и хроникальных фильмов; 1956) была расценена критикой как неудача. 
С апреля 1959 по феврале 1989 — режиссер ЦСДФ.

С конца 1950-х гг. работал в жанре политического фильма.

1977 год. 1-й Фестиваль молодых документалистов ЦСДФ. Приз режиссеру Евгении Головня вручает Арександр Медведкин. На фото сидят (слева направо) режиссеры: Леонид Кристи, Виктор Лисакович, Леонид Рошаль (справа на фото). Фото из личного архива Евгении Головня.

В конце 1970 — начале 1971 года у режиссера Михаила Ромма возникла конфликтная ситуация с  Александром Медведкиным по поводу заимствования последним эпизодов из его сценария фильма «Мир сегодня» (рабочее название «Великая трагедия») для фильма «Ночь над Китаем».  В Музее кино сохранились письма М. И. Ромма и А. И. Медведкина на имя Председателя Госкино СССР А. В. Романова. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ №№ 88810278881645)

____________________________________
1. Дата рождения — 19 февраля 1900 года (по старому стилю) указана в соответствии с данными Госархива Пензенской области (— Ф. 182, — Оп. 6, — Ед. хранения 326, — Л. 14 об — 15 (записи в метрической книге Богоявленской церкви г. Пензы за 1900 год фонда Пензенской духовной консистории).
По другим данным родился 23 февраля 1900 года (по старому стилю). (Источник: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 346) со ссылкой на архивы: ГЦМК (— Ф. 1), РГАЛИ (фонд 2944, — Оп. 28, — Ед. хр. 972))
Свой день рождения А.И. Медведкин отмечал 08 марта (по новому стилю).
2. Личное дело сотрудника Центральной студии документальных фильмов режиссера Александра Ивановича Медведкина, хранящееся в Музее кино. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19377201)
3Вновь картина «Счастье» была открыта в 1960-е годы, когда ее обнаружил в запасниках Госфильмофонда киновед Виктор Демин. Советские чиновники от кино посчитали ленту слишком авангардистской для демонстрации широкому зрителю, зато она была с восторгом встречена левой кинематографической общественностью за рубежом, в частности, во Франции. Высоко ценили «Счастье» и вообще все творчество Медведкина известные режиссеры Крис Маркер (Chris Marker) и Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard). В 70-е годы фильм часто показывали по телевидению в европейских странах и в США. Источник: www.vokrug.tv.
4. Источник: журнал «Киноведческие записки» № 49 за 2000 год
5. Там же.

СЕМЬЯ

Родился в семье железнодорожного машиниста. В метрической записи фамилия его отца значится как Медвежкин.[1]
Жена —  Медведкина (Волкова) Вера Ивановна.
Дочь  Медведкина Чонгара Александровна, преподавала английский язык в МАИ.
Внук — Александр Ярославович Ляпунов (род. 21 марта 1952, Москва) — советский авиаконструктор. Авторству Ляпунова А.Е. принадлежат более 30 патентов на изобретения.

____________________________________
1. Данные Госархива Пензенской области.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

09 мая в составе шествия «Бессмертный полк» прошла колонна от Союза кинематографистов с портретами фронтовых кинооператоров и кинематографистов-фронтовиков. Москва, 09 мая 2018 года. Фото Ильи Бриткина.

  • В 1976 году, на ЦСДФ режиссёр Е. Легат снял фильм «Покой нам только снится» (4 части, черно-белый). Фильм–портрет о кинопублицисте, народном артисте РСФСР А. И. Медведкине, созданный к 75-летию со дня его рождения. В фильме использованы фрагменты из сатирических, художественных фильмов А.И. Медведкина: "Счастье", "Держи вора", "Дурень, ты дурень!", "Фрукты-овощи", "Чудесница", "Мы ждем Вас с победой!" (фильм-концерт), "Освобожденная земля", "Беспокойная весна", "Склероз совести", "Ночь над Китаем".
  • Кинорежиссёр-документалист Александр Медведкин в сюжете "Дело его жизни"; киножурнал Хроника наших дней 1985 № 27.
  • В декабре 1967 года на завода "Родиасета" в Безансоне была создана киногруппа из рабочих, ничего не знавших о традиционных рецептах производства кино.
    По предложению Криса Маркера, группе было присвоено имя советского режиссера-новатора Александра Ивановича Медведкина. Участники группы прошли курсы, на которых преподавали специалисты, прибывшие для этого из Парижа. Руководителем группы имени Медведкина в Безансоне стал Поль Сэб. Первые съемки группы были сделаны во время майских событий 1968 года. Эти фильмы рассказывали о профсоюзной деятельности, забастовках, трудовых буднях и проблемах рабочего класса. (Источник:  Крис Маркер: воспоминания о будущем)

  • В начале 1970-х гг. во Франции, Чили, Алжире были созданы группы «МедведКино», объединившие "левых" кинематографистов, членов рабочих киноклубов.
  • В 1971 году вышел документальный фильм Криса Маркера «Поезд в пути».

  • В 1992 году — через 3 года после смерти Медведкина, во Франции вышел 120-минутный документальный фильм Криса Маркера "Последний большевик" (The Last Bolshevik), рассказывающий историю режиссера, на протяжении всей своей жизни искренне верующего в коммунизм, чьи фильмы были неоднократно запрещены в СССР. В фильм вошли интервью Льва Рошаля, Юлия Райзмана, Николая Изволова, лично знавшими режиссёра, интервью Медведкина и его дочери, а также фрагменты фильмов мастера.
    «Последний большевик» — смотрите онлайн.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

РЕЖИССЁР

1930 — Держи вора  
1930 — Полешко 
1931 — ...Дурень, ты, дурень! (в основе сюжета — похождения волокитчика Ивана Ивановича Дурня, руководителя одной из крупных новостроек); оператор Н. Юдин; асс. оператора В. Масленников
1931 — Про белого бычка 
1931 — Фрукты-овощи 
1932 — Дыра 
1932 — Западня 
1932 — Про любовь
1932 — Тит


1934 — Счастье ("Сказка о горемычном стяжателе Хмыре, его жене Анне, о сытом соседе Фоке, а также о попе, о монашках и других чучелах. Посвящается последнему колхозному лодырю"); производство: Москинокомбинат; режиссер и автор сценария; оператор: Г. Троянский; художник: А. А. Ауткин
1936 — Чудесница  
1938 — Новая Москва; игровой; Производство: Мосфильм; автор сценария и режиссер-постановщик
1939 — Цветущая юность; производство: "Мосфильм" и "Ленфильм"; экспериментальный цветной фильм о параде физкультурников 18 июля 1939 года.
1941 — Мы ждем вас с победой; совм. с И. Траубергом
1946 — Освобожденная земля 
1948 — Слава труду; совм. с Р. Григорьевым, М. Славинской
1954 — Первая весна (об освоении молодёжью целинных земель в Казахстане); полнометражный; совм. с И. Посельским
1956 — Беспокойная весна
1959 — Внимание, ракеты на Рейне!  
1960 — Разум против безумия; полнометражный; авторы сценария; Леонтьев А., Медведкин А.  
1962 — Закон подлости; полнометражный; о борьбе с колониализмом в Африке)
1963 — Утро республики Гана 
1964 — Еще один памятник 
1966 — Дружба со взломом 
1966 — Наш друг Сун Ятсен 
1967 — Тень ефрейтора; режиссер и автор сценария: А. Медведкин; операторы: М. Попова, Г. Епифанов 
1968 — Склероз совести; полнометражный; режиссер: А. Медведкин; оператор: Е. Ефимов; звукооператор: К. Никитин
1969 — Письмо китайскому другу 
1971 — Ночь над Китаем; полнометражный; автор сценария; в фильме разоблачается предательский курс маоизма.
1972 — Тревожная хроника (биологическая война США во Вьетнаме. Загрязнение атмосферы, окружающей среды в городах мира-результат научно-технического прогресса, и развития капитализма, эгоизм коммерческой выгоды); полнометражный; режиссер
1975 — Правда и неправда (фильм посвящен взаимоотношениям СССР и Китая); авторс ценария и режиссер: А. Медведкин; оператор: И. Скачков 
1976 — Осторожно! Маоизм! полнометражный; О природе маоизма и событиях в Китае в 1960-х - нач. 1970-х годов.
1977 — На земле Китая; полнометражный; режиссер и автор сценария:  А. Медведкин, В. Сафронов; оператор: В. Ловков; комбинированные съемки: В. Буховцева 
1977 — Пекин — тревога человечества (фильм об интернациональной помощи, которую СССР оказывал Китаю); полнометражный; режиссер и автор сценария: А. Медведкин; оператор: В. Ловков
1979 — Безумие. Размышление о себестоимости убийства; полнометражный
 1984 — Тревога. Раздумья старого человека; полнометражный; размышления режиссера о современной политике администрации Рейгана.

АВТОР СЦЕНАРИЯ

1928 — Мост через Выпь 
1930 — Держи вора 
1930 — Полешко 
1931 — ...Дурень, ты, дурень! 
1931 — Про белого бычка 
1934 — Счастье  
1936 —Чудесница 
1938 — Новая Москва
1949 — Скорая помощь (в страну зайцев прибывает мистер Удав; он объявляет во всеуслышанье, что его страна готова оказать зайцам скорую помощь; каждый заяц получит семь новых шкурок; доверчивые жители длинной вереницей потянулись к мистреру Удаву); мультфильм; политическая сатира

АКТЁР

1930 — Держи вора 

______________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе Госархива Пензенской области, справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 346) и ГОСКАТАЛОГа. Фильмография ЦСДФ— электронного каталога РГАКФД

Библиография

1931 — А. Медведкин. Позиций не сдадим! (Журнал "Пролетарское кино" № 9 за 1931 год)
1971 — Дёмин В. Александр Медведкин. — В кн.: Двадцать режиссерских биографий (изд.: — М.: Искусство)
1977 — Медведкин А. 294 дня на колесах. Из истории кино. Документы и материалы. Вып. 10 (изд.: — М.: Искусство)
1981 — Юренев Р.Н. Александр Медведкин, сатирик (изд.: — М.: Искусство)
1985 — Медведкин А.И. Что такое кинопоезд? — В сб.: Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 11 (изд.: — М.: Искусство)

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1969 — Народный артист РСФСР
1979 — Народный артист СССР

Награды

1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 606 от 08.08.1944 г. Издан: ВС 3 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За боевые заслуги»
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 417 от: 23.04.1945 г. Издан: ВС 3 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1957 — Орден «Знак Почёта»
1967 — Приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (за фильм «Тень ефрейтора»)
1971 — Орден Ленина
1974 — Государственная премия СССР (05 ноября 1974; за фильмы «Ночь над Китаем», «Склероз совести», «Тревожная хроника»)
1974 — Гран-при «Золотой Сестерций» МКФ документального кино в Нионе (Швейцария) (за фильм «Тень ефрейтора»)
1976 — Орден Ленина
1980 — Орден Октябрьской Революции
1980 — Специальный приз жюри ВКФ (за фильм «Безумие»)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (Номер документа: 72. Дата документа: 06.04.1985. Автор документа: Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО)
1988 — 3-й Всесоюзный кинофестиваль (г. Ленинград, 1968) (диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, за фильм «Тень ефрейтора»)

Цитаты

В кино я пришел непосредственно после демобилизации из армии. Но еще на исходе гражданской войны, в бытность мою политработником Первой Конной армии, ощутил вкус сатиры, ее огромную всесокрушающую силу. […]
После демобилизации, оставив клубную военную работу, я пошел в Госвоенкино (была и такая среди многочисленных киноорганизаций в те годы).
[…] я с группой единомышленников стремился опрокинуть мещанское кино, навязать ему открытый бой, вытеснить с экрана настоящим, революционным искусством. Нам казалось, что достаточно одного удара «под вздох», чтобы с треском выбить душу из мещанского «иллюзиона». Что мы хотели уничтожить — было ясно. А вот чем заменить… Тогда казалось, что я точно знаю — что и как надо делать в кинематографе. (Любой дебютант в кино тогда, да, впрочем, и сегодня, «точно» знает, что именно он держит «бога за бороду».) […]
Я выбрал отнюдь не легчайший путь, но единственно для меня возможный — создание киносатиры, отражающей многообразие и новизну задач, стоящих перед нашим обществом, и опирающейся на разнообразие жанровых приемов, когда-либо открытых в искусстве смешного. […]
В те годы бурно развивалось строительство в разных концах страны. Поезда до отказа были забиты строителями Турксиба, Магнитки, Днепрогэса. Казалось, будто необъятная страна сорвалась с места…
И наше место было там, куда устремлялись люди, наши современники.
Так родилась идея «кинопоезда».
Этот «кинопоезд» — киностудия на колесах — был создан нами в 1932 году. В трех пассажирских вагонах мы оборудовали лабораторию, монтажную, базу осветительной аппаратуры, рабочие кабинеты. Жили там же, в вагонах.
Словом, мы располагаем всеми возможностями не только для съемки фильмов, но и для выпуска их на экран в тот же вечер.
«Сегодня снимаем — завтра показываем! Показываем без музыки. Поднимаем на экран острейшие кинодокументы, разоблачающие головотяпство, безобразия, срывы планов, клеймим прогульщиков, пьяниц и неистребимое племя дураков…» — так мы заявляли в своем манифесте. […]
За первый год работы кинопоезд выпустил 72 короткометражных фильма (91 часть) с общим полезным метражом — 24 965 метров. Все шесть рейсов этого года были посвящены таким ключевым проблемам первой пятилетки, как хлеб, уголь, металл и транспорт.
А после кинопоезда, в 1934 году, мне довелось уже на «Мосфильме» попробовать свои силы в постановке большой игровой комедии.
Это была сатирическая комедия «Стяжатели» («Счастье»), построенная на материале русского фольклора. Здесь я тоже применил формы народного сатирического лубка. […]
Фильм получил хорошую прессу, но опять ГУК не пустил его на первые экраны. А рецензия на фильм, написанная С. М. Эйзенштейном, смогла дойти до читателя только спустя тридцать с лишним лет, в пятом томе собрания его сочинений. И, несмотря на поддержку С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, А. Горького, Р. Роллана и других, подлинное признание этой моей работы пришло лишь после войны. Фильм этот — неизменный участник международных ретроспективных фестивалей, о нем немало писали… Но… Фильм был немой, и его до сих пор не озвучили и не показали нашему сегодняшнему зрителю.

МЕДВЕДКИН А. В боях за сатиру // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. М., 1971., Источник

Медведкин работал ассистентом режиссера и пробовал писать сценарии, когда Козинцев и Трауберг после "Шинели" и "С.В.Д." приступали к "Новому Вавилону". "Полешко", первая самостоятельная картина Медведкина, вышла в один год с "Землей жаждет" Райзмана и "Государственным чиновником" Пырьева.
Затем, в течение неполных трех лет, Медведкин выпустил восемь короткометражек. Они стали событием в советском кино на переломе 20-х и 30-х годов. В критике замелькали слова о "Методе Медведкина" и "кинематографе Медведкина". Подборка статей, оценивающих творчество режиссера, называлась: "Кино или Медведкино?"
Открыто эксцентрические, трюковые "киноплакаты" Медведкина были таким же органическим и естественным порождением времени, как и "синие блузы", агитпоезда, "Окна РОСТА" и басни Демьяна Бедного. [...]
Медведкину не повезло: ни одна из его короткометражек не дожила до наших дней. Но даже сценарии их дают представление о почерке этого необыкновенного художника.

ДЕМИН В. Александр Медведкин // 20 режиссерских биографий. М., 1971., Источник

Кратко остановлюсь на интересной попытке т. Медведкина дать короткометражную киносатиру.[…]
Какие основные черты этих вещей? Во–первых, их публицистичность, целеустремленность. Сценарий строится по типу басни. Его сюжет, изложенный образно, и все образное изложение имеет одну определенную цель — пояснить смысл басни. И автор нисколько не скрывает, что он действительно поясняет басню и что образ является аргументом для доказательства смысла басни, из которого дальнейшие выводы делаются сами собой.
Можем ли мы такой метод принять? Конечно, можем. Маяковский нас учил, что самый великий поэт может огорчаться плохой мостовой на Мясницкой и писать об этом хорошие вещи. Каждое явление может быть показано басней, потому что это не есть отдельное явление, а образчик целого ряда подобных явлений. Лучше, конечно, выбирать то, что не слишком индивидуализировано, что является общим. Можно неуклюжесть нашей жизни изображать очень ярко, вызывая смех, и довести зрителя до вывода: надо с этим бороться, надо с этим покончить! Именно так построены эти небольшие пьесы. При этом режиссер, он же и сценарист, не боится стилизации, хорошо пользуется двойным методом: дает карикатуру, невероятность и дает правдоподобие. И тот и другой метод — метод карикатуры и метод правдоподобия — увязаны между собой и не мешают друг другу. Это, разумеется, не единственный способ сатиры. Из моего изложения видно, что для сатиры есть необъятное количество и больших и малых объектов, и здесь могут быть использованы всевозможные подходы и приемы. Но между ними такого рода публицистическая художественная басня, такая «проповедь в лицах», в образах имеет несомненное право на существование.
Но в чем ошибка басен тов. Медведкина? Те грехи, о которых я раньше говорил, они видны и здесь. Когда в одной из пьес для ареста является целый наряд милиции, что–то даже вроде красноармейской части, и представителей Советской власти и все они в торжественном шествии несут поросенка, — я вас уверяю, не надо быть нашим большим врагом, чтобы сказать — вот их администраторы, вот Угрюмовы–Бурчеевы! Еще хуже обстоит дело в смысле аляповатости прицела. Что это за страна, где дураки все время выкарабкиваются на поверхность и все время вредят? И действительно, вокруг этой комедии зародилось и беспокойство и злорадство. Последнее — симптом, говорящий об известной и плохой вещи: не все работники кино проникнуты товарищеским чувством друг к другу. На т. Медведкина сыпались политические обвинения. На самом же деле цель комедии великолепная, чувства самые чистые и коммунистические, но прицел — аляповатый. Возьмем, например, эпизод в ЦКК. Это самая соль вещи, — если она не солона, чем же мы будем солить? Тем не менее здесь происходят юмористически небывалые сцены. Дурака корят, вместо того чтобы устранить его от дела, выделяют его представителем на сходе, в довершение в ЦКК призывают детей, которые во время заседания засыпают. Можно сказать: это черт знает что, это мог только контрреволюционер написать! А между тем все дело тут именно в аляповатости прицела. Надо уметь ограничивать себя, надо уметь ставить определенную цель. Расплывчатость уронила эти вещи т. Медведкина. На мою критику автор уже однажды ответил, что она несправедлива и что рабочие находят эти фильмы хорошими. Да, есть хорошие стороны и в этих вещах, и рабочие их ценят. Когда голодному человеку дают мясо, он ест и похваливает, несмотря на то, что оно подгнило. Это ведь не значит, что надо кормить гнилым мясом. Так и в кино. Вещей, которые били бы по неполадкам, у нас очень мало, и рабочие им рады, если даже в самих этих вещах много неполадок. Мы были бы отвратительными хозяевами, если бы такого оригинального художника сбили с большого, широкого пути, загнали в щелку. Это свидетельствовало бы о нашей дикости. Если мы каждого пионера будем так «прорабатывать» за его ошибки, всякий будет бояться оригинальности, — тут и конец творчеству. За это нас нужно было бы развеять по ветру, потому что такое отношение заводит искусство в тупик. Но нельзя исходить из того, что товарищеская критика спугнет кого–нибудь и у него руки опустятся. Пусть не опускаются. Нельзя, чтобы пролетарий был мимозой, нам нужны достаточно крепкие работники.[…]

А.В. Луначарский; из статьи "Кинематографическая комедия и сатира", опубликовано в 1931 году в журнале «Пролетарское кино» № 9, Источник

[…] Цифровая камера не делает автоматически талантливым ее владельца, который талантом не обладает, либо же слишком ленив, чтобы задаваться подобным вопросом. Можно сколько угодно идти по пути миниатюаризации, но фильмы всегда будут требовать много работы – нужны причины, чтобы снимать их. В этом и состоял весь вопрос с группой Медведкина, молодых рабочих, которые уже в эпоху после событий 1968 года пробовали снимать короткометражки, посвященные их собственной жизни. Мы пытались по мере возможности помогать им с техникой. Но как же они жаловались! "Мы приходим с работы домой, а вы заставляете нас работать и дальше…" Но все-таки их увлекало это занятие и, поверьте мне, тогда произошло нечто, ведь тридцать лет спустя они уже представляли свои работы на фестивале в Бельфоре перед весьма представительной публикой. В то время немые фильмы снимали на 16-миллиметровую пленку, что означало катушки с пленкой, лабораторию, монтажный стол, какой-то метод добавления звука – то, что теперь умещается внутри маленькой коробочки в вашей руке. Вот маленький урок скромности для сегодняшних испорченных детей. Именно такой урок получили испорченные дети 1970-х под патронажем Александра Ивановича Медведкина и его кинопоезда. К счастью для молодого поколения, Медведкин был русским кинематографистом, который в 1936 году при помощи доступных в то время средств (35-миллиметровая пленка, монтажный стол и кинолаборатория, установленная в поезде), по сути, изобрел телевидение: съемки велись в течение дня, проявка и монтаж – ночью, а на следующий день фильм уже смотрели те, кто снимался в нем (а часто принимал участие и на этапе монтажа). Думаю, этот ставший легендой и долгое время забытый отрезок истории (имя Медведкина даже не упомянуто в книге Жоржа Садуля, считавшейся в свое время библией советского кино) во многом лежит в основе большей части моей работы – и, пожалуй, только эта часть и наделена смыслом.[…]

Из интервью режиссёра-документалиста Криса Маркера (1921-2012), Источник

[...]Мы помним Медведкина, работающего с Охлопковым на «Пути энтузиастов», мы помним Медведкина, автора ряда сатирических вещей, мы помним измученного, похудевшего Медведкина, по винтику собирающего кинопоезд. И с этой поры говорить о Медведкине — это значит говорить о кинопоезде. Кинопоезд — это больше чем четыре вагона и 32 (кинематографиста. Это прежде всего воля к работе, энтузиазм и непрестанные, ни на один день не затихающие поиски все новых и новых средств, способов и методов работы. Кинопоездом выпущены комедии «Про любовь», «Тит», «Западня», фельетон «Дыра» и несколько новых по форме работ, так наз. социалистических счетов.
Работа над комедией бодрой, веселой и необычайно острой — вот что отмечает Медведкина от всей армии кинематографистов. И есть еще одна особенность комедий Медведкина —они рождаются в непосредственной близости к зрителю. Они строятся на злободневной тематике. Такова «Про любовь» криворожского рейса, «Тит» — колхозного и «Западня» — военного. Фельетон «Дыра», едва ли не лучшая вещь Медведкина, сделан в совершенно новом жанре.
Сделан на стыке хроникальных и игровых кусков.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

Статьи

Александр Медведкин («Новейшая история отечественного кино. 1986-2000»)
Александр Иванович Медведкин — обзорная статья на Синематеке
Кинопоезд "кинжального действия"
Окаянный сценарий. Неосуществленный замысел Александра Медведкина
«Может быть, мы рано загнали в тупик наш поезд?» Из переписки Александра Медведкина и Криса Маркера. "Киноведческие записки" № 49, 2000
«Освобождение Вильнюса». Из воспоминаний фронтового кинооператора Семёна Школьникова
Ъ-Weekend - Кинопоезд
Александр Медведкин. Материалы на сайте "Чапаев"
Весь Медведкин. Фильмография."Киноведческие записки" № 49, 2000
Александр Медведкин и традиции русского кино. Заметки о становлении поэтики. "Киноведческие записки" № 49, 2000
На полях стенаграммы. Журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" (№1-2)1933 год
Г. ГУРКОВ. В КАДРЕ – НЕСПОКОЙНОЕ ВРЕМЯ (сборник «Документальный экран», Союзинформкино,1984 год)
Олег Горяинов. «Поезд в пути» Криса Маркера: режиссёр как производитель
Операторы и работники фронтовых киногрупп. Медведкин Александр Иванович
«Скорая помощь». Судьба мультфильма Медведкина (журнал «Киноведческие записки» № 49 за 2000 год)
Александр Иванович Медведкин (к 110-летию со дня рождения кинорежиссера)
Пятиминутный фильм «Комната немца» — как исторический документ войны
ИЗВОЛОВ Н.А. «КИНОПОЕЗД» АЛЕКСАНДРА МЕДВЕДКИНА
«Кинопулемёт» (журнал "Советский воин" № 10, октябрь 1972 года)

[ Страница дополняется материалами ]